logo search
АБЕТКА

17. Если актеры неподвижны, не панорамируйте только ради того, чтобы перейти от одной интересной детали к другой. Панорамируйте только вместе с движущимся человеком или предметом.

Основания для этого правила следующие:

а) Такое независимое движение камеры привлекает внимание зрителей к чисто внешним техническим при- емам и мешает воспринимать содержание.

б) Такое панорамирование очень редко бывает моти- вированным (см. правило 8).

в) Оно неприятно для зрителя, потому что человече- ский глаз не способен ни на что подобное. Проверьте это сами. Посмотрите на предмет, находящийся в одном части комнаты, затем поверните голову и взгляните на предмет в другой части комнаты. Вы обнаружите, что хотя и ви- дели оба предмета, но не заметили того что находится между ними. Ваши глаза не панорамировали — они, так сказать, сделали мгновенный переход с одного из этих предметов на другой.

Однако человеческие глаза прекрасно умеют панорамировать в тех случаях, когда они следуют за движущимся человеком или предметом.

Очень быстрое панорамирование, к которому иногда прибегают в кино, когда камера показывает один объект, а затем очень быстро панорамирует к другому, представ­ляет собой рискованный, зрительно неприятный, но все же закономерный прием, потому что при этом промежуточные детали смазываются так же, как если перевести взгляд с одного предмета на другой. Это нечто вроде

31

П ри крупных планах порой полезно дать фон расплывчато, так как зто концентрирует внимание зрителя на главном, смазывается в фоне все, что может отвлеч его. Лица, однако, должны быть резкими.

Пользуясь карманным видоискателем, помните, что он всегда дает резкое изображение и не может служить для ориентировки в этом отношении.

30

Несомненно, это чем это

гораздо лучше .