logo search
АБЕТКА

21. При «перекрестном показе» предпочитайте парные кадры непарным и симметричные углы зрения несимметричным.

П од «перекрестным показом» подразумеваются частые мгновенные переходы от одного неизменяющегося кадра к другому, например при статичной беседе двух человек. Если в таких эпизодах кадры непарные, то переходы окажутся очень заметными, будут раздражать зрителя и отвлекать его внимание. Если же они парные, то переход будет ненавязчивым и даже вообще незаметным.

Если углы зрения несимметричны, то создается впечатление, что беседующие не смотрят друг на друга и говорят в пространство. Если же углы симметричны, то на экране люди будут смотреть друг на друга.

37

Но неуместен переход

от этого к этому

Разницы нет

В. Вы можете сделать переход с крупного плана Х через плечо Y на крупный план Y через плечо Х, так как, хотя план остается прежним, угол зрения существенно меняется.

Но ни в коем случае не делайте перехода с плана Х и Y на аналогичный парный план Х и Y. В результате они у вас слегка подпрыгнут – и только.

Можно сделать переход

от этого к этому

Разный угол зрения

36

а также репортажам о крикетных матчах и т. п., когда камеру нередко помещают на крыше павильона.

13. При работе с очень широкоугольными объектива­ми, например с горизонтальным полем зрения более чем 40°, естественная перспектива может бытъ достигнута только в том случае, если камера занимает строго горизонтальное положение.

Очень широкоугольные объективы искажают перспек­тиву. Это искажение, незаметно, пока камера занимает строго горизонтальное положение. Но стоит ее чуть-чуть наклонить, и искажение становится очень заметным. Если необходимо, предположим, дать общим планом театраль­ную сцену, то лучше поместить камеру в бельэтаже, а не в верхних ярусах, а еще лучше расположить ее в партере.

Объедините это правило с правилом 9. При очень широкоугольном объективе камера должна быть гори­зонтальна и неподвижна.

Примечание. Хотя искажение перспективы широкоугольными объективами и нежелательно, все же при особых обстоятельствах оно может быть весьма полезным. Очень широкоугольный объектив на обращенной высоко вверх камере, особенно на такой, которая только что была обращена вниз, именно благодаря подобному иска-жению может дать сильный и драматический, хотя и гротескный эффект.