1 Октября 2000 г,29
Приглашения на специальные мероприятия, например на события, связанные с духовно-культурной жизнью общества, могут содержать различные средства выражения личностного начала и требовать от составителей креативных способностей. В качестве примера дадим текст приглашения на пре-мьерный просмотр фильма П. Лунгина «Свадьба»: От имени «Невесты»
Марии Мироновой, «Жениха» Марата Башароеа и «Тамады» «Свадьбы» режиссера Павла Лунгина
приглашаем Вас
на российскую премьеру
художественного фильма
«Свадьба» Премьера состоится
1 ноября в 19.00
в кинотеатре «Аврора»
Ваши места на «Свадьбе»
Ряд........................
Место .................. , .,
Специальный приз Каннского кинофестиваля 2000 за лучший актерский ансамбль
Данный текст был оформлен на двусторонней открытке с заголовком «Приглашение на свадьбу». В этом случае мы можем говорить о таких функциях РИ-текста, как экспрессивная и эстетическая.
3.2. Исследовательско-иовостные жанры Исследовательеко-новостные жанры — это жанры, которые сообщают неоперативную, но актуальную информацию, сопровождающую новостное событие, касающуюся базисного субъекта РК, и предполагают ее анализ, истолкование.
Объектом отражения в данных жанрах являются событие, процесс, персона. К исследовательско-новостным жанрам собственно РК-текста относятся бэкграундер, лист вопросов-ответов; среди медиатекстов к этой группе жанров можно отнести имиджевую статью и интервью.
3.2Л. Бэкграундер Бэкграундер (от англ. Ьас^гоипЛег) — жанр РК-текста, представляющий расширенную информацию текущего характера о субъекте РК9 которая служит цели поддержания пабли-цитного капитала данного базисного субъекта РК. Бэкграундер «содержит информацию о „фоне", который окружает событие, о том, что ему предшествовало или стало причиной»30. Это дополнительный к пресс-релизу текст, не ограничиваемый пространством и отличающийся от пресс-релиза более широким освещением проблемы, события, Бэкграун-дер — это жанр, претендующий не на полноту анализа события, а на широту его освещения; это «новость, не являющаяся сенсацией, <.. .> о новых направлениях, о текущих мероприятиях»31, Бэкграундер обычно оформляется на бланке с логотипом организации.
Мы выделяем два типа бэкграундера. Первый, самостоятельный и рассылаемый в редакции СМИ (его иногда также называют аналитическим пресс-релизом), — это текст, который должен помочь журналисту «подробно и без искажений подготовить нужный материал для СМИ»32. Второй тип является составной частью пресс-кита (см. 4.1.1) и поддерживает, расширяет основную информацию, содержащуюся в пресс-релизе. Второй тип бэкграундера не имеет ни указания на дату распространения, ни телефонов контактных лиц: это объясняется неоперативным характером передаваемой информации.
Е, Блажнов пишет о бэкграунде как о разновидности тематического досье, которое «сосредоточивает материалы, относящиеся к происхождению актуальной проблемы»33, относя сюда тексты, определяемые как факт-лист, биография. А. Н. Чумиков также считает, что бэкграундер может содержать и информацию, которая традиционно является базовой для факт-листа (профиль организации, ее история, описание товаров и услуг)34.
Бэкграундер — это обязательно связный закрытый текст (в отличие, например, от факт-листа, который может ограничиваться только перечислением фактов и являться по сути комбинацией, совокупностью номинативных предложений). В бэкграундере мы найдем факты, различного рода примеры, ранее не известные целевой общественности, либо известные, но носящие второстепенный по отношению к основному новостному событию характер.
Цель данного жанра — описание, представление в связном тексте фактов, касающихся или «окружающих» основное событие, речь о котором идет в пресс-релизе: «как правило, бэкграундер представляет собой единую и законченную „историю", построенную в повествовательном ключе»35.
Структура и композиция бэкграундера относительно свободны. Бэкграундер обязательно имеет заголовок; информационный повод заключается не в лид-абзаце, который, кстати, в данном жанре может отсутствовать. Новостной повод в бэкграундере подвергается детальной проработке, разъяснению. В бэкграундере могут присутствовать в виде цитат, и в достаточно большом количестве, авторитетные мнения лиц, представляющих базисный субъект РК. В отличие от пресс-релиза, бэкграундер имеет закрытую текстовую структуру: наличие заключительной части обязательно, и она, кстати, может быть графически выделена.
Бэкграундер как вспомогательный текстовый материал предполагает наличие различного рода схем, таблиц, графиков (которые могут быть оформлены также и в виде самостоятельных факт-листов). Дополнительный («поддерживающий») иконографический материал может фигурировать не более двух раз на странице, он должен быть понятным и для неспециалиста.
Представим в качестве примера следующий бэкграундер, имеющий, кстати, следующую авторскую жанровую дефиницию: «Дополнительная информация о турнире».
В данном примере вся информация подчинена новостному поводу — проведению спортивного состязания в Пе-те{)бурге. В этой связи данный новостной повод «расширяется» благодаря указанию на характер и особенности турнира. В тексте мы увидим обязательное для данного жанра выражение причинно-следственных связей.
5*. Ре^егзЬигд Ореп— одно из крупнейших спортивных событий в Санкт-Петербурге
История международного теннисного турнира серии АТР Тоиг 5!. Ре1ег$Ьигд Ореп берет свое начало с 1995 года. Именно тогда в Санкт-Петербурге был впервые проведен этот турнир. Он стал сразу же заметным явлением в теннисной жизни России.
Организаторы 81. Ре1егзЬигд Ореп-95 выиграли тендер на проведение турнира в Санкт-Петербурге. Главными соперниками в тендере выступили Будапешт и австрийский город Грац.
Список участников турнира-дебютанта был достаточно представительным. На тот момент десятая ракетка мира Евгений Ка-фепьников принял участие в 8(. Ре^егзЬигд Ореп 95. Организаторам приятно вспоминать, что в четверке сильнейших первого турнира оказалось сразу же трое российских теннисистов: Кафельни-ков, Чесноков и Волков.
С самого первого турнира одной из сильных сторон организации 51. Ре1егзЬигд Ореп стала культурная программа для участников. Особенно понравилась теннисистам зимняя рыбалка на Ладоге, куда гостей доставляли на вертолете.
Дебют 81. Ре^егзЬигд Ореп оказался очень успешным для организаторов. Дальше турнир развивался очень стремительно и с каждым годом становился все более заметным событием в теннисном мире, а также приобретал больший вес в мировой серии турниров АТР Той г
В 1999 году один из крупнейших банков в северо-западном регионе «БАЛТОНЭКСИМ Банк» выкупил все права на проведение турнира у Профессиональной теннисной лиги России. С этого момента финансовое положение 8^. Ре!егвЬигд Ореп стало более устойчивым.
Заметные качественные изменения в организации турнира произошли в 2000 году. Во-первых, «Корпорация „Конти" наряду с „БАЛТОНЭКСИМ Банком" стала совладельцем турнира. Также приятным известием для организаторов явилось то, что по итогам 1999 года 51. Ре1егзЬигд Ореп был отмечен специальной наградой в номинации «Зрительский интерес».
Самая главная новость турнира 2000 года — увеличение призового фонда турнира с 340 000 долларов до 800 000 долларов. Такое увеличение призового фонда, по сути, является беспрецедентным шагом навстречу 8*. Ре1егвЬигд Ореп со стороны дирекции мировых турниров серии АТР Тоиг. Дело в том, что по правилам АТР Тоиг увеличение призового фонда теннисного турнира не может превышать 200 000 долларов в год. Однако дирекции турнира и его владельцам удалось достичь договоренности об увеличении призового фонда 51. Ре*егзЬигд Ореп 2001 в два раза.
В 2000 году покрытие в СКК «Петербургском» были заменено на самое современное — Огееп 8е1 Огапб Рпх. Это покрытие используется на мировых чемпионатах самого высокого класса. Теннисисты характеризуют его как более «медленное», обеспечивающее оптимальный отскок мяча. Также на турнире была установлена современная электронная система на сетках, реагирующая на касание мяча по сетке. Эта система позволяет обойтись без судей над сетками.
Расположение 3(. Ре*егзЬигд Ореп в календаре мировой серии АТР Тоиг также стало более выгодным для спортсменов. Если раньше турнир проходил зимой или весной, то сейчас турнир проходит непосредственно перед чемпионатом мира по теннису. Такое расположение позволяет теннисистам набрать недостающее количество рейтинговых очков для участия в мировом чемпионате. О престижности петербургского турнира говорит и достаточно высокое количество рейтинговых очков, которые может получить теннисист на турнире — 50.
Администрация Санкт-Петербурга ежегодно оказывает поддержу 3*. Ре(егзЬигд Ореп. Организационный комитет турнира традиционно возглавляет губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев.
Кроме значимости турнира в теннисном мире можно выделить тот факт, что турнир предоставляет прекрасные возможности для партнерства с рекламодателями нашего города. Владельцы и организаторы турнира заинтересованы в увеличении финансирования этого спортивного мероприятия, так как это значительно повышает статус и качество проведения турнира. Для спонсоров поддержка турнира — прекрасная возможность продвижения своих товаров и услуг. В прошлом году турнир транслировался по двум телеканалам — «НТВ-Плюс» и «Петербург». На 81. Ре1егзЬигд Ореп 2001 было аккредитовано около 480 журналистов.
81. Ре^егзЬигд Ореп традиционно проходит под сводами одного из крупнейших крытых спортивных сооружений в Европе — СКК «Петербургский». Здание диаметром 193 и высотой 40 метров рассчитано на 25 тысяч зрителей. Теннисная арена вмещает до 11 000 зрителей. В прошлом году общее количество зрителей, посетивших 81. Ре1ег8Ьигд Ореп 2000, составило около 42 000 человек.
Следующий бэкграундер посвящен деятельности Клуба петербургских рекламодателей. Характерной особенностью данного текста является обилие цитат — мнений членов Клуба, им предшествует обширная преамбула.
На первый план в данном тексте выступают признаки релевантности и аналитизма: подробно исследуется проблема объединения усилий петербургских рекламодателей на рекламном рынке города, и эта проблема «подкрепляется» за счет авторитетных мнений членов клуба. Бэкграундер такого рода может рассылаться в СМИ или потенциальным членам Клуба в качестве основного информационного документа, поскольку в центре его внимания не сам факт создания клуба или очередного заседания, а вопросы координации совместных усилий однопрофильных структур.
Даем данный пример в сокращении.
Петербургские рекламодатели объединяются
«Разделяй и властвуй» — этот принцип действует и по сей день. До недавнего времени рекламодатели нашего города находились в похожей ситуации. Их зависимость от рекламных агентств была и пока остается достаточно сильной. Как-то не принято со своими конкурентами и даже коллегами по бизнесу за чашкой кофе обсуждать насущные проблемы на рынке рекламных услуг и уж тем более вырабатывать общую линию поведения по отношению к рекламным агентствам. Разрозненность рекламодателей иногда являлась причиной, например, несвоевременной информированности об изменениях в рекламном законодательстве. Вот и получается, что тот, кому удалось по своим каналам получить эксклюзивную информацию об изменениях в городской законодательной сфере, касающейся рекламы, избегает многих неприятностей, с которыми придется встретиться его коллегам, И происходит это не потому, что жалко делиться важной информацией, а потому что просто не было такой возможности.
Похоже, что такая ситуация перестала устраивать рекламодателей. В декабре 1997 года был создан Клуб петербургских рекламодателей. Основная задача заключалась в создании профессиональной среды общения специалистов отделов рекламы, маркетинга и связей с общественностью. <...>
Сами члены Совета объясняют свой интерес к Клубу и к проводимым им мероприятиям так:
Марина Медведева (руководитель отдела рекламы и связей с общественностью «Сбербанк РФ СП б»).
Членство в Клубе позволит мне стать менее занятой. Для того чтобы принимать быстрые решения, а соответственно, быть менее занятой, надо хорошо знать законы рекламы, причем адаптированные к рынку рекламных услуг в нашем городе. Клуб петербургских рекламодателей является одним из источников получения такой информации. Кроме того, как любой руководитель я испытываю постоянную потребность в обучении. Семинары должны проводиться регулярно, потому что в рекламе приходится быстро реагировать на все новшества в техническом прогрессе. Появляются новые информационные каналы, и соответственно, новые каналы рекламы.
Валерий Долбежкин (начальник отдела маркетинга «Пром-СтройБанк»).
В Клубе меня интересует «роскошь», я имею в виду роскошь человеческого общения. На работе чаще общаешься с рекламистами, а вот разговор с коллегами — случай редкий. Поэтому прийти в Клуб меня побудило желание и необходимость профессионального общения.
Члены Клуба являются профессионалами и людьми, склонными к самообразованию. Поэтому получение новых теоретических знаний, способных перевернуть практику, маловероятно. То есть предпочтительно обучение в стиле не «как это следует делать», а «как зто делается на самом деле». На сегодняшний день меня интересует организация и технология эксплуатации УУЕВ-сайта.
Что касается семинаров, то в них я вижу то, что хочу видеть — плавную трансформацию лекций в симпозиумы. Как выступающему и как слушателю мне интереснее «отклонения от темы» и ответы на вопросы. При фактическом сближении уровня лектора и слушателя это неизбежно. Кстати, это сближение может быть негативным следствием ротации «зала» и «президиума» в узком кругу. Мы знаем если не лично друг друга, то, по крайней мере, наши компании. Может, нам поискать неизвестного, незнакомого лектора в среде Ассоциации рекламистов?
3.2.2. Лист Лист вопросов-ответов (от англ.
вопросов-ответов О, & А: ^ие$^^оп'-ап(^-ап§^Vе^ /огт) —
жанровая разновидность РК-тек-
ста, позволяющая в форме ответов на возможные или наиболее часто задаваемые вопросы поддерживать паб~ лицитный капитал организации (фирмы).
Существует мнение, согласно которому лист вопросов-ответов (исходя из традиции американских РЕ. именуемый как «форма вопрос-ответ») можно считать одной из разновидностей бэкграундера, «поскольку она используется в тех же ситуациях, что и бэкграундер, и сопровождает определенное мероприятие. <...> Довольно часто эта форма используется для освещения вопросов, которые находятся в фокусе общественного интереса»36*
Лист вопросов-ответов — возможная компонента пресс-кита. Тексты этого жанра можно сравнить с интервью первого (должностного) лица фирмы, организации: оно здесь предстает в «скрытой» форме, и это вносит в речевую структуру текста определенную субъективацию. Сразу же уточним, что лист вопросов-ответов не является «заготовкой» для дальнейшего устного воспроизведения, например тектом-заготов-кой для первого лица на пресс-конференции.
Лист вопросов-ответов — это текст, соответствующий, по мнению его составителя, информационным ожиданиям целевой аудитории, а в нашем случае — ее конкретному сегменту. Текстовая структура листа вопросов-ответов открытая. Технология составления данного типа РК-текста относительно проста: сотрудник РК-структуры сам составляет вопросы и ответы на них, или это может быть информация, извлеченная методом интервью у должностного лица организации и оформленная соответствующим образом. С. Пономарев совершенно справедливо говорит об «иллюзии „интерактивности"» как «одной из любопытных особенностей» текстов данного жанра37. Однако мы не можем согласиться с мнением данного исследователя, утверждающего, что лист вопросов-ответов «можно рассматривать как манипулятивный инструмент, <который> тем не менее повышает доверие к сообщаемой в нем информации» и представляет собой «мощный ресурс воздействия, убеждения и отстаивания позиции организации»38, РК~текст не есть средство манипуляции, поскольку манипулирование общественным мнением «выходит» за рамки РК-коммунйкаций, воздействие же и убеждение являются имплицитными в текстах данного типа, ставящих своей целью, как мы уже говорили выше, оптимизированное селективное информирование целевой общественности.
В качестве примера данного жанра (к сожалению, активно не используемого в российской практике паблик рилейшнз) приведем часть текста листа вопросов-ответов из пресс-кита, посвященного открытию в январе 2000 г. в Санкт-Петербурге двух магазинов высокой моды и аксессуаров «Французские штучки» & «ОЕПЬЕ».
«Французские штучки» & «ОЕР11.Е» Наиболее часто задаваемые вопросы
Почему вы открываете два магазина под одной крышей?
Мода не постоянна, изменчива, мы меняемся вместе с модой. Стиль живет дольше. И чтобы продлилась жизнь модной одежды, мы хотим дополнить ее аксессуарами. Причем не только аксессуарами, которые можно одеть, но и теми, которыми можно окружить себя, создав свой собственный мир. Поэтому для нас так важно создание единого стильного пространства практически под одной крышей.
В чем отличие между «Дефиле» и «Французскими штучками»?
Основная задача «ОеЯ)е» — представить петербургским ценителям одежды новую русскую моду. Работы тех дизайнеров, о которых пишут глянцевые журналы, которые регулярно создают и локазывают новые коллекции. Другая, не менее важная задача «ОеЛ1е» — просветительская функция: стать не просто торговой маркой новой одежды, но также и организатором модных показов в Санкт-Петербурге при поддержке Русского музея.
«ФРАНЦУЗСКИЕ ШТУЧКИ» можно назвать глобальным магазином аксессуаров. Что это значит? Аксессуары, которые не только можно одеть на себя, но также аксессуары, которыми вы украшаете свой дом, дарите друзьям. Все новейшие тенденции в области французских изящных дополнений немедленно появляются в Петербурге.
Вы действительно будете привозить все аксессуары из Франции?
Да, мы действительно привозим аксессуары из Франции. Это связано с тем, что Франция является страной, где искусство декорации (украшения) себя и мира вокруг себя возведено в настоящий культ. Эта традиция кажется нам наиболее привлекательной для культурной экспансии на берегах Невы. Ведь существует же понятие «петербургский стиль», внести в него элемент французского изящества и легкомыслия нам кажется вполне закономерным.
Заголовок текста данного жанра должен отражать сущность новостного события, которое этим текстом «поддерживается». Как и в других жанрах, указание «Лист вопросов-ответов» нежелательно, однако подзаголовок, например «Наиболее часто задаваемые вопросы», вполне приемлем.
Вопросы в этом жанре формулируются достаточно кратко. В отличие от журналистского интервью, вопросы должны быть «нацелены» на поддержание позитивного имиджа базисного субъекта РК; их следование призвано соответствовать определенной логике, а ответы должны максимально полно отражать оптимизированную информацию о базисном субъекте, максимально полно освещать детали новостного события.
Текст ответов дается от 1 -го лица множественного лица, базисный субъект РК мыслится как обобщенный логический субъект. Ответы содержат различные средства выражения личностного начала, поэтому наряду с основными функциями информирования и косвенного воздействия этот жанр обнаруживает и функцию эмоционально-экспрессивную.
Вопросы и ответы должны составлять текстовое единство. В отличие от традиционного журналистского жанра интервью, где вопросы могут возникать по ходу самого процесса интервьюирования, в рассматриваемом жанре мы не можем говорить о так называемых диалогических единствах — нескольких вопросно-ответных минитекстах, объединенных одной темой. Однако порядок следования вопросов не должен быть произвольным, свободным: в целом текст вопросов-ответов должен помочь всесторонне осветить все детали новостного события. Рамки данного жанра позволяют фокусировать внимание общественности на тех деталях новостного события, которые, по мнению составителя текста, могут представляться для данной общественности наиболее актуальными, интересными, востребованными.
3.3. Фактологические жанры
Тексты фактологических жанров содержат дополнительную информацию (прежде всего факты) по отношению к новостному событию в жизни базисного субъекта РК*
Фактологические жанры — первичные тексты обычно сопровождающего характера, располагающие актуальной информацией о базисном РК-субъекте. Предметом текстов данного жанра являются событие или персона. Среди прочих функций в этом жанре мы говорим о номенклатурной функции РК,-текста, характерной для биографии.
К фактологическим жанрам относятся факт-лист и биография. Факт-лист Факт-лист это жанр РК-текста, в котором в виде краткого документа отражается профиль организации, представляющий факты-подробности новостного события, дополнительные данные о фирме, организации.
Как указывает И. Алешина, «одностраничный факт-лист включает краткое описание компании и ее продуктивных линий, имена высших менеджеров, месторасположение, текущие цифры продаж, основную продукцию и краткую историю компании»39. Факт- лист наряду с бэкграундером «поддерживает» основную РК-информациюэ заключенную в пресс-релизе, и является компонентом пресс-кита. Не случайно поэтому говорят о факт-листе как разновидности бэкграундера, поскольку он «используется в тех же ситуациях, что и бэк-граундер, и сопровождает определенное мероприятие. Отличие здесь в том, что факт-лист не является единым и законченным текстом, а представляет собой набор фактов или тезисов о компании или событии, предназначенных для использования или цитирования журналистами. Это своего рода справка»40.
В практике зарубежных связей с общественностью в сфере экономики употребляется специальная разновидность факт-листа — 1е йсЬе 1есЪпщие: это описательного типа текст, создаваемый для каждого вида продукции (серии продукции) производства. Такие технические факт-листы должны быть написаны понятным для неспециалиста языком и не быть перенасыщены специальными терминами41. В качестве самостоятельного факт-листа выступает биография должностного лица организации (об этом пишут некоторые исследователи), однако ввиду множественности способов презентации мы рассматриваем биографию как самостоятельный жанр РЯ-текста.
Темой факт-листа часто является история фирмы, как, например, в следующем тексте:
ВАСАЯО1-МАРГПМ1 и Санкт-Петербургская Ассоциация Барменов
проводят встречу
с президентом Международной Ассоциации Барменов ()ВА) Яном Ван Хагеном (Нидерланды)
История 1ВА
Международная Ассоциация Барменов была официально учреждена на собрании в Гранд Отеле английского города Торквей 24 февраля 1951 года. На собрании присутствовали представители профессиональных барменских ассоциаций стран: У. Дж. Тар-линг (1ЖВ6, Англия), Дж. Лондхол (081, Дания), А. Комбетт (АВР, Франция), Т. Рийкеб (N80, Голландия), А. Золя и Л. Паренти (А1ВЕ8, Италия), П. Мелин (5ВО, Швеция), Г. Сиеви (ЗВУ, Швейцария),
Успех этого собрания был обусловлен ценной поддержкой, оказанной Британской Ассоциацией Барменов. Ее президентом стал г-н У. Дж. Тарлинг (УУ,Л. ТагНпд), секретарем — г-н X. В. Роберте (И. V/. НоЬегЬ). Второе собрание {ВА состоялось в Венеции 9 октября 1953 года и третье — в 1954 году, 22 октября, в отеле с!е Нооде (де Хуге Вуурше) в Ларене, Голландия.
1ВА постоянно растет, привлекая к своей деятельности новые страны. Чтобы присоединиться к 1ВА, необходимо направить копию устава национальной ассоциации, информацию о составе ее дирекции и количестве членов всем Президентам ассоциаций, входящих в 1ВА, плюс официальное заявление с просьбой о принятии в 1ВА, которое должно быть представлено на собрании. Согласно дополнению, которое было внесено в устав на собрании 1975 года в Сан Винснте, Италия, были назначены три Вице-Президента (с 1977 года — четыре) по Европе, Азии, Америке, а также по Южной Америке.
Президентские полномочия в !ВА продолжаются три года и передаются какой-либо ассоциации в соответствии уставом, принятым в Венеции в 1980 году, и национальная ассоциация должна сама назначить лицо, которое займет президентский пост.
В РК-практике жанровая дефиниция факт-листа обычно в самом тексте не дается: традиционно в пресс-ките в качестве факт-листа присутствуют материалы, озаглавленные «Справка» или представленные заголовком на конкретную фактологическую тему. Так, например, факт-лист из пресс-кита, посвященного проведению Открытого ШМ чемпионата мира и континента по аквабайку в Санкт-Петербурге был озаглавлен так: «Общая информация». Он содержал следующие разделы: «Информация о чемпионах Европы и мира по аквабайку 1999 года». «ШМ чемпионат мира по аквабайку класс Про. Сезон 2000 года», «Особенности соревнований по аквабайку Класса Про».
Основное требование к факт-листу — возможность оперативного отбора справочной информации, и именно оперативность и фактологичность являются основными характеризующими факт-лист признаками. Рассмотрим существующие в практике принципы подхода к оформлению факт-листа как составляющей пресс-кита. Факт-лис-'Ты могут различаться неодинаковой степенью опосредуе-мости — «подготовленности» к непосредственному опубликованию.
Например, в пресс-ките, посвященном конкурсной неделе «Адмиралтейская Игла-2000», содержится целый набор факт-листов. Ограничимся их перечислением.
Историческая справка (Что такое конкурс молодых дизайнеров одежды «Адмиралтейская Игла», цель конкурса, состав жюри за последние 5 лет, география участников конкурса, патронаж конкурса).
Список жюри.
Состав участников конкурса 2000 г.
Предварительный список региональных представительств конкурса «Адмиралтейская игла».
Учредители и организаторы конкурса.
Спонсоры конкурса (генеральный спонсор, спонсоры, информационные спонсоры).
Все факт-листы представлены на отдельных страницах, что, с одной стороны, хорошо (однотемная группа фактов — один лист, например, информация о спонсорах), но при многочисленности таких факт-листов это может затруднить оперативность отбора нужной информации, и в таком случае факт-листы следует «укрупнять» в их тематических подборках (например, на один лист следует поместить данные об учредителях, организаторах и спонсорах конкурса).
Современная практика дает довольно большое количество не только жанровой конвергенции, но и примеры неудачного выбора жанровых рамок текста. Так, например, в пресс-ките, посвященном проведению конкурса «Высокий стиль интерьера» (1999 г.), мы находим трехстраничный текст, содержащий по сути ряд факт-листов. Без графического выделения содержательных частей такой текст оказывается крайне неудобным для оперативного поиска необходимых сведений. Многостраничный факт-лист мог бы быть разделен на несколько частей — факт-листов, имеющих свои заголовки: «История конкурса „Высокий стиль интерьера"»; «Конкурс „Высокий стиль интерьера" в 1999 году» с возможным выделением рубрик «Номинации конкурса»; «Жюри конкурса».
Мы уже говорили, что факт-лист оформляется иногда как сопровождающий пресс-релиз справочный материал под рубрикой «Справка». Именно так, кстати, в периодической печати передаются факт-листы. Ниже мы приводим пример пресс-релиза в комбинации с факт-листом; последний обычно набирается более мелким или иным шрифтом.
Лесопромышленная группа «Илим палп» подвела итоги работы предприятия за 4 квартал 1999 года
Предприятия группы «Илим палп» за 4 квартал 1999 года произвели продукции на сумму около 2,9 млрд рублей. Их суммарная балансовая прибыль составила 698 млн рублей. В конце января на базе Котласского ЦБК были подведены итоги работы группы в 4 квартале 1999 года. Победителем в соревновании между предприятиями холдинга стал Санкт-Петербургский картонно-полигра-фический комбинат.
(...)
Справка:
ЗАО «Иллим Палп Энтерпрайз» зарегистрировано в 1992 году. Компания владеет контрольными пакетами акций АО «Котласский ЦБК», АО «Братсккомллексхолдинг» и АО «Санкт-Петербургский КПК».
ОАО «Котласский ЦБК» — крупнейшее в Европе предприятие целлюлозно-бумажной промышленности, производящее около 20% всей отечественной целлюлозы и около 15% картона и бумаги, изготавливаемых в России.
ОАО «Братсккомплексхолдинг» — холдинговая компания, занимающаяся заготовкой и комплексной переработкой древесины. Сейчас в состав холдинга входят целлюлозно-картонный комбинат, лесоперераба-тывающий комбинат, более 10 предприятий по заготовке леса. «Братсккомплексхолдинг» производит более 20% российской целлюлозы и около 10% картона.
ОАО «Санкт-Петербургский картинно-полиграфический комбинат» — крупнейшее в России предприятие по выпуску коробочного картона из макулатуры, вырабатываемый на комбинате картон и полиграфическая продукция заслужили внимание и высокую оценку на крупнейших российских ярмарках: золотая медаль на выставке «лабаз Сибири» на Сибирской ярмарке, почетные дипломы на выставках «Росулак» в Москве, «Тара и упаковка» в Нижнем Новгороде, Минске и Уфе, на выставках «ПАП ФОР» и «Современная упаковка» в Санкт-Петербурге.
Дирекция по коммуникациям ЗАО «Илим Палл Энтерпрайз» Тел/факс 111-11-11 Е-гпаП: рго@ре.зрЬ.зи.
Факт-лист — возможный и частотный компонент комбинированного РК-текста — буклета, проспекта или брошюры. Так, например, пресс-кит, посвященный выпуску нового вида коллекционной водки предприятием ЛИВИЗ, содержит и фирменный буклет. В этом буклете представлены рекламные материалы о ликеро-водочной продукции предприятия, а также 4 небольшие факт-листа: «История» (история ЛИВИЗа)5 «Гарантия качества» (описание технологии производства высококачественной продукции), «ЗАО „Ливиз" — это...» (характерные особенности предприятия и его продукции), «ООО «Торговый дом „Ливиз" — это» (специфика работы с клиентом фирмы). Информация в буклете считывается быстро, что и является характерной особенностью этого жанра.
3.3.2, Биография Биография — жанр РК-текста, представляющий опорную фактическую информацию о должностном лице организации, фирмы или социально значимой персоне.
Биография в качестве опорного фактического материала о конкретной персоне активизируется при кадровых изменениях в организации, при инициативных действиях должностного лица организации, его смерти (некролог как разновидность жанра будет рассмотрен ниже) и обладает, как мы уже указывали, номенклатурной функцией.
Биография используется как во внешних, так и внутренних коммуникациях базисного субъекта РК. С помощью текста биографии «внешний кадровый РК может реализовать функцию продвижения в публичном пространстве персонального имиджа отдельных сотрудников»42. С точки зрения внутрикорпоративного РК5 тексты данного жанра реализуют функции, состоящие «в оптимизации процессов кадровой мобильности, в формировании благоприятного психологического климата, в разъяснении сотрудникам стратегии фирмы и политики менеджмента, в стимулировании инициативы сотрудников и конкуренции между ними, в предупреждении, преодолении и компенсации непонимания и производственных конфликтов»43.
Сотрудникам РК-отделов, как указывает Д. Доти, рекомендуется иметь биографические списки не только руководителей фирмы, компании, но и всех других лиц, кто каким-либо образом сыграл заметную роль в становлении компании44. Составление буклетов об организации, фирме является одной из технологических компонент РК-структуры, когда сведения об истории субъекта РК представлены, в частности, и биографическими данными сотрудников организации, ее первых и должностных лиц. Существует практика публикации целых биографических сборников. Наиболее распространенным вариантом своеобразного обобщения биографии можно считать справочники «Кто есть кто?». Так, например, биографический ежегодник «Кто есть кто в Санкт-Петербурге», изданный в 2001 г., насчитывает 1058 биографий петербуржцев, представляющих все основные сферы профессиональной деятельности: власть, науку, образование, культуру, искусство, религию, спорт, бизнес. В зарубежной РК-практике широко используется составление биографических справочников выпускников престижных учебных заведений, что является важной компонентой в структуре внутренних коммуникаций фирмы.
Текстовая структура биографии представляет из себя набор блоков биографических сведений: фамилия, имя и год рождения персоны, сведения об образовании, сведения о карьере. Сведения о семейном положении, наличии детей, а также о хобби, пристрастиях персоны можно рассматривать в этом жанре как факультативные, хотя они будут чаще всего встречаться в текстах культурно-духовной сферы публичных коммуникаций. В биографии участника пресс-конференции будут представлены лишь этапы профессиональной деятельности; неофициальная информация, касающаяся увлечений, семейного положения, будет минимальна: если персона представляется общественности в менее «официальном свете», то в тексте будут присутствовать данные о хобби, увлечениях, возможно, наградах. Медиатексты, несомненно, дают более богатую палитру сведений о персоне частного характера.
В своем традиционном, «опорном», неизмененном виде биографию можно увидеть в качестве составляющей пресс-кита, а также в текстах политического РК, и часто в таком случае биография сопровождается имиджевыми фотографиями.
Исследователи политической рекламы выделяют две подгруппы внутри жанра биографии: биографию-конспект и биографию-рассказ45.
О. Березкина, говоря о значении биографии в сфере политических коммуникаций, также рассматривает два основных типа презентации биографических материалов, определяя их как биографию-резюме и биографию в развернутой повествовательной форме46. Мы выделяем следующие жанровые подгруппы: биография-конспект, биография-рассказ, биография-повествование.
Биография-конспект представляет события в хронологическом порядке, основное внимание уделяется фактам и датам. Пример биографии-конспекта мы увидим в пресс-ките, посвященном открытию компанией ВЕХО нового автомобильного салона и сервис-центра. Здесь указываются лишь «этапы профессионального роста» персоны в виде перечисления должностей.
Даниил Карпиченко, Менеджер по маркетингу и продажам ЗАО «ВЕХО»
Краткая биография
Даниил Карпиченко родился 5 марта 1971 года в России.
Этапы профессионального роста:
ВаШс СоттитсаНопз 1ТО г-
1993 — 1994 Менеджер по продажам ^ ,
1994 — 1994 И.о. менеджера по продажам
1995 — 1996 Менеджер по работе с клиентами
1996 — 2000 Директор отдела развития и отдела по работе с клиентами
ЗАО «ВЕХО»
2000 — Директор по маркетингу и продажам
Биография-рассказ также сосредоточивает внимание общественности преимущественно на этапах профессионального роста и в своей речевой структуре содержит двусоставные предложения, где сказуемые могут быть выражены фор-мой страдательного залога (глагольной или причастной). Например, в пресс-ките, посвященном открытию нового терминала ЗАО «Петербургской нефтяной терминал» имеется факт-лист, в котором перечисляются участники пресс-конференции — генеральный директор, председатель Совета директоров, заместитель директора фирмы. Приведем пример такой биографии-рассказа.
ДЮКОВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ
Председатель Совета директоров
ЗАО «Петербургский нефтяной терминал»
Родился 13 декабря 1967 года в Ленинграде. Окончил корабле^ строительный факультет Ленинградского кораблестроительного института. В 1991 году поступил на работу в ЗАО «Совэкс» на должность инженера, в 1994 году переведен на должность заместителя генерального директора.
В 1996 году был принят на работу в ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» на должность финансового директора. С 1997 года переведен на должность генерального директора.
В апреле 1998 года перешел на работу в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» на должность директора по экономике, с октября 1998 года по декабрь 1999 года возглавлял ОАО «Морской порт Санкт-Петербург».
С января 1999 года является председателем Совета директоров ЗАО «Петербургский нефтяной терминал».
В таком тексте общественность должны интересовать лишь данные о персоне как человеке, имеющем определенное образование (а для данной персоны это важно и поэтому указывается в самом тексте биографии) и успешную карьеру.
Форма подачи материалов биографии может зависеть и от целевой аудитории: описательный характер биографии-рассказа предназначается прежде всего для СМИ в виде практически готового к печати текста, биография-конспект предпочтительнее для внутренней общественности.
Биография-повествование отличается от других жанровых разновидностей биографии тем, что в ней могут отсутствовать биографические даты. Особенность такого рода представления биографической информации, характерной прежде всего для политического РК (в котором, отметим, биография есть обязательный компонент комбинированного РК-текста — листовки, брошюры, буклета), состоит в том, что в ней содержатся не только сухие факты биографии, «значительное место отводится „ценным качествам" политика», которым этот политик не изменил, несмотря на все «сложные повороты судьбы»47, Такие материалы, несомненно, становятся и источником для текстов СМИ, где могут определенным образом трансформироваться, однако в большинстве своем тексты, функционирующие в пространстве политических коммуникаций, — это тексты прямой почтовой рассылки.
В качестве примера приведем материалы окружной комиссии избирательного округа № 21048, содержащие как биографию кандидата в депутаты, так и выдержку из его программы: БЕСПАЛОВА Людмила Павловна
Родилась 20 марта 1958 года в Костромской области, в многодетной семье фронтовика Павла Васильевича Ющенко, кавалера 38 боевых наград. Рано начавшаяся самостоятельная жизнь — пришлось совмещать учебу в техникуме с работой, ютиться по общежитиям — лишь закалила ее характер. Сильная волей и духом, она в 18 лет стала мастером спорта по волейболу. Потом — замужество, Ленинград и новые заботы: училась в институте, одна воспитывала дочку, сына... Сейчас она генеральный директор ООО «Версаль», один из основателей всероссийской общественной организации «Надежда и опора».
Вспомните главную героиню фильма «Москва слезам не верит». О таких, как она, говорят: «Человек, который сам себя сделал». И все же применительно к Людмиле Павловне это не совсем так: она понимает, что многим обязана окружающим. Человек чести, слова и дела, она помогает детским домам, блокадникам, престарелым и обездоленным, создает в городе фонд помощи малоимущим, тесно взаимодействуя с Даниилом Граниным и другими деятелями российской культуры.
В сфере экономики Беспалова ратует за снятие непомерного налогового пресса с предпринимателей, за создание благоприятного режима для отечественного производителя. В социальной сфере она отстаивает законы в защиту семьи, детства и материнства, выступает за поднятие минимального размера пенсий до тысячи рублей.
Людмила Беспалова за переход к армии на контрактной основе и к альтернативной службе.
-Своим примером она доказывает, что женщина может и должна играть более активную роль в политике и общественной жизни.
Мы уже говорили о процессе жанровой конвергенции, свойственной также и для РК-текста, и жанр биографии дает в этом отношении яркие примеры. Лист биографии может иметь — но лишь в определенных, обусловленных характером новостного события рамках — иножанровые «вкрапления». Так, в пресс-ките, посвященном проведению Открытого ШМ чемпионата мира и континента по аквабай-ку в августе 2000 г. в Санкт-Петербурге, сотрудниками пресс-службы чемпионата были подготовлены не совсем стандартные листы — биографии, содержащие не только биографические данные об участниках соревнований, но и информацию об увлечениях спортсменов, их впечатлениях о Петербурге. Паоло Пайзани 34 года (19.04,66.) Италия (Римини)
(Класс: Про-785 куб. см., байк № 25)
Не женат. В Петербург приехал один. Коммерсант. В аквабайк пришел в 1989 году.
1995 год — 6-е место в чемпионате мира.
1997 год — чемпион Италии.
На данный момент в общем зачете чемпионата Европы занимает 3-е место. Главные хобби: сноуборд и девушки. В Петербурге первый раз, но уже успел оценить красоту местных представительниц слабого пола, которые ему очень понравились. Любит смотреть по телевизору соревнования по мотокроссу, спидвею и ралли. За «Формулой -1» не следит, но болеет за Рубенса Барикеллу и Джан-Карло Физикелло.
В Петербурге надеется попасть в шестерку сильнейших.
Такие листы биографии включали в себя также и элементы интервью. Непосредственные высказывания участника новостного события вносили в текст элементы личностного начала, хотя цитата и передавалась без кавычек, однако материалы, оформленные подобным образом, могли быть привлекательными для журналистов. Приведем часть листа-биографии из того же пресс-кита, содержащую ответные реплики интервью с участником соревнований Жаном-Франсуа Моду.
Семейное положение: холост. «Очень много работы, во время которой я путешествую по всему миру и этим схож с моряками.
В Санкт-Петербурге в шестой раз. Когда 10 лет назад я приезжал сюда организовывать тот самый концерт, это был совершенно другой город, как будто из прошлого века. Сейчас внешний вид города абсолютно другой. Для жителей Санкт-Петербурга это настоящая революция».
Биография персоны — политического деятеля,, первого лица коммерческой структуры, деятеля шоу-бизнеса — является исходной, как мы уже показали, для последующего ее опосредования через СМИ.
В средствах массовой информации биография как РК-текст может быть использована как сопровождающий основной журналистский материал текст, Так в «Смене» (2000. 11 окт.) даются биографии Алисы Фрейндлих и Жореса Алферова вместе с расширенной информацией «Жорес Алферов и Алиса Фрейндлих — Почетные граждане Санкт-Петербурга».
В журналистском материале о кадровых изменениях биография нового номинанта на должность может следовать и за абзацем, содержащем новостной повод:
Новый глава Адмиралтейского района
Распоряжением губернатора Петербурга Владимира Яковлева назначен новый глава территориального управления Адмиралтейского района. Им стал Юнис Лукманов. Об этом корр. СПб-ТАСС сообщили вчера в городской администрации.
Юнис Лукманов родился 20 сентября 1960 года в городе Стер-литамак Башкирской АССР. В 1982 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. В 1995 году получил юридическое образование в Санкт-Петербургском государственном университете. В 1996 году окончил Международную академию предпринимательства по специальности «Государственное и муниципальное управление». Имеет ученую степень кандидата экономических наук. С 1991 по 2001 год Юнис Дукманов работал заместителем главы Фрунзенского района, с марта 2001-го — советником губернатора Санкт-Петербурга49.
Некоторые издания («Деловой Петербург», «Карьера — капитал») ведут специальные рубрики (или полосы), посвященные персоналиям. Так, «Деловая панорама» в разделе «Карьера» среди прочих публикует следующую биографию, имеющую свою специфическую текстовую структуру (сообщение о новой номинации на должность, биографические данные, данные об образовании и карьере, стаж работы в данной организации, семейное положение, хобби):
СОЦИОЛОГ ОПРЕДЕЛИТ РАЗВИТИЕ РЕКРУТИНГА Ольга Синеокая заняла должность генерального директора рекрутингового агентства «Бизнес Линк Персонал».
Родилась в 1969 году. В 1991 году с отличием окончила факультет социологии Ленинградского государственного университета.
В 1991-1994 годах — научный сотрудник Института социологии Российской Академии наук. Занималась тендерными исследованиями, проходила стажировку в Оксфордском университете.
В «БизнесЛинк Персонал» Ольга Синеокая работает с 1994 года, сначала консультантом, затем старшим консультантом.
Замужем, воспитывает дочь. Хобби боулинг и джаз50.
Такая же структура текста биографии и в газете «Ком-мерсантъ», рубрика «Отдел кадров», где сообщается о новых номинациях в субъектах экономической сферы. Многие издания имеют свои особенности, Например, характерная особенность использования текста-биографии в газете «Карьера-капитал» (1999. 21-27 июля) — информация о ближайших, планах персоны: «По своей новой должности г-н Шакуров планирует развивать компанию, занять ведущую позицию на рынке питьевой воды Петербурга, а в дальнейшем — и всей России».
Особой жанровой разновидностью биографии является некролог.
Некролог — официальное уведомление организации, фирмы, группы лиц о смерти своего сотрудника, в котором данное сообщение служит целям поддержания паб-лицитного капитала базисного субъекта РК.
В основе объекта текста лежит факт смерти социально значимой персоны, о чем извещает базисный субъект РК — организация, с которой был связан умерший. Некролог может быть текстом как для внешней, так и для внутренней общественности. Существует два типа некролога: собственно некролог и расширенный некролог (некролог с элементами биографии), Обычно некролог состоит не только из сообщения о смерти персоны, его должности, возрасте, но и справочных данных о похоронах. Традиционно в таких текстах присутствует и кондолеанс — фраза с выражением соболезнования близким и родным:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Трест М» с глубоким прискорбием извещает, что 7 сентября 2000 г. на 77-м году ушел из жизни бывший управляющий трестом, участник Великой Отечественной войны, заслуженный строитель России
Иван Иванович
ИВАНОВ,
и выражает искреннее соболезнование родным и близким покойного.
Справки о похоронах по телефону 111-11-1151.
- В представленном ниже некрологе присутствуют элементы биографии-рассказа:
29 января 2000 года от сердечного приступа скоропостижно скончался генеральный директор ОАО «М»
Петр Петрович ПЕТРОВ.
В 1976 году он закончил Ленинградский технологический институт и прошел большой путь от лаборанта до генерального директора.
10 лет своей жизни Петр Петрович отдал предприятию ОАО «М». Возглавив его в апреле 1999 года, он смог в короткие сроки вывести предприятие из кризиса, отдав этому всю свою энергию и способности.
Все, кто работал с Петром Петровичем, знали его как опытного руководителя, доброго и отзывчивого человека. Таким он и останется в нашей памяти.
О дате и месте гражданской панихиды можно узнать по телефонам: 111-11-11, 222~22-2252.
Не следует, однако, как и в случае с жанром биографии, смешивать некролог как РК-жанр с собственно публицистическими текстами-некрологами. Повторим: РК-текст отражает факт смерти лица, значимого для данного базисного субъекта РК; в этом жанре структурой и собственно текстом подчеркивается связь умершего и фирмы, организации, которая и является инициатором публикации некролога. Публицистический текст предполагает обязательное для образной публицистики личностное отношение пишущего к умершему. Щ газетной полосе мы можем найти и официальное уведомление о смерти социально значимого лица — некролог как жанр РК-текста, и некролог — журналистский текст. Приведем пример последнего.
Прощайте, Олег Николаевич
Согнулись три тополя на Плющихе. На 73-м году умер Олег Николаевич Ефремов. Добрейший человек, талантливый актер, мужественный режиссер. Сколько всего замечательного было им сделано в кино и театре. И все-таки главное его детище — зто театр «Современник». Тогда, е далеком 1956 году он переломил ситуацию и создал театр с человеческим лицом. Потом было всенародное признание. Благодаря Олегу Николаевичу и застойные годы не казались нам беспросветными.
Поч?"и двадцать лет Олег Ефремов был главным режиссером МХАТа. В 1987 году, после разделения труппы театры, он возглавил МХАТ имени Чехова. Олег Ефремов — народный артист СССР, Герой Соцтруда, трижды лауреат Госпремии СССР53.
- Часть 1
- Глава 1. Рк-текст: сущностные характеристики .,,...,.......,.,............... 9
- Глава 2. Проблемы типологии и жанрообрязования
- Часть II
- Часть I
- Глава 1 рк-текст: сущностные характеристики
- Глава 2
- 2.1, Проблемы классификации и принципы типологии ре-текстов
- Глава 2. Проблемы типологии и жанрообразования...
- Часть II
- Глава 3
- 25 Мая в Санкт-Петербурге состоится открытие завода «ЭнСиСи — Перспектива»
- 1 Октября 2000 г,29
- 3.4, Исследовательские жанры
- 3.5. Образно-новостные жанры
- 13 Апреля день рождения у Юлии Видишевой, специалиста отдела маркетинга. Дорогая Юлия!
- 19 Апреля день рождения у Владимира Тихомирова, торгового представителя.
- 23 Апреля день рождения у Татьяны Черниковой, торгового представителя. Милая Татьяна!
- 14 Мая пройдут выборы в законодательное собрание Санкт-Петербурга. Я, Морозов Александр Владимирович, решил бороться за право стать депутатом.
- Глава 4
- 4Л. Комбинированные тексты
- 4.3.2. Резюме
- Глава 4. Жанровое своеобразие комбинированных...
- 8 Лет работы в туризме