Журналистика в тоталитарном обществе. Авторитарная концепция журналистики.
Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма.
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются государством. Тем самым создается иллюзия одобрения обществом действий тоталитарной власти.
Авторитарная система журналистики:
1) оформилась в XVI-XVII вв., широко практикуется во многих странах и в настоящее время;
2) возникла из философии абсолютной власти монарха, или его правительства, находящегося у власти, или того и другого;
3) главная цель – поддерживать и проводить политику правительства, находящегося у власти, и служить государству;
4) печать имеют право использовать те, кто получил патент, лицензию или другое подобное разрешение;
5) печать контролируется посредством правительственных патентов, лицензий, а так же цензуры;
6) запрещена в печати критика политического управления и лиц, находящихся у власти;
7) печать находится в руках частных лиц и/или государства;
8) отличается от других концепций журналистики тем, что рассматривает печать как инструмент осуществления правительственной политики.
Эта схема, в самом общем виде, отражает суть авторитарной системы журналистики. Являясь старейшей, авторитарная журналистика включает в себя такие типы систем, как феодально-монархическая и религиозно-клерикальная.
Журналистика в тоталитарном обществе. Авторитарная концепция журналистики. Аудитория СМИ: отношение к средствам массовой информации (показатели и тенденции) известна теория тоталитарной журналистики. Теоретики считают, что авторитарная журналистика с течением времени эволюционировала в тоталитарную журналистику советского образца. Основной миссией такой журналистики должно было быть поддержание советской системы. В рамках тоталитарной теории особое место отводится политическому, экономическому и иному контролю за СМИ со стороны правительства и секретных служб. Только абсолютно лояльные и ортодоксальные члены партии имеют возможность регулярно выступать в СМИ.
С советских времен многое изменилось. Более радикальные реформы прошли в странах Восточной Европы. В Китае в ограниченном масштабе было разрешено частное владение газетами. Означает ли это, что тоталитарная модель журналистики прекратила свое существование? Для правильного понимания этой проблемы необходимо ответить на вопрос, с какой моделью журналистики зрители и читатели имеют дело, когда смотрят государственное телевидение, читают государственную газету? Меняет что-либо тот факт, что федеральные и региональные
государственные СМИ потеряли право на монопольное освещение событий и вынуждены конкурировать с газетами и журналами с иной формой собственности?
Изменение роли аудитории в демократических СМИ.
Взаимоотношения журналиста и запросов аудитории в новых рыночных условиях складываются по-новому. Рынок захлестывает производство информации как товара. Если смотреть на СМИ с точки зрения рынка, то целесообразнее делать газеты типа “Мегаполис- экспресс”, передачи типа “Я сама”. Кончено, нужно ориентироваться на рейтинг, именно на рейтинг ориентируются рекламодатели. Хорошие передачи снимаются не из-за рейтинга. В нашей стране всего 6 каналов эфирного ТВ. Это движение к осознанному поиску целевой аудитории. Влияние факторов, связанных с характером аудитории, могло бы быть более прозрачным, если бы они регулярнее изучались. Но сейчас в основном изучают поведение аудитории. Изучают, что читают люди, а не почему, и что они думают о прочитанном.
Авторитарная теория печати. Исходит из того, что ж-ка должна действовать в интересах власти, инакомысл. подвергаются жестокому прессингу
Средневековый феодальный порядок. Два истока: 1) структура церкви (папа, иерархия - и так же строилась коммуникация), 2) феодальный строй. Пресса - орудие в руках божьих и начальников. Эта концепция жива до сих пор. Наполеон 1, Бисмарк, нацистская и советская печать. Наполеон 1 сознательно использовал печать как инструмент своей политической деятельности. “Печать - оружие”, эта концепция сформулирована Наполеоном 1, продолжена Людовиком 13. Революция противопоставила авторитарной концепции печати - концепцию свободы печати, основанной на свободе слова (Мильтон, “Ареопагитика”). Теоретики считают, что авторитарная журналистика с течением времени эволюционировала в тоталитарную журналистику советского образца.
Авторитарная (лат. auctoratas «власть, влияние») - и как ее крайнее выражение тоталитарная - концепция исходит из того, что пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие. Разумеется, власть при этом исходит из интересов представляемых ею политических, экономически и идеологически господствующих сил. Поэтому практически неограниченную власть получают СМИ, выпускаемые этими силами. Инакомыслящие же либо вовсе не допускаются в область журналистики, либо их издания и программы подвергаются цензуре той или иной степени жесткости, всякого рода экономическим ограничениям с целью исключить или крайне ограничить плюрализм взглядов и добиться максимально возможного влияния на аудиторию в интересах властных структур.
Выделяют:
- «Мягкий» авторитаризм, когда, например, в условиях «молодой» демократии победившим на выборах силам хочется утвердить свои программные цели, а для этого надо «надавить» на оппозицию, сузить возможности ее влияния на общественность, установить преграды для нападок на деятельность властей независимо от меры их справедливости.
- «Грубому» авторитаризму присуще желание любыми способами завоевать и сохранить власть над умами путем жестких цензурных преследований, вплоть до применения силы, подавить оппозицию, не допустить ее влияния на решения государственных институтов.
- Возникновение и развитие русской журналистики в 18 веке. Петровские «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Сатирические издания 2-й половины 18 века.
- «Куранты»
- «Ведомости»
- «Московские ведомости»
- Первый частный журнал
- Сатирические журналы XVIII в.
- Радищев
- Развитие журналистики в начале 19 века. Альманахи декабристов «Полярная звезда» а.А. Бестужева и к.Ф. Рылеева и «Мнемозина» в.К. Кюхельбекера. Журналистика времени декабристского движения
- Альманахи декабриствов «Полярная звезда»
- «Мнемозина» и «Русская старина»
- Неосуществленные замыслы декабристов
- Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).
- Журналистика России в период реформ 1860-х годов.
- Журналистика 70-80-х годов XIX века. «Отечественные записки» под редакцией н.А. Некрасова, м.Е. Салтыкова-Щедрина (1868-1884 гг.). Публицистика м.Е. Салтыкова-Щедрина. Журналистика 70-80-х годов
- «Отечественные записки»
- Журнально-публицистическая деятельность м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в начале XX века.
- Журналистика советской России в условиях многопартийности (ноябрь 1917 – июль 1918 г.)
- Средства массовой информации в 1917-1930-е гг.: типологическая характеристика.
- Журналистика периода Великой Отечественной войны. Советская журналистика в предвоенные годы Печать и радио в условиях вов
- Основная проблематика выступлений советской прессы в годы войны
- Публицистика в годы вов
- Послевоенная журналистика ссср как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Система отечественных средств массовой информации в постсоветский период и на современном этапе.
- Развитие российской журналистики в начале 90 годов
- Сми сегодня
- Заключение
- Развитие журналистики в 17-18 веках в Западной Европе и Америке. Появление ежедневных газет.
- Особенности развития средств массовой информации в странах Западной Европы и сша в 19 веке. Качественная и массовая пресса. Развитие законодательства о печати.
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации фрг. Германия 20 век
- Телевидение германии
- Германия 21 век Печать
- 3. Надрегиональные издания
- Тенденции на рынке газет в Германии в начале XXI века
- Журналы
- Характерные черты и тенденции журналов Германии в начале XXI века
- Крупнейшие издательства в Германии в XXI веке (по охвату аудитории)
- Информагентства Германии в XXI веке
- Телерадиовещание Германии в XXI веке
- Радиокомпании Германии в XXI веке
- Особенности и тенденции телерадиовещания в Германии в XXI веке
- Интернет-ресурсы Германии в XXI веке
- Крупнейшие медиакомпании сми в Германии в XX веке
- Общественно-правовые аспекты развития сми в Германии
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Великобритании. Великобритания 20 век
- Радиовещание великобритании
- Спутниковое телевизионное вещание великобритании
- Кабельное телевидение великобритании
- Великобритания 21 век Печать Великобритании
- Телевидение Великобритании
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Франции. Франция 20 век
- Крупнейшии собственники сми франции
- Радио франции
- Телевидение франции
- Законодательство в обласи сми франции
- Франция 21 век Динамка развития прессы XXI века
- Динамика развития радио
- Динамика развития телевидения
- Интернет и радио
- Законодательство
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации сша.
- Региональная и местная пресса
- Информационные агенства сша
- Телевидение сша
- Из истории радио сша
- Пресса сша в XXI веке
- Радио сша
- Структура эфирного радио
- Важнейшие собственники и инвесторы эфирного радио
- Аудитория традиционного радио
- Традиционное радио-адаптация новых платформ
- Цифровое эфирное радио: структура и аудитория
- Спутниковое радио: структура и аудитория
- Интернет-радио (вещание в интернете): структура и аудитория
- Подкастинг: структура и аудитория
- Основные этапы и тенденции развития системы средств массовой информации снг в начале 21 века (на примере одного из государств).
- Журналистика постсоветских республик
- Основные этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Азии (на примере одного из государств).
- Про сми азиатского региона
- Основные этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Африки (на примере одного из государств).
- Про сми африканского региона
- Телевидение
- Английская концепция свободы печати: теория и практика.
- 4 Концепции свободы печати:
- Американская концепция свободы печати: теория и практика.
- Журналистика в тоталитарном обществе. Авторитарная концепция журналистики.
- Современные зарубежные теории журналистики.
- Французская концепция свободы печати: теория и практика.
- Средства массовой информации как институт гражданского общества. Возможности журналистики в обеспечении плюрализма мнений граждан, позиций политических сил.
- Роль журналистики в освещении глобальных проблем человечества.
- Журналистика как институт демократии. Демократическая концепция журналистики.
- Проблема свободы журналистской деятельности в современном обществе.
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности средств массовой информации.
- 1. Правовое регулирование журналистской деятельности. По Серому учебнику отдж
- Средства массовой информации в демократическом обществе: функции, особенности журналистской деятельности.
- Роль журналистики в избирательном процессе.