logo
Krivonosov

1 Октября 2000 г,29

Приглашения на специальные мероприятия, например на события, связанные с духовно-культурной жизнью общества, могут содержать различные средства выражения личностно­го начала и требовать от составителей креативных способ­ностей. В качестве примера дадим текст приглашения на пре-мьерный просмотр фильма П. Лунгина «Свадьба»: От имени «Невесты»

Марии Мироновой, «Жениха» Марата Башароеа и «Тамады» «Свадьбы» режиссера Павла Лунгина

приглашаем Вас

на российскую премьеру

художественного фильма

«Свадьба» Премьера состоится

1 ноября в 19.00

в кинотеатре «Аврора»

Ваши места на «Свадьбе»

Ряд........................

Место .................. , .,

Специальный приз Каннского кинофестиваля 2000 за лучший актерский ансамбль

Данный текст был оформлен на двусторонней открытке с заголовком «Приглашение на свадьбу». В этом случае мы можем говорить о таких функциях РИ-текста, как экспрес­сивная и эстетическая.

3.2. Исследовательско-иовостные жанры Исследовательеко-новостные жанры это жанры, которые сообщают неоперативную, но актуальную ин­формацию, сопровождающую новостное событие, касаю­щуюся базисного субъекта РК, и предполагают ее ана­лиз, истолкование.

Объектом отражения в данных жанрах являются собы­тие, процесс, персона. К исследовательско-новостным жан­рам собственно РК-текста относятся бэкграундер, лист во­просов-ответов; среди медиатекстов к этой группе жанров можно отнести имиджевую статью и интервью.

3.2Л. Бэкграундер Бэкграундер (от англ. Ьас^гоипЛег) — жанр РК-текста, представляю­щий расширенную информацию текущего характера о субъекте РК9 которая служит цели поддержания пабли-цитного капитала данного базисного субъекта РК. Бэк­граундер «содержит информацию о „фоне", который окружает событие, о том, что ему предшествовало или стало причи­ной»30. Это дополнительный к пресс-релизу текст, не ограничиваемый пространством и отличающийся от пресс-релиза более широким освещением проблемы, события, Бэкграун-дер — это жанр, претендующий не на полноту анализа собы­тия, а на широту его освещения; это «новость, не являющаяся сенсацией, <.. .> о новых направлениях, о текущих мероприя­тиях»31, Бэкграундер обычно оформляется на бланке с лого­типом организации.

Мы выделяем два типа бэкграундера. Первый, самостоя­тельный и рассылаемый в редакции СМИ (его иногда также называют аналитическим пресс-релизом), — это текст, ко­торый должен помочь журналисту «подробно и без искаже­ний подготовить нужный материал для СМИ»32. Второй тип является составной частью пресс-кита (см. 4.1.1) и поддер­живает, расширяет основную информацию, содержащуюся в пресс-релизе. Второй тип бэкграундера не имеет ни указа­ния на дату распространения, ни телефонов контактных лиц: это объясняется неоперативным характером передаваемой информации.

Е, Блажнов пишет о бэкграунде как о разновидности те­матического досье, которое «сосредоточивает материалы, относящиеся к происхождению актуальной проблемы»33, от­нося сюда тексты, определяемые как факт-лист, биография. А. Н. Чумиков также считает, что бэкграундер может со­держать и информацию, которая традиционно является ба­зовой для факт-листа (профиль организации, ее история, опи­сание товаров и услуг)34.

Бэкграундер — это обязательно связный закрытый текст (в отличие, например, от факт-листа, который может огра­ничиваться только перечислением фактов и являться по сути комбинацией, совокупностью номинативных предложений). В бэкграундере мы найдем факты, различного рода приме­ры, ранее не известные целевой общественности, либо из­вестные, но носящие второстепенный по отношению к ос­новному новостному событию характер.

Цель данного жанра — описание, представление в связ­ном тексте фактов, касающихся или «окружающих» основ­ное событие, речь о котором идет в пресс-релизе: «как пра­вило, бэкграундер представляет собой единую и законченную „историю", построенную в повествовательном ключе»35.

Структура и композиция бэкграундера относительно сво­бодны. Бэкграундер обязательно имеет заголовок; информа­ционный повод заключается не в лид-абзаце, который, кста­ти, в данном жанре может отсутствовать. Новостной повод в бэкграундере подвергается детальной проработке, разъясне­нию. В бэкграундере могут присутствовать в виде цитат, и в достаточно большом количестве, авторитетные мнения лиц, представляющих базисный субъект РК. В отличие от пресс-релиза, бэкграундер имеет закрытую текстовую структуру: наличие заключительной части обязательно, и она, кстати, может быть графически выделена.

Бэкграундер как вспомогательный текстовый материал предполагает наличие различного рода схем, таблиц, графи­ков (которые могут быть оформлены также и в виде само­стоятельных факт-листов). Дополнительный («поддерживаю­щий») иконографический материал может фигурировать не более двух раз на странице, он должен быть понятным и для неспециалиста.

Представим в качестве примера следующий бэкграундер, имеющий, кстати, следующую авторскую жанровую дефини­цию: «Дополнительная информация о турнире».

В данном примере вся информация подчинена новост­ному поводу — проведению спортивного состязания в Пе-те{)бурге. В этой связи данный новостной повод «расширя­ется» благодаря указанию на характер и особенности турнира. В тексте мы увидим обязательное для данного жанра выражение причинно-следственных связей.

5*. Ре^егзЬигд Ореп— одно из крупнейших спортивных событий в Санкт-Петербурге

История международного теннисного турнира серии АТР Тоиг 5!. Ре1ег$Ьигд Ореп берет свое начало с 1995 года. Именно тогда в Санкт-Петербурге был впервые проведен этот турнир. Он стал сразу же заметным явлением в теннисной жизни России.

Организаторы 81. Ре1егзЬигд Ореп-95 выиграли тендер на про­ведение турнира в Санкт-Петербурге. Главными соперниками в тен­дере выступили Будапешт и австрийский город Грац.

Список участников турнира-дебютанта был достаточно предста­вительным. На тот момент десятая ракетка мира Евгений Ка-фепьников принял участие в 8(. Ре^егзЬигд Ореп 95. Организаторам приятно вспоминать, что в четверке сильнейших первого тур­нира оказалось сразу же трое российских теннисистов: Кафельни-ков, Чесноков и Волков.

С самого первого турнира одной из сильных сторон организа­ции 51. Ре1егзЬигд Ореп стала культурная программа для участни­ков. Особенно понравилась теннисистам зимняя рыбалка на Ла­доге, куда гостей доставляли на вертолете.

Дебют 81. Ре^егзЬигд Ореп оказался очень успешным для орга­низаторов. Дальше турнир развивался очень стремительно и с ка­ждым годом становился все более заметным событием в теннис­ном мире, а также приобретал больший вес в мировой серии турниров АТР Той г

В 1999 году один из крупнейших банков в северо-западном регионе «БАЛТОНЭКСИМ Банк» выкупил все права на проведе­ние турнира у Профессиональной теннисной лиги России. С этого момента финансовое положение 8^. Ре!егвЬигд Ореп стало более устойчивым.

Заметные качественные изменения в организации турнира про­изошли в 2000 году. Во-первых, «Корпорация „Конти" наряду с „БАЛ­ТОНЭКСИМ Банком" стала совладельцем турнира. Также прият­ным известием для организаторов явилось то, что по итогам 1999 года 51. Ре1егзЬигд Ореп был отмечен специальной наградой в но­минации «Зрительский интерес».

Самая главная новость турнира 2000 года — увеличение призового фонда турнира с 340 000 долларов до 800 000 долла­ров. Такое увеличение призового фонда, по сути, является бес­прецедентным шагом навстречу 8*. Ре1егвЬигд Ореп со стороны дирекции мировых турниров серии АТР Тоиг. Дело в том, что по правилам АТР Тоиг увеличение призового фонда теннисного тур­нира не может превышать 200 000 долларов в год. Однако ди­рекции турнира и его владельцам удалось достичь договорен­ности об увеличении призового фонда 51. Ре*егзЬигд Ореп 2001 в два раза.

В 2000 году покрытие в СКК «Петербургском» были заменено на самое современное — Огееп 8е1 Огапб Рпх. Это покрытие ис­пользуется на мировых чемпионатах самого высокого класса. Тен­нисисты характеризуют его как более «медленное», обеспечиваю­щее оптимальный отскок мяча. Также на турнире была установлена современная электронная система на сетках, реагирующая на ка­сание мяча по сетке. Эта система позволяет обойтись без судей над сетками.

Расположение 3(. Ре*егзЬигд Ореп в календаре мировой серии АТР Тоиг также стало более выгодным для спортсменов. Если рань­ше турнир проходил зимой или весной, то сейчас турнир проходит непосредственно перед чемпионатом мира по теннису. Такое расположение позволяет теннисистам набрать недостающее количе­ство рейтинговых очков для участия в мировом чемпионате. О пре­стижности петербургского турнира говорит и достаточно высокое количество рейтинговых очков, которые может получить теннисист на турнире — 50.

Администрация Санкт-Петербурга ежегодно оказывает под­держу 3*. Ре(егзЬигд Ореп. Организационный комитет турнира тра­диционно возглавляет губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев.

Кроме значимости турнира в теннисном мире можно выде­лить тот факт, что турнир предоставляет прекрасные возможно­сти для партнерства с рекламодателями нашего города. Вла­дельцы и организаторы турнира заинтересованы в увеличении финансирования этого спортивного мероприятия, так как это значительно повышает статус и качество проведения турнира. Для спонсоров поддержка турнира — прекрасная возможность продвижения своих товаров и услуг. В прошлом году турнир транс­лировался по двум телеканалам — «НТВ-Плюс» и «Петербург». На 81. Ре1егзЬигд Ореп 2001 было аккредитовано около 480 жур­налистов.

81. Ре^егзЬигд Ореп традиционно проходит под сводами одного из крупнейших крытых спортивных сооружений в Европе — СКК «Петербургский». Здание диаметром 193 и высотой 40 метров рас­считано на 25 тысяч зрителей. Теннисная арена вмещает до 11 000 зрителей. В прошлом году общее количество зрителей, посетивших 81. Ре1ег8Ьигд Ореп 2000, составило около 42 000 человек.

Следующий бэкграундер посвящен деятельности Клуба петербургских рекламодателей. Характерной особенностью данного текста является обилие цитат — мнений членов Клу­ба, им предшествует обширная преамбула.

На первый план в данном тексте выступают признаки релевантности и аналитизма: подробно исследуется пробле­ма объединения усилий петербургских рекламодателей на рекламном рынке города, и эта проблема «подкрепляется» за счет авторитетных мнений членов клуба. Бэкграундер такого рода может рассылаться в СМИ или потенциальным членам Клуба в качестве основного информационного доку­мента, поскольку в центре его внимания не сам факт созда­ния клуба или очередного заседания, а вопросы координа­ции совместных усилий однопрофильных структур.

Даем данный пример в сокращении.

Петербургские рекламодатели объединяются

«Разделяй и властвуй» — этот принцип действует и по сей день. До недавнего времени рекламодатели нашего города находились в похо­жей ситуации. Их зависимость от рекламных агентств была и пока оста­ется достаточно сильной. Как-то не принято со своими конкурентами и даже коллегами по бизнесу за чашкой кофе обсуждать насущные про­блемы на рынке рекламных услуг и уж тем более вырабатывать общую линию поведения по отношению к рекламным агентствам. Разрознен­ность рекламодателей иногда являлась причиной, например, несвое­временной информированности об изменениях в рекламном законо­дательстве. Вот и получается, что тот, кому удалось по своим каналам получить эксклюзивную информацию об изменениях в городской зако­нодательной сфере, касающейся рекламы, избегает многих неприят­ностей, с которыми придется встретиться его коллегам, И происходит это не потому, что жалко делиться важной информацией, а потому что просто не было такой возможности.

Похоже, что такая ситуация перестала устраивать рекламода­телей. В декабре 1997 года был создан Клуб петербургских рекла­модателей. Основная задача заключалась в создании профессио­нальной среды общения специалистов отделов рекламы, маркетинга и связей с общественностью. <...>

Сами члены Совета объясняют свой интерес к Клубу и к прово­димым им мероприятиям так:

Марина Медведева (руководитель отдела рекламы и связей с общественностью «Сбербанк РФ СП б»).

Членство в Клубе позволит мне стать менее занятой. Для того чтобы принимать быстрые решения, а соответственно, быть менее занятой, надо хорошо знать законы рекламы, причем адаптирован­ные к рынку рекламных услуг в нашем городе. Клуб петербургских рекламодателей является одним из источников получения такой информации. Кроме того, как любой руководитель я испытываю по­стоянную потребность в обучении. Семинары должны проводиться регулярно, потому что в рекламе приходится быстро реагировать на все новшества в техническом прогрессе. Появляются новые инфор­мационные каналы, и соответственно, новые каналы рекламы.

Валерий Долбежкин (начальник отдела маркетинга «Пром-СтройБанк»).

В Клубе меня интересует «роскошь», я имею в виду роскошь человеческого общения. На работе чаще общаешься с рекламиста­ми, а вот разговор с коллегами — случай редкий. Поэтому прийти в Клуб меня побудило желание и необходимость профессионально­го общения.

Члены Клуба являются профессионалами и людьми, склонны­ми к самообразованию. Поэтому получение новых теоретических знаний, способных перевернуть практику, маловероятно. То есть предпочтительно обучение в стиле не «как это следует делать», а «как зто делается на самом деле». На сегодняшний день меня ин­тересует организация и технология эксплуатации УУЕВ-сайта.

Что касается семинаров, то в них я вижу то, что хочу видеть — плавную трансформацию лекций в симпозиумы. Как выступающему и как слушателю мне интереснее «отклонения от темы» и ответы на вопросы. При фактическом сближении уровня лектора и слуша­теля это неизбежно. Кстати, это сближение может быть негатив­ным следствием ротации «зала» и «президиума» в узком кругу. Мы знаем если не лично друг друга, то, по крайней мере, наши компа­нии. Может, нам поискать неизвестного, незнакомого лектора в среде Ассоциации рекламистов?

3.2.2. Лист Лист вопросов-ответов (от англ.

вопросов-ответов О, & А: ^ие$^^оп'-ап(^-ап§^Vе^ /огт) —

жанровая разновидность РК-тек-

ста, позволяющая в форме ответов на возможные или наиболее часто задаваемые вопросы поддерживать паб~ лицитный капитал организации (фирмы).

Существует мнение, согласно которому лист вопросов-от­ветов (исходя из традиции американских РЕ. именуемый как «форма вопрос-ответ») можно считать одной из разновидно­стей бэкграундера, «поскольку она используется в тех же си­туациях, что и бэкграундер, и сопровождает определенное мероприятие. <...> Довольно часто эта форма используется для освещения вопросов, которые находятся в фокусе обще­ственного интереса»36*

Лист вопросов-ответов — возможная компонента пресс-кита. Тексты этого жанра можно сравнить с интервью перво­го (должностного) лица фирмы, организации: оно здесь пред­стает в «скрытой» форме, и это вносит в речевую структуру текста определенную субъективацию. Сразу же уточним, что лист вопросов-ответов не является «заготовкой» для даль­нейшего устного воспроизведения, например тектом-заготов-кой для первого лица на пресс-конференции.

Лист вопросов-ответов — это текст, соответствующий, по мнению его составителя, информационным ожиданиям целе­вой аудитории, а в нашем случае — ее конкретному сегмен­ту. Текстовая структура листа вопросов-ответов открытая. Технология составления данного типа РК-текста относительно проста: сотрудник РК-структуры сам составляет вопросы и ответы на них, или это может быть информация, извлечен­ная методом интервью у должностного лица организации и оформленная соответствующим образом. С. Пономарев со­вершенно справедливо говорит об «иллюзии „интерактивно­сти"» как «одной из любопытных особенностей» текстов дан­ного жанра37. Однако мы не можем согласиться с мнением данного исследователя, утверждающего, что лист вопросов-ответов «можно рассматривать как манипулятивный инстру­мент, <который> тем не менее повышает доверие к сообщае­мой в нем информации» и представляет собой «мощный ресурс воздействия, убеждения и отстаивания позиции орга­низации»38, РК~текст не есть средство манипуляции, посколь­ку манипулирование общественным мнением «выходит» за рамки РК-коммунйкаций, воздействие же и убеждение явля­ются имплицитными в текстах данного типа, ставящих своей целью, как мы уже говорили выше, оптимизированное селек­тивное информирование целевой общественности.

В качестве примера данного жанра (к сожалению, актив­но не используемого в российской практике паблик рилейшнз) приведем часть текста листа вопросов-ответов из пресс-кита, посвященного открытию в январе 2000 г. в Санкт-Петербур­ге двух магазинов высокой моды и аксессуаров «Французские штучки» & «ОЕПЬЕ».

«Французские штучки» & «ОЕР11.Е» Наиболее часто задаваемые вопросы

Почему вы открываете два магазина под одной крышей?

Мода не постоянна, изменчива, мы меняемся вместе с модой. Стиль живет дольше. И чтобы продлилась жизнь модной одежды, мы хотим дополнить ее аксессуарами. Причем не только аксессуа­рами, которые можно одеть, но и теми, которыми можно окружить себя, создав свой собственный мир. Поэтому для нас так важно создание единого стильного пространства практически под одной крышей.

В чем отличие между «Дефиле» и «Французскими штучками»?

Основная задача «ОеЯ)е» — представить петербургским цените­лям одежды новую русскую моду. Работы тех дизайнеров, о которых пишут глянцевые журналы, которые регулярно создают и локазывают новые коллекции. Другая, не менее важная задача «ОеЛ1е» — просветительская функция: стать не просто торговой маркой новой одежды, но также и организатором модных показов в Санкт-Петер­бурге при поддержке Русского музея.

«ФРАНЦУЗСКИЕ ШТУЧКИ» можно назвать глобальным мага­зином аксессуаров. Что это значит? Аксессуары, которые не только можно одеть на себя, но также аксессуары, которыми вы украшае­те свой дом, дарите друзьям. Все новейшие тенденции в области французских изящных дополнений немедленно появляются в Пе­тербурге.

Вы действительно будете привозить все аксессуары из Франции?

Да, мы действительно привозим аксессуары из Франции. Это связано с тем, что Франция является страной, где искусство деко­рации (украшения) себя и мира вокруг себя возведено в настоящий культ. Эта традиция кажется нам наиболее привлекательной для культурной экспансии на берегах Невы. Ведь существует же поня­тие «петербургский стиль», внести в него элемент французского изящества и легкомыслия нам кажется вполне закономерным.

Заголовок текста данного жанра должен отражать сущ­ность новостного события, которое этим текстом «поддер­живается». Как и в других жанрах, указание «Лист вопросов-ответов» нежелательно, однако подзаголовок, например «Наиболее часто задаваемые вопросы», вполне приемлем.

Вопросы в этом жанре формулируются достаточно крат­ко. В отличие от журналистского интервью, вопросы долж­ны быть «нацелены» на поддержание позитивного имиджа базисного субъекта РК; их следование призвано соответст­вовать определенной логике, а ответы должны максималь­но полно отражать оптимизированную информацию о базис­ном субъекте, максимально полно освещать детали новостного события.

Текст ответов дается от 1 -го лица множественного лица, базисный субъект РК мыслится как обобщенный логический субъект. Ответы содержат различные средства выражения личностного начала, поэтому наряду с основными функциями информирования и косвенного воздействия этот жанр обнару­живает и функцию эмоционально-экспрессивную.

Вопросы и ответы должны составлять текстовое един­ство. В отличие от традиционного журналистского жанра интервью, где вопросы могут возникать по ходу самого процесса интервьюирования, в рассматриваемом жанре мы не можем говорить о так называемых диалогических един­ствах — нескольких вопросно-ответных минитекстах, объ­единенных одной темой. Однако порядок следования во­просов не должен быть произвольным, свободным: в целом текст вопросов-ответов должен помочь всесторонне осве­тить все детали новостного события. Рамки данного жан­ра позволяют фокусировать внимание общественности на тех деталях новостного события, которые, по мнению со­ставителя текста, могут представляться для данной обще­ственности наиболее актуальными, интересными, востре­бованными.

3.3. Фактологические жанры

Тексты фактологических жанров содержат дополни­тельную информацию (прежде всего факты) по отноше­нию к новостному событию в жизни базисного субъекта РК*

Фактологические жанры — первичные тексты обычно со­провождающего характера, располагающие актуальной инфор­мацией о базисном РК-субъекте. Предметом текстов данно­го жанра являются событие или персона. Среди прочих функций в этом жанре мы говорим о номенклатурной функции РК,-текста, характерной для биографии.

К фактологическим жанрам относятся факт-лист и био­графия. Факт-лист Факт-лист это жанр РК-текста, в котором в виде краткого документа отражается профиль органи­зации, представляющий факты-подробности новостного события, дополнительные данные о фирме, организации.

Как указывает И. Алешина, «одностраничный факт-лист включает краткое описание компании и ее продуктивных ли­ний, имена высших менеджеров, месторасположение, теку­щие цифры продаж, основную продукцию и краткую историю компании»39. Факт- лист наряду с бэкграундером «поддержи­вает» основную РК-информациюэ заключенную в пресс-рели­зе, и является компонентом пресс-кита. Не случайно поэтому говорят о факт-листе как разновидности бэкграундера, поскольку он «используется в тех же ситуациях, что и бэк-граундер, и сопровождает определенное мероприятие. Отли­чие здесь в том, что факт-лист не является единым и закон­ченным текстом, а представляет собой набор фактов или тезисов о компании или событии, предназначенных для ис­пользования или цитирования журналистами. Это своего рода справка»40.

В практике зарубежных связей с общественностью в сфе­ре экономики употребляется специальная разновидность факт-листа — 1е йсЬе 1есЪпщие: это описательного типа текст, соз­даваемый для каждого вида продукции (серии продукции) про­изводства. Такие технические факт-листы должны быть написаны понятным для неспециалиста языком и не быть пе­ренасыщены специальными терминами41. В качестве само­стоятельного факт-листа выступает биография должностного лица организации (об этом пишут некоторые исследователи), однако ввиду множественности способов презентации мы рас­сматриваем биографию как самостоятельный жанр РЯ-текста.

Темой факт-листа часто является история фирмы, как, например, в следующем тексте:

ВАСАЯО1-МАРГПМ1 и Санкт-Петербургская Ассоциация Барменов

проводят встречу

с президентом Международной Ассоциации Барменов ()ВА) Яном Ван Хагеном (Нидерланды)

История 1ВА

Международная Ассоциация Барменов была официально уч­реждена на собрании в Гранд Отеле английского города Торквей 24 февраля 1951 года. На собрании присутствовали представите­ли профессиональных барменских ассоциаций стран: У. Дж. Тар-линг (1ЖВ6, Англия), Дж. Лондхол (081, Дания), А. Комбетт (АВР, Франция), Т. Рийкеб (N80, Голландия), А. Золя и Л. Паренти (А1ВЕ8, Италия), П. Мелин (5ВО, Швеция), Г. Сиеви (ЗВУ, Швейцария),

Успех этого собрания был обусловлен ценной поддержкой, оказанной Британской Ассоциацией Барменов. Ее президентом стал г-н У. Дж. Тарлинг (УУ,Л. ТагНпд), секретарем — г-н X. В. Роберте (И. V/. НоЬегЬ). Второе собрание {ВА состоялось в Венеции 9 октяб­ря 1953 года и третье — в 1954 году, 22 октября, в отеле с!е Нооде (де Хуге Вуурше) в Ларене, Голландия.

1ВА постоянно растет, привлекая к своей деятельности новые страны. Чтобы присоединиться к 1ВА, необходимо направить ко­пию устава национальной ассоциации, информацию о составе ее дирекции и количестве членов всем Президентам ассоциаций, вхо­дящих в 1ВА, плюс официальное заявление с просьбой о принятии в 1ВА, которое должно быть представлено на собрании. Согласно дополнению, которое было внесено в устав на собрании 1975 года в Сан Винснте, Италия, были назначены три Вице-Президента (с 1977 года — четыре) по Европе, Азии, Америке, а также по Южной Америке.

Президентские полномочия в !ВА продолжаются три года и пе­редаются какой-либо ассоциации в соответствии уставом, приня­тым в Венеции в 1980 году, и национальная ассоциация должна сама назначить лицо, которое займет президентский пост.

В РК-практике жанровая дефиниция факт-листа обычно в самом тексте не дается: традиционно в пресс-ките в каче­стве факт-листа присутствуют материалы, озаглавленные «Справка» или представленные заголовком на конкретную фактологическую тему. Так, например, факт-лист из пресс-кита, посвященного проведению Открытого ШМ чемпиона­та мира и континента по аквабайку в Санкт-Петербурге был озаглавлен так: «Общая информация». Он содержал сле­дующие разделы: «Информация о чемпионах Европы и мира по аквабайку 1999 года». «ШМ чемпионат мира по аквабай­ку класс Про. Сезон 2000 года», «Особенности соревнова­ний по аквабайку Класса Про».

Основное требование к факт-листу — возможность оперативного отбора справочной информации, и именно оперативность и фактологичность являются основными характеризующими факт-лист признаками. Рассмотрим существующие в практике принципы подхода к оформле­нию факт-листа как составляющей пресс-кита. Факт-лис-'Ты могут различаться неодинаковой степенью опосредуе-мости — «подготовленности» к непосредственному опуб­ликованию.

Например, в пресс-ките, посвященном конкурсной неделе «Адмиралтейская Игла-2000», содержится целый набор факт-листов. Ограничимся их перечислением.

Историческая справка (Что такое конкурс молодых дизайнеров одежды «Адмиралтейская Игла», цель конкурса, состав жюри за последние 5 лет, география участников конкурса, патронаж кон­курса).

Список жюри.

Состав участников конкурса 2000 г.

Предварительный список региональных представительств кон­курса «Адмиралтейская игла».

Учредители и организаторы конкурса.

Спонсоры конкурса (генеральный спонсор, спонсоры, инфор­мационные спонсоры).

Все факт-листы представлены на отдельных страницах, что, с одной стороны, хорошо (однотемная группа фактов — один лист, например, информация о спонсорах), но при много­численности таких факт-листов это может затруднить опера­тивность отбора нужной информации, и в таком случае факт-листы следует «укрупнять» в их тематических подборках (например, на один лист следует поместить данные об учре­дителях, организаторах и спонсорах конкурса).

Современная практика дает довольно большое количе­ство не только жанровой конвергенции, но и примеры неудач­ного выбора жанровых рамок текста. Так, например, в пресс-ките, посвященном проведению конкурса «Высокий стиль интерьера» (1999 г.), мы находим трехстраничный текст, содержащий по сути ряд факт-листов. Без графиче­ского выделения содержательных частей такой текст ока­зывается крайне неудобным для оперативного поиска необ­ходимых сведений. Многостраничный факт-лист мог бы быть разделен на несколько частей — факт-листов, имею­щих свои заголовки: «История конкурса „Высокий стиль ин­терьера"»; «Конкурс „Высокий стиль интерьера" в 1999 году» с возможным выделением рубрик «Номинации конкур­са»; «Жюри конкурса».

Мы уже говорили, что факт-лист оформляется иногда как сопровождающий пресс-релиз справочный материал под рубрикой «Справка». Именно так, кстати, в периоди­ческой печати передаются факт-листы. Ниже мы приво­дим пример пресс-релиза в комбинации с факт-листом; по­следний обычно набирается более мелким или иным шрифтом.

Лесопромышленная группа «Илим палп» подвела итоги рабо­ты предприятия за 4 квартал 1999 года

Предприятия группы «Илим палп» за 4 квартал 1999 года произвели продукции на сумму около 2,9 млрд рублей. Их суммар­ная балансовая прибыль составила 698 млн рублей. В конце янва­ря на базе Котласского ЦБК были подведены итоги работы группы в 4 квартале 1999 года. Победителем в соревновании между пред­приятиями холдинга стал Санкт-Петербургский картонно-полигра-фический комбинат.

(...)

Справка:

ЗАО «Иллим Палп Энтерпрайз» зарегистрировано в 1992 году. Ком­пания владеет контрольными пакетами акций АО «Котласский ЦБК», АО «Братсккомллексхолдинг» и АО «Санкт-Петербургский КПК».

ОАО «Котласский ЦБК» — крупнейшее в Европе предприятие целлю­лозно-бумажной промышленности, производящее около 20% всей отече­ственной целлюлозы и около 15% картона и бумаги, изготавливаемых в России.

ОАО «Братсккомплексхолдинг» — холдинговая компания, занимаю­щаяся заготовкой и комплексной переработкой древесины. Сейчас в со­став холдинга входят целлюлозно-картонный комбинат, лесоперераба-тывающий комбинат, более 10 предприятий по заготовке леса. «Братсккомплексхолдинг» производит более 20% российской целлюлозы и около 10% картона.

ОАО «Санкт-Петербургский картинно-полиграфический комбинат» — крупнейшее в России предприятие по выпуску коробочного картона из макулатуры, вырабатываемый на комбинате картон и полиграфическая продукция заслужили внимание и высокую оценку на крупнейших россий­ских ярмарках: золотая медаль на выставке «лабаз Сибири» на Сибир­ской ярмарке, почетные дипломы на выставках «Росулак» в Москве, «Тара и упаковка» в Нижнем Новгороде, Минске и Уфе, на выставках «ПАП ФОР» и «Современная упаковка» в Санкт-Петербурге.

Дирекция по коммуникациям ЗАО «Илим Палл Энтерпрайз» Тел/факс 111-11-11 Е-гпаП: рго@ре.зрЬ.зи.

Факт-лист — возможный и частотный компонент комби­нированного РК-текста — буклета, проспекта или брошюры. Так, например, пресс-кит, посвященный выпуску нового вида коллекционной водки предприятием ЛИВИЗ, содержит и фир­менный буклет. В этом буклете представлены рекламные ма­териалы о ликеро-водочной продукции предприятия, а также 4 небольшие факт-листа: «История» (история ЛИВИЗа)5 «Га­рантия качества» (описание технологии производства высо­кокачественной продукции), «ЗАО „Ливиз" — это...» (харак­терные особенности предприятия и его продукции), «ООО «Торговый дом „Ливиз" — это» (специфика работы с клиен­том фирмы). Информация в буклете считывается быстро, что и является характерной особенностью этого жанра.

3.3.2, Биография Биография — жанр РК-текста, представляющий опорную факти­ческую информацию о должностном лице организации, фирмы или социально значимой персоне.

Биография в качестве опорного фактического материала о конкретной персоне активизируется при кадровых измене­ниях в организации, при инициативных действиях должност­ного лица организации, его смерти (некролог как разновид­ность жанра будет рассмотрен ниже) и обладает, как мы уже указывали, номенклатурной функцией.

Биография используется как во внешних, так и внутренних коммуникациях базисного субъекта РК. С помощью текста биографии «внешний кадровый РК может реализовать функ­цию продвижения в публичном пространстве персонального имиджа отдельных сотрудников»42. С точки зрения внутрикор­поративного РК5 тексты данного жанра реализуют функции, состоящие «в оптимизации процессов кадровой мобильности, в формировании благоприятного психологического климата, в разъяснении сотрудникам стратегии фирмы и политики ме­неджмента, в стимулировании инициативы сотрудников и кон­куренции между ними, в предупреждении, преодолении и ком­пенсации непонимания и производственных конфликтов»43.

Сотрудникам РК-отделов, как указывает Д. Доти, реко­мендуется иметь биографические списки не только руково­дителей фирмы, компании, но и всех других лиц, кто каким-либо образом сыграл заметную роль в становлении компании44. Составление буклетов об организации, фирме яв­ляется одной из технологических компонент РК-структуры, когда сведения об истории субъекта РК представлены, в ча­стности, и биографическими данными сотрудников организа­ции, ее первых и должностных лиц. Существует практика пуб­ликации целых биографических сборников. Наиболее распространенным вариантом своеобразного обобщения био­графии можно считать справочники «Кто есть кто?». Так, на­пример, биографический ежегодник «Кто есть кто в Санкт-Петербурге», изданный в 2001 г., насчитывает 1058 биогра­фий петербуржцев, представляющих все основные сферы про­фессиональной деятельности: власть, науку, образование, куль­туру, искусство, религию, спорт, бизнес. В зарубежной РК-практике широко используется составление биографиче­ских справочников выпускников престижных учебных заве­дений, что является важной компонентой в структуре внут­ренних коммуникаций фирмы.

Текстовая структура биографии представляет из себя на­бор блоков биографических сведений: фамилия, имя и год ро­ждения персоны, сведения об образовании, сведения о карье­ре. Сведения о семейном положении, наличии детей, а также о хобби, пристрастиях персоны можно рассматривать в этом жанре как факультативные, хотя они будут чаще всего встре­чаться в текстах культурно-духовной сферы публичных ком­муникаций. В биографии участника пресс-конференции будут представлены лишь этапы профессиональной деятельности; неофициальная информация, касающаяся увлечений, семей­ного положения, будет минимальна: если персона представ­ляется общественности в менее «официальном свете», то в тексте будут присутствовать данные о хобби, увлечениях, возможно, наградах. Медиатексты, несомненно, дают более богатую палитру сведений о персоне частного характера.

В своем традиционном, «опорном», неизмененном виде био­графию можно увидеть в качестве составляющей пресс-кита, а также в текстах политического РК, и часто в таком случае биография сопровождается имиджевыми фотографиями.

Исследователи политической рекламы выделяют две под­группы внутри жанра биографии: биографию-конспект и био­графию-рассказ45.

О. Березкина, говоря о значении биографии в сфере поли­тических коммуникаций, также рассматривает два основных типа презентации биографических материалов, определяя их как биографию-резюме и биографию в развернутой повест­вовательной форме46. Мы выделяем следующие жанровые подгруппы: биография-конспект, биография-рассказ, биогра­фия-повествование.

Биография-конспект представляет события в хроноло­гическом порядке, основное внимание уделяется фактам и датам. Пример биографии-конспекта мы увидим в пресс-ките, посвященном открытию компанией ВЕХО нового автомобиль­ного салона и сервис-центра. Здесь указываются лишь «эта­пы профессионального роста» персоны в виде перечисления должностей.

Даниил Карпиченко, Менеджер по маркетингу и продажам ЗАО «ВЕХО»

Краткая биография

Даниил Карпиченко родился 5 марта 1971 года в России.

Этапы профессионального роста:

ВаШс СоттитсаНопз 1ТО г-

1993 — 1994 Менеджер по продажам ^ ,

1994 — 1994 И.о. менеджера по продажам

1995 — 1996 Менеджер по работе с клиентами

1996 — 2000 Директор отдела развития и отдела по работе с клиентами

ЗАО «ВЕХО»

2000 — Директор по маркетингу и продажам

Биография-рассказ также сосредоточивает внимание общественности преимущественно на этапах профессиональ­ного роста и в своей речевой структуре содержит двусостав­ные предложения, где сказуемые могут быть выражены фор-мой страдательного залога (глагольной или причастной). Например, в пресс-ките, посвященном открытию нового тер­минала ЗАО «Петербургской нефтяной терминал» имеется факт-лист, в котором перечисляются участники пресс-конфе­ренции — генеральный директор, председатель Совета ди­ректоров, заместитель директора фирмы. Приведем пример такой биографии-рассказа.

ДЮКОВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ

Председатель Совета директоров

ЗАО «Петербургский нефтяной терминал»

Родился 13 декабря 1967 года в Ленинграде. Окончил корабле^ строительный факультет Ленинградского кораблестроительного института. В 1991 году поступил на работу в ЗАО «Совэкс» на должность инженера, в 1994 году переведен на должность заместителя гене­рального директора.

В 1996 году был принят на работу в ЗАО «Петербургский нефтя­ной терминал» на должность финансового директора. С 1997 года переведен на должность генерального директора.

В апреле 1998 года перешел на работу в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» на должность директора по экономике, с октяб­ря 1998 года по декабрь 1999 года возглавлял ОАО «Морской порт Санкт-Петербург».

С января 1999 года является председателем Совета директо­ров ЗАО «Петербургский нефтяной терминал».

В таком тексте общественность должны интересовать лишь данные о персоне как человеке, имеющем определенное образование (а для данной персоны это важно и поэтому ука­зывается в самом тексте биографии) и успешную карьеру.

Форма подачи материалов биографии может зависеть и от целевой аудитории: описательный характер биографии-рас­сказа предназначается прежде всего для СМИ в виде прак­тически готового к печати текста, биография-конспект пред­почтительнее для внутренней общественности.

Биография-повествование отличается от других жанро­вых разновидностей биографии тем, что в ней могут отсутст­вовать биографические даты. Особенность такого рода пред­ставления биографической информации, характерной прежде всего для политического РК (в котором, отметим, биография есть обязательный компонент комбинированного РК-текста — листовки, брошюры, буклета), состоит в том, что в ней содержатся не только сухие факты биографии, «значительное место отводится „ценным качествам" политика», которым этот политик не изменил, несмотря на все «сложные поворо­ты судьбы»47, Такие материалы, несомненно, становятся и источником для текстов СМИ, где могут определенным об­разом трансформироваться, однако в большинстве своем тек­сты, функционирующие в пространстве политических комму­никаций, — это тексты прямой почтовой рассылки.

В качестве примера приведем материалы окружной комис­сии избирательного округа № 21048, содержащие как биогра­фию кандидата в депутаты, так и выдержку из его программы: БЕСПАЛОВА Людмила Павловна

Родилась 20 марта 1958 года в Костромской области, в мно­годетной семье фронтовика Павла Васильевича Ющенко, кава­лера 38 боевых наград. Рано начавшаяся самостоятельная жизнь — пришлось совмещать учебу в техникуме с работой, ютиться по общежитиям — лишь закалила ее характер. Сильная волей и духом, она в 18 лет стала мастером спорта по волейбо­лу. Потом — замужество, Ленинград и новые заботы: училась в институте, одна воспитывала дочку, сына... Сейчас она гене­ральный директор ООО «Версаль», один из основателей все­российской общественной организации «Надежда и опора».

Вспомните главную героиню фильма «Москва слезам не ве­рит». О таких, как она, говорят: «Человек, который сам себя сде­лал». И все же применительно к Людмиле Павловне это не со­всем так: она понимает, что многим обязана окружающим. Человек чести, слова и дела, она помогает детским домам, бло­кадникам, престарелым и обездоленным, создает в городе фонд помощи малоимущим, тесно взаимодействуя с Даниилом Грани­ным и другими деятелями российской культуры.

В сфере экономики Беспалова ратует за снятие непомерного налогового пресса с предпринимателей, за создание благоприят­ного режима для отечественного производителя. В социальной сфере она отстаивает законы в защиту семьи, детства и материнст­ва, выступает за поднятие минимального размера пенсий до тыся­чи рублей.

Людмила Беспалова за переход к армии на контрактной основе и к альтернативной службе.

-Своим примером она доказывает, что женщина может и долж­на играть более активную роль в политике и общественной жизни.

Мы уже говорили о процессе жанровой конвергенции, свойственной также и для РК-текста, и жанр биографии дает в этом отношении яркие примеры. Лист биографии мо­жет иметь — но лишь в определенных, обусловленных ха­рактером новостного события рамках — иножанровые «вкрапления». Так, в пресс-ките, посвященном проведению Открытого ШМ чемпионата мира и континента по аквабай-ку в августе 2000 г. в Санкт-Петербурге, сотрудниками пресс-службы чемпионата были подготовлены не совсем стандартные листы — биографии, содержащие не только биографические данные об участниках соревнований, но и информацию об увлечениях спортсменов, их впечатлениях о Петербурге. Паоло Пайзани 34 года (19.04,66.) Италия (Римини)

(Класс: Про-785 куб. см., байк № 25)

Не женат. В Петербург приехал один. Коммерсант. В аквабайк пришел в 1989 году.

1995 год — 6-е место в чемпионате мира.

1997 год — чемпион Италии.

На данный момент в общем зачете чемпионата Европы зани­мает 3-е место. Главные хобби: сноуборд и девушки. В Петербурге первый раз, но уже успел оценить красоту местных представитель­ниц слабого пола, которые ему очень понравились. Любит смот­реть по телевизору соревнования по мотокроссу, спидвею и ралли. За «Формулой -1» не следит, но болеет за Рубенса Барикеллу и Джан-Карло Физикелло.

В Петербурге надеется попасть в шестерку сильнейших.

Такие листы биографии включали в себя также и элемен­ты интервью. Непосредственные высказывания участника новостного события вносили в текст элементы личностного начала, хотя цитата и передавалась без кавычек, однако ма­териалы, оформленные подобным образом, могли быть при­влекательными для журналистов. Приведем часть листа-био­графии из того же пресс-кита, содержащую ответные реплики интервью с участником соревнований Жаном-Франсуа Моду.

Семейное положение: холост. «Очень много работы, во время которой я путешествую по всему миру и этим схож с моряками.

В Санкт-Петербурге в шестой раз. Когда 10 лет назад я приез­жал сюда организовывать тот самый концерт, это был совершенно другой город, как будто из прошлого века. Сейчас внешний вид го­рода абсолютно другой. Для жителей Санкт-Петербурга это настоя­щая революция».

Биография персоны — политического деятеля,, первого лица коммерческой структуры, деятеля шоу-бизнеса — явля­ется исходной, как мы уже показали, для последующего ее опосредования через СМИ.

В средствах массовой информации биография как РК-текст может быть использована как сопровождающий ос­новной журналистский материал текст, Так в «Смене» (2000. 11 окт.) даются биографии Алисы Фрейндлих и Жореса Ал­ферова вместе с расширенной информацией «Жорес Алферов и Алиса Фрейндлих — Почетные граждане Санкт-Пе­тербурга».

В журналистском материале о кадровых изменениях био­графия нового номинанта на должность может следовать и за абзацем, содержащем новостной повод:

Новый глава Адмиралтейского района

Распоряжением губернатора Петербурга Владимира Яковлева назначен новый глава территориального управления Адмиралтей­ского района. Им стал Юнис Лукманов. Об этом корр. СПб-ТАСС сообщили вчера в городской администрации.

Юнис Лукманов родился 20 сентября 1960 года в городе Стер-литамак Башкирской АССР. В 1982 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. В 1995 году получил юридиче­ское образование в Санкт-Петербургском государственном универ­ситете. В 1996 году окончил Международную академию предприни­мательства по специальности «Государственное и муниципальное управление». Имеет ученую степень кандидата экономических наук. С 1991 по 2001 год Юнис Дукманов работал заместителем главы Фрунзенского района, с марта 2001-го — советником губернатора Санкт-Петербурга49.

Некоторые издания («Деловой Петербург», «Карьера — капитал») ведут специальные рубрики (или полосы), посвя­щенные персоналиям. Так, «Деловая панорама» в разделе «Карьера» среди прочих публикует следующую биографию, имеющую свою специфическую текстовую структуру (сооб­щение о новой номинации на должность, биографические дан­ные, данные об образовании и карьере, стаж работы в данной организации, семейное положение, хобби):

СОЦИОЛОГ ОПРЕДЕЛИТ РАЗВИТИЕ РЕКРУТИНГА Ольга Синеокая заняла должность генерального директора рекрутингового агентства «Бизнес Линк Персонал».

Родилась в 1969 году. В 1991 году с отличием окончила факуль­тет социологии Ленинградского государственного университета.

В 1991-1994 годах — научный сотрудник Института социологии Российской Академии наук. Занималась тендерными исследова­ниями, проходила стажировку в Оксфордском университете.

В «БизнесЛинк Персонал» Ольга Синеокая работает с 1994 года, сначала консультантом, затем старшим консультантом.

Замужем, воспитывает дочь. Хобби боулинг и джаз50.

Такая же структура текста биографии и в газете «Ком-мерсантъ», рубрика «Отдел кадров», где сообщается о но­вых номинациях в субъектах экономической сферы. Многие издания имеют свои особенности, Например, характерная особенность использования текста-биографии в газете «Карьера-капитал» (1999. 21-27 июля) — информация о ближайших, планах персоны: «По своей новой должности г-н Шакуров планирует развивать компанию, занять ведущую пози­цию на рынке питьевой воды Петербурга, а в дальнейшем — и всей России».

Особой жанровой разновидностью биографии является некролог.

Некролог официальное уведомление организации, фирмы, группы лиц о смерти своего сотрудника, в кото­ром данное сообщение служит целям поддержания паб-лицитного капитала базисного субъекта РК.

В основе объекта текста лежит факт смерти социально значимой персоны, о чем извещает базисный субъект РК — организация, с которой был связан умерший. Некролог может быть текстом как для внешней, так и для внутренней обще­ственности. Существует два типа некролога: собственно нек­ролог и расширенный некролог (некролог с элементами био­графии), Обычно некролог состоит не только из сообщения о смерти персоны, его должности, возрасте, но и справочных данных о похоронах. Традиционно в таких текстах присутст­вует и кондолеанс — фраза с выражением соболезнования близким и родным:

Санкт-Петербургское государственное унитарное предпри­ятие «Трест М» с глубоким прискорбием извещает, что 7 сентяб­ря 2000 г. на 77-м году ушел из жизни бывший управляющий тре­стом, участник Великой Отечественной войны, заслуженный строитель России

Иван Иванович

ИВАНОВ,

и выражает искреннее соболезнование родным и близким по­койного.

Справки о похоронах по телефону 111-11-1151.

- В представленном ниже некрологе присутствуют элемен­ты биографии-рассказа:

29 января 2000 года от сердечного приступа скоропостижно скончался генеральный директор ОАО «М»

Петр Петрович ПЕТРОВ.

В 1976 году он закончил Ленинградский технологический институт и прошел большой путь от лаборанта до генерального директора.

10 лет своей жизни Петр Петрович отдал предприятию ОАО «М». Возглавив его в апреле 1999 года, он смог в короткие сроки вывес­ти предприятие из кризиса, отдав этому всю свою энергию и спо­собности.

Все, кто работал с Петром Петровичем, знали его как опытного руководителя, доброго и отзывчивого человека. Таким он и оста­нется в нашей памяти.

О дате и месте гражданской панихиды можно узнать по теле­фонам: 111-11-11, 222~22-2252.

Не следует, однако, как и в случае с жанром биографии, смешивать некролог как РК-жанр с собственно публицисти­ческими текстами-некрологами. Повторим: РК-текст отра­жает факт смерти лица, значимого для данного базисного субъекта РК; в этом жанре структурой и собственно текстом подчеркивается связь умершего и фирмы, организации, кото­рая и является инициатором публикации некролога. Публици­стический текст предполагает обязательное для образной публицистики личностное отношение пишущего к умершему. Щ газетной полосе мы можем найти и официальное уведом­ление о смерти социально значимого лица — некролог как жанр РК-текста, и некролог — журналистский текст. Приве­дем пример последнего.

Прощайте, Олег Николаевич

Согнулись три тополя на Плющихе. На 73-м году умер Олег Ни­колаевич Ефремов. Добрейший человек, талантливый актер, муже­ственный режиссер. Сколько всего замечательного было им сде­лано в кино и театре. И все-таки главное его детище — зто театр «Современник». Тогда, е далеком 1956 году он переломил ситуа­цию и создал театр с человеческим лицом. Потом было всенарод­ное признание. Благодаря Олегу Николаевичу и застойные годы не казались нам беспросветными.

Поч?"и двадцать лет Олег Ефремов был главным режиссером МХАТа. В 1987 году, после разделения труппы театры, он возглавил МХАТ имени Чехова. Олег Ефремов — народный артист СССР, Ге­рой Соцтруда, трижды лауреат Госпремии СССР53.