20. Никогда, ни при каких условиях не делайте перехода с одной камеры на другую, если они дают почти одинаковое изображение. Делайте монтажный переход, только если:
а) камеры показывают совершенно разные объекты;
если же объекты одинаковы, то:
б) камеры дают разные планы или
в) под разными ракурсами.
Это, пожалуй, самое важное и обязательное правило из всех перечисленных, и вот почему.
Если обе камеры дают одинаковое изображение, то нет никаких оснований для монтажного перехода, по- скольку вторая камера не покажет ничего нового по сравнению с первой. Переход будет неоправданным и бессмысленным; он только отвлечет внимание зрителя от содержания.
Еще более веское возражение против такого пере- хода основывается на том, что он производит странное и нелепое впечатление. Такой переход с кадра на кадр не похож на настоящий монтажный переход и выглядит так, словно люди и предметы, судорожно дернувшись, слегка изменили свое положение в кадре.
Поясним это правило примером. Вы, скажем, можете:
А. Сделать переход от крупного плана X на подобный же крупный симметричный план Y, потому что объекты различны. Но ни в коем случае не делайте перехода с крупного плана X на другой подобный же крупный план X.
34
КОМПОЗИЦИЯ
15. При крупных портретных планах избегайте оставлять слишком мало или слишком много места над головой. Помните, что голова человека никогда не должна касаться верхнего края рамки, а подбородок — нижнего, за исключением очень крупных планов, когда края рамки могут срезать одновременно и подбородок и лоб.
Неправильно
Правильно
23
I5a. Необходимо, чтобы все ваши операторы и в тео-рии и на практике придерживались одних и тех же правил о положении головы в кадре.
Зрителя будет очень раздражать, если операторы, ведущие одну и ту же передачу, имеют разные представления о том, что правильно, а что нет. При кнопочных переходах головы будут подскакивать, что создает впечатление «нечистой», непрофессиональной работы.
156. Если человек при крупном портретном плане смотрит вправо, то его изображение нужно сдвинуть чуть-чуть влево. Если он смотрит влево, то изображение нужно сдвинуть вправо.
Лучше так, чем так
Помимо того, что зрительно приятнее, когда лицо персо-нажа не прижато к рамке, несоблюдение этого правила приводит к тому, что при монтажном переходе создается впечатление, будто собеседники стоят спиной друг к другу.
15в. Избегайте кадров, при которых создается впечатление, будто из головы человека растет какой-то предмет. Это бывает в тех случаях, когда предмет, голова и камера расположены на одной прямой.
24
и зритель всегда стремится рассмотреть его получше, другими сло-вами — с более близкого расстояния. Наезд отвечает этому инстинктивному желанию, которое и является достаточной мотиви-ровкой для него, тогда как отъезд противоречит ему и поэтому раздражает зрителя.
Отъезд в тех случаях, когда человек или предмет движется к камере, вполне оправдан, потому что при этом камера отъезжает только от фона, а расстояние между ней и интересующим зрителя объектом не меняется. Кроме того, такое движение человека или предмета является достаточным основанием для отъезда. Точно так же мотивирован отъезд при панорамировании по находящейся в движении увеличивающейся группе, так как достаточным основанием для него является само увеличение группы. Без него часть группы осталась бы за кадром. Собственно говоря, это тот случай, когда отъезд мотивирован действием.
В качестве другого примера отъезда, мотивированного действием, можно привести случай, когда показанный средним планом сидящий человек встает. При этом камера должна отъехать назад, чтобы показать его движение полностью, — и это движение служит основанием для отъезда.
Следует оговориться, что прием этот, хотя и вполне допустимый, труден и несколько рискован в «живом» телевидении. Его необходимо тщательно отрепетировать и синхронизировать. Преждевременный отъезд ничем не будет оправдан и только отвлечет внимание зрителей. При запоздалом отъезде голова встающего на какое-то мгновение выйдет из кадра, а это уже признак «нечистой», непрофессиональной работы. Отъезд возможен, если он точно совпадает с моментом вставания. Гораздо целесообразнее во время вставания сделать переход на общий план.
Вот пример отъезда, мотивированного диалогом. Предположим, искусствовед, ведущий беседу о живописи, говорит о детали картины, и эту деталь показывают крупным планом. Затем он продолжает; «Теперь отойдем и окинем взглядом картину в целом». Это вполне законное основание для того, чтобы камера отъехала, сделав то, что должен был сделать человек. Такой отъезд не будет раздражать зрителя, потому что он его ждет.
33
монтажного перехода, при котором вторая камера нt сразу дает резкое изображение.
Однако этот прием практически осуществим только с помощью кинокамеры. Как бы быстро ни панорамировала телевизионная камера, своеобразный эффект смазанности не получается (см. ниже правило 18). Кроме того, в «живой» телепередаче существует опасность, что оператор просто промахнется по своей «цели», и одной этой причины достаточно, чтобы избегать очень быстрого панорамирования.
Чрезвычайно медленное панорамирование по отдаленному пейзажу допустимо, потому что наши глаза на это способны, если пейзаж достаточно далек, а взгляд движется достаточно медленно. Однако глаза абсолютно неспособны охватить быстрым взглядом замкнутое пространство. Поэтому никогда не панорамируйте по неподвижной сцене в студии.
- Перевод с английского л. Бороздиной Под редакцией а.Ремнёва Рисунки: Алексей Ремнёв, Максим Пидяш
- Послесловие
- 25В. Помните, что вы работаете не для монитора в аппа-ратной, а для домашних телевизионных приемников.
- 25А. Помните о том, что не только изображение, но и звук обладает перспективой и они должны соответствовать друг другу.
- 25Б. Обдумывая действие, помните о возможностях осветителя.
- Правила ведения телевизионных передач
- В начале пути
- Телевидение и кино
- 24Б. При кадрах через плечо следите, чтобы голова одного собеседника не заслоняла лицо другого.
- 24В. Камера должна по возможности стоять прямо против лица человека.
- 24Г. Не разрешайте исполнителю смотреть прямо в объектив, кроме случаев, когда нужно создать впечатле-ние, что он обращается непосредственно к зрителю.
- 24А. Крупные планы должны быть свободны от посторон-них предметов.
- Цель правил
- Правила и искусство
- Свод правил
- 1. Переход кнопкой — мгновенный переход от одной камеры к другой — употребляют в том случае, если действие непрерывно во времени, если не надо указывать на временной разрыв.
- 2. Переход через расфокусирование или микшер.
- 3. Переходы через затемнение.
- 4. Правая и левая стороны.
- 24. Основной объект не должен при монтажном переходе перепрыгивать с одной стороны изображения на другую. Если он находится, скажем, слева, то в следующем кадре он также должен быть слева.
- Правила, советы и рекомендации
- 1А. Сменяйте титры с такой скоростью, чтобы их можно было не спеша прочесть вслух.
- 16. Титр на экране никогда не должен противоречить тому, что говорит голос за кадром. Звук и изображение всегда должны помогать друг другу, а не мешать.
- 1В. При наложении титра на изображение буквы и фон должны быть контрастных тонов.
- 2. Переходите от одного кадра к другому всегда в соответствии с ритмом музыки, а не вопреки ему.
- 22Б. Если несколько актеров одновременно смотрят на предмет, находяшийся за кадром, добивайтесь, чтобы все рни смотрели точно в одном направлении.
- 3. Микшировать музыку можно только в конце музы-кальной фразы, но не в середине.
- 4. Избегайте быстрого микширования изображения — оно некрасиво и не имеет никакого смысла. Микширование должно занимать не менее двух секунд, а лучше — три.
- 5. Никогда не делайте кнопочного перехода от одной движущейся камеры к другой (особенно, если они панорамируют) или от движущейся камеры к неподвижной.
- 6. Не микшируйте при переходе от одной движущейся камеры к другой, особенно если они панорамируют, или при переходе от неподвижной камеры к движущейся, и наоборот.
- 7А. Делая монтажный переход на диалоге, не обязательно связывайте его с окончанием реплики.
- 8. Никогда не меняйте изображения кнопочным перс-ходом, микшированием, панорамированием, наездом или отъездом, камеры, если это не оправдано действием или звуковым сопровождением.
- 8А. Не думайте, что неудачный кнопочный переход можно исправить микшированием.
- Определение
- 22. Ни в коем случае не располагайте камеры так, чтобы человек в первом кадре смотрел влево, а в последующем — вправо, и наоборот.
- 8Б. Хотя главное в телевидении — это крупный план, не забывайте и об общих планах.
- 8В. После перехода к новой сцене необходимо как можно скорее показать ее общим планом.
- 8Г. После появления нового действующего лица или возвращения уже известного, но некоторое время отсутствовавшего персонажа при первом удобном случае покажите его крупным планом.
- 8Д. Показывая одного и того же человека, старайтесь избегать перехода с очень общего плана на очень крупный.
- 9. Нельзя панорамировать, делать наезд или отъезд камерой с объективом, дающим горизонтальное поле зрения более 40°.
- 10. Нельзя использовать для наездов и отъездов камеру с длиннофокусным объективом, дающим горизонтальное поле зрения менее 20°.
- 21. При «перекрестном показе» предпочитайте парные кадры непарным и симметричные углы зрения несимметричным.
- 14. Для любого плана, кроме крупного портретного и тех, где интересующие вас объекты расположены в одной плоскости, следует выбирать объективы с горизонтальным полем зрения более 20°.
- 19А. Не злоупотребляйте движением камер.
- 20. Никогда, ни при каких условиях не делайте перехода с одной камеры на другую, если они дают почти одинаковое изображение. Делайте монтажный переход, только если:
- 18. Избегайте быстрого панорамирования.
- 15Г. Старайтесь, чтобы кадр не был слишком широк для изображаемого действия, и самым решительным образом избегайте слишком узких кадров, в которых действие не умещается.
- 16. Избегайте кадров, в которых изображение людей, показываемых в фас или в полупрофиль, оказывается обрезанным вертикальным краем рамки.
- 16А. В групповых кадрах композиция должна иметь глубину, не быть плоской.
- 17. Если актеры неподвижны, не панорамируйте только ради того, чтобы перейти от одной интересной детали к другой. Панорамируйте только вместе с движущимся человеком или предметом.
- 16Б. Избегайте распологать исполнителей так, чтобы персонаж, несущественный для данного кадра, оказавшись на заднем плане, былнаполовину закрыт кем-то из находящихся на переднем плане.
- 16В. Соблюдайте композиционное равновесие в пределах рамки. Не заставляйте актеров тесниться в центре, когда края кадра свободны, или – что еще хуже – распологаться по краям кадра, когда центр пуст.
- 16Г. В очень общих планах желательно давать какой-либо предмет на переднем плане.
- 16Д. Строя композицию в перспективе, учитывайте глубину резкости.