Часть II
ЖАНРОВАЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА КОРПУСА РК-ТЕКСТОВ
Глава. 3. Характеристика жанров первичных РК-текстов......... 109
3.1. Оперативно-нов сетные жанры ............... ,,........,.,,,.,....,............ 110
3.2. И с еле до в ате л ьс ко- нов о стн ые жанр ы .................................. 131
3.3. Факто л о ги ч ее к ие жа нр ы ...,...........,.......,.,.,...............,.....................,.... 14 О'
3.4. Исс л е до в ате ль с кие жанры ........,......,....,...........,....,.................. 15 4
3.5. О бр аз но- новое тные жа н ры ............................,.,........... „.,.........,.. 161
Глав а 4. Жанровое своеобразие комбинированных, медиатекстов
и смежных РК-текстов.....................................................,,,..,..,:.,........................ 183
4.1. Комбинированные тексты ................................................ —
4.2. Медиатексты ............................................................. 2.13
4.3. Смежные тексты .......................................,........,..,.......... 235
Заключение ......................................................................... 25!
ОТ АВТОРА,
От автора
В ПР нет ничего таинственного.
Это часть эффективного управления
любой организованной формой деятельности.
Но они требуют подготовки и опыта, здравого смысла и. умения применять теорию на практике,
Сэм Блэк
Развитие связей с общественностью — особого социального института.., прочно занявшего' свое место в демократическом обществе, во многом зависит от современного инструментария и технологий. Если: принять во внимание тот факт, что целью паблик: рилейшнз является «формирование эффективной системы коммуникаций социального субъекта, с его общественностью, обеспечивающей оптимизацию социальных взаимодействий со значимыми для него сегментами среды»1, то становится вполне очевидной роль текстовых коммуникаций, к в первую очередь, традиционных их форм —• письменных.
За последние годы появилось большое количество исследований, посвященных, паблик рилейшнз. Это как переводы ставших классическими в современной пиарологии трудов, (например, С: Блэка, Ф. Буари, С, Катлипа), так, и труды отечественных ученых и пиарменов-практиков (Б. Ыевзлина, Г. Туль-чинскогол Е. Блажнова, И. Яковлева, Г., Почепцова, И.. .Алешиной, И. Синяевой, М. Шишкиной, А. Чумикова и др.), адаптирующих постулаты американской и европейской науки о связях с общественностью к, российской «РК-действигельности» и суммирующих десятилетний опыт российского рынка РК-услуг Современное состояние связей с общественностью в. России характеризуется
1 Шишкина М', А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 1999. С. 67,
гармоничным сочетанием, достижений РК-практики и ее научного1, теоретического' осмысления, появлением не только специализированных, структур, профессионально' занимающихся РК-деятельностью, но и научных школ' и целой сети образовательных учреждений, ведущих подготовку по этой престижной. и востребованной ныне профессии, а также консолидации профессионального, цехового сообщества пиарменов. Всё это свидетельствует о становлении в России связей с общественностью' как особого социального института..
В' пространстве современных РК-коммуникаций функционирует целый корпус текстов со своей особенной структурой, системой жанров, языковым обликом. Данная монография представляет собой первое в пиарологии полное и системное описание всего корпуса текстов, используемых в письменных РК.-коммуникациях; в книге исследуется роль РЯ-текстов в сфере публичных коммуникаций.
Проблема описания и собственно выявления типологии РКУгекстов, которую автор пытается разрешить в данном исследовании., весьма актуальна. Во-первых, подготовка и распространение текстовых информационных материалов как. для внешней, так и для внутренней общественности является важнейшей, функцией деятельности любой РЛ-структуры. На практике же пиармены в этих целях используют целый ряд, цисъменных материалов.. Можно смело сказать, что РК-текст на сегодняшний день уже сформировался: появились и активно используются в практике связей с общественностью определенные жанровые разновидности этого типа текстов. Однако именно .в практике РК данные жанры очень часто не имеют четкой текстовой структуры, и четких межжанровых различий, Во-вторых, РК-текст как особая текстовая категория пока еще не имеет в сов/ременной пиарологии своей полной научной рефлексии. Нет комплексного' описания РК-тек-ста и в работах зарубежных исследователей,
В' изучения феномена РК-текста мы опираемся на понятийный аппарат, разработанный проф. М. А. Шишкиной в рамках научной школы кафедры общественных связей и рекламы Санкт-Петербургского государственного университета, и придерживаемся макаронического графического обозначения объекта нашего исследования2,. Еще одна особенность этого исследования — пристальное внимание к опыту не американских РК, как это принято в. литературе подобного рода, и считается своеобразным эталоном, правилом «хорошего тона», а к европейским., и прежде всего, к французским паб-лик рилейшнз. Опыт именно европейских коллег, их. понимание сущности связей с общественностью' — «стратегии до™ верия» —• должны быть взяты,, по нашему мнению, на вооружение российскими практиками.
В монографии рассматривается место РК-текста в системе публичных коммуникаций,, дается определение РК-информации и РК-коммуникаций, конструируется также модель РК-комму-никаций, в которой в качестве послания представлен рассматриваемый тип текста. Предлагается набор дифференциальных признаков РК-текста и показывается, чем отличаются собственно РЖ-тексты от рекламных и журналистских, текстов. Впервые в литературе вопроса указываются типологические, сущностные характеристики, а также' жанрообразующие признаки РК-текстов, выявляются принципы типологии РК-текстов, дается максимально полная картина жанровых разновидностей РК-текстов, описывается их структура.
Постулируя тезис о завершении процесса жанрообразования российского РК-текста, автор также ставил перед собой задачу показать живую современную картину жанрового многообразия РК-текстов. Эмпирической базой исследования послужили как сами первичные РК-тексты, созданные коллегами-пиарменами, так и материалы из современной периодической печати, получившие в монографии название «медиатексты».
Монография состоит из двух частей. 13 первой рассматриваются сущностные характеристики РК-текста как носителя особого рода информации — РК-информации, вводится понятийный аппарат исследования, исследуются проблемы типологии и жанрообразования в письменных РК-коммуникациях. Вторая часть посвящена изучению жанровых, разновидностей РК-текстов.
- Часть 1
- Глава 1. Рк-текст: сущностные характеристики .,,...,.......,.,............... 9
- Глава 2. Проблемы типологии и жанрообрязования
- Часть II
- Часть I
- Глава 1 рк-текст: сущностные характеристики
- Глава 2
- 2.1, Проблемы классификации и принципы типологии ре-текстов
- Глава 2. Проблемы типологии и жанрообразования...
- Часть II
- Глава 3
- 25 Мая в Санкт-Петербурге состоится открытие завода «ЭнСиСи — Перспектива»
- 1 Октября 2000 г,29
- 3.4, Исследовательские жанры
- 3.5. Образно-новостные жанры
- 13 Апреля день рождения у Юлии Видишевой, специалиста отдела маркетинга. Дорогая Юлия!
- 19 Апреля день рождения у Владимира Тихомирова, торгового представителя.
- 23 Апреля день рождения у Татьяны Черниковой, торгового представителя. Милая Татьяна!
- 14 Мая пройдут выборы в законодательное собрание Санкт-Петербурга. Я, Морозов Александр Владимирович, решил бороться за право стать депутатом.
- Глава 4
- 4Л. Комбинированные тексты
- 4.3.2. Резюме
- Глава 4. Жанровое своеобразие комбинированных...
- 8 Лет работы в туризме