Глава 3
ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРОВ ПЕРВИЧНЫХ РК-ТЕКСТОВ
В написании пресс-релиза нет мистики, просто для достижения желаемого результата его нужно представить как общение между двумя людьми.
С. Блэк
Первичными РК-текстами являются тексты, исходящие °т технологического субъекта РК, предназначенные для узкой целевой аудитории, распространяемые путем рассылки или прямой доставки. Первичные РК-тексты являются ядром корпуса данного рода текстов. В данной главе мы рассмотрим простые первичные РК~текеты, которые объединяются в пять наджанровых объединений, различающихся по объекту отражения, целям, функциям и стилистико-язы-ковым чертам.
3.1. Оперативно-новостные жанры Под оператывно-новостнымы жанрами понимается группа жанров^ которые оперативно передают ранее не известную общественности новостную информацию, касающуюся базисного субъекта РК.
Объектом отражения в оперативно-образных жанрах становится новость, связанная с деятельностью базисного субъекта РК, а предметом — событие или персона.
Оперативыо-новостными жанрами являются пресс-релиз и приглашение.
3.1.1. Пресс-релиз Пресс-релиз (от англ. ргезз-геЬазе) традиционно считается основной жанровой
разновидностью РК-текста, простым и эффективным средством передачи точной и оперативной информации о базисном субъекте РК, а также установления контактов с журналистами. В этой связи отметим, что, по мнению французского исследователя Ж.-М. Декодена, цель рассылки пресс-релиза состоят в том, чтобы привлечь внимание журналистов и «лидеров мнений» к поиску дополнительной информации.
С. Блэк, как и многие его последователи, говорит о пресс-релизе (наряду с пресс-конференциями, выставками, приемами и др.) как одном из средств так называемой исходящей информации. Дороти Доти посвящает целую главу мастерству составления информационного (ньюс-) релиза, относя его к одному из основных средств формирования паблисити организации, фирмы1.
Все исследования, рассматривающие деятельность РК-или пресс-структур, обязательно останавливаются на особенностях этой жанровой разновидности РК-текста. Этот жанр в современной РК-практике и в собственно прессрилейшнз оказывается практически единственным и универсальным. Примеры жанровой конвергенции, чаще всего связанной именно с пресс-релизом, мы рассмотрим в соответствующих параграфах (см. 3.1.1; 3.3.1), сейчас же выясним, что же понимается под пресс-релизом в литературе вопроса, В практике связей с общественностью пресс-релизом обычно называют фактически любую текстовую новостную информацию, предназначенную для СМИ, исходящую из организации. Укажем некоторые из имеющихся в литературе определений.
Для американских исследователей пресс-релиз — это прежде всего «официальное сообщение, выпускаемое для публикации в печати или распространения по каналам вещательных средств связи правительственными учреждениями, пресс-бюро, штаб-квартирами различных организаций»2. В отечественных исследованиях мы находим различные толкования этого термина: пресс-релиз определяется как сообщение, подготовленное специалистами службы РК, содержащее важную или полезную информацию для широкой аудитории3 или как «небольшой, предназначенный для прессы организационный документ, содержащий актуальное сообщение»4. В определении Е. А, Блажнова подчеркивается критерий бесплатности в распространении текстов данного жанра: «Пресс-релиз — это информация, бесплатно распространяемая фирмами, корпорациями, организациями через собственные отделы, службы бюро Паблик рилейшнз или специализированных РК-агентств»5.
Пресс-релиз как наиболее «пространная» жанровая форма служит и для распространения новостной информации о новых товарах и услугах: он считается также и средством распространения рекламной информации. В рекламоведении пресс-релиз признается основным информационным жанром: пресс-релиз — это «сообщение информационно-рекламного жанра, содержащее общественно полезную социальную информацию о деятельности организации или фирмы»6.
Мы определяем пресс-релиз как основной жанр РК-тек-с*па, несущий предназначенную для прессы актуальную оперативную информацию о событии, касающемся базисного субъекта PR.
Какая же актуальная оперативная информация о базисном субъекте РК является предметом пресс-релиза? Как считает И. Алешина (и это касается прежде всего экономических коммуникаций), это:
— новое событие, продукт, услуга;
— управленческие изменения в организации (структурные изменения в компаниях, связанные с банкротством, нарушениями, образованием новых филиалов, представительств, сменой руководящего состава и т. п.);
— публичные выступления в СМИ ведущих специалистов компании, ее руководства7 (другими словами, «разъяснение необходимости и сущности отдельных решений руководства»8).
Сюда же можно добавить и торжественные события в жизни базисного субъекта (например, юбилеи).
Жанровое своеобразие пресс-релиза состоит прежде всего в «максимальной локализации пространственно-временных координат»9 новостного события. Действительно, пресс-релиз посвящается одному новостному событию, т. е. отличается однотемностью и должен обязательно передавать данные о месте, времени, характере изображаемого события. Все эти особенности, определяемые в теории литературы и журналистики как хронотоп, концентрируются в первом абзаце текста — лиде, служащем фактологической основой релиза.
Пресс-релиз включает в себя не только описание новостного события, но дает некоторые факты отображаемого явления, которые представляют более полную информационную картину данного события. Пресс-релиз «содержит» в себе ограниченную систему фактов, характеризующуюся единством времени, места, проблемы, и он должен отражать последовательную хронологию данного события. Кстати, как отвечает С. Пономарев, «появление пресс-релиза в современном его виде связано с развитием телеграфных информационных агентств в начале века и появлением „агентского стандарта": ясно, коротко и о самом главном (что произошло, где, когда)»10.
Функциональное назначение пресс-релиза — передача актуальной новости; этому подчинены его композиция и структура. Несмотря на то, что структура, языковые и стилистческие особенности пресс-релиза достаточно полно описаны11, считаем необходимым представить наше видение структуры пресс-релиза.
Поскольку любой текстовый документ, исходящий из организации, должен способствовать формированию или поддержанию паблицитного капитала данной организации, считаем необходимым остановиться сначала на оформлении этого текста. Оформляется пресс-релиз на бланке с логотипом организации, помогающем журналисту отличать визуально поступающую к нему информацию. Оформление релиза на фирменном бланке с реквизитами фирмы нежелательно (кстати, Г. Г. Почепцов, ориентируясь прежде всего на традиционные американские источники, пишет об оформлении релиза на фирменном бланке, однако фирменный бланк с полным набором реквизитов несет избыточный элемент «рекламно-сти»). Текст должен обязательно иметь указание на свою жанровую принадлежность: «пресс-релиз».
При верхнем расположении логотипа фирмы и адресных координат там же, в правом верхнем углу, обозначаются имя и координаты (телефон, факс, электронная почта) контактной персоны. В качестве контактных могут указываться одно-два лица: это не обязательно авторы данного конкретного релиза (хотя такое тоже может быть), а лица, наделенные полномочиями дать дополнительную, расширяющую информацию о новостном событии, предметом которого становится данный пресс-релиз. В практике французских пресс-рилейшнз пресс-релиз может высылаться в орган СМИ и конкретному журналисту вместе с сопровождающим письмом от ответственного лица базисного субъекта; в данном сопровождающем письме и указываются контактные лица12.
Если базисный субъект и технологический субъект РК. различны, то наименование РЯ-структуры, готовящей и проводящей новостное событие для данного базисного субъекта, должно быть также представлено вместе с именами контактных лиц. Пресс-релиз обычно содержит эмбарго — дату Распространения текста (например, ставится конкретная дата или указывается: «для немедленного распространения»).
При нижнем расположении логотипа координаты и имена контактных лиц указываются внизу.
Текст релиза печатается на одной стороне листа (гес!о) через 2 интервала, 25 строк по 60 знаков —- он должен иметь пространство для последующих заметок журналиста; обязательно делаются поля (3 см) для заметок.
Вопрос об объеме пресс-релиза получил в литературе неоднозначную трактовку. Максимальным считается объем пресс-релиза в 1?5~2 страницы (объем знаков не должен быть более 2500). По нашему мнению, пресс-релиз не должен превышать размеры одной страницы, поскольку этот жанр определяется именно как основной оперативный; вся же расширенная информация подается в дополнение к пресс-релизу в текстах других жанровых разновидностей.
Пресс-релиз не должен иметь какие-либо текстовые выделения (подчеркивания и др.), кроме лид-абзаца — основной информационной части текста, которая выделяется полужирным шрифтом.
Лид-абзац содержит основную (актуальную) информацию, новостной повод: это ответы на вопросы «кто?», «что?», «когда?», «где?» и, возможно, «почему?», «для кого?», однако он не должен изобиловать цифрами, вспомогательным справочным аппаратом. Лид должен содержать одну основную мысль, «определяющую» данное новостное событие, и его можно считать своего рода «расширенным» вариантом заголовка.
Пресс-релиз должен иметь заголовок, его цель — отражение сути новостного события, резюмирование наиболее важной информации. Как лапидарно указывал еще С. Блэк, «заголовок пресс-релиза должен раскрывать тему»13. Заголовок пресс-релиза не должен быть по-журналистски броским, хотя именно броский заголовок иногда может выделить данный конкретный релиз среди потока других текстовых материалов, приходящих в редакции органов СМИ. Данное требование применимо только при определенной адресной рассылке релиза — в редакцию конкретного органа СМИ, в конкретный отдел редакции и, возможно, конкретному журналисту.
Текст пресс-релиза строится по известному в журналистике еще с 1920-х гг. принципу «перевернутой пирамиды»: каждый последующий абзац содержит менее важную информацию и может состоять из одного предложения. Каждый абзац должен быть автосемантичным и содержать отдельный информационный блок; развертывание информации должно быть полным и подчиняться внутренней логике текста. Кстати, в практике французских паблик рилейшнз рекомендуется составление трехчастевых пресс-релизов (в определенных случаях соответствующих количеству абзацев): дополнительная к основной — в лид-абзаце — информация разворачивается в последующих двух частях. Если лид-аб-зац отражает суть новостного события, отвечая на вопрос «что?» (то, что является актуальным сейчас, это часть-«се-годня»), то другие две части отвечают на вопросы «почему?» (это «объясняющая» информация — информация-«вчера») и «для чего?» (это информация-«завтра»)14. Если пресс-релиз состоит из нескольких абзацев, тогда каждый абзац иерархи-зированной (структурированной) в пресс-релизе информации должен отвечать на свой, определенный вопрос.
Четкое структурирование содержания предопределяет полноту и эффективность отражения пресс-релиза во вторичном тексте — в тексте СМИ. Текстовая структура пресс-релиза открытая; не случайно об этом говорят все исследователи: пресс-релиз, построенный, как мы уже сказали, по принципу «перевернутой пирамиды», при подготовке к печати может быть механически «укорочен» на практически любое количество абзацев — в зависимости от формата издания, характера новостного события. Именно поэтому текст пресс-релиза не должен содержать — кроме лид-абзаца — каких-либо выделений.
Важно помнить, что языковое и стилистическое оформление пресс-релиза должно быть таковым, чтобы журналист смог полностью или частично использовать данный текст в печати. Этому в полной мере соответствует требование наличия в тексте пресс-релиза цитаты. Цитата используется для достоверности события, это всегда «живое слово» должностного (первого) лица базисного субъекта РЫЭ поэтому, естественно, цитата всегда атрибутируется. В отличие от журналистского материала, цитата в пресс-релизе никогда не имеет самостоятельного значения, а носит всегда дополняющий, сопровождающий характер, М. Шостак пишет о возможном для журналистского материала косвенном цитировании как средстве нивелирования мнения индивида, передаваемого средством массовой информации на массовую, широкую аудиторию15. В пресс-релизе, однако, высказываемое должностным (первым) лицом мнение никогда не должно оформляться в виде косвенной речи, поскольку такое высказывание в форме цитаты выполняет важную роль приращения паблицитности описываемого события, и пресс-релиз является жанром РК-текста, рассчитанным на целевую общественность.
В литературе можно найти указание на разновидности пресс-релизов. Так, М. А. Шишкина приводит два основных типа пресс-релиза: текущий (предназначенный для регулярной рассылки в СМИ) и тематический (событийный), или разовый, посвященный важным для организации событиям или акциям16. Мы же рассматриваем текущий пресс-релиз как самостоятельный жанр РК-текста — бэкграундер,
Две разновидности пресс-релиза — пресс-релиз анонс и новости ой пресс-релиз — выделяет также А. Н. Чумиков, и в основе его дихотомии лежит характер передаваемой информации17.
Релиз-анонс представляет собой превентивное сообщение о будущем событии, его цель — дать объективную и, конечно, оптимизированную краткую информацию о предстоящем новостном событии (времени, месте, особенностях его проведения). В основе релиза-анонса лежит превентивная информация, сообщающая о фактах, событиях, которые должны произойти в ближайшем будущем, это своеобразная «новость на завтра». Функция анонса в этом случае — привлечение внимания СМИ.
В новостном (ньюс-релизе) ставится задача донести до широкой аудитории важную новость или информационное сообщение. Новостные пресс-релизы могут распространяться в ходе пресс-конференции и после новостного события. Г. Почепцов в этой связи отмечает: «Пресс-релиз после новостного события будет написан уже в прошедшем времени»18, В основе новостного релиза лежит фактологическая информация, «устанавливающая реальность существования каких-либо явлений (предметного или идеального, т. е. информационного ряда) в настоящем или прошлом»19.
Представим нашу классификацию пресс-релиза. Мы выделяем два типа пресс-релиза по признаку оперативности информирования: анонс и ньюс-релиз. В жанре ньюс-релиза мы выделяем разновидность «новостной лист». Композиция, речевой облик этих двух основных типов релизов не имеют строгих различий.
Теперь рассмотрим несколько образцов релизов.
Первый пример релиза-анонса — из пресс-кита (набора информационных материалов для журналистов, подробнее о пресс-ките см. 4,1.), посвященного открытию в Петербурге нового завода.
Пресс-релиз
Дата распространения: 25 мая 2000 г. Контактное лицо: Иванов Иван Контактный телефон: (812) 111-11-11
- Часть 1
- Глава 1. Рк-текст: сущностные характеристики .,,...,.......,.,............... 9
- Глава 2. Проблемы типологии и жанрообрязования
- Часть II
- Часть I
- Глава 1 рк-текст: сущностные характеристики
- Глава 2
- 2.1, Проблемы классификации и принципы типологии ре-текстов
- Глава 2. Проблемы типологии и жанрообразования...
- Часть II
- Глава 3
- 25 Мая в Санкт-Петербурге состоится открытие завода «ЭнСиСи — Перспектива»
- 1 Октября 2000 г,29
- 3.4, Исследовательские жанры
- 3.5. Образно-новостные жанры
- 13 Апреля день рождения у Юлии Видишевой, специалиста отдела маркетинга. Дорогая Юлия!
- 19 Апреля день рождения у Владимира Тихомирова, торгового представителя.
- 23 Апреля день рождения у Татьяны Черниковой, торгового представителя. Милая Татьяна!
- 14 Мая пройдут выборы в законодательное собрание Санкт-Петербурга. Я, Морозов Александр Владимирович, решил бороться за право стать депутатом.
- Глава 4
- 4Л. Комбинированные тексты
- 4.3.2. Резюме
- Глава 4. Жанровое своеобразие комбинированных...
- 8 Лет работы в туризме