Глава 2. Проблемы типологии и жанрообразования...
81
Связи с общественностью как вид коммуникационной де- \ ятельности — это всегда работа с определенным адресатом, 1 которому базисный субъект РК направляет свое послание — | текст. «Предназначенность „для всех" придает тексту интегрирующий характер, расчет на ту или иную группу — дифференцирующий»29. Как уже было сказано, целью паблик ри-лейшнз является формирование системы эффективных коммуникаций социального субъекта с его общественностью. Под общественностью, повторим, понимается «элемент широкой общественности, интересы и ценности которого связаны с рыночной, социально-политической или иной, имеющей публичный статус, деятельностью субъектов РК»30. Общественность, как отмечает М. А, Шишкина, субъектна, поскольку «не существует вне субъектов с их индивидуальными сознаниями», и объектна, так как «всегда формируется вокруг того или иного объекта, имеющего содержание, наполненное общими интересами и ценностями, их проекциями и прочими формами инобытия»31.
Итак, общественность — это «специфические (целевые) аудитории, которые выступают составными частями большой (общей) публики»32. Составные части (сегменты) общественности различаются и по их отношению к сфере общественной жизни (политической, экономической, духовно-культурной), и одновременно могут быть объектами различных публичных дискурсов.
В западной пиарологии понятие «группа общественности» разработано достаточно полно прежде всего по отношению к экономическим коммуникациям, так как это понятие является одним из базовых в исследованиях по современному маркетингу. В этой сфере коммуникаций, как пишет Ж.-М, Декоден, общественность включает в себя покупателей (различающихся по возрасту и полу, случайных и постоянных) и не-покупателей, лидеров мнений, административных и институциональных партнеров, дистрибьютеров и конкурентов, банковскую, финансовую, биржевую сферы33, Ф. Котлер, говоря о «контактных аудиторий фирмы», выделяет несколько категорий: финансовые круги, средства массовой коммуникации, государственные учреждения, гражданские группы действия (например, защитники окружающей среды, представители национальных меньшинств); местные контактные аудитории (окрестные общины, общинные организации), широкую публику, внутренние контактные аудитории34. Исследователь показывает также и сегментацию рыночной аудитории, которая проводится и по ряду других признаков: по географическому принципу (государства, штаты, регионы, округа, города, общины); по демографическому принципу (пол, возраст, размер семьи, уровень доходов и др.); по психогеографическо-му принципу (принадлежность к общественному классу, образу жизни, типу личности); по поведенческому принципу (повод для совершения покупки, искомые выгоды, интенсивность потребления, отношение к товару)35.
Подробную рубрикацию групп общественности в экономической сфере мы найдем у Ф. Мореля, который называет общественность в данном типе коммуникаций «общественностью предприятия» («1ез риЬНсз <1е Геп(терпзе»)36 и подразделяет ее на следующие группы:
1) внутренняя общественность (собственно служащие предприятия; профсоюзные деятели; члены комитетов предприятия, если таковые имеются, выбираются из служащих);
2) ближайшая внешняя общественность (акционеры, финансовые партнеры, поставщики, дистрибьютеры, местные выборные администрации, клиенты);
3) удаленная внешняя общественность (собственно широкая общественность, финансовые круги, образовательные учреждения, ассоциации потребителей; средства массовой информации).
Однако характеристика письменных РК-коммуникаций с экстраполяцией на группы общественности дается исследователями очень редко. Так, Ж.-М. Декоден, рассматривая экономическую сферу, описывает целый ряд специальных «техник», среди которых, вполне естественно, имеются и тексты. Эти специальные «техники» адресуются различным группам общественности: в сфере финансовых кругов, биржи, акционеров это годовой отчет, пресс-релиз, пресс-кит, письмо акционерам; поставщикам адресуется внутрикорпоративное издание; оно же предлагается для конкурентов; для дистрибьютеров следует готовить пресс-кит, внутрикорпоративное издание, факт-лист. Для прессы предлагаются Внутрикорпоративное издание, пресс-релиз, пресс-кит, факт-адст, годовой отчет37.
В отечественной литературе классификацию и краткое описание РК-текетов по признаку «целевая общественность» в сфере экономических коммуникаций мы найдем в работах И. Алешиной, И. П. Яковлева, В. А. Моисеева.
В литературе понятие «общественность» иногда расширяется за счет понятия «среда». Так, пишет А. Б. Зверинцев, «внешнюю среду организации можно определить как совокупность физических и социальных факторов, внешних по отношению к системе, которые непосредственно принимаются во внимание в процессе принятия организационных решений»38. Внутренняя среда в таком случае рассматривается как «совокупность взаимодействующих структурообразующих компонентов организации». Коммуникация, таким образом, во многом, отметим, реализуемая посредством текста, «оживляет организационную структуру и определяет ее конфигурацию»39.
Два сегмента общественности соответствуют двум типам коммуникации предметного базисного субъекта РЯ — внешним и внутренним. Данные типы коммуникации находятся в отношениях, дополнительной дистрибуции: внешние коммуникации субъекта РК не могут быть оптимальными без хорошо налаженных внутренних коммуникаций; можно образно сказать, что внешние коммуникации берут свое начало во внутренних. Последние призваны информировать персонал организации о главных направлениях деятельности (политике) руководства, отражать корпоративный дух и «климат», способствовать ощущению причастности каждого члена коллектива своей организации, способствовать развитию инициативы работников. Внутренние коммуникации ориентируются не только на внутреннюю публику, но и на цели самой организации, ее структуру, традиции и — что немаловажно — ее культуру.
В гл. 1 мы уже говорили о том современном феномене, когда фирма, организация все больше заботится о своем позитивном корпоративном имидже, который «становится явно необходимым для устойчивого, значительного и продолжительного успеха компании»40. Позитивный имидж создается за счет эффективной системы коммуникаций субъекта РК с внешней и внутренней общественностью, и многие компании уже давно осознали это. Так, например, по данным на май 2001 г.41, анализ коммуникационной политики крупных компании одной из итальянских областей Эмилия-Романия, проведенный РК-агентством «Нотша», показал, что за год 89% компаний увеличили вложения в коммуникацию, при этом 26,6% этих организаций — более чем на 5%.
В практике зарубежных связей с общественностью внутрикорпоративные (внутренние) коммуникации в последние десятилетия переживают мощное развитие, обязанное прежде всего широкому развитию экономического сектора общественной жизни, Э. Роджерс и Р, Агарвала-Роджерс42 указывают на важность работы с внутренней общественностью, поскольку в данном случае речь идет не только о «жестком» вертикальном (от администрации к рядовым членам) направлении коммуникации с целью обеспечения повиновения и координации всех сотрудников организации, но и формировании активных и оптимальных горизонтальных коммуникаций, способствующих вовлечению сотрудников в процесс принятия определенных решений, в предотвращении коммуникационных «искажений» или отстройке от них.
Внутрикорпоративные коммуникации, следует отметить, имеют свою национальную окраску. Так, например, Великобритания и особенно США традиционно больше инвестируют во внутренние коммуникации, нежели такие экономические гиганты, как Германия, Франция и Япония. Например, в 1990-е гг. в каждом из секторов американской экономики (автомобилестроение, электронная промышленность, банковское обслуживание, страхование) продажи настоятельно требовали капиталовложений в коммуникации на 20-30% процентов больше, нежели в Японии или Германии43.
Соответственно, проблемы внутренних коммуникаций (коммуникационной деятельности с внутренней общественностью) стали предметом довольно полного и всестороннего изучения в работах многих западных исследователей44. Хорошо разработанными в исследованиях западных ученых и практиков является и технология внутренних коммуникаций. Отметим также, что многие структуры промышленных, и не только, предприятий на Западе, традиционно занимающиеся связями с внутренней и внешней общественностью, именуется как службы (отделы) коммуникаций.
Итак, в зависимости от потребительской группы — участников акта РК-коммуникации — мы делим РК-тексты на пред- II назначенные для внешней и для внутренней общественности: ;; Внешние Пиътп0н.ние
пресс-релиз
приглашение
бэкграундер
лист вопросов-ответов
факт-лист
биография
Внутренние
приглашение
биография
письмо поздравление
годовой отчет
ньюслеттер
пресс-ревю
байлайнер
поздравление
заявление для СМИ
пресс-кит
годовой отчет
проспект, буклет
ньюслеттер
листовка
пресс-ревю
имиджевая статья
имиджевое интервью Л
кейс-стори <
2. Признак «способ доведения текста до общественности». Работа над любым текстом начинается со сбора (а для РК-текста — приема) первичной информации, ее анализа. Затем следует процесс составления (собственно написания) этого текста. На следующем этапе текст тиражируется и доставляется получателю.
Для РК-текста доставка получателю может быть прямой, непосредственной — способом адресной рассылки, а также личной — из рук в руки, или опосредованной — через СМИ, когда РК-текст публикуется без изменений или является основой для журналистского текста.
По данному признаку мы классифицируем РК-тексты на тексты, доставляемые: 1) через СМИ (опосредуемые); 2) путем прямой адресной рассылки или личной доставки (директ-тексты):
Опосредуемые через СМИ
пресс-релиз
приглашение
бэкграундер
лист вопросов-ответов
факт-лист
биография
заявление для СМИ
байлайнер
письмо акционерам
письмо избирателям
поздравление
пресс-кит
проспект, брошюра, буклет
Дирекпг -текст ы
приглашение
факт-лист биография
письмо избирателям поздравление
брошюра листовка пресс-ревю
Более подробно жанровые разновидности РК-текстов мы рассмотрим во второй части монографии. Сейчас же обратимся к вопросам жанрообразования в РК-коммуникациях.
2.2. Специфика жанрообразования в письменных РК-коммуникациях
Изучая принципы жанровой классификации РК-текстов, мы будем отталкиваться от уже имеющихся в науке (в литературоведении и в особенности в теории журналистики) представлений о жанре как таковом, хотя вполне очевидно, что принципы жанровой классификации РК-текстов иные, нежели журналистских текстов, и во многом схожи с принципами жан-ровыделения в рекламоведении. Мы будем рассматривать данную проблему прежде всего с позиций теории журналистики.
Процесс создания любого текста предполагает работу с исходными данными, исходным материалом. Четко представляя себе цели создания текста, его тему, проблему, которую предстоит решить в конкретном тексте, и адресата, на которого данный текст рассчитан, автор приступает к оформле-нию данного текста в определенных жанровых рамках.
Жанровое разнообразие текста обеспечивает различные Способы подачи информации в определенных условиях и дает различную глубину разработки новостного повода. Именно жанр предусматривает и объем текста, и принципы отбора языкового материала, и стилистическое оформление самого текста. Жанр есть форма организации речевого материала, своего рода устойчивая форма существования определенного типа текста, предопределяющая «направленность концептуальной информации»45; это определенный способ воздействия на. аудиторию и «очень важная категория процесса общения»46, своеобразный «тип коммуникации»47.
Что же подразумевается под жанром? Проблемы дефиниции жанра как категории в теории литературы и теории журналистики — одна из важнейших и труднейших исследовательских задач48. В соответствии с современными представлениями данный термин используется в трех значениях: это «элемент действительности., факт общественного сознания и жанровой компетенции и инструмент научного описания»49.
В журналистике под жанром понимают «устойчивые типы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками»50, которые называются жанрообразующими факторами (на последних мы более подробно остановимся ниже). Другими словами, жанр — это «специфический способ отражения действительности» и «специфический способ ее анализа»51, Жанрообразование в письменных РК-коммуникациях подчиняется общим законам образования жанра вообще. Жанр РК-текста есть особого рода форма организации текстового материала, характеризующаяся общностью содержательных, структурно-композиционных и стилистических признаков. Жанр для РК-текста может быть предписанным (например, для основного сообщения о новостном событии используется, конечно, пресс-релиз) или свободно избираться пишущим (например, сопровождающая пресс-релиз информация может подаваться в виде бэкграундера, факт-листа или листа вопросов-ответов). Для литературы и журналистики никогда не существовало «застывшей» системы жанров, не случайно поэтому говорят об определенной системе жанров, соответствующей определенной исторической эпохе, уточним, ее публичному дискурсу. «Эволюция жанровой системы в журналистике, — считает А. Н, Тепляшина, — происходит в двух направлениях: структурном развитии и ассимиляции в периодике текстов, созданных в других сферах человеческой деятельности. Как внутренняя модификация структуры журналистского текста, так и ассимиляция параллельно бытовавших в культуре жанровых форм определяются ведущими факторами: расширением спектра социальных задач, стремлением увеличить читательскую аудиторию и воздействовать на нее»52.
Известно, что тяготение к синтезу жанров является едва ли не важнейшей тенденцией в жанрообразовании вообще. Рассуждая о самых значительных тенденциях в жанрообра-зовательных процессах, касающихся журналистского текста, А. Н. Тепляшина указывает на возможность трансформации, «т. е. возникновения в рамках текста новой жанровой структуры, не имеющей аналога в практике и теоретическом описании»53, И если история журналистских жанров всегда была историей развития, а в иных случаях, и особенно в настоящее время, трансформации и конвергенции жанров, то для письменных РК-коммуникаций мы с большой долей уверенности можем говорить о процессе завершения формирования системы жанров. Однако на нынешней стадии существования российской РК-практики мы вправе говорить об определенной трансформации и определенной ассимиляции РК-жанров, причинами которых мы можем признать следующие,
Во-первых, это объективные причины. Российские РК-тексты развиваются и функционируют в тесной взаимосвязанности с происходящими параллельно в журналистике кон-вергенционными процессами, испытывая на себе сильное влияние журналистского текста. Впрочем, и сами журналисты, рассуждая о природе РК-текста, предлагают использовать элементы журналистских жанров в «РК-публикации» для того, чтобы «обогатить ПР-материал, привлечь к нему читательское внимание, вызвать повышенный интерес»54.
Во-вторых, это субъективные причины, кроющиеся, на наш взгляд, как в отсутствии научной и соответственно научно-методической рефлексии жанров РК-текста, так и в сложившихся стихийно, спорадически в практике современных российских связей с общественностью определенных жанро-ВЬ1Х канонов, не всегда отвечающих признакам эффективности восприятия РК-информации, заключенной в рамки РК-тек-Ста (группы текстов).
Вопрос о границах жанров является для современной литературы и журналистики одним из важных, поскольку, как отмечал еще В. Г. Белинский, жанры «не всегда отличаются один от другого резко определенными границами, Напротив, они часто являются в смешанности»55. Продолжая эту мысль, проф. Л. Е. Кройчик, говоря об унификации журналистских жанров в эпоху постмодернизма, вполне справедливо замечает: «Автор предлагает аудитории текст, который перестает быть равновеликим жанру»56. Данное суждение в полной мере можно соотнести и с РК-текстом: например, такая жанровая разновидность РК-текста, как биография, может быть доведена до общественности в виде пресс-релиза, а бэкграундер может представлять из себя простейшее сочетание факт-листов.
Именно характер информации (точнее говоря, объем и глубина передаваемой информации, цели информирования определенного сегмента общественности, детерминирующие содержание будущего РК-текста, «переработанные» сотрудником пресс-или РК-службы) предопределяет и оформление этой информации в виде какого-либо жанра и, шире и изначально, типологической группы жанров РК-текстов. С РК-текстом можно соотнести следующее суждение, относящееся к журналистскому тексту: появление жанра всегда определяется тем, «что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами»57. Анализируя процесс создания журналистского текста (отметим, схожий с процессом создания РК-текста), Б. Я. Мисонжников указывает: «...приходится с большей тщательностью продумывать вопросы построения текста, использования лексических средств и даже решать проблему типологии — будет ли это живое, с элементами художественности публицистическое сочинение или сдержанное, с уклоном в аналитичность научное повествование. Необходимость того или иного выбора может быть обусловлена целями автора, его стремлением найти оптимальный путь для того, чтобы донести до читателя нужную информацию,.. Такой выбор коренным образом влияет на идейную и конструктивную основу материала, обусловливает его формальную структуру»58.
Выбор жанровых рамок РК-текста зависит, понятно, не только и не столько от автора и целей, которые он перед собой ставит, но и от читателя — сегмента общественности: автор (реальный, но «скрытый» для общественности) в процессе создания текста должен прежде всего «просчитать» дальнейшие последствия введения информации, передаваемой данным текстом.
Жанр в теории журналистики есть категория историческая (существующая и развивающаяся во времени): это «особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-организационных признаков», категория гносеологическая, морфологическая (имеющая свою форму бытия произведения), аксиологическая и, наконец, творчески-созидательная59.
А. Н. Тепляшина говорит о ряде аспектов современной жанровой системы журналистики. Первым указывается нормативный аспект: «фиксация типичных признаков произведения на уровне содержания, формы, функционирования и классификация на их основе готовых произведений составляет суть этого наиболее традиционного аспекта жанровой теории»60. Считается, что нормативная теория жанров есть теория определенных жанров, рассматриваемых в статике. Для РК-текста на современном этапе этот аспект является едва ли не главнейшим. Второй, генетический аспект предусматривает апелляцию к элементам традиции, «архаики», своего рода стандарта, о чем по отношению к РК-тексту говорить проблематично ввиду процесса формирования его жанровой системы, хотя несомненно, испытывающей влияние системы традиционных журналистских жанров. Третий аспект жанра — эволюционный, предполагающий «непрерывность мутаций, дающих каждый раз новую модификацию»61, и характеризующий систему жанров как постоянно изменяющуюся, может быть признан для теории жанров РК-текста актуальным.
Перейдем теперь к проблемам жанрообразования. Сначала нам предстоит выяснить вопрос, каким же образом выделяются жанровые разновидности в смежной коммуникационной сфере — журналистике. Типология жанра, как и любого другого феномена, «подразумевает два этапа. Прежде всего совершается ^деление, распознание, нахождение признаков, затем сложение На Их^основе некоторой модели, определяющей значение и взаимодействие найденных признаков»62.
Какие же жанрообразующие признаки выделяют в совре менной теории журналистики? Существует несколько точек
зрения по этому поводу.
Укажем на некоторые из последних (по мере их появления) точек зрения, впрочем, не сильно диверсифицированных друг от друга. Так, А. А. Тертычный в качестве основных называет следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения63, Здесь сразу же отметим, что целеустановка и функция текста явления не суть однозначные. А. Н. Тепляшина предлагает следующий подход к выделению признаков жанровой дифференциации: характер объекта отражения; целевое назначение; масштабность выводов и обобщений и характер языковых и стилистических средств64. Л. Е. Кройчик считает, что «публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне)»65. По мнению А. Грабельникова, жанры журналистики могут различаться по характеру предмета изображения, по конкретным рабочим функциям, по масштабу охвата действительности, по характеру выразительно-изобразительных средств66. Все исследователи, как мы видим, указывают прежде всего предмет | отображения и целеустановку текста. ; Среди жанрообразующих факторов РК-текста мы на- г зываем следующие: предмет отображения, целеустановка, 4 метод отображения, функции и стилистико-языковой фактор. Одним из важнейших факторов жанрообразования РК-тек-ста является предмет отображения. Предметом отображения для РК-текста может быть прежде всего один из типов публичных коммуникаций — экономические, политические или культурно-духовные. В каждом из указанных типов коммуникаций мы имеем дело с событиями, процессами, ситуациями, отражающими деятельность базисного субъекта РК, а также
персонами.
Под событием в теории журналистики понимают «точно фиксированный в пространстве и во времени (т. е. с ясным началом и концом) шаг в общественном процессе»67. В данном случае речь идет как о социальных, порожденных определен ными ситуациями или состояниями общества событиях, так и о природных событиях, отражаемых в журналистском тексте. Журналистский текст в таком случае может отображать — в зависимости от цели конкретного отражения и целевой аудитории (формата издания) — практически любое событие. Событие, являющееся предметом отображения в РК-тексте, всегда подразумевает «шаг в общественном процессе», осуществляемый базисным субъектом РК, Так, например, предметом РК-текста может явиться изменение характера производства, выступление первого лица политической организации, юбилей фирмы или деятеля культуры и т. п.
РК-текст может отображать определенную ситуацию — «повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений»68, которое сложилось между социальными группами. Ситуация как явление, например, кризисного РК, есть предмет отображения РК-текста.
Часто предметом отображения РК-текста является персона (личность) — первое или должностное лицо базисного
субъекта РК.
РК-текст всегда появляется при наличии определенного информационного повода, чаще всего — новостного, которым обычно является событие, поэтому значительно реже пред-метрм отображения РК-текста становится процесс — последовательность имеющих определенную связь событий. В таком случае текст должен представлять анализ событий, предопределивших развитие данного процесса и отображение хода данного процесса. Например, в политических коммуникациях мы часто сталкиваемся с различными процессами, в результате которых базисный субъект РК должен поддерживать или отстраивать свой паблицитный капитал. В РК-тех-нологиях вообще говорят о создании информационного повода, что мы бы определили не как создание, а инициирование новостного повода; и в этой связи следует отметить, что безусловно главенствующим предметом отражения в РК-тексте становится, конечно, событие.
К жанрообразуюхцим факторам мы можем отнести и целеустановку текста. Основными целями РК-текста могут быть признаны следующие; информирование и создание оптимальной коммуникационной среды базисного субъекта РК.
Эти основные цели достигаются прежде всего через описание предмета или установление причинно-следственных связей. Описание предмета текста осуществляется исходя из задач, которые ставятся в определенной конкретной ситуации и предполагает представление фактов, касающихся деятельности базисного субъекта РК. Описание может отражать различную степень детализации предмета текста. В определенных случаях в РК-тексте цель создания оптимальной коммуникационной среды базисного субъекта РК может достигаться посредством выявления причинно-следственных связей события, процесса, ситуации, Для установления таких связей следует выделить совокупность явлений из ряда ему подобных и «обратить внимание на те обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи. Затем из этих обстоятельств необходимо выделить определяющие, способ-
/~ ^ №
ные быть причиной данного явления» .
В теории журналистики говорят также и о таких целеус-тановках, как оценка факта, прогноз развития предмета отображения, формулирование программы действий.
Для РК-текста оценка действительности как установления «соответствия или несоответствия тех или иных явлений потребностям, интересам, представлениям (критериям оценки) тех или иных людей» заложена в глубинной сущности: РК-текст всегда дает оптимизированную оценку его предмета отображения. В данном случае мы не можем говорить о формировании только положительной оценки, поскольку, например, кризисный РК в качестве предмета текстового отображения может иметь дело с ситуациями, не соответствующими истинному понятию «добра»; то же может касаться и процессов, отражаемых в текстах политического РК. Прогноз развития предмета отображения и формулирование программы действий можно считать периферийными целеустановками РК-текста, поскольку последние будут характерны для ограниченного круга текстов (например, заявления для СМИ). Но любое РК-обращение в публичных коммуникациях есть тип заранее продуманного послания, где обычно предусматриваются, прогнозируются последствия введения информации, поэтому цель прогноза развития предмета отображения будет для РК-текста скрытой, имплицитной. Формулирование программы действий в журналистском тексте есть «совокупность определенных мер, действий, средств, условий, предлагаемых для решения тех или иных проблем», что достигается «либо посредством движения назад по оси времени от последующих событий к предшествующим, либо вперед — от предшествующих к последующим»70. Данная целеустановка возможна для РК-текста, однако ее можно считать периферийной, неосновной: формулирование программы действий мы увидим в тех жанрах, которые предполагают в качестве своего предмета отображения различные поступательные процессы в развитии деятельности базисного субъекта РК (например, в бэкграундере) или отстройку паблицитного капитала базисного субъекта (как, например, в заявлении для СМИ).
Таким образом, можно сделать вывод, что для РК-текста мы можем говорить, с одной стороны, об основных целеуста-новках (информирование и создание оптимальной коммуникационной среды) и о периферийных, а с другой стороны — об эксплицитных (то же информирование через описание или выявление причинно-следственных связей) и имплицитных (оценка и прогноз предмета отображения).
Рассмотрим теперь еще одну важную в текстологии проблему — методы отображения.
Метод, как известно, есть «способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность»71. В журналистике все методы делят на две группы: методы сбора информации (наблюдение, эксперимент, интервью) и методы анализа информации (классификация, группировка, типологизация). Говорят также об этих двух методах как методах исследования предмета: информационные публикации суть результат эмпирического познания действительности, а аналитические тексты — результат аналитического исследования.
К традиционным журналистским методам сбора информации относят прежде всего наблюдение, которое «всегда имеет Целенаправленный и четко заданный характер»72. Наблюдение — это «метод сбора информации об изучаемом объекте пУтем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования наблюдения»73. Журналист имеет возможность проследить динамику развития события; включаясь в это событие, журналист сам фиксирует наиболее значимые его моменты.
С этой точки зрения метод сбора информации в РК-тексте очень схож с журналистским (в данном случае мы будем говорить о всех текстах, пишущихся по канонам традиционной журналистики, исключая медиатексты), однако сотрудник РК-струк-туры, создающий текст, даже будучи участником РК-события? не отражает в тексте свое участие в конкретном событии, лишь фиксируя не вообще наиболее значимые моменты события, а наиболее значимые для создания или поддержания паблицитно-го капитала своего базисного субъекта факты.
Метод наблюдения в журналистике характеризуется по нескольким параметрам:
а) по степени формализованности наблюдение может быть структурализованное, когда события фиксируются по четкЬ заданному плану, и неструктурализованное, если наблюдение ведется в свободном поиске с ориентацией на общие представления о ситуации;
б) по месту проведения выделяют наблюдение полевое и лабораторное (т. е. проходящее в естественных условиях или в сконструированных ситуациях);
в) по регулярности проведения бывают систематические и несистематические наблюдения, определяемые обращенностью автора к ситуации в определенные периоды времени или спонтанностью наблюдения;
г) по позиции наблюдателя в исследовании этот метод отображения делят на. невключенное наблюдение, если журналист находится за пределами наблюдаемого события и не входит в контакты с участниками события, и включенное, предполагающее участие журналиста в самой ситуации74.
Кроме этого, наблюдение может характеризоваться как прямое или косвенное — в зависимости от удаленности или скрыто-сти от журналиста предмета наблюдения. Выделяются также кратковременные или длительные наблюдения: первые используются при кратковременной подготовке оперативных публикаций, вторые — при подробном и глубоком изучении предмета отображения75.
Как метод наблюдения реализуется в РК-тексте? Метод наблюдения в РК-тексте характеризуется следующим образом:
а) по степени формализованности наблюдение может быть только формализованным, поскольку сотрудник РК-структуры отражает событие, ситуацию, дает портрет персоны по заранее продуманному плану, обладая максимумом оптимизированной информации о базовом субъекте РК;
б) по месту проведения наблюдение может быть охарактеризовано только как полевое, поскольку автор РК-текста никогда не конструирует ситуацию;
в) по регулярности проведения наблюдение в РК-тексте может быть как систематическим, так и несистематическим, однако никогда не может быть спонтанным;
г) по позиции наблюдателя данный метод сбора информации в большинстве РК-текстов определяется как невключенное наблюдение: вспомним проблему авторства РК-текста как авторства надличностного. Впрочем, ряд образно-новоегных текстов может предполагать и включенное наблюдение (например, письмо);
д) наблюдение как метод отображения в РК-тексте может быть также и прямым (и очень редко косвенным, поскольку технологический субъект РК должен всегда отражать предмет наблюдения, имея информацию «из первых рук»), а также кратковременным и длительным.
Интервью как метод сбора информации является очень важным для РК-текста, поскольку, как мы уже отмечали выше, источником РК-текста может являться устная информация от базисного субъекта — первого (должностного) лица или коллегиального органа.
Интервью как метод сбора информации может быть формализованным и структурированным, т. е. предполагающим четкую структуру и логику построения вопросов. Следует также сказать, что в силу специфики проблемы авторства для рассматриваемой нами текстовой категории мы в интервью как метод отображения в РК-тексте включаем и беседу — «непосредственное речевое общение автора с собеседником»76.
Один из методов отображения в журналистском тексте —, экспериментальный, под которым понимается метод исследо-Вания> базирующийся на получении информации «об изучаемом объекте путем воздействия на него некоторых управленческих и контролируемых факторов (переменных)»77.
Данный метод не будет характерен для РК-текста, поскольку исследование положения дел, причины которого могут быть познаны экспериментальным путем, не является одной из основных задач изучаемой нами текстовой категории. В одной из сфер публичных коммуникаций — политической — может использоваться также и еще один эмпирический метод отражения. В данном случае речь идет об опросе. «В политической сфере, — отмечает И, П. Яковлев, — массовые опросы используются в основном для предсказаний результатов выборов и определения мнений населения по вопросам текущей политики (главным образом по кругу вопросов, дебатируемых в парламенте и в иных правительственных кругах)»78. В некоторых жанрах РК-текста, «обслуживающих» политические коммуникации (например, листовках), применяется данный метод.
В журналистике используются также и так называемые нетрадиционные методы: прогнозирование и биографический метод. Создавая свое произведение, журналист стремится предвидеть динамику развития событий, его текст оказывается рассчитанным на вероятностное описание возможного и желательного — в этом состоит особенность метода публицистического прогнозирования. К основным типам прогнозов относят поисковые и нормативные79. Поисковые прогнозы отвечают на вопросы, в каком направлении идет развитие, что вероятнее всего произойдет при сохранении существующих тенденций. Нормативные предполагают прогнозирование достижения желаемого результата на основе заранее определенных норм, идеалов, целей.
В целом для РК-текста данный метод не будет важным, ведущим, поскольку с помощью данной текстовой реалии не ставится задача социального прогноза, хотя реакция целевой обще-ственности — адресата конкретного РК-текста заранее планируется. Однако, следует отметить, именно поисковые прогнозы характеризуют одну из жанровых разновидностей РК-текста — заявление.
Биографический метод используется при сборе информации для журналистского текста. «При использовании биографического метода следуют различным правилам, способствующим сбору более обширной и панорамной информации. Во-первых, история жизни одного человека сопоставляется с историей общества, в котором индивид живет. Во-вторых, обращаясь к биографии конкретной личности, журналисты пытаются охватить ее в целом, т. е, стремятся показать определенную динамику как внешней, так и внутренней жизни человека. В-третьих, пытаются осмыслить поведение человека в тех или иных ситуациях, вскрывая мотивацию поведения и анализируя его мировоззренческие позиции и т. д.»80. Для РК-текста биографический способ используется при составлении текстов соответствующего жанра — биографии: биография должностного (первого) лица является часто актуализируемой информацией в РК-коммуника-циях для позиционирования или поддержания паблицитного капитала данной персоны, связанной напрямую с базисным субъектом РК,
После сбора информации переходят к ее анализу, когда используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, традукция), так и общенаучные процедуры (систематизация, классификация, типологизация). М. Н. Ким при описании процедур анализа журналистской информации указывает: «Стратегия качественного анализа предполагает обнаружение неких общих закономерностей в различных явлениях действительности, а также выяснение причинно-следственных связей между разнородными фактами, С этой целью имеющиеся в распоряжении журналиста данные классифицируются и группируются по определенным признакам и критериям. <.. .>
Метод типологизации ориентирован на поиск устойчивых признаков и свойств изучаемых объектов. Процесс типологиза-ции начинается уже с момента изучаемых фактов, В первом случае типические свойства ряда объектов переносятся на отдельное явление. Во втором случае найденный в жизни тип становится основой для дальнейшей типизации»81.
Следует сразу же отметить, что анализ события, ситуации Для РК-текста не является приоритетным в процессе коммуникации: задача любой РК-структуры состоит как раз в том, что-°ы представить целевой общественности именно оптимизиро-йанную информацию, анализ же данной информации совершается самой целевой общественностью. Оценка (оптимизированная) события, ситуации представлена в РК-тексте имплицитно: это-МУ способствует определенный подбор фактов. Однако эксшшцитный анализ фактов как текстовое отражение ситуации возможен в определенных жанрах — прежде всего заявлении для СМИ — жанре, предназначенном преимущественно для отстройки паблицитного капитала базисного субъекта РК5 и в этом случае целевая общественность должна обладать не только оптимизированной информацией, но и оценкой ситуации, ее анализом со стороны самого базисного субъекта.
Немаловажным типологизирующим фактором жанровыделе-ния для РК-текста мы считаем и набор функций той или иной жанровой разновидности РК-текста, отличный от функций текста журналистского.
Выше мы уже говорили о тексте как единице речи (речевой деятельности), основной функцией которого является коммуникативная, «Быть текстом — значит принадлежать к особому миру, миру социальной коммуникации... О тексте в собственном смысле этого слова можно говорить лишь там и постольку, где и поскольку коммуникативная функция подчиняет себе материал вещи, становится к ней в такое же отношение, в каком находится нарицательная стоимость государственного казначейского билета к качеством идущей на изготовление денег бумаги. И как деньги являются средством общения, точно так же основная функция текста — быть средством социальной коммуникации»82.
В определении функций РК-текста мы будем отталкиваться, как и в предыдущих рассуждениях, от функций журналистского текста, а затем посмотрим, какие же из функций самих паблик рилейшнз проявляются в РК-тексте.
В теории журналистики применительно к тексту чащ© всего говорят о двух основных функциях: информирования и воздействия, Ведущей функцией текста признается именно информативная функция: действительно, для журналистики важнейшим представляется именно объективное информирование общественности о социально значимом событии, проблеме. В этом смысле РК-текст служит целям также информирования, но данное 4 информирование будет оптимизированным и с заранее «просчи- I тайным» результатом. 1
Информативная функция текста — функция передачи информации —должна предполагать официальность, документ альность, фактологичность, объективность, сдержанность. Воздействующая функция — функция оказания влияния на поведение или отношение аудитории — будет реализовываться в таких критериях, как выразительность, побудительность, оценочностъ, эмоциональность. Кстати, для РК-текста говорят также и о функции убеждения, которую Г. Г. Почепцов называет функцией «косвенного воздействия»83, В отличие от рекламного текста данная функция выражается в формировании с помощью текста у общественности устойчивого положительного отношения к базисному РК-субъекту. Мы не придерживаемся довольно распространенной точки зрения, определенной прежде всего журналистским взглядом на текст, о наличии у РК-текста функций воздействующей или убеждающей. Будучи инструментом публичных коммуникаций, РК~текст определенным образом отражает основные функции самих связей с общественностью. Функции связей с общественностью в настоящее время изучены достаточно полно84; их некоторое «разнообразие» может быть объяснено различными подходами исследователей к сущности самих РК.
РК-текст, видимо, должен иметь свои собственные «профилирующие», основные функции, характеризующие его именно как текстовую данность. Посмотрим сначала, какие же из функций РК находят свое прямое отражение в РК-тексте. Характеристику функций РК-текста мы будем проводить в соответствии с классификацией функций РК, предложенной М. А. Шишкиной85, выделяются две основные группы функций РК: гносеологические и социологические. «Первые характеризуют РК как явление, способное отражать природную и социальную реальность, а также объекты идеальной природы. Социологические функции -связаны со способами включения изучаемого объекта в социальную систему»86. Каждая из этих функций имеет свою внутреннюю структуру. Гносеологические функции представлены познавательной и функцией конструирования публичного дискурса. Социологические функции подразделяются на адаптирующие (воспитательные, социализации), функции культурной трансформации, функции социорегуляции (информационная, целеполагаю-Щая, управленческая). Мы не даем подробного анализа каждой из этих функций в силу их полной представленное™ в указанной монографии и в силу того факта, что все эти функции в различной степени могу выражаться с помощью текстовых форм. Од-Нак° есть ряд функций РК, которые можно признать обязатель-ньши для любого текста РК.
Во-первых, это выделяемые среди группы гносеологических функций познавательная функция и функция конструирования публичного дискурса. Действительно, эти функции в РК-тексте оказываются ярко выраженными.
Познавательная функция РК находит свое прямое выражение в РК-тексте, который выступает в качестве источника, средства и способа социального познания. РК-информация, заключенная в рамки РК-текста, является во многих случаях единственным и/или оперативным средством донесения до целевой общественности каналом информации.
Функция конструирования публичного дискурса заключается в производстве или трансформации существующего представления целевой группы общественности о субъекте, и РК-текст играет здесь, конечно, важнейшую роль, поскольку с помощью РК-текста происходит формирование определенного позитивного дискурса между субъектом РРV-текста и его целевой общественностью. Считается, что именно посредством этой функции РК базисный субъект позиционирует себя в публичной сфере. Во-вторых, одной из социологических функций РК, как мы уже отметили, признается информационная функция: посредством, в частности, РК-текста происходит целенаправленное информирование определенных сегментов целевых аудиторий в процессе РК-коммуникации. Информирование представляет из себя целенаправленный отбор оптимизированных фактов.
Итак, какие же функции мы можем считать характерными
собственно для РК-текста?
Основными функциями РК-текста, характеризующими все его жанровые разновидности, мы признаем функции: прежде всего информационную, а также познавательную и функцию конструирования публичного дискурса.
Неосновными (или периферийными) будем считать те функции, которые характеризуют лишь некоторые жанровые разно-1 видности РК-текста. Среди неосновных функций РК-текста на-^ зовем следующие. * Фатическая функция проявляется в поддержании коммуникативных связей (например, в поздравлении). Эстетическая функция играет определенную роль в создании художественного эффекта (например, в приглашении), поскольку «текст может представать одновременно и как самодовлеющее предметноэстетическое явление»87. При чтении текста, как известно, включается не только словесно-логическое, наглядно-образное, но и визуальное мышление, поэтому «далеко не все равно и то, как выглядит текст внешне, какие оформительские средства использованы. Оформление может способствовать оптимизации коммуникативного процесса»88.
Экспрессивная функция проявляется в эмоционально-оценочном отношении автора самого текста, что находит свое отражение в некоторых оперативно-образных жанрах.
Регулятивная функция, оказывающая воздействие на характер отношений между социальными субъектами, представлена чаще всего в латентной сфере в исследовательских жанрах (заявление для СМИ). Консультативная как функция выражения мнения определенных групп общественности, выступающая своеобразным коммуникационным «ориентиром» для адресных аудитории, представлена в таком жанре, как письмо. Контрольная и защитная функции РК-текста как функция публичного указания девиан-тных проявлений в социальной системе и, с другой стороны, функция ограничения возможных нежелательных действий со стороны административных, правоохранительных органов, характеризует исследовательские жанры. Номенклатурная функция, проявляющаяся в формировании оптимальной коммуникационной среды персонального состава управленческой номенклатуры реализуется в фактологических жанрах (биография).
Следует еще раз подчеркнуть, что набор функций, их сочетание, проявление явное или латентное, характеризует каждый из жанров РК-текста по-своему, О специфике проявления функций РК-текста в его жанровых разновидностях более подробно мы остановимся во второй части нашего исследования.
2,3. Жанровая типология ч простых первичных РК~текстов
Обратимся теперь к собственно жанровой типологии РК-текстов и их наджашровым объединениям (группам жанров).
Как мы видели, классифицирующими для РК-текста мо-гут быть признаны многие характеристики, поскольку РК-тек-СТЬ1 различаются многими параметрами: объемом и харак-гером передаваемой информации, уровнем оперативности и событийности, характером оформления, ориентированностью на определенную группу общественности, характером РК-деятельности (внутренний или внешний РК), степенью «подготовленности» к публикации, каналом распространения (через средства массовой информации или путем прямой почтовой рассылки, личной доставки), степенью выраженности личностного начала. Кроме того, очевидно, что РК-тек-сты по-разному представлены в различных сферах публичных коммуникаций (политической, экономической, духовно-культурной). Все это, так или иначе дискретно, а иногда интуитивно — но не в совокупности признаков — называют исследователи текстовых РК-материалов.
Для построения жанровой типологии РК-текстов обратимся прежде всего к инструментарию жанровыделения, применяемом в журналистике, хотя очевидно, что невозможно экстраполировать жанровыделение в журналистике на жанровыделение
в текстах РК.
Традиционно в журналистике говорят о следующих трех группах жанров: информационные (представляющие «журналистику новостей», «репортерскую журналистику»), аналитические (дающие анализ фактов, и это аналитическая или комментирующая журналистика), художественные (предполагающие субъективную оценку автора — образную публицистику).
В построении типологии первичных РК-текстов мы будем отталкиваться от схемы деления жанров в журналистике, предложенной Л, Е, Кройчиком, который выделяет следующие группы текстов (но не жанров!); оперативно-новостные, оперативно-исследовательские, исследовательско-ново-стные, исследовательские, исследовательско-образные89. Следует сразу же отметить, что Л. Е. Кройчик, очевидно, желая расширить традиционное представление о системе жанров, предлагает свое видение журналистских жанров, в сущности опирающееся на понятие информационной, исследовательской и образной журналистики.
Используя лишь терминологию Л. Е. Кройчика и основываясь на жанрообразующнх признаках РК-текста, о которых говорилось выше, представим жанровую типологию первичных простых РК-текстов следующим образом:
— оперативно-новостные жанры;
— исследовательско-новостные жанры;
— образно-новостные жанры;
— фактологические жанры;
— исследовательские жанры.
Данная типология опирается на совокупность жанрообразующих признаков: предмет текста, его цель, специфику функций в публичных коммуникациях и стилистико-языковой фактор.
Дадим общую характеристику каждой из жанровых групп, опираясь на данные жанрообразующие факторы.
Под оперативно-ноеостными жанрами понимается группа жанров, которые оперативно передают ранее не известную общественности информацию. Такая информация может подаваться как предваряющая новостное событие или сообщающая о его свершении. Оперативно-новостные жанры — это пресс-релиз, приглашение.
Объектом отражения в этой группе жанров будет новость (новостное событие), связанная с деятельностью базисного субъекта РК, а предметом — событие или персона.
Цели этой группы текстов — формирование оптимальной коммуникационной среды и информационная — достигаются через описание события или персоны. Характерными признаками жанров этой группы будут оперативность, релевантность, фактологичность,
Под оперативностью понимается своевременность (по отношению к данному новостному поводу, отражаемому в тексте) создания текста и своевременность его распространения. Оперативность — это важный признак, учитываемый также и при восприятии текста: важно, чтобы необходимая важная информация быстро «считывалась» из текста. Релевантность — это соответствие интересам целевой группы, т. е. определенного сегмента общественности. Фактологичность есть передача в тексте точных фактов.
Для оперативно-новостных жанров свойственны такие характеристики, как лаконизм, краткость, емкость информации. Исследввательско-новостные жанры РК-текста — это жанры5 сообщающие неоперативную, но актуальную информацию, сопровождающую новостное событие, касающуюся базисного субъекта РК, и предполагающие ее анализ, истолкование. К исследовательско-новостным мы относим бэкграундер и лист вопросов-ответов.
Хотя в текстах этих жанров событие и его анализ являют собой неразрывное единство, обеспечивающее широкое отражение объекта описания в его предметно-логических связях, «акцент с новизны переносится на актуальность»90. Предметом РК-текста, относящегося к исследовательско-новостным жанрам, являются событие, процесс, персона; целями — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование путем описания и выявления причинно-следственных отношений. Основными характерными стилеобразующими признаками этой группы жанров будут фактологичность, релевантность, полнота и аналитичность.
Образно-новостные жанры сосредоточены на новостном событии, однако информация об этом событии излагается от конкретного лица: это жанры, чаще мнимо подписанные первым (должностным) лицом базисного РК-субъекта и/или распространяемые от его лица. Вопрос о прямом авторстве РК-текста можно рассматривать лишь в применении к поздравлению и письму. К образно-новостным жанрам относим байлайнер, письмо, поздравление.
Атрибуция текста к данному жанру может быть произведена и по неосновной, но ведущей функции — фатической (функции поддержания коммуникативного контакта). Данная функция диктует определенные черты композиции: это прежде всего рамочные элементы текста — обращение и подпись адресанта, Предметом образно-новостного жанра являются событие, персона или процесс; целями — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование. Цель информирования не будет выражена в жанре поздравления, обладающем эстетической функцией. Основными характеризующими признаками данной группы РК-текста являются релевантность, фактологичность, полнота, экспрессивность.
Фактологические жанры — это жанры, содержащие дополнительную информацию (прежде всего факты) по отношению к новостному событию жизни базисного субъекта РК, Фактологическими жанрами мы признаем факт-лист и биографию (с некрологом как разновидностью последней).
Предметом текста фактологического жанра являются событие или персона, а целями — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание события или персоны. Следует также сказать и о специфике функций в данной группе: жанр биографии несет на себе номенклатурную функцию РК-текста.
Фактологические жанры считаются первичными текстами, располагающими актуальной информацией о базисном рК-субъекте; они обладают особыми чертами текстовой структуры, специфическими языковыми и стилистическими чертами, среди которых мы называем следующие: фактологичность, релевантность, полнота.
Исследовательскими мы признаем жанры, предполагающие наличие в тексте элементов логически-рационального анализа представляемых фактов, многоканальность источников информации, особой стилистики (несмотря на наличие средств выражения личностного начала), тяготеющей к научному стилю. К исследовательским жанрам мы относим заявление для СМИ, для которого будут характерны контрольная и защитная функции. Предметом данного жанра чаще всего являются ситуация, а также процесс, реже — событие или персона, целью — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание и установление причинно-следственных отношений.
Речевая структура исследовательского жанра предполагает наличие определенного количества средств речевого воздействия. Характерными признаками данного жанра будут фактологичность, аналитичность, релевантность, полнота и — в отдельных текстах — экспрессивность.
Обратимся теперь к подробному рассмотрению особенностей жанровых разновидностей современных российских РК-текстов. В гл. 3 мы рассмотрим жанровые особенности ядра корпуса РЯ~текстов — базисные первичные простые, в гл. 4 — комбинированные, медиатексты и смежные РК-тексты.
Примечания
^Большой энциклопедический словарь. М., 1997. С. 1203.
2 Ризель Э. Г. Теория и практика интерпретации текста. М.,1984.
3 Система средств массовой информации в России / Под ред. Я. Н. Засур-. М., 2001. С. 28.
4 Алешина И. Паблик рилейшш для менеджеров и маркетиров, М., 7; Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М., о; Чумиков А. Н. Связи с общественностью. М., 2000 и др.
5 Пономарев С. Типы текстов в риЬНс ге!айоп8 // Советник. 2001. № 4 (64). С. 26.
6 Тульчинский Г. РиЬНс Ке1аМоп: Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. СПб., 1994. С. 38.
1 Алешина И, Указ. соч. С. 57-60, 122-128.
8 Синяееа И, М. Указ. соч. С. 219-222; Моисеев В. А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М., 2001. С. 197-203.
9Варакута С. А., ЕгоровЮ, Я. Связи с общественностью. М., 2001. С. 44.
10 Чумиков А. Н. Указ. соч. С. 112-117.
11 Пономарев С. Типы текстов в риЬНс геЫюпз. С. 26.
12 ВасНтапп РН, Согштшш^иег ауес 1а ргеззе есп1е е! аис!юу15ие11б. Рапз, 1996; ^е^есоип N. У1уех аи гшеих уоз ге!асюпз ауес 1ез ]оигпаН81§. Рапз, 1996; ФеМрЪаНеп М.-Н. Ьа соттишсагюп ехСегпе о!е Гепггерпзе. Рапз, 1997.
13 Моге1 РН. Ргайяие йез геЫюпз ргеззе. Рапз, 2001. Р. 89. и<1'А^те^с^аN., ЫЪаеп ТН. Ьа соттишсааоп ш&гпе ее ГепСгерше, Рапз, 2000. 15 УУезфПапеп М.-Н. Ьа соттишсагюп ех1егпе о*е Гетгерпзе. Рапз, 1997. 16ХейвудР. Все ориЬНс геЫюпз. М., 1999. С. 186-191.
17 Тулупов В. ПР: связь с журналистикой и рекламой // Невский наблю-дательЛ 999. № 1(4). С. 33-36.
18 Алешина И. Указ, соч. С. 57-60.
19 Там же. С. 122-128. > . -,,,
20 Синяееа И. М Указ. соч. С. 219-222. ",.., ',
21 Чумиков А, Я, Указ. соч. С. 112-117.
22 См.: ВасИгпапп РН. Ор. с1г; ВазШ О„ Агапо$С. РиЬНс ге!агюп: ТЬе ргогез51оп апо! 1Ье Ргасйсе. 1)иЬи9ие, 1992; Ое1есоигг N. Ор. ей; У/е§1р!га11еп М.-Н. Ор. с11.
23 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 350400 -— Связи с общественностью. М., 2000. СЛ1 (машинопись).
24 Язык и массовая коммуникация. М., 1984. С, 36.
25 Мисонжников Б, Я. Феноменология текста: Соотношение содержательных и формальных структур печатного издания, СПб., 2001. С. 291.
26 Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера РК.. СПб., 1997. С. 116.
27 Система средств массовой информации... С, 24.
28 См.: Рубакин Н, А. Психология читателя и книги. М., 1977. С. 55-59.
29 Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Г. Корко-носенко. СПб., 2000. С. 30.
30 Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления СПб., 1999. С. 70.
31 Там же.
32 Станкевич Л. Общественность в западной и русской традиции // РЯ-диалог. 2000. № 4 (9), С. 36.
33 ОесаиДт /-М Ьа сотгпишсаСюп Маг1се(;т§: СопсерСз, ее&1е8. Рапз, 1999. Р. 42-43. * Котлер Ф. Основы маркетинга. М.,1992. С. 149-151.
35 Там же. С. 257-259.
36 МогеГ РН. Ор. С11. Р. 49 и след.
37 ОесашНп ^.~М. Ор. ей. Р. 134.
38 Зверинцев А. Б. Указ, соч. С. 41.
39 Там же. С. 34-35.
40 Алешина И. Указ. соч. С. II.
41 \у\у\
.е:тсги
42 Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 1980. С. 71.
43 Ьа соттишсапоп: СаЫег ггапс^8. 1992. N 258. Р. 33-34.
44 См.:а'Мте1аа N.. ЫЬаеП ТН. Ор. ей.; У/е$1рНа11еп М.-Н. Ор. си. и др.
45 Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. С. 66.
46 Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987. С. 112.
47 Тепляшина А. Н. Методологические основы жанрообразования в масс медиа //Логос. Общество. Знак (К исследованию проблемы феноменологии дискурса): Сб. научи, трудов / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 1997. С. 131.
48 См.: Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1979; Бурлина Е. А. К вопросу о жанре как методологической проблеме // Методологические проблемы современного искусства. М., 1986; Гайда С. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. Пермь, 1986. — В. В. Дементьев делает обзор работ, посвященных теории речевого жанра (Дементьев В, В. Изучение речевых жанров: Обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. № 1).
49 Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. М., 1998. С. 56-57.
50 Тертычный А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998. С. 200.
51 Основы творческой деятельности.., С. 136,
5? Тепляшина А. Н, Жанровая типология и журналистский текст // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов: Мат. научн.-практ. семинара. СПб., 1997. С. 40.
53 Там же.
54 Ким М. Н. Особенности подготовки пресс-релиза // ПР -диалог. 1 999. № 4. С. 46.
55 Белинский В. Л Поли. собр. соч. Т. 5. М., 1954. СЛ6.
56 Основы творческой деятельности... С. 130.
57 Там же. С. 136.
58 Мисоижников Б. Я. Журналистский текст как средство коммуникации // Социальное функционирование журналистики / Под ред. С. Г. Корко-носевдсо. СПб., 1994. С. 88.
59 Основы творческой деятельности... С. 136-138. Тепляшина А. Н. Жанровая типология... С. 131. ^ Там же. С. 132.
* Тепляшина А. //. Методологические основы жанрообразования в масс а. С. 133.
^ Тертычньш А. А. Жанры периодической печати. М,, 2000. С. 12.
Тепляшина А. И. Сатирические жанры современной публицистики. ., 2000. С. 14.
65 Основы творческой деятельности... С. 138-139,
66 См.: Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. М., 2001. С, 213,
67 Тертычный А. А. Жанры... С. 14.
68 Там же. С, 18.
69 Там же. С. 28.
70 Там же. С. 33.
11 Мельник Г. С, Почкай Е. П. Методы научного анализа журналистского творчества, СПб., 1996. С. 4.
12 Ким М. Н. От замысла к воплощению. СПб., 1999. С. 41.
73 Мельник Г С, Почкай Е. П. Указ. соч. С. 23.
74 См.; Ким М. Я. От замысла к воплощению. С. 40.
75 См.: Тертычный А. А. Жанры... С. 36-37.
76 Там же. С. 38.
77 Мельник Г С., Почкай Е. Я. Указ. соч. С. 25.
78 Яковлев И. П. Связи с общественностью в организациях. СПб., 1995. С. 85.
79 См,: Ким М Я. От замысла к воплощению. С. 51.
80 Там же. С. 53. , 81 Там же. С. 55-57.
82 Антипов Г. А., Донских О. А., Марковина И. Ю., Сорокин Ю. А. Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989. С. 16-17.
83 Почепцов Г Г. Коммуникативные технологии XX века. М., 1999. С. 40.
84 См., напр..: Зверинцев А. Б, Указ, соч.; Тулъчинский Г. Указ, соч.; Синяева И. М. Указ, соч.; Шишкина М. А. Указ, соч.; Моисеев В. А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М., 2001 и др.
85 Шишкина М. А. Указ. соч. С. 151 и след.
86 Там же.
87 Мисонжников Б, Я. Феноменология текста. С. 339.
88 Там же. С. 532.
89 Основы творческой деятельности... С. 138-139.
90 Там же. С. 149.
- Часть 1
- Глава 1. Рк-текст: сущностные характеристики .,,...,.......,.,............... 9
- Глава 2. Проблемы типологии и жанрообрязования
- Часть II
- Часть I
- Глава 1 рк-текст: сущностные характеристики
- Глава 2
- 2.1, Проблемы классификации и принципы типологии ре-текстов
- Глава 2. Проблемы типологии и жанрообразования...
- Часть II
- Глава 3
- 25 Мая в Санкт-Петербурге состоится открытие завода «ЭнСиСи — Перспектива»
- 1 Октября 2000 г,29
- 3.4, Исследовательские жанры
- 3.5. Образно-новостные жанры
- 13 Апреля день рождения у Юлии Видишевой, специалиста отдела маркетинга. Дорогая Юлия!
- 19 Апреля день рождения у Владимира Тихомирова, торгового представителя.
- 23 Апреля день рождения у Татьяны Черниковой, торгового представителя. Милая Татьяна!
- 14 Мая пройдут выборы в законодательное собрание Санкт-Петербурга. Я, Морозов Александр Владимирович, решил бороться за право стать депутатом.
- Глава 4
- 4Л. Комбинированные тексты
- 4.3.2. Резюме
- Глава 4. Жанровое своеобразие комбинированных...
- 8 Лет работы в туризме