Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Франции. Франция 20 век
ПЕЧАТНЫЕ СМИ ФРАНЦИЯ
Период с 1870-1914 называют золотым веком французской журналистики. В этот период происходит бурный рост печатных СМИ. Газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями. Только с 1870 по 1880 количество газет во Франции выросло с 900 до 2500 названий.
В этот период пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, философия которой условно говорят сводиться к тому, что на первой полосе всегда должна быть «кровь».
1903 – газета ПТИ ПАРЕЗЬЕН «МАЛЕНЬКИЙ ПАРИЖАНИН» достигла рекордного тиража - 1,3 миллиона экземпляров. Начинает выходить с подзаголовком «самая крупная газета мира».
1918 – ее тираж вырастает до 3 миллионов экземпляров.
Важной вехой развития печати Франции стал закон о печати 1881 года. Он отменял предварительную цензуру, штемпельные сборы, предостережения, и прочие административные взыскания с прессы. При этом, рассмотрение серьезных нарушений передавалась судам присяжных.
Революционные тенденции, которые в целом характерны для Франции вызвали к жизни ряд газет социалистического и коммунистического блока. Одна из них самая важная и крупная ЮМАНИТЭ «ЧЕЛОВЕЧЕСТВТО» стала издаваться с 1904 года. Именно эта газета распространялось и в СССР на языке оригинала.
Эта газета сыграла важную роль в антивоенном движении. Затем стала главным печатным органом французской компартии (1921). Авторитет газеты был значительным в период действия во Франции антифашистского народного фронта 1934-1938.
Важной вехой, было появления в 1931 году ежедневной вечерней газеты ПАРИ СУАР «ПАРИЖСКИЙ ВЕЧЕР». Это крупная иллюстрированная газета, которая к тому времени использовала новейшее достижение полиграфической техники. Ее тираж в 1939 году составляла 1,6 миллиона экземпляров.
В годы оккупации Франции пресса была расколота на два лагеря.
Подавляющее большинство изданий большой прессы (ПТИ ПАРЕЗЬЕН «МАЛЕНЬКИЙ ПАРИЖАНИН) пошло на сотрудничество с захватчиками и на тот период за такими изданиями закрепилось название «оккупационная пресса». Другая часть возникла в ходе антифашисткой деятельности сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов ЮМАНИТЭ «ЧЕЛОВЕЧЕСТВТО» в целом за все годы оккупации вышло 400 номеров этой газеты.
В период освобождения наблюдался рост количества левых изданий, что соответствовало политики левого коалиционного правительства Франции. В тот период правительство Франции, составляли коммунистическая, социалистическая и католическая партии. Естественно, что издания, которые сотрудничали с фашистами, были запрещены. С началом холодной войны 1946 роль прессы левого блока снижается. Начинается процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий.
Монополизация охватила не только саму систему информации, но и производства бумаги, типографского оборудования и систему распространения печати.
Перестал выходить ряд газет, упали тиражи столичных и провинциальных газет. Из новых газет послевоенного времени выжила только одна
«КОТЕДЬЕН ДЕ ПАРИ» «ПАРИЖСКАЯ ЕЖЕДНЕВНАЯ ГАЗЕТА» 1960
В эти годы главными духовно-идеологическими и политическими изданиями Франции были
«ФИГАРО»
«ФРАНС СУАР» «ФРАНЦУЗСКИЙ ВЕЧЕР»
«ПАРИЗЬЕН ЛИБИРЕ» «ОСВОБОЖДЕННЫЙ ПАРИЖАНИН»
«ОРОР» «УТРЕННЯЯ ЗАРЯ»
«ПАРИ ЖУР» «ПАРИЖСКИЙ ДЕНЬ»
Эти газеты придерживались правых взглядов.
Левых взглядов придерживались
«ЮМАНИТЕ»
«ПОПИЛЕР» «НАРОДНАЯ»
«ЛИБЕРАСЬЕН» «ОСВОБОЖДЕНИЕ»
Кроме того, существовал ряд газет, которые придерживались право и лево центрической направленности:
«МОНТ» «МИР»
«КОМБА» «БОЙ»
«КРУА» «КРЕСТ»
До 1953 года коммунисты издавали свою вечернюю парижскую газету
«СЕ СУАР» «СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ»
В период четвертой республики 1946-1957 издавалось большое количество журналов. Одним из значительных были
правый еженедельник «АСПЭ ДЕ ЛЯ ФРАНС» «АСПЕКТЫ ФРАНЦИИ»
левое издание «ТАН МОДЕРН» «НЫНЕШНИИ ВРЕМЕНА»
«ФРАНС ОБЗЕРВАТЕР» «ФРАНЦУЗСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ»
еженедельный журнал «ЭКСПРЕСС»
Возникла «пресса сердца». Были популярны литературные периодические издания «ЭСПРИ» «ДУХ»
«ЛЕТТЕР ФРАНЦЕСС» «ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
«РЕВЮ ДЕ ПАРИ» «ФРАНЦУЗСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ»
В 1970 годы возникло несколько новых газет, в частности «ЛЕБЕРАСЬЕН». В этот период на первое место по распространению вышла провинциальная пресса.
1980 году в десятку наиболее читабельных газет вошли 4 парижских и 6 провинциальных.
Примерно с 80 годов, и по состоянию на конец 20 века французская печать занимала 22 место в мире и 7 в Европе. В этот период на 1000 жителей приходилось 157 экземпляров периодической печатной продукции. Каждый день газету читали 49% французов по сравнению с 55% в 1980 годы.
В конце 20 века средние расходы семьи на прессу составляли около 70-93 франков или 132 доллара.
Розничная цена французских ежедневных газет значительно выше, чем в Великобритании и Германии не смотря на значительную помощь государства.
В конце 20 века газета «МОНТ» «МИР» стояла 7,5 франков (1,25 доллара) ее британский аналог «таймс» стояла 1,7 франка (0,3 доллара). В периоды с 70-80 цена на газеты выросла в 8 раз.
Доля прессы в экономике Франции значительно ниже доли британской и немецкой прессы. В конце 20 века около 2000 тысяч названий французских газет и журналов экспортировалось в 107 стран.
1982 – французское правительство оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском языке. Под нее попадают только те издания, тираж которых меньше 250 тыс. экземпляров, а распространение меньше 150 тысяч, а доход от рекламы не превышает 25% общего дохода.
Государство субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей.
В целом в системе печатных СМИ Франции выделяют категории периодических изданий:
№1 Пресса общей или политической направленности. В эту группу входят 82 наименования, включая 11 парижских газет. В частности таких изданий как
«ФИГАРО» 1826
«МОНТ» «МИР» 1944
«ЛИБЕРАСЬЕН» 1973
№2 Специализированная периодика, которая включает 118 названий женской прессы, 343 молодежной, около 8000 тыс. технической и профессиональной периодики. Далее спортивная, научная, эротическая и др. периодика.
№3 Экономическая пресса:
«ЭКО» 1908
«ТРИБЬЮ»
«НОВЕЛЬ ЭКОНОМИСТ» 1975
№4 Развлекательные: иллюстрированные еженедельники, например «ПАРИ МАЧ»
№5 Печать документа и статистики
№6 Церковные издания:
католическая газета «КРУА» «КРЕСТ» 1880
еженедельник «ВИ» «ЖИЗНЬ» 1945
Одна из крупнейших газет Франции ФИГАРО в конце 20 века кардинально меняется. Политика редакции была объяснена главным редактором и состояла в следующем: «мы меняем порядок материалов, размещая сначала новости, затем даем мнение. Мы открывали раньше газету редакционной статьей. Читатель начинал знакомится с номером со статьи в которой уже высказывалась позиция. Редакционную статью переместили в центр газеты, расширив место для дебатов. Газета будет открыта для выражения различных мнений, полемики и интерактивности, благодаря читательской почте».
Новая редакционная формула включала расширение информации, касающеюся повседневной жизни читателей. Раздел науки и здоровья стал переходным от информация о внешнем мире к информации о повседневной жизни. Появилась специальная полоса под названием мультимедиа. Здесь представлена продукция высоких технологий (компы, телефоны, интернет). Далее, следует информация о погоде. Специальная рубрика посвящается проблемам культуры.
«ФРАНС СУАР» «ФРАНЦУЗСКИЙ ВЕЧЕР», появилась в 44 году, как продолжение газеты движение сопротивления. В 50 годы газета столкнулась с финансовыми трудностями и редакционными разногласиями и попала под контроль АШЕТ. Редакцию возглавил Лазареф. Команда Лазарефа сделала «ФРАНС СУАР» прибыльным изданием. АШЕТ не вторгалась в деятельность редакции. Так было до середины 60 годов. Распространение газеты выросло с 47 года по 60 с 360 тыс. экземпляров до 1.000.000.000 миллиона.
В конце 50 годов газета пережевала свой золотой век.
«ФРАНС СУАР» выходила с 6 изданиями: 400 журналистов, 20 корпунктов по всему миру.
Журналисты имели постоянные столики в ресторане МАКСИМ. Самый дорогой ресторан в Париже. Журналисты останавливались в самом дорогом отеле КАРЛТОН. В распоряжении журналистов было 20 автомобилей с водителями.
С 60-96 газета терпит ряд трудностей. Ее тираж с каждым годом сокращается.
В 96 году «ФРАНС СУАР» перешла на таблойдный формат. Цена снизилась с 5 до 3,9 франков. Благодаря новой формуле, газета все-таки выживает. НО долги растут.
В 98 меняется владелец «ФРАНС СУАР». Он выпускает обновленную формулу газеты. Было распространено 1 миллион экземпляров по всей Франции по цене 1 франк. Новый владелец заявил о том, что его цель возродить массовую газету, качественную, взвешенную, с большим объемом информации, адресованную миллионам потенциальных читателей. Это серия крупных заголовков на первой полосе, много фотографий. Последняя полоса отводится спорту. Объем газеты вырос до 40 страниц. Этот позволило расширить тематику и при этом сохранить политическую, экономическую и зарубежную информацию.
Как правило, информация такого рода просто усекается. Кроме этого, появились новые вкладыши, среди них «женщина» и «наука». Тиражи по прежнему оставались небольшими, но к началу 20 века ситуация изменилась. Издание стало более успешным.
«МОНТ» «МИР» благодаря одной публикации МОНТ позволила укрепить свои позиции. Она опубликовала финансовый отчет за 1999 год. Ее торговый оборот увеличился на 11%, рекламные доходы «МОНТ» выросли на 32%. Но тем немее 2\3 доходов этой газеты приносит от продажи и ее приложений.
Президент газеты, он же генеральный директор, Колон Бани определили 3 направление развития группы «МОНТ»:
1. участие в технологической революции, тоесть развитие интернета
2. инвестиции в область изданий посвященных культуре, за счет увеличения полос посвященных культуре в газете
3. развитие в сфере региональной прессы: это организация взаимодополняемости между национальными и региональными газетами.
Кроме проникновения в региональные издания «МОНТ» стала закреплять свое партнерство в Европе.
По результатам исследования ежедневных газет «МОНТ» в конце 20 в начале 21 века оставалась на первом месте по количеству читателей с высокими доходами.
Среди семей с доходом менее 320.000 франков (3,5 миллиона читателей) «МОНТ» лидирует, опережая «ФИГАРО», «ЛИБЕРАСЬЕН», «ЭКО»…
В конце 20 века самого высокого результата достигла газета «ЛЕБЕРАСЬЕН».
Распространение так же оставалось стабильным (169 тыс. экземпляров). Газета сохранила распространения в розницу, но компенсировала эту потерю ростом количества подписчиков.
Газета расширила свое присутствие в интернете. По данным 99 года ее сайт ежедневно посещало 50,000 человек. Из них 40% - иностранные читатели.
«ЛИБЕРАСЬЕН» занимало 3 место среди французских изданий после «ЭКО» и «МОНТ» по востребованности в интернете.
Во Франции очень развита экономическая пресса.
Одна из таких газет «ЭКО», которая входит в группу ПИРСОНА. Группа ПИРСОНА издает ФАЙНЕНШИНАЛ ТАЙМС.
В конце 20 века группа «ЭКО» продала свои медицинские издания, которых у нее было три. С маленькими тиражами, узкоспециальные. Это позволило усилить газету.
Благодаря продаже непрофильных активов, газета увеличила число сотрудников, расширила редакцию, которая готовила электронную версию газеты. Все усилия редакции направлены на усиление имиджа «ЭКО», как образцового, качественного издания, с надежной финансовой и экономической информацией.
- Возникновение и развитие русской журналистики в 18 веке. Петровские «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Сатирические издания 2-й половины 18 века.
- «Куранты»
- «Ведомости»
- «Московские ведомости»
- Первый частный журнал
- Сатирические журналы XVIII в.
- Радищев
- Развитие журналистики в начале 19 века. Альманахи декабристов «Полярная звезда» а.А. Бестужева и к.Ф. Рылеева и «Мнемозина» в.К. Кюхельбекера. Журналистика времени декабристского движения
- Альманахи декабриствов «Полярная звезда»
- «Мнемозина» и «Русская старина»
- Неосуществленные замыслы декабристов
- Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).
- Журналистика России в период реформ 1860-х годов.
- Журналистика 70-80-х годов XIX века. «Отечественные записки» под редакцией н.А. Некрасова, м.Е. Салтыкова-Щедрина (1868-1884 гг.). Публицистика м.Е. Салтыкова-Щедрина. Журналистика 70-80-х годов
- «Отечественные записки»
- Журнально-публицистическая деятельность м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в начале XX века.
- Журналистика советской России в условиях многопартийности (ноябрь 1917 – июль 1918 г.)
- Средства массовой информации в 1917-1930-е гг.: типологическая характеристика.
- Журналистика периода Великой Отечественной войны. Советская журналистика в предвоенные годы Печать и радио в условиях вов
- Основная проблематика выступлений советской прессы в годы войны
- Публицистика в годы вов
- Послевоенная журналистика ссср как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Система отечественных средств массовой информации в постсоветский период и на современном этапе.
- Развитие российской журналистики в начале 90 годов
- Сми сегодня
- Заключение
- Развитие журналистики в 17-18 веках в Западной Европе и Америке. Появление ежедневных газет.
- Особенности развития средств массовой информации в странах Западной Европы и сша в 19 веке. Качественная и массовая пресса. Развитие законодательства о печати.
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации фрг. Германия 20 век
- Телевидение германии
- Германия 21 век Печать
- 3. Надрегиональные издания
- Тенденции на рынке газет в Германии в начале XXI века
- Журналы
- Характерные черты и тенденции журналов Германии в начале XXI века
- Крупнейшие издательства в Германии в XXI веке (по охвату аудитории)
- Информагентства Германии в XXI веке
- Телерадиовещание Германии в XXI веке
- Радиокомпании Германии в XXI веке
- Особенности и тенденции телерадиовещания в Германии в XXI веке
- Интернет-ресурсы Германии в XXI веке
- Крупнейшие медиакомпании сми в Германии в XX веке
- Общественно-правовые аспекты развития сми в Германии
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Великобритании. Великобритания 20 век
- Радиовещание великобритании
- Спутниковое телевизионное вещание великобритании
- Кабельное телевидение великобритании
- Великобритания 21 век Печать Великобритании
- Телевидение Великобритании
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Франции. Франция 20 век
- Крупнейшии собственники сми франции
- Радио франции
- Телевидение франции
- Законодательство в обласи сми франции
- Франция 21 век Динамка развития прессы XXI века
- Динамика развития радио
- Динамика развития телевидения
- Интернет и радио
- Законодательство
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации сша.
- Региональная и местная пресса
- Информационные агенства сша
- Телевидение сша
- Из истории радио сша
- Пресса сша в XXI веке
- Радио сша
- Структура эфирного радио
- Важнейшие собственники и инвесторы эфирного радио
- Аудитория традиционного радио
- Традиционное радио-адаптация новых платформ
- Цифровое эфирное радио: структура и аудитория
- Спутниковое радио: структура и аудитория
- Интернет-радио (вещание в интернете): структура и аудитория
- Подкастинг: структура и аудитория
- Основные этапы и тенденции развития системы средств массовой информации снг в начале 21 века (на примере одного из государств).
- Журналистика постсоветских республик
- Основные этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Азии (на примере одного из государств).
- Про сми азиатского региона
- Основные этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Африки (на примере одного из государств).
- Про сми африканского региона
- Телевидение
- Английская концепция свободы печати: теория и практика.
- 4 Концепции свободы печати:
- Американская концепция свободы печати: теория и практика.
- Журналистика в тоталитарном обществе. Авторитарная концепция журналистики.
- Современные зарубежные теории журналистики.
- Французская концепция свободы печати: теория и практика.
- Средства массовой информации как институт гражданского общества. Возможности журналистики в обеспечении плюрализма мнений граждан, позиций политических сил.
- Роль журналистики в освещении глобальных проблем человечества.
- Журналистика как институт демократии. Демократическая концепция журналистики.
- Проблема свободы журналистской деятельности в современном обществе.
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности средств массовой информации.
- 1. Правовое регулирование журналистской деятельности. По Серому учебнику отдж
- Средства массовой информации в демократическом обществе: функции, особенности журналистской деятельности.
- Роль журналистики в избирательном процессе.