logo
Krivonosov

Часть II

ЖАНРОВАЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА КОРПУСА РК-ТЕКСТОВ

Глава. 3. Характеристика жанров первичных РК-текстов......... 109

3.1. Оперативно-нов сетные жанры ............... ,,........,.,,,.,....,............ 110

3.2. И с еле до в ате л ьс ко- нов о стн ые жанр ы .................................. 131

3.3. Факто л о ги ч ее к ие жа нр ы ...,...........,.......,.,.,...............,.....................,.... 14 О'

3.4. Исс л е до в ате ль с кие жанры ........,......,....,...........,....,.................. 15 4

3.5. О бр аз но- новое тные жа н ры ............................,.,........... „.,.........,.. 161

Глав а 4. Жанровое своеобразие комбинированных, медиатекстов

и смежных РК-текстов.....................................................,,,..,..,:.,........................ 183

4.1. Комбинированные тексты ................................................ —

4.2. Медиатексты ............................................................. 2.13

4.3. Смежные тексты .......................................,........,..,.......... 235

Заключение ......................................................................... 25!

ОТ АВТОРА,

От автора

В ПР нет ничего таинственного.

Это часть эффективного управления

любой организованной формой деятельности.

Но они требуют подготовки и опыта, здравого смысла и. умения применять теорию на практике,

Сэм Блэк

Развитие связей с общественностью — особого социально­го института.., прочно занявшего' свое место в демократическом обществе, во многом зависит от современного инструментария и технологий. Если: принять во внимание тот факт, что целью паблик: рилейшнз является «формирование эффективной систе­мы коммуникаций социального субъекта, с его общественно­стью, обеспечивающей оптимизацию социальных взаимодей­ствий со значимыми для него сегментами среды»1, то становит­ся вполне очевидной роль текстовых коммуникаций, к в первую очередь, традиционных их форм —• письменных.

За последние годы появилось большое количество иссле­дований, посвященных, паблик рилейшнз. Это как переводы ставших классическими в современной пиарологии трудов, (на­пример, С: Блэка, Ф. Буари, С, Катлипа), так, и труды отече­ственных ученых и пиарменов-практиков (Б. Ыевзлина, Г. Туль-чинскогол Е. Блажнова, И. Яковлева, Г., Почепцова, И.. .Алешиной, И. Синяевой, М. Шишкиной, А. Чумикова и др.), адаптирующих постулаты американской и европейской науки о связях с обществен­ностью к, российской «РК-действигельности» и суммирующих де­сятилетний опыт российского рынка РК-услуг Современное состо­яние связей с общественностью в. России характеризуется

1 Шишкина М', А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 1999. С. 67,

гармоничным сочетанием, достижений РК-практики и ее науч­ного1, теоретического' осмысления, появлением не только спе­циализированных, структур, профессионально' занимающихся РК-деятельностью, но и научных школ' и целой сети образова­тельных учреждений, ведущих подготовку по этой престижной. и востребованной ныне профессии, а также консолидации про­фессионального, цехового сообщества пиарменов. Всё это сви­детельствует о становлении в России связей с общественнос­тью' как особого социального института..

В' пространстве современных РК-коммуникаций функцио­нирует целый корпус текстов со своей особенной структурой, системой жанров, языковым обликом. Данная монография представляет собой первое в пиарологии полное и системное описание всего корпуса текстов, используемых в письменных РК.-коммуникациях; в книге исследуется роль РЯ-текстов в сфере публичных коммуникаций.

Проблема описания и собственно выявления типологии РКУгекстов, которую автор пытается разрешить в данном ис­следовании., весьма актуальна. Во-первых, подготовка и рас­пространение текстовых информационных материалов как. для внешней, так и для внутренней общественности является важнейшей, функцией деятельности любой РЛ-структуры. На практике же пиармены в этих целях используют целый ряд, цисъменных материалов.. Можно смело сказать, что РК-текст на сегодняшний день уже сформировался: появились и актив­но используются в практике связей с общественностью опре­деленные жанровые разновидности этого типа текстов. Од­нако именно .в практике РК данные жанры очень часто не имеют четкой текстовой структуры, и четких межжанровых различий, Во-вторых, РК-текст как особая текстовая кате­гория пока еще не имеет в сов/ременной пиарологии своей пол­ной научной рефлексии. Нет комплексного' описания РК-тек-ста и в работах зарубежных исследователей,

В' изучения феномена РК-текста мы опираемся на поня­тийный аппарат, разработанный проф. М. А. Шишкиной в рамках научной школы кафедры общественных связей и рек­ламы Санкт-Петербургского государственного университета, и придерживаемся макаронического графического обозначе­ния объекта нашего исследования2,. Еще одна особенность этого исследования — пристальное внимание к опыту не аме­риканских РК, как это принято в. литературе подобного рода, и считается своеобразным эталоном, правилом «хорошего тона», а к европейским., и прежде всего, к французским паб-лик рилейшнз. Опыт именно европейских коллег, их. понима­ние сущности связей с общественностью' — «стратегии до™ верия» —• должны быть взяты,, по нашему мнению, на вооружение российскими практиками.

В монографии рассматривается место РК-текста в системе публичных коммуникаций,, дается определение РК-информации и РК-коммуникаций, конструируется также модель РК-комму-никаций, в которой в качестве послания представлен рассматри­ваемый тип текста. Предлагается набор дифференциальных при­знаков РК-текста и показывается, чем отличаются собственно РЖ-тексты от рекламных и журналистских, текстов. Впервые в литературе вопроса указываются типологические, сущностные характеристики, а также' жанрообразующие признаки РК-тек­стов, выявляются принципы типологии РК-текстов, дается мак­симально полная картина жанровых разновидностей РК-текстов, описывается их структура.

Постулируя тезис о завершении процесса жанрообразования российского РК-текста, автор также ставил перед собой задачу показать живую современную картину жанрового многообразия РК-текстов. Эмпирической базой исследования послужили как сами первичные РК-тексты, созданные коллегами-пиарменами, так и материалы из современной периодической печати, получив­шие в монографии название «медиатексты».

Монография состоит из двух частей. 13 первой рассматри­ваются сущностные характеристики РК-текста как носителя особого рода информации — РК-информации, вводится поня­тийный аппарат исследования, исследуются проблемы типо­логии и жанрообразования в письменных РК-коммуникациях. Вторая часть посвящена изучению жанровых, разновидно­стей РК-текстов.