Интернет-радио (вещание в интернете): структура и аудитория
Распространение аудиоконтента в интернете имеет много форм, но две основные на сегодняшний день − потоковое аудио (streaming audio), о котором пойдет речь в этом разделе, и подкастинг (podcasting).
Главным принимающим устройством для них становятся персональные компьютеры, что означает, что, в отличие от цифрового и спутникового радио, у этой формы вещания практически не возникает проблемы распространения специальных приемников, без которых невозможна их полноценная работа. Только в домах жителей США находится около 200 млн компьютеров и ноутбуков, которые охватывают, таким образом, около 75% всех домохозяйств страны. Кроме того, сотни миллионов компьютеров находятся в офисах и других рабочих помещениях, что еще более существенно расширяет потенциальный охват. Согласно опросу10 Ассоциации производителей и продавцов потребительской электроники (Consumer Electronics Association), проведенному в апреле 2007 г., почти ¾ американского взрослого населения слушает аудио на персональных компьютерах только в домашних условиях (не считая прослушивания на работе), предпочитая музыкальные продукты, на которые тратят в среднем до 9 часов в неделю.
Более 60% американских домохозяйств сегодня подключены к интернету, и из них более 70% пользуются каналами широкополосного доступа, что чаще всего означает более активное потребление различных сетевых услуг и продуктов, в том числе и мультимедийных. Число интернет-пользователей в США в 2006 г. составляло, по данным eMarketer, 182 млн человек или 63.6% населения. Это выше чем в ведущих станах Европы, а среди наиболее технологически продвинутых крупных держав мира США по охвату уступают только Южной Корее, Японии и Австралии. В мире же в целом было в 2006 г. 1080 млн пользователей, что означало охват 16.6% населения. Активных пользователей, по подсчетам Nielsen/NetRatings, в мае 2007 г. среди американцев было 146 млн.
В потоковом вещании преобладают два базовых сегмента - ретрансляция сигнала офлайновых вещателей и распространение программ оригинальных онлайновых каналов и станций. Демократичность этой платформы пока ставит конкурентов самого разного, казалось бы, уровня − от радиогигантов до проектов сетевых энтузиастов-любителей в изначально наиболее равные условия в сравнении со многими другими медийными ресурсами.
Традиционные станции в последние 2-3 года пытаются активно развивать свои онлайновые проекты, предлагают новые услуги, подстроенные под возможности и особенности медиапотребления в Сети. В начале нового столетия у эфирного радио наблюдался кадровый дефицит специалистов по адаптации бизнеса к онлайновым реалиям, но постепенно пришли или выросли внутри отрасли сильные кадры и вместе с ними появлялись предложения различных сервисов.
Все больше станций ретранслируе свой основной сигнал через интернет и создает на его базе новые каналы потокового аудио. В феврале 2007 г. вело одновременное вещание (simulcasting) в интернете 3815 эфирных станций. Согласно данным JP Morgan, программы станций и специальных онлайновых проектов Clear Channel Communications отвечали в начале 2007 г. за 20% всего сетевого прослушивания в США. У менее крупных групп, вроде Entercom, было около 1 млн пользователей в месяц, слушающих в среднем по три часа. Особенно востребованными в интернете оказались программы общественного радио − сети National Public Radio (NPR) и ведущих местных станций, многие из которых имеют миллионные аудитории. Еще в конце 2005 г. уже более 50% респондентов, опрошенных Media Span Network11, признавались, что хотя бы раз в месяц заходили на сайты локальных радиостанций всех форматов для того, чтобы послушать онлайновые трансляции или скачать подкасты программ.
Цифровые офлайновые проекты также используют интернет как важный канал для дистрибуции и привлечения аудитории. Большинство слушателей HD2 Radio, оригинальных каналов цифрового радио, скорее всего, слушают именно через интернет, ведь приемников еще слишком мало. Работает в интернете и спутниковое радио. ХМ Online Radio предлагает 80 каналов, а в 2007 г. этот сервис оказался включен в операционную систему Microsoft Windows Vista как дополнительная опция. У Sirius почти с самого запуска был Sirius.com, а в конце 2007 г. начало работать Sirius Internet Radio, на котором все каналы оператора стали доступны за отдельную подписку.
Весной 2007 г. в американском сегменте интернета действовало около 30 000 оригинальных вебкастеров (webcaster), станций, созданных непосредственно для сетевого вещания. Среди основных секторов − вещательные подразделения больших онлайновых корпораций, вроде Yahoo! Music, AOL Radio или Real Networks' Rhapsody, крупные независимые компании, такие как Pandora Media и Live 365, а также множество мелких вещателей, преимущественно музыкальные станции, созданные энтузиастами.
Основа работы онлайновых радиокомпаний - привлечение тысяч пользователей, которые могут после предоставления уточняющей информации принимать индивидуальные каналы или станции, основанные на их персональных музыкальных предпочтениях. Каждый может создавать свои индивидуальные один или бесконечное множество каналов по своим вкусам на основе имеющихся у компании музыкальных файлов. Хотя существует и набор каналов, программируемых самой компанией, на которые можно подписываться. По такой модели действуют большинство наиболее востребованных ресурсов. Самая популярная радиоплощадка − AOL Radio − может собирать аудиторию до 1.5 млн пользователей в день. А у ведущей независимой компании Pandora из Оклэнда, созданной только в 2005 г., к лету 2007 г. было 7 млн пользователей. Еще одна важнейшая площадка − британская Last FM, которая работает с 2002 г. и имеет более 15 млн слушателей в 200 странах мира, особенно в США, Англии и Германии. При создании персональных станций она опирается на контент, предлагаемый другими пользователями, т.е. построена по актуальному сейчас принципу социальной сети и считается одним из наиболее динамичных и активных онлайновых комьюнити с учетом всех тематических сфер. Другой вид онлайновых станций создается на основе программирования, осуществляемого владельцем, больше по модели традиционной станции, но в гораздо более нишевых форматах. Такие ресурсы действуют или как самостоятельные станции, или обращаются к специальным порталам, вроде Live365 или LoudCity, которые предлагают хостинговые услуги сотням и даже тысячам маленьких проектов и при этом, к примеру, как Live365, могут привлекать к ним совокупную аудиторию до 4-5 млн слушателей.
В результате, благодаря как изначально большей доступности для приема, так и максимальной широте выбора и индивидуализации потребления, онлайновое радио слушает больше человек, чем спутниковое, HD Radio, подкасты и мобильное радио вместе взятые. По разным данным, ежемесячная аудитория тысяч онлайновых станций составляет от 50 до 72 млн пользователей, а в мае 2007 г. comScore насчитал даже 85 млн уникальных пользователей. Еженедельная аудитория, по данным Arbitron и Edison Media Research, приведенным в таблице в начале работы достигает 29 млн пользователей, при том что три года назад эта цифра бала на уровне 20 млн. Ежедневная же аудитория доходит до 7 млн человек.
Традиционно прослушивание идет через стационарные компьютеры, иногда через наутбуки или мобильные телефоны и другие портативные устройства с соответствующими функциями, в тех местах, где есть беспроводной интернет. По опросу American Media Services, в начале 2007 г. 67% респондентов ответили, что слышали онлайновое радио, при том, что за год до этого таковых было всего 36%. Показательно, что 71% пользователей онлайнового радио слушают дома, 42% − на работе, а 6% − через мобильные телефоны и другие портативные устройства. При этом 28% заявили, что хотели бы иметь возможность слушать в автомобиле.
Учитывая всю широту выбора мест, в которых различные аудиоплощадки могут конкурировать между собой, в 2007 г. интернет-станции начали серьезно бороться за мобильность и более широкую доступность. Мобильность онлайнового радио имеет значительный потенциал, ведь оно предлагает большую персонализацию услуг, при этом, в отличие от спутникового радио, без платы за подписку и дорогих приемников. Так Pandora Media Inc. начала совместный проект с оператором мобильной связи Sprint Nextel Corp. Он должен сделать каналы компании доступными для абонентов мобильной связи за 2.99 долл. в месяц. На этом поле она будет конкурировать с игроками масштаба Clear Channel. Кроме того, Pandora уже разрабатывает и собственный портативный плеер. Кроме того, портативные приемники в 2006-2007 гг. разработал целый ряд небольших технологических компаний, вроде Roku, Com One, Revo, Terratec или Tivoli. Правда они стоят довольно дорого, по 250−350 долл. и пока мало доступны в магазинах США, т.к. это преимущественно европейские компании. Это приемники, которые можно ставить в любом помещении или даже на улице, в любых местах, где есть Wi-Fi и другие формы беспроводного интернета. Они могут принимать неограниченное число станций и проигрывать подкасты.
А компания Slacker Inc. начала создание приемника и контент-платформ для онлайнового радио, которое будут приниматься в автомобилях. Различные инвесторы уже предоставили более 50 млн на финансирование проекта. Правда, для приема нужно устанавливать специальную антенну на крышу автомобиля, а сети Wi-Fi или тем более WiMax, через которые можно передавать сигнал, в США еще слабо развиты. При этом только за весну 2007 г. компания получила 100 тыс. зарегистрированных пользователей. Отличие этой модели от модели спутниковых операторов в том, что они потратили миллиарды на запуск своих спутников и их обслуживание, а Slacker планирует использовать часть спутниковых мощностей телевизионных компаний и других операторов. Кроме того, вместо прямых трансляций, программы будут передаваться на приемник и сохраняться там, что требует меньше расходов и места на спутнике. Приемники, как пока планируется, будут стоить 149 долл., что, как уже упоминалось выше, довольно много для среднего потребителя.
- Возникновение и развитие русской журналистики в 18 веке. Петровские «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Сатирические издания 2-й половины 18 века.
- «Куранты»
- «Ведомости»
- «Московские ведомости»
- Первый частный журнал
- Сатирические журналы XVIII в.
- Радищев
- Развитие журналистики в начале 19 века. Альманахи декабристов «Полярная звезда» а.А. Бестужева и к.Ф. Рылеева и «Мнемозина» в.К. Кюхельбекера. Журналистика времени декабристского движения
- Альманахи декабриствов «Полярная звезда»
- «Мнемозина» и «Русская старина»
- Неосуществленные замыслы декабристов
- Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).
- Журналистика России в период реформ 1860-х годов.
- Журналистика 70-80-х годов XIX века. «Отечественные записки» под редакцией н.А. Некрасова, м.Е. Салтыкова-Щедрина (1868-1884 гг.). Публицистика м.Е. Салтыкова-Щедрина. Журналистика 70-80-х годов
- «Отечественные записки»
- Журнально-публицистическая деятельность м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в начале XX века.
- Журналистика советской России в условиях многопартийности (ноябрь 1917 – июль 1918 г.)
- Средства массовой информации в 1917-1930-е гг.: типологическая характеристика.
- Журналистика периода Великой Отечественной войны. Советская журналистика в предвоенные годы Печать и радио в условиях вов
- Основная проблематика выступлений советской прессы в годы войны
- Публицистика в годы вов
- Послевоенная журналистика ссср как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Система отечественных средств массовой информации в постсоветский период и на современном этапе.
- Развитие российской журналистики в начале 90 годов
- Сми сегодня
- Заключение
- Развитие журналистики в 17-18 веках в Западной Европе и Америке. Появление ежедневных газет.
- Особенности развития средств массовой информации в странах Западной Европы и сша в 19 веке. Качественная и массовая пресса. Развитие законодательства о печати.
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации фрг. Германия 20 век
- Телевидение германии
- Германия 21 век Печать
- 3. Надрегиональные издания
- Тенденции на рынке газет в Германии в начале XXI века
- Журналы
- Характерные черты и тенденции журналов Германии в начале XXI века
- Крупнейшие издательства в Германии в XXI веке (по охвату аудитории)
- Информагентства Германии в XXI веке
- Телерадиовещание Германии в XXI веке
- Радиокомпании Германии в XXI веке
- Особенности и тенденции телерадиовещания в Германии в XXI веке
- Интернет-ресурсы Германии в XXI веке
- Крупнейшие медиакомпании сми в Германии в XX веке
- Общественно-правовые аспекты развития сми в Германии
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Великобритании. Великобритания 20 век
- Радиовещание великобритании
- Спутниковое телевизионное вещание великобритании
- Кабельное телевидение великобритании
- Великобритания 21 век Печать Великобритании
- Телевидение Великобритании
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Франции. Франция 20 век
- Крупнейшии собственники сми франции
- Радио франции
- Телевидение франции
- Законодательство в обласи сми франции
- Франция 21 век Динамка развития прессы XXI века
- Динамика развития радио
- Динамика развития телевидения
- Интернет и радио
- Законодательство
- Этапы и тенденции развития системы средств массовой информации сша.
- Региональная и местная пресса
- Информационные агенства сша
- Телевидение сша
- Из истории радио сша
- Пресса сша в XXI веке
- Радио сша
- Структура эфирного радио
- Важнейшие собственники и инвесторы эфирного радио
- Аудитория традиционного радио
- Традиционное радио-адаптация новых платформ
- Цифровое эфирное радио: структура и аудитория
- Спутниковое радио: структура и аудитория
- Интернет-радио (вещание в интернете): структура и аудитория
- Подкастинг: структура и аудитория
- Основные этапы и тенденции развития системы средств массовой информации снг в начале 21 века (на примере одного из государств).
- Журналистика постсоветских республик
- Основные этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Азии (на примере одного из государств).
- Про сми азиатского региона
- Основные этапы и тенденции развития системы средств массовой информации Африки (на примере одного из государств).
- Про сми африканского региона
- Телевидение
- Английская концепция свободы печати: теория и практика.
- 4 Концепции свободы печати:
- Американская концепция свободы печати: теория и практика.
- Журналистика в тоталитарном обществе. Авторитарная концепция журналистики.
- Современные зарубежные теории журналистики.
- Французская концепция свободы печати: теория и практика.
- Средства массовой информации как институт гражданского общества. Возможности журналистики в обеспечении плюрализма мнений граждан, позиций политических сил.
- Роль журналистики в освещении глобальных проблем человечества.
- Журналистика как институт демократии. Демократическая концепция журналистики.
- Проблема свободы журналистской деятельности в современном обществе.
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности средств массовой информации.
- 1. Правовое регулирование журналистской деятельности. По Серому учебнику отдж
- Средства массовой информации в демократическом обществе: функции, особенности журналистской деятельности.
- Роль журналистики в избирательном процессе.