2.1, Проблемы классификации и принципы типологии ре-текстов
Классификация есть система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам или признакам. Основой же типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая характерна для той или иной группы предметов как единица расчленяемой в типологии реальности1.
В науке нет единого определения понятия «тип текста». Наиболее распространенная трактовка данного концепта в современной коммуникативной лингвистике рассматривает тип текста как определенный класс текстологических единиц с одинаковой языковой и стилистической актуализацией2. Ти-полргия текстов может быть проведена по различным при-знйкам: функциональным (в основе которых лежит сфера употребления текстов, их социальные функции), структурным (рассматривающим внутреннюю организацию корпуса текстов) и стилистическим.
Рассмотрим возможные принципы типологии РК-текстов, исходя, в первую очередь, из их функциональных признаков, а затем структурных.
За исходную точку наших типологических конструкций будет принята типологическая структура СМИ и типология жанров периодической печати, имеющих свою историю и достаточно полную научную и научно-методическую рефлексию: мы постараемся оттолкнуться от имеющихся в литературе типологических признаков СМИ с тем, чтобы установить принципы классификации и типологии РК-текстов. Несомненно, четкая экстраполяция рассматриваемых явлений невозможна, однако позволит нам, как мы предполагаем, более четко отделить рассматриваемые явления (собственно РК-текст и журналистский текст) друг от друга.
Для СМИ в целом единицей типологической структуры признается средство массовой информации. Для печати типологической единицей будет периодическое издание (газета или журнал), на телевидении — канал, телепрограмма, на радио — радиостанция, радиопрограмма. «Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др.»3.
Очевидно, что типология РК-текстов должна строиться совсем по другим признакам. Типологию РК-текстов представим как «горизонтальную» совокупность всех текстов, поддающихся дихотомическому членению по каким-либо признакам. Под типологией РК-текстов мы будем понимать членение данных текстов по их жанровым группам. Жанровая типология, по нашему представлению, есть «вертикальная» иерархия текстов. Однако прежде рассмотрим имеющиеся в литературе вопроса классификационные схемы текстов, содержащих РК-информацию.
В современной научной и методической литературе уже сделаны попытки представить как жанры текстов, используемых в РК-коммуникациях (определения и подробное описание жанров РК-текста мы дадим во второй части нашего исследования), так и некоторые принципы классификации этих текстовых материалов. Теоретики и практики РК предлагают определенную классификацию текстовых материалов, , используемых в РК-коммуникациях, основанную на функциональных признаках4. Нужно также подчеркнуть, что ни одно из современных исследований не ставит своей целью представить полный реестр употребляемых в РК-коммуникациях текстов с подробным описанием их функциональных и типологических характеристик, а также и принципы классификации РК-текстов. Исключением, пожалуй, можно назвать вышедшую в 2001 г. статью С. Пономарева, где говорится, что
ЛАВА 2. 17РОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ И ЖАНРООБРАЗОВАНИЯ...______73
существующие в сфере паблик рилейшнз текстовые формы /еще не настолько общеприняты, бесспорны и специфичны, чтобы можно было говорить о различных жанрах в риЬНс ге!а1лопз. Очевидно, следует говорить о типах текстов»5.
В одной из первых отечественных работ о паблик рилейшнз Г. Л. Тульчинский говорил об «обеспечении непрерывного потока информации, исходящей из фирмы, в виде информационных писем, релизов, пе\у$ рар1ег& и т. д.»6. Это были задачи, осуществляемые организацией по связям с прессой. «С целью создания и поддержания позитивного общественного мнения о себе, для обеспечения желаемого результата поведения общественности в отношении организации», указывает И. Алешина, работники пресс-службы готовят материалы для прессы; выделяются и «средства внутриорганиза-ционных коммуникаций»7. О материалах для СМИ пишут также И. М. Синяева и В. А. Моисеев8.
С. А. Варакута и Ю. Н, Егоров предлагают следующую классификацию информационных материалов для передачи в СМИ: это «материалы о текущих событиях в деятельности компании, тематические обзоры, аналитические статьи, статистические сводки за определенный период времени, опровержения недостоверной или заведомо ложной информации о компании, опубликованной ранее на страницах газет и журналов, ответы на вопросы читателей, критические замечания в адрес компании, запросы средств массовой информации, информационно-рекламные материалы к предстоящим крупным событиям в жизни предприятия или организации»9. В учебнике А. Н. Чумикова «Связи с общественностью» тексты в РК-коммуникациях делятся на «материалы для распространения в процессе организации и проведения но-востных событий» и «материалы для непосредственной публикации в СМИ»10, В упоминавшейся выше статье С. Пономарева текстовые формы делятся в зависимости от целе-в°й аудитории (материалы для СМИ, тексты для корпоративных коммуникаций, тексты для распространения массовой аудитории)11,
Зарубежные исследователи не дают классифицирующих признаков письменных материалов, используемых в РК-ком-мУникациях (см., например, работы Ф. Бахманыа, О. Баскина и С. Ароноффа, Н. Делькур, М.-Э. Вестфаллен и др.)12- Правда, как и во многих российских учебных пособиях, касающихся отношений РК-структур с прессой, в исследовании Ф. Мо-реля говорится о письменных средствах (пресс-релиз, пресс-кит, письма, бюллетени) наряду со «встречами» (конференции, обеды, коктейли и др.)» находящимися в арсенале средств пресс-рилейшнз13. С другой стороны, исследования, посвященные внутренним14 или внешним15 коммуникациям организации, отдельно рассматривают «письменные» средства. Р. Хейвуд пишет о четырех «основных категориях печатного материала», являющегося «эффективным средством связи с общественностью»: листовках и брошюрах, локальных изданиях, корпоративных изданиях и спонсируемой литературе16.
Характерно, что практически все исследователи включают в список текстовых материалов как простые (прежде всего пресс-релиз), так и комбинированные (состоящие из нескольких простых текстов, например, пресс-кит); как графические, так и иконические (в основном фотографии).
Теперь посмотрим, какие жанровые разновидности РК-тек-ста выделяются современными исследователями. Понятие жанра мы обсудим позже, сейчас же нас будут интересовать жанровые объединения РК-текста и классифицирующие признаки таких объединений,
В. Тулупов пишет вообще о жанрах СО (не РК-текстах), и среди них указывает такие: «пресс-релиз, информационное письмо, доклад, сценарий пресс-конференции, разработка ПР-кампании и др.»17. Вполне очевидно, что набор предлагаемых жанров СО (хотя и это спорная проблема), а не РК-текстов, отличается, во-первых, отсутствием определенных критериев выделения, а во-вторых,, явной неполнотой.
И. Алешина перечисляет среди материалов для прессы следующие: бэкграундер, ньюс- или пресс-релиз, медиа-кит (материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий), занимательная статья, кейс-история, именная, или авторская статья, обзорная статья, факт-лист, форма «вопрос-ответ», биография, фотография, за-явление18. Среди «средств внутриорганизационных комму ни -\ каций» указываются листки новостей, управленческие пуб тшкации, ежегодные отчеты для занятых39. И. Синяева практически дословно повторяет «набор» жанров, представленный И. Алешиной, говоря также о материалах для СМИ, составляемых «в форме пресс- или ньюс-релиза, бэкграундера, медиа-кита, кейс-истории, именной или авторской статьи, обзорной статьи, факт-листа и др.»20. А. Н. Чумиков выделяет, с одной стороны, пресс-релиз, бэкграундер, биографию, заявление, медиа-кит и занимательную статью, кейс-историю, именную статью, обзорную статью, интервью (материалы для непосредственной публикации в СМИ)21,
Зарубежные исследователи традиционно называют и достаточно подробно описывают пресс-релиз и пресс-кит, а также письма и бюллетени22.
Закончить обзор называемых исследователями и практиками жанровых разновидностей РК-текстов мы хотели бы документом — Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 350400 — Связи с общественностью, в котором речь идет вообще о «СО-доку ментах». Среди этих «СО-документов» (не обсуждаем здесь проблемы номинации объекта нашего исследования, об разграничении понятий «документ» и «РК-текст» мы говорили в 1.2) перечисляются следующие: информационные документы, имиджевые корпоративные документы, реклама (?! — А.К), презентационный буклет; годовой отчет, письмо акционерам, летопись фирмы, биография руководства. Среди видов коммуникации во взаимоотношениях с персоналом названы: корпоративная многотиражная газета, информационные бюллетени, другие формы23.
Понятно, что отсутствие комплексного описания и всесторонней научной рефлексии письменных форм, функционирующих в РЯ-коммуникацилх, порождает многочисленность классификаций и ставит также категорический императив типологического описания всего корпуса РК-текстов. Основываясь на функционально-структурных признаках, предстаём нашу типологию РК-текстов, а затем их классификацию. Первый классифицирующий признак, по которому можбо Дать жанровую типологию РК-текстов — степень эксплицит-ности дифференциальных признаков рассматриваемого фено-Мена- Основной корпус РК-текстов, имеющий все признаки рассматриваемого феномена, мы назовем базисными текстами. Однако в пространстве РК-коммуникаций существует ряд текстов, которые не в полной мере наделены совокупностью дифференциальных признаков РК-текста и отражают их. Такие тексты мы назовем смежными.
Базисные тексты расчленяются на две группы по признаку первичности в процессе РК-коммуникации: тексты могут участвовать в РК-коммуникациях в своем первичном виде: они являются результатом деятельности базисных или технологических субъектов РК и предоставляются общественности, в том числе и СМИ, в своем, повторим, первичном виде. Такие тексты мы назовем первичными. Однако РК-ин-формация может доставляться общественности и в уже обработанном виде. Это жанры, которые создаются сотрудниками РК-структур или самими журналистами на основе первичных текстов и попадают к целевой аудитории исключительно через средства массовой информации. Такие вторичные тексты мы определим как медиатексты.
Базисные первичные тексты могут подразделяться по признаку «сложность текста», и здесь мы выделяем простые и комбинированные тексты.
Представим наше видение типологии РК-текстов: « Базисные Смежные
г
первичные и вторичные
v • ••;.,. -.. .••••• • •,...-, • ••. :
простые и сложные.
Дадим подробное описание и характеристику каждой из выделенных нами типологических групп.
Базисными, или основными, мы признаем основной корпус РК-текстов, в полной мере соответствующих совокупности дифференциальных признаков РК-текста, поименованных в определении. Смежными текстами мы называем тексты, имеющие слабо выраженные признаки РК-текста (неполнота функций, неполнота выраженности признака паблицитности базисного субъек-1 та РК или признака текста вообще). Это разнородные явления: I — слоган — краткое речение (минитекст), отражающий осн новное содержание программы, деятельности базисного субъек-1 та политических коммуникаций; — резюме —- текст биографии персоны, обладающий признаком паблицитности, но не служащий цели формирования или приращения паблицитного капитала базисного субъекта (какой-либо организации), поскольку данный индивид не принадлежит ни к какому базисному субъекту РК или таковым не является;
— пресс-ревю — копированные и сброшюрованные (то есть вторичные) материалы печатных СМИ, отражающие деятельность базисного субъекта РК.
Первичными мы называем РК-тексты, исходящие от прямого предметного базисного или технологического субъекта РК. (Ср.: в теории текста под первичностью обычно понимают вид текста по характеру авторства.) Первичные тексты составляют ядро корпуса РК-текстов. К ним мы относим: пресс-релиз, приглашение, бэкграундер, лист вопросов-ответов, факт-лист, биографию, байлайнер, письмо, поздравление, заявление для СМИ, пресс-кит, брошюру, проспект, буклет, листовку. Первичные тексты, как мы уже отмечали, могут быть представлены сегментам общественности в исходном или переработанном (через печатные СМИ) виде. В последнем случае мы имеем дело со вторичными текстами, которые называем медиатекстами.
Медиатексты — это РК-тексты, написанные РК-сотруд-никами и (или) обработанные журналистами и доведенные до определенного сегмента общественности (опосредованные) исключительно через СМИ. Мы рассматриваем следующие три жанровые разновидности медиатекстов: имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори.
Членение первичных РК-текстов будет проводиться нами по признаку «сложность текста». Данный признак имеет в науке свое определение. Филологическое понятие сложности текста предполагает наличие следующих аспектов: «1) состав и соотношение источников, используемых для создания текста; 2) собственная организация текста, определяемая, с одной стороны, правилами композиции, а с другой — пониманием и оценкой текста его получателем; 3) организация аудитории текстом и его отражение в мышлении, предметной деятельности или других
произведениях слова»24.
В нашем понимании сложность текста есть прежде всего, по °бразному выражению Б. Я. Мисонжникова, «авторский замы сел, концептуальная позиция того, кто5 создавая произведение, осуществляет отбор необходимых для процесса текстопострое-ния материала — соответствующих установленной цели знаков или более крупных знаковых комплексов, то есть, если представить образно, нужных для возведения здания отдельных простейших строительных материалов или сложных, уже готовых модульных конструкций»25. Для нас признак сложности текста связывается с функционированием РЯ~текста в публичных коммуникациях в качестве самостоятельной текстовой данности или в совокупности разножанровых текстов.
По данному признаку РК-тексты можно разделить на простые и сложные (комбинированные).
Простой РК-текст — это конкретный текст как определенная, отграниченная от других текстов данность, существующая в пространстве РК-коммуникаций как самостоятельная и
самодостаточная.
Комбинированный РК-текст — макротекст, представляющий «набор» первичных простых текстов, объединенных общей тематикой (новостным поводом). В данном случае можно сказать, что для комбинированного текста конституирующим признаком является признак тематического единства, Комбинированные тексты могут быть представлены общественности в виде собранных вместе механически (например, пресс-кит), или полиграфически группы простых первичных текстов (например, брошюра или буклет), или — зачастую вместе с другими не РК-текстами: журналистскими, рекламными — в корпоративном издании (например, ньюслеттере). В каждой из сфер публичных коммуникаций есть своя специфика в приоритетных формах текстовой подачи РК-информации.
Итак, дадим классификацию РИ-текстов по признаку
сложности:
а) простые (здесь значками будут помечены возможные составляющие комбинированных текстов: * — пресс-кита;.**.-— буклета или брошюры; *** —листовки, **** — ньюслеттера):
— пресс-релиз*;
— приглашение****;
— бэкграундер* **; ,.-....
— факт-лист*** *******._ •
— биография* ** *** ****; .*
_ лист вопросов-ответов* *
—~ байлайнер** ****;
— письмо ***;
—-поздравление****; _ заявление для СМИ;
б) комбинированные, представляющие из себя механическую или полиграфическую комбинацию простых РК-текстов:
— пресс-кит;
— проспект, брошюра, буклет;
—- ньюслеттер;
— листовка.
Классификация РК-текстов будет проводиться нами по двум признакам: адресат (группа общественности) и способ доставки текста,
1, Признак «группа общественности». Как указывает А. Б. Зверинцев, менеджер РК. должен работать не с массовой аудиторией, а со специализированной. Исследователь называет следующие группы реальной аудитории:
1. Реальная аудитория определенного вида массовой коммуникации;
2. Реальная аудитория средств конкретного канала массовой коммуникации;
3. Реальная аудитория средств массовой коммуникации26.
Кстати говоря, одним из классифицирующих признаков СМИ является так называемый аудиторный фактор, и сейчас, по оценкам специалистов, влияние этого фактора «на функциональную, типологическую, тематическую структуру СМИ возрастает»27.
Следует сказать, что любой текст вне восприятия его аудиторией, а проще говоря, читателем может рассматриваться как ущербный, поскольку конкретный текст реально существует лишь в процессе его восприятия читателем, потребителем содержащейся в тексте информации. Коммуникативная направленность текста выражается в ориентации на определенный тип читателя-адресата. Не случайно в психологии существует термин «проекция текста», под которым понимается результат восприятия текста его читателем28.
- Часть 1
- Глава 1. Рк-текст: сущностные характеристики .,,...,.......,.,............... 9
- Глава 2. Проблемы типологии и жанрообрязования
- Часть II
- Часть I
- Глава 1 рк-текст: сущностные характеристики
- Глава 2
- 2.1, Проблемы классификации и принципы типологии ре-текстов
- Глава 2. Проблемы типологии и жанрообразования...
- Часть II
- Глава 3
- 25 Мая в Санкт-Петербурге состоится открытие завода «ЭнСиСи — Перспектива»
- 1 Октября 2000 г,29
- 3.4, Исследовательские жанры
- 3.5. Образно-новостные жанры
- 13 Апреля день рождения у Юлии Видишевой, специалиста отдела маркетинга. Дорогая Юлия!
- 19 Апреля день рождения у Владимира Тихомирова, торгового представителя.
- 23 Апреля день рождения у Татьяны Черниковой, торгового представителя. Милая Татьяна!
- 14 Мая пройдут выборы в законодательное собрание Санкт-Петербурга. Я, Морозов Александр Владимирович, решил бороться за право стать депутатом.
- Глава 4
- 4Л. Комбинированные тексты
- 4.3.2. Резюме
- Глава 4. Жанровое своеобразие комбинированных...
- 8 Лет работы в туризме