logo search
Госы ответы часть 1

Радио франции

Во Франции первая экспериментальная передача прозвучала в 1908 году с Эйфелевой башни. Это была музыка с пластинок. Передачу провел американский изобретатель Ли де Форест, а слышали ее французские военные радиооператоры.

Регулярное французское радиовещание началось в начале 20 годов с башни, где расположилась первая радиостанция.

В 1932 году была провозглашена государственная монополия на радиовещание, но с допуском в эфир ограниченного числа частных радиостанций. В 1945 году с частными радиостанциями было покончено. Правительство определило электронные СМИ как официальный рупор своей политики, и подчинила эфир своему контролю.

Хрестоматийно известна фраза генерала Де Голля: «у вас, у оппозиции есть газеты. У меня радио и ТВ».

Французское радиовещание отличают высокий эстетический уровень и жанровое разнообразие программ. Визитной карточкой является забота о национальной культуре и французском языке. (круглосуточная услуга точного времени)

Среди наиболее популярных были программы о французских шансонье. Различные забавные игры с участие куплетистов.

Детские передачи в виде викторин, состязание умелых и сообразительных, литературно-драматические композиции и радиоспектакли различных жанров. В отличие от других стран мира, Франция начала радиовещание без подготовительного периода.

В истории французского радио выделяют два наиболее выразительных и характерных пласта программ: радиотеатр, музыкальные передачи.

Одним из основных элементов большинства радиопрограмм является постановочный или драматургический элемент. Вместо того чтобы давать в эфир беседу, французские радиорежиссеры предпочитали превратить в диалог придуманных персонажей или реальных персонажей с заранее прописанным сценарием.

На французском радио в работе над готовым текстом привлекались мастера диалога. Как правило, это драматурги и киносценаристы.

В 1947 году в эфир вышел цикл музыкальных передач для детей и юношества под названием «В царстве музыки». Они были построены в форме радиопьес, в которых фигурировали «фея музыка», «принц ритм», «мадам сольфеджио, и ее 7 детей».

Этот цикл пользовался очень большой популярностью и через 10 лет добавили «турнир в царстве музыки». Здесь проявляли свои таланты одаренные дети до 14 лет из разных городов страны. В конце года профессора парижской консерватории награждали победителей. (у нас «радио няня»)

Источником Французского радиотеатра были отечественная история и мировая классика. Инсценировки Толстого, пьесы Корнеля и Шиллера. В 60 годы, когда телевидение отобрало у радио почти всю драматургию, радио осталось в поле культуры и попыталась найти свои подходы к художественному вещанию. В 60 годы, на международной конференции радиовещательного союза отмечался опыт Франции, где радио и телевидение выступали не как конкуренты, а как союзники.

В много времени понадобилось другим СМИ впитать опыт Франции и наладить взаимовыгодные условия существования и помогать выживать на медиа пространстве.

На телевидение во Франции была постоянная рубрика «театр через века». И это рубрика была под пристальным вниманием радио. Радио предупреждало телезрителей, тоесть своих радиослушателей, что на следующий день после премьеры они могут принять участие в ее обсуждение в радио студии.

В это период, большое место во французском радиотеатре стали занимать радиопьесы. Для того чтобы стимулировать авторов, радио стало объявлять ежегодные конкурсы на лучшую комедию или драму. Во Франции проводятся международные фестивали радио (Канны, Орел). За лучшие работы вручаются премии.

Экстерриториальные радиостанции постоянно вторгались во французский эфир, оттягивая аудиторию на себя: радио МОНТЕКАРЛО, радио ЛЮКСЕМБУРГ, ЕВРОПА1, а так же бельгийское и швейцарское радио. Эти вторжения радиостанций из соседних стран заставляли держать французских радиовещателей в тонусе.

Правительство Франции долгие годы очень щедро субсидирую электронные СМИ, поддерживая уровень художественного вещания. Парижский дом радио к концу 70 годов располагал 4 оркестрами, 4 хоровыми коллективами, включая детскую капеллу. Кроме этого оркестры и хоры имелись в других городах, где шло вещание. В этот период радио Франции ежегодно использовало до 35 тыс. актеров, певцов и музыкантов, и ежедневно давало в эфир две новые концертные программы.

В области радиовещания могли соперничать только 3 страны в Европе: СССР, Англия и Италия.

В 1982 государственные монополии в сфере вещании пришел конец. Государственные каналы преобразовались в общественные. В эфир хлынул поток передач новых коммерческих станций. В первый год после демонополизации эфира, коммерческих радиостанций появилась больше 150. Многие из них эпатировали публику тяжелым роком.

В итоге, очень четкая и жесткая лицензионная политика государства помогла устранить эти крайности.

В целом, французское радиовещание имеет государственные программы, периферические радиостанции (около 50) и систему частных, местных радиостанций, которая сложилась в 80 годы. Есть государственное французское международное радио ведущая передачи на 17 языках. К международному вещанию относятся: радио ФРАНС ИНТЕРНАЦИОНАЛЬ

Официально с 70 годов были провозглашены 4 принципы французского радиовещания:

1. это доступ общественности к разнообразным программам и информации

2. независимость работников эфира от государства и частных, финансовых интересов

3. децентрализация вещания через станции

4. сохранение за государством роли регулятора и ответственного за лицензирование станций

Общественный сектор радиовещания Франции объединен в рамках национальной компании радиовещания РАДИОФРАНС, которая разрабатывает и составляет программы для сети, состоящей из 53 радиостанций. Сюда входят: 5 национальных, 39 местных, и 9, так называемых, станций сопровождения. Созданы 1971 году, первая из них – ФРАНЦ ИНТЕР ПАРИ. Они вещают круглосуточно, и передают вспомогательную информацию: куда включается прогноз погоды, репертуар театров и кинотеатров, ситуация на дорогах, предложения рабочих мест, программа радио и ТВ. + непрерывное музыкальное сопровождение.

В число 5 радиостанций входят, ФРАНС ИНТЕР 1947, ФРАНС КУЛЬТУР, ФРАНС МУЗИК. Радио БЛЁ, передачи рассчитаны на слушателей старше 50 лет. ФРАНЦ ИНФО 1987 год и считается первой радиостанцией в Европе постоянно передающей информацию.

Частный сектор представлен 3 национальными радиостанциями общего вещания: РТЛ, ЕВРОПА 1, РАДИО МОНТЕКАРЛО. Кроме этого, частный сектор представляют преимущественно музыкальные, работающие в режиме УКВ: ЭНЕРДЖИ, РАДИО НОСТАЛЬДЖИ, ФАН РАДИО, СКАЙ РОК…

FM

Имеется так же около 30 частных региональных радиостанций и свыше 350 радиостанций, принадлежащих различным ассоциациям. Тоесть, в общей сложности 450 программ охватывает собой частный сектор. Причем передаются в 2650 частотах.

1 февраля 1994 года в целях защиты французской культуры был принят закон, согласно которому эстрадно-музыкальные программы должны включать как минимум 40% песен на Французском языке.