«Мнемозина» и «Русская старина»
«Мнемозина» была создана в 1824 г. как трехмесячный сборник, но последняя книжка ее запоздала и вышла уже в следующем году. Инициатива издания «Мнемозины» принадлежала К.В. Кюхельбекеру, который вначале намеревался выпускать ее самостоятельно, но потом, по совету друзей, привлек в качестве соиздателя В.Ф. Одоевского, имевшего большие литературные связи.
Кюхельбекер вступил в Северное общество незадолго до восстания, однако современники знали его свободомыслие по выступлениям в журналах. Было известно также, что, путешествуя по Европе в качестве секретаря вельможи А.Л. Нарышкина, Кюхельбекер читал в Париже лекции о русской литературе, знакомил слушателей с вольнолюбивыми произведениями современных авторов. Политическая заостренность этих лекций встревожила русского посла в Париже, и он выслал Кюхельбекера в Россию. Вернувшись в Петербург как опальный поэт, Кюхельбекер вскоре был отправлен на службу в канцелярию генерала Ермолова в Тифлис, где подружился с Грибоедовым. Осенью 1823 г. Грибоедов и Кюхельбекер приехали в Москву и вскоре начали вместе сотрудничать в «Мнемозине».
Одоевский в тайные общества не входил, но знал об их существовании и дружил со многими декабристами. Проявлявший большие симпатии к отвлеченному «любомудрию» и мистическому идеализму, писатель-романтик («русский Гофман», как его называли), Одоевский в своих философских и фантастических повестях иногда критически изображал светское общество, что положительно оценивал Белинский (I, 274; IV, 344; VIII, 300).
«Мнемозина» только названием и периодичностью напоминала альманах[15]. В действительности же это был настоящий журнал и по составу и по характеру материалов. В «Мнемозине» имелись отделы: «Философия», «Военная история», «Изящная проза», «Стихотворения», «Путешествия», «Критика и антикритика», «Смесь». Не только современники ощущали это своеобразие «Мнемозины»: Белинский, например, называл ее «журналом-альманахом» (VIII, 300) или просто «журналом» (II, 463).
Научным отделом заведовал Одоевский. Он писал статьи и очерки по вопросам философии – в духе философского идеализма Шеллинга, и по вопросам эстетики – в духе немецкого романтизма, а также сатирические статьи-фельетоны. Кюхельбекер стоял во главе художественного и критического отделов и был самым деятельным сотрудником «Мнемозины»: в четырех книжках альманаха он напечатал более двадцати своих произведений в самых различных жанрах – стихотворения, письма о путешествии по Германии и Франции, повесть «Адо», поэмы «Святополк Окаянный» и «Смерть Байрона», отрывки из трагедии «Аргивяне», критические и полемические статьи и т.д.
Первая книжка Мнемозины» открывалась программным стихотворением Грибоедова «Давид»; в нем защищалась идея героического подвига, оправдывалась борьба с тираном. Пушкин дал в альманах три стихотворения: «Вечер», «Мой демон», «К морю». В «Вечере» он называет свободу своим кумиром, а в стихотворении «К морю» рисует образ свободолюбивого поэта Байрона. Печатались также стихи Вяземского, Баратынского, Раича и др., но ведущая роль в отделе поэзии, бесспорно, принадлежала Кюхельбекеру, Грибоедову и Пушкину.
В отделе «Философия» выделялись статьи Одоевского («Афоризмы из различных писателей по части современного германского любомудрия», отрывок из «Словаря истории философии») и рассуждение профессора Московского университета М.Г. Павлова «О способах исследования природы», в котором доказывалось преимущество «умозрительного» метода перед «эмпирическим». Работа Павлова произвела сильное впечатление на современников; к ней обращались и в последующие десятилетия, ее хорошо знал Белинский (II, 463).
Но центральное место в «Мнемозине» по праву занимала статья Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», опубликованная во второй книжке альманаха. Это было боевое выступление, в котором защищались основные положения литературно-эстетической программы декабристов: борьба с подражанием, требование самобытной литературы, насыщенной высоким гражданским пафосом, острая критика элегического романтизма карамзинского толка, творчества Жуковского и поэтов его школы.
Кюхельбекер отмечает, что в течение последнего десятилетия наиболее широкое распространение в русской поэзии получил жанр элегии, где воспеваются чувства грусти, тоски, уныния. Время требует от поэзии мужественной силы, а ее нет в «мутны«, ничего не определяющих, изнеженных, бесцветных произведениях».
Определяя современное состояние литературы, Кюхельбекер решительно заявляет: «У нас все мечта и призрак, все мнится и кажется и чудится, все только будто бы, как бы, нечто, что-то... чувств у нас уже давно нет: чувство уныния поглотило все прочие. Все мы взапуски тоскуем о своей погибшей молодости; до бесконечности жуем и пережевываем эту тоску и наперерыв щеголяем своим малодушием в периодических изданиях... Из слова же русского, богатого и мощного, силятся извлечь небольшой, благопристойный, приторный, искусственно тощий, приспособленный для немногих, язык, un petit jargon de coterie»[16]. Явно намекая на баллады и элегии Жуковского, Кюхельбекер писал: «Картины везде одни и те же: луна, которая, разумеется, уныла и бледна, скалы и дубравы, где их никогда не бывало, лес, за которым сто раз представляют заходящее солнце, вечерняя заря; изредка длинные тени и привидения, что-то невидимое, что-то неведомое: ... в особенности же туман: туманы над водами, туманы над бором, туманы над полями, туман в голове сочинителя».
Довольно строго отзываясь и об элегиях Пушкина, Кюхельбекер противопоставляет им его романтические поэмы. Он боролся за Пушкина как критик декабристского лагеря и хотел направить творчество поэта в русло гражданского романтизма.
По мнению Кюхельбекера, высокие общественные идеи могут быть выражены только в таких жанрах, как гражданская ода, героическая поэма, трагедия, народно-патриотическая дума, сатира и комедия.
Среди многих, кто напал «а Кюхельбекера за его смелую статью, был Булгарин. Свой ответ Булгарину («Разговор с Ф.В. Булгариным») Кюхельбекер напечатал в третьей книжке «Мнемозины»; здесь он дополнительно аргументировал и развил положения своей статьи. Одоевский сразу же выступил на стороне Кюхельбекера и вслед за его «Разговором» поместил «Прибавление к предыдущему Разговору», также направленное против Булгарина; кроме того, в третью книжку «Мнемозины» Одоевский включил фельетон «Следствия сатирической статьи» и высмеял тех поэтов («парнасников»), которые «глаз не сводят с туманной дали».
В «Мнемозине» появился один из первых положительных отзывов о комедии Грибоедова, полемически направленный против реакционной критики. В статье «Несколько слов о Мнемозине самих издателей» утверждалось, что «Горе от ума» делает «честь нашему времени» и заслуживает «уважения всех своих читателей, кроме некоторых привязчивых говорунов».
«Мнемозина» имела большой успех у читателей: первая книжка вышла тиражом 600 экземпляров, вторая – 1200 экземпляров. Это был второй, после «Полярной звезды», случай, когда альманах печатался таким большим тиражом.
Белинский рассматривал «Мнемозину» как «журнал, предметом которого было искусство и знание» (II, 463). Великий критик указывал на большую роль «Мнемозины» в распространении серьезных теоретических знаний и новейших научных идей, в обогащении русского языка научной терминологией.
Исторический и одновременно литературный альманах «Русская старина. Карманная книжка для любителей и любительниц отечественного» издавалась декабристом А.О. Корниловичем; вышла всего одна книжка – на 1825 г. Корнилович – историк и исторический беллетрист, серьезно изучавший эпоху Петра I, участник Вольного общества любителей российской словесности, был сотрудником «Полярной звезды» и других изданий.
Книжка «Русской старины» состояла из пяти статей Корниловича, объединенных общим названием «Нравы русских при Петре Великом», и четырех статей историка и этнографа В.Д. Сухорукова, имевших заглавие «Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетии». В произведениях Корниловича очень высоко оценивалась деятельность Петра I как просвещенного монарха-реформатора, делалось характерное для декабристов скрытое противопоставление Петра I Александру I. Пушкин, работая над «Арапом Петра Великого», обращался к статьям Корниловича, в частности к статье «О первых балах в России».
Сухоруков собирал материалы по истории Войска Донского. В своих работах он подчеркивал героизм, мужество, природное свободолюбие донского казачества, т.е. те гражданские добродетели, которые прославлял Рылеев в «думах» и поэмах. Статьи Корниловича и Сухорукова, отличаясь исторической точностью, были в полном смысле слова художественными произведениями.
«Русская старина» была сочувственно встречена читателями и вскоре вышла вторым изданием.
- Возникновение и развитие русской журналистики в 18 веке. Петровские «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Сатирические издания 2-й половины 18 века.
- «Куранты»
- «Ведомости»
- «Московские ведомости»
- Первый частный журнал
- Сатирические журналы XVIII в.
- Радищев
- Развитие журналистики в начале 19 века. Альманахи декабристов «Полярная звезда» а.А. Бестужева и к.Ф. Рылеева и «Мнемозина» в.К. Кюхельбекера. Журналистика времени декабристского движения
- Альманахи декабриствов «Полярная звезда»
- «Мнемозина» и «Русская старина»
- Неосуществленные замыслы декабристов
- Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).
- Журналистика России в период реформ 1860-х годов.
- Журналистика 70-80-х годов XIX века. «Отечественные записки» под редакцией н.А. Некрасова, м.Е. Салтыкова-Щедрина (1868-1884 гг.). Публицистика м.Е. Салтыкова-Щедрина. Журналистика 70-80-х годов
- «Отечественные записки»
- Журнально-публицистическая деятельность м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в начале XX века.
- Журналистика советской России в условиях многопартийности (ноябрь 1917 – июль 1918 г.)
- Средства массовой информации в 1917-1930-е гг.: типологическая характеристика.
- Журналистика периода Великой Отечественной войны. Советская журналистика в предвоенные годы Печать и радио в условиях вов
- Основная проблематика выступлений советской прессы в годы войны
- Публицистика в годы вов
- Послевоенная журналистика ссср как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Система отечественных средств массовой информации в постсоветский период и на современном этапе.
- Развитие российской журналистики в начале 90 годов
- Сми сегодня
- Заключение
- Развитие журналистики в 17-18 веках в Западной Европе и Америке. Появление ежедневных газет.
- Особенности развития средств массовой информации в странах Западной Европы и сша в 19 веке. Качественная и массовая пресса. Развитие законодательства о печати.
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации фрг. Германия 20 век
- Телевидение германии
- Германия 21 век Печать
- 3. Надрегиональные издания
- Тенденции на рынке газет в Германии в начале XXI века
- Журналы
- Характерные черты и тенденции журналов Германии в начале XXI века
- Крупнейшие издательства в Германии в XXI веке (по охвату аудитории)
- Информагентства Германии в XXI веке
- Телерадиовещание Германии в XXI веке
- Радиокомпании Германии в XXI веке
- Особенности и тенденции телерадиовещания в Германии в XXI веке
- Интернет-ресурсы Германии в XXI веке
- Крупнейшие медиакомпании сми в Германии в XX веке
- Общественно-правовые аспекты развития сми в Германии
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Великобритании. Великобритания 20 век
- Радиовещание великобритании
- Спутниковое телевизионное вещание великобритании
- Кабельное телевидение великобритании
- Великобритания 21 век Печать Великобритании
- Телевидение Великобритании
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Франции. Франция 20 век
- Крупнейшии собственники сми франции
- Радио франции
- Телевидение франции
- Законодательство в обласи сми франции
- Франция 21 век Динамка развития прессы XXI века
- Динамика развития радио
- Динамика развития телевидения
- Интернет и радио
- Законодательство
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации сша.
- Региональная и местная пресса
- Информационные агенства сша
- Телевидение сша
- Из истории радио сша
- Пресса сша в XXI веке
- Радио сша
- Структура эфирного радио
- Важнейшие собственники и инвесторы эфирного радио
- Аудитория традиционного радио
- Традиционное радио-адаптация новых платформ
- Цифровое эфирное радио: структура и аудитория
- Спутниковое радио: структура и аудитория
- Интернет-радио (вещание в интернете): структура и аудитория
- Подкастинг: структура и аудитория
- Основные этапы и тенденции развития системы средств массовой информации снг в начале 21 века (на примере одного из государств).
- Журналистика постсоветских республик
- Основные этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Азии (на примере одного из государств).
- Про сми азиатского региона
- Основные этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Африки (на примере одного из государств).
- Про сми африканского региона
- Телевидение
- Английская концепция свободы печати: теория и практика.
- 4 Концепции свободы печати:
- Американская концепция свободы печати: теория и практика.
- Журналистика в тоталитарном обществе. Авторитарная концепция журналистики.
- Современные зарубежные теории журналистики.
- Французская концепция свободы печати: теория и практика.
- Средства массовой информации как институт гражданского общества. Возможности журналистики в обеспечении плюрализма мнений граждан, позиций политических сил.
- Роль журналистики в освещении глобальных проблем человечества.
- Журналистика как институт демократии. Демократическая концепция журналистики.
- Проблема свободы журналистской деятельности в современном обществе.
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности средств массовой информации.
- 1. Правовое регулирование журналистской деятельности. По Серому учебнику отдж
- Средства массовой информации в демократическом обществе: функции, особенности журналистской деятельности.
- Роль журналистики в избирательном процессе.