logo
Krivonosov

8 Лет работы в туризме

Профессиональная деятельность

Годы Место работы 1993-2001 Турфирма «Скантур»

Должность

Менеджер

по Скандинавии,

зам. директора

по персоналу

и взаимодействию

со СМИ

Функции производство и продажа туров; участие в выставках, семинарах \уогк-5пор; кадровая политика; размещение в СМИ информации о фирме

1991-1993

Совместное

Коммерческий

— принятие решений

предприятие «Трента»

директор

по сделкам; заключение договоров; — финансовые

проекты;

1989-1991

УНР-39ПСО «МонолитстроЙ»

Мастер строительного участка

— руководство коллективом строительных рабочих; — ежедневная постановка задач

Образование

Дополнительное образование

Навыки

Личные качества

Ленинградский инженерно-строительный

институт, инженер-строитель

Специализация: мосты и тоннели

1991-1993 Санкт-Петербургский

государственный университет, специальный

факультет психологии.

Специализация: психологическая служба и

менеджмент. Тема дипломной работы:

«Психологическое сопровождение

переговоров».

Санкт-Петербургский государственный

университет, курсы английского языка

Не\у Неайшау Еп&НзЬ Соигзе - 1тегте(На1е

Владение английский языком - письменный

и устный

Водительские права категории В

ответственность, работоспособность,

инициативность, способности к творчеству и

самостоятельному принятию решений

Наиболее общие рекомендации к оформлению резюме тако­вы: око должно быть отпечатано на хорошей бумаге с обяза­тельным четким выделением рубрик-блоков, что позволит ра­ботодателю оперативно извлечь нужную ему информацию о потенциальном работнике. Более важная, по мнению автора ре­зюме, информация может выделяться любыми графическими средствами — кеглем, шрифтом, жирностью, расположением.

Основное требование к резюме таково: оно должно быть «мобильным», «гибким» и максимально соответствовать про­филю той организации, куда оно представляется (посылает­ся), поэтому в блоке «Профессиональная деятельность» сле­дует обязательно указать более подробно те функциональные обязанности, которые «схожи» с вашей новой — искомой — работой.

^ Резюме, как и многие другие жанровые разновидности РК~ текстов, не имеет указания на жанровую дефиницию, то есть не следует начинать лист со слов «резюме» или «автобиогра­фия»; фамилия, имя, отчество могут быть выделены жирным шрифтом. Указание на возраст обязательно, однако оно мо­жет быть помещено в рубрике «Дополнительные сведения»; указание на семейное положение может отсутствовать, но в любом случае формулировка не должна отрицательно влиять на коммуникационную среду (имидж) соискателя должности (как, например, мать-одиночка с двумя детьми).

В практике западных рекрутских агентств рекомендуется после блока личной информации давать автослоган — мини-речение, указывающее на основной характер деятельности и опыт претендента на должность.

Блоки информации следует компоновать по мере убыва­ния важности. Послужной (карьерный) список следует начи­нать с тех должностей, которые выполняются в данный мо­мент, начиная с последнего места работы, причем рекомендуется обязательно, кроме наименования должности, указывать функциональные обязанности, выполняемые работ­ником. Некоторые английские и американские специалисты (в отличие, например, от российских, французских) советуют указывать даты приема и увольнения после названия фирмы и вашей должности, например: «Корпорация „Вильяме". Менед­жер по продажам. 1997-1999».

Так же, как и в тексте биографии, сведения о биографии подаются в таком объеме, в котором они могут соответство­вать исполняемой на данный момент соискателем должно­сти работе. Выпускникам высших учебных заведений следу­ет указать специализацию, краткое содержание (а не только название) прослушанных специальных курсов, дающих право претендовать на ту или иную должность.

Рубрики «Личные качества», «Дополнительные сведения» являются факультативными, однако указание в блоке «Допол­нительные сведения» на участие в различного рода формах социальной деятельности (например, спортивные соревнова­ния, деятельность в общественных организациях) может дать косвенное подтверждение умения соискателя должности ра­ботать в коллективе, команде, указать на какие-либо его ор­ганизаторские способности и т. д.

В целом, повторим, вся представляемая в резюме инфор­мация о персоне должна быть оптимизированной и селектив­ной; объем и характер информации, содержащийся в резюме, всегда зависит от адресата текста — конкретной организа­ции, представляющей свои, особенные требования к канди­датурам на определенные должности.

4.3*3. Пресс-ревю «Отслеживание публикаций в прессе — > одна из функций пресс-центра органи­зации», — пишет И. Алешина96, имея в виду публикации в печати, касающиеся базисного субъекта РК. Еще в одной из первых отечественных работ по проблемам паблик рилейшнз говорилось о необходимости создания «банка информации (банка данных) об откликах в СМИ на деятельность фирмы»97 в виде подборки вырезок и ксерокопий публикаций в прессе и периодике. Такая подборка материалов получила в пиароло-гии название пресс-ревю.

Пресс-ревю это копированные и сброшюрованные материалы печатных СМИ, представляющие из себя комбинированный опосредованный РК-текст, освещаю­щий деятельность базисного субъекта РК. и предназна­ченный для внутрифирменных коммуникаций.

Пресс-ревю является результатом клиппинга внешних пе­чатных журналистских материалов, позволяющих производить мониторинг отраженного в СМИ паблицитного капитала базисного субъекта как в целом, так и по отдельным его со­ставляющим. Пресс-ревю, таким образом, является идеаль­ным средством анализа отношения общественности к базис­ному субъекту РК.

В практике западных внутренних коммуникаций пресс-ревю —- одна из их важнейших компонент, активно исполь­зуемых в конкретной деятельности пресс-структуры орга­низации и являющихся отражением этой деятельности98. Пресс-ревю обычно используется в экономических комму­никациях. Так, например, на 1995 г. во Франции выпускалось 94 000 пресс-ревю общим тиражом 56 млн экземпляров объ­емом 505 млн страниц на 80 300 предприятиях". По послед­ним данным, во Франции лекторат пресс-ревю насчитывает порядка 1,2 млн служащих100.

Типология пресс-ревю может выглядеть следующим об­разом. Выделяются следующие типы пресс-ревю:

— репродуктивное (газетный материал о базисном субъ­екте вырезается, наклеивается на листы бумаги, копируется, брошюруется и рассылается целевой аудитории);

— сканированное (газетный материал сканируется, копи­руется и т. д.);

— синтетическое (из газетного материала выбираются наиболее важные абзацы, отдельные высказывания, цитаты).

Могут, конечно, существовать пресс-ревю и смешанного типа. Каждая публикация должна иметь свой адрес, публика­ции подбираются по определенной тематике, иерархизируют-ся. В больших по объему материалах наиболее важная ин­формация может быть выделена (подчеркиванием, маркером).

Пресс-ревю имеет страницу содержания и пагинацию. Сброшюрованные в виде пресс-ревю материалы распростра­няются среди определенной целевой группы — внутренней общественности, прежде всего среди администрации фирмы, организации. Пресс-ревю может иметь различную периодич­ность: оно может быть регулярным (ежемесячным, двухме­сячным и т. д.) или нерегулярным. Периодичность варьиру­ется в зависимости от объема, характера деятельности предприятия, основного сегмента целевой общественности.

Так, некоторые западные пресс-службы больших организа­ций выпускают и ежедневные пресс-ревю101.

Выпуск пресс- или РК-структурой предприятия пресс-ревю преследует следующие цели: во-первых, активное информирование внутренней общественности об общест­венном статусе предприятия глазами печатных средств массовой информации; во-вторых, стимуляция (поддерж­ка) работы служащих предприятия (внутренней общест­венности) вследствие осознания ею своей корпоративной миссии.

Пресс-ревю может иметь свою внутреннюю рубрикацию, например новости отрасли промышленности; новости данной организации, информация об использовании опыта данной ор­ганизации и др. Выбор материала может осуществляться и по характеру органов СМИ — общенациональные издания, региональная пресса, профессиональная и специализирован­ная печать и т. п.

Выпуск, оформление пресс-ревю может производиться и

технологическим субъектом РК.

***

Итак, в данной главе были рассмотрены жанровые осо­бенности различных по своей структуре, функциям РК-тек-сты. Информационный повод, оформленный в виде РК-инфор-мации, заключенной в рамки РК-текста, во многом диктует жанр данного текста. И, по-видимому, несмотря на то, что в современной российской РК-практике мы имеем уже сложив­шуюся систему жанров, процессы жанровой конвергенции не могут не иметь места. Характер новостного события, харак­тер процесса или особенности конкретной персоны, что долж­но быть отражено в определенном тексте, — все это, помно­женное на мастерство РК-мена, создающего данный текст, адресованный определенному адресату, и порождает конкрет­ную жанровую разновидность РК-текста.

Примечания

1 Словарь-справочник по рекламе, связям с общественностью, сред­ствам массовой информации. СПб., 1998. С. 53.

2 Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетиров. М,, 1997. С. 61-63.

3 См.: МогеГ РЪ. Рга^ие ге1айоп5 рг姧е. Раш, 2001. Р. 96.

4 Почепцов Г. Г. Теория коммуникации, М., 2001, С. 473.

5 ВасЬтапп РИ. Соттшт^иег ауес 1а рге$зе ёсп1е е1 аисНоУ15ие11е. Рапз, 1996. Р. 105.

6 ЖеЫрЫИеп М.-Н. Ьа соттшисайоп ех1:егпе ее Регпгерпзе. Рат, 1997. Р. 39.

7 ВазШп О., Агопо$С. РиЪНс геЫюпз: ТЬе ргоГеззюп апё Ше РгасПсе. ОиЪштие,1988. Р. 220.

8 Г)е!есоипК. Угуех аи гшеих уо§ ге1агюп5 ауес 1е§ _)оштшН51;8. Рапз, 1996. Р. 111.

9 Королько В. Г, Основы паблик рилейшнз. М., 2000. С. 468-469.

10 ВасНтапп РН. Сотттшшциег ауес 1а ргеззе ёсп1е е! аиШоугзиеИе. Рапз, 1996, Р. 112.

11 1Уе$1рШ1еп М.-Н. Ор. с!1. Р. 39.

12 Словарь-справочник по рекламе... С. 15.

13 Пономарев С. Типы текстов в риЬНс геЬйопз // Советник, 2001. № 4 (64). С. 27.

14 Там же.

;. 13 Ср. следующее определение проспекта: «Справочное издание рек-ДЦ1НОГО характера» {Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998. С. 1026).

!6 Блажное Е, Паблик рилейшнз по почте // Журналист. 1994. № 7. С. 43.

17 Словарь-справочник по рекламе...С. 14. — Ср, определение из Боль­шого толкового словаря: «Небольшая (до 48 страниц) книжка (обычно в мягкой обложке)» (Большой толковый словарь... С. 99).

18 Блажное Е. Указ. соч. С. 44.

19 Хейвуд Р. Все о риЪНс ге1а1юпз. М., 1999. С. 189.

20 ОесаисНп ^,~М. Ьа сотптишсаиоп Магке1т§: Сопсер|5, {еспх^иез, 8&а1:е§1е. Рат, 1999. Р. 130.

21 Алешина И. Указ. соч. С. 128.

22 Пономарев С. Указ. соч. С. 27.

23 Хейвуд Р. Указ, соч. С. 189,

24 Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М., 1399. С. 184.

25 Пономарев С. Указ. соч. С. 27.

26 Алешина И. Указ, соч. С. 127.

27 Чумиков А. Я. Связи с общественностью. М., 2000. С. 29.

28 См.: УГеМрНаПеп М.-Н. Ор. ей. Р. 60.

29 Паблик рилейшнз. Связи... С. 184.

30 Майорова Т. Особенности деятельности РК. менеджера в финансовой инофирме // ПР-диалог. 1999. № 5. С. 11.

31 Ефременко С. КЕ^8ЬЕТТЕК — новый инструмент российских свя­зей с общественностью // Там же, 1998. № 3. С. 31.

32 Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990. С. 88.

33 Система средств массовой информации в России / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001. С. 94.

34 Хейвуд Р. Указ. соч. С, 187.

35 См.: ЬатЬеП ^. Ьа рг姧е сРеп1:герп§е. Рапз, 1993. Р, 3-4.

36 Система средств массовой информации. С. 94-95.

37 См.: ЬатЬеП ^. Ор. сН. Р. 21-22.

38 См.: а"А1те(аа N.. ЫЬаеП П. 1л соттитсайоп т!ете <1е Реп1герте. Рат, 2000. Р. 32.

39 См.: Оесаиаш 7.-М. Ор. си. Р. 129.

40 Алешина И. Указ. соч. С, 124.

41 Коршиков Т. Современная архитектура корпоративного издания // Петербургский рекламист. 2000. № 11-12,

42 Блэк С. Указ. соч. С. 89.

43 См.: ФезфЪаПеп М.-Н. Ор. ей. Р. 93.

44 Ефременко С. Указ. соч. С. 31.

45 Оесаиагп /,~М Ор. ей. Р. 129-130.

46 Алешина И. Указ. соч. С. 123.

47 Яковлев Я. Я. Связи с общественностью в органйзаидаях. СПб., 1995. С. 53-54.

48 См.: ЬатЪеП ^. Ор. сИ. Р. 51-52.

49 Невский наблюдатель. 2001. № 1 (6).

50 Пономарев С, Указ. соч. С. 28.

51 См.: Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама, М., 1999. С. 30-32.

52 Кудинов О. Я. Основы организации и проведения избирательных кам­паний в регионах России. Калининград, 2000. С. 352, 256.

54 Там же'. С. 352, 358-359.

55 Там же. С. 358.

56 Березкина О. Я. Как стать депутатом или продать себя на политичес­ком рынке: тайны ремесла. Практические рекомендации. Тренинг. СПб., 1397: С. 67-68. > 57 Кудинов О. Я Указ. соч. С. 357.

58 Там же.

59 Там же. С. 356.

60 Пашенцев Е. Я. Связи с общественностью: мировая практика и со-временная Россия. М, 2000. С. 61.

61 Чумиков А. Я. Указ. соч. С. 115.

62 Там же. С. 115-117.

63 Пономарев С. Указ. соч. С. 27.

64 Там же.

65 Там же.

66 Почепцов Г. Г. Имидж и выборы. Киев,1997. С. 44.

67 Пономарев С. Там же.

68 Реклама и связи с общественностью... Ч. II. С. 163—164.

69 Мельник Г. С. Ма88-тес11а: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996. С. 138.

70 Проспект Санкт-Петербург. 2000. Май-июнь. С. 37.

71 Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: Настольная книга менеджера РК, СПб., 1997. С. 106.

72 См.: Шостак М. Журналист и его произведение. М., 1998. С. 56.

. 2001. Апрель-май.

74 Там же.

75 Словарь-справочник по рекламе... С. 39. 16 Чумиков А. Н. Указ. соч. С. 115.

77 Пономарев С. Указ. соч. С. 27.

78 Словарь-справочник по рекламе... С. 39.

79 Кафтанджиев Хр, Тексты печатной рекламы. М., 1995. С. 12.

80 Морозова И. Слагая слоган. М., 2001, С. 7.

81 См.: Морозова Е. Г. Политическая реклама и политический марке­тинг; концепции, модели, технологии. М., 1999. С. 137-138.

82 Там же. С. 136.

83 ПочепцовГ. Л Коммуникативные технологии XX века. М., 1999. С. 44.

84 Словарь-справочник по рекламе... С. 91.

85 Синяева Н. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М., 1998. С. 282. ,

86 Морозова Т. Указ. соч. С. 136.

87 Кудинов О. Я. Указ. соч. С. 313.

88 Морозова И. Указ. соч. С. 89.

89 Морозова Е. Указ, соч. С. 139.

90 Щербинин А. И., Щербинина Н, Г. Политический мир России. Томск, I 1996. С. ИЗ.

91 Большой толковый словарь ... С. 1114.

92 См.: Бэрри Э. М. Карьера в рекламном агентстве. М., 1997; Дейвис Ф. I Ваш абсолютный имидж. М., 1997; Дэвис Ф. Создай себе имидж, Минск,! 1998; Филлипсон Я. «Продавать» себя: Практическое пособие по самомар-| кетингу. Челябинск, 1997 и др.

93 См.: Меуег В. Ьез рга^ие§ ее соттишсаиоп/ Ое Гепзе1§петеп1: а 1а у!е ргогезвюппеИе. Рат, 1998.

94 ^и^ап^оп I. 101 СУ §а§паШ5. Ртеаих, 2001.

95 Бэрри Э. М. Указ. соч. С. 194.

96 Алешина И, Указ. соч. С. 76.

97 Тулъчинский Г. РиЬИс Яе1а1юпБ: Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. СПб., 1994. С. 38.

98 См.: Фе8*рЬа11еп А/.-Я. Ор. си. Р. 47-49.

99 ВасНтапп РА. Ор. си. Р. 133.

100 См.: й'АГтеМа М, ЫЬаеп П. Ор. сп. Р. 46.

101 См.: ВасНтапп Рп, Ор. сН. Р. 134; Алешина И. Указ соч. С. 76.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная монография посвящена феномену, пришедшему в российскую действительность на закате XX столетия, — РК-тексту, одному из инструментов эффективных публичных ком­муникаций. А ведь коммуникация сама по себе, как отмечал американский исследователь В. Шрамм> «(по крайней мере, человеческая коммуникация) — это то, что делают люди. Сама по себе коммуникация — это нонсенс. В коммуникации нет никаких чудес — за исключением того, что вкладывают в нее люди, вступающие друг с другом в коммуникационные отношения»1. Действительно, получив возможность вступать в активный публичный дискурс, социальные субъекты созда­ют и передают друг другу определенную информацию, коди­руя ее в определенные жанровые формы. Только в обществе активных публичных коммуникаций становится возможным широкое и полидирекциональное циркулирование того типа ин­формации, который мы назвали РК-информацией. И данная селективная оптимизированная информация, инициированная базисным субъектом Р&, в конечном счете не только расши­ряет рамки публичного дискурса, но помогает, как ни баналь­но и наивно это звучит, сближению, информационному «со­трудничеству» субстанциональных и институциональных субъектов публичной сферы, поскольку, как отмечал Ф. Буа-ри, «главным правилом паблик рилейшнз является непрерыв­ное снабжение создателей мнений честной информацией, ина­че говоря, полноценным сырьем, которое позволит сформированному на его основе мнению с полным знанием дела играть свою роль»2.

В сегодняшнем коммуникационном пространстве РК-

1 Цит по: Катлип С., Сентер А.. Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М.; СПб.; Киев, 2000. С. 282. 2001 с 88

2 Буари Ф. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия, м.,

текст сосуществует в тесном взаимодействии с текстами двух других родственных форм — рекламными и журналист­скими, порой мимикрируя, иногда сближаясь с ними. В дан­ной работе мы попытались показать, что в основе любого типа текста должен лежать определенный тип информации — со­циальной или ее разновидностей — рекламной или РИ-инфор-мации. Между тем необходимым условием существования и, что важнее, доведения до целевой общественности РК-ин-формации является некоммерческий характер ее опосредо-вания. Отделяя РК-текст от рекламного и журналистского, мы сформулировали ряд важных для него дифференциальных признаков, определили специфику его жанрообразующих при­знаков.

Отношения со СМИ, как известно, — одна из важнейших парадигм современных паблик рилейшнз, и именно печатные СМИ во многом влияют на жанровые особенности первич­ных РК-текетов. Представленная в монографии классифика­ция жанрового корпуса РК-текстов — попытка систематизи­ровать тексты, содержащие РК-информацию. Наша типологическая модель корпуса РК-текстов — это целост­ная функциональная система, которую мы пытались дать в реальных связях ее элементов.

Все более отдалясь от эпохи монолога власти с самой собой, мы входим сейчас в период тонких коммуникативных технологий, где потребитель информации любого рода вправе делать свой выбор, а точнее, отбор. В этой связи как раз ак­туальным становится вопрос о многообразии жанровых форм подачи РК-информации, другими словами, облечения инфор­мации в ту жанровую форму, которая является наиболее эф­фективной в данном коммуникативном акте. Пиарменам-практикам необходимо владение и умелое пользование всем текстовым инструментарием РК-коммуникаций. Думается, что настоящее исследование, кроме собственно теоретиче­ских проблем, связанных с научным осмыслением категорий РК-текста, его жанровыми дефинициями, сможет дать пиар-мену представление об этом инструментарии.

Наше исследование, посвященное РК-тексту, оказалось бы невозможным без того теоретического базиса, которого достигли сегодня и собственно пиарология, теория журналистики, лингвистика, теория коммуникаций, и уже — петербур­гская школа пиарологии, теории журналистики и коммуника­ций — коллектив единомышленников, собравшихся под кры­шей факультета журналистики Санкт-Петербургского университета.

Проницательный читатель не смог не отметить присталь­ного внимания автора книги к опыту французских пиарологов и пиарменов. Действительно, современная российская пиаро­логия во многом слепо и угрюмо следует канонам заокеан­ских первооткрывателей науки и искусства гармонизации от­ношений между социальными субъектами — паблик рилейшнз, забывая подчас об «особенностях национальной охоты». А ведь опыт европейских соседей, французские РК, по духу своему близкие российским, требуют своего РК.

Автор не мог не закончить свою книгу, которую он посвя­щает всем молодым «архитекторам согласия», только еще осваивающим теорию и практику связей с общественностью, еще одной цитатой французского патриарха нашей профессии Филиппа Буари: «Мы верим в будущее РЯ — стратегии дове­рия и „просвещенного соучастия", РК^ которые ведут диалог, показывают, объясняют, интерпретируют, обучают»3.

Да, мы верим в будущее РК — стратегии доверия посред­ством эффективного текста.

3 Там же. С. 173.

Научное издание Алексей Дмитриевич Кривоносое

РЯ-ТЕКСТ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Редактор В. С. Кизила

Корректор Т. М, Цатурова

Верстка Н. С. Заковыриной, Е. П. Смирновой

Печать Л. А. Митрошкшой

Лицензия ИД № 05679 от 24.08.2001.

Подписано в печать ЗОЛ 0. 2001. Формат 84x108 1/32

Бумага офсетная. Гарнитура Т1те8. Печать офсетная

Усл.-печ. л. 14. Уч.-изд. л. 15,75.

Тираж 500 экз. Заказ 165.

йдателъство СПбГУ. 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9 Лаборатория оперативной печати ф-та журналистики СПбГУ