logo
Krivonosov

2.1, Проблемы классификации и принципы типологии ре-текстов

Классификация есть система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам или призна­кам. Основой же типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, мо­дель, которая характерна для той или иной группы предметов как единица расчленяемой в типологии реальности1.

В науке нет единого определения понятия «тип текста». Наиболее распространенная трактовка данного концепта в со­временной коммуникативной лингвистике рассматривает тип текста как определенный класс текстологических единиц с одинаковой языковой и стилистической актуализацией2. Ти-полргия текстов может быть проведена по различным при-знйкам: функциональным (в основе которых лежит сфера упот­ребления текстов, их социальные функции), структурным (рассматривающим внутреннюю организацию корпуса тек­стов) и стилистическим.

Рассмотрим возможные принципы типологии РК-текстов, исходя, в первую очередь, из их функциональных признаков, а затем структурных.

За исходную точку наших типологических конструкций будет принята типологическая структура СМИ и типология жанров периодической печати, имеющих свою историю и до­статочно полную научную и научно-методическую рефлек­сию: мы постараемся оттолкнуться от имеющихся в литера­туре типологических признаков СМИ с тем, чтобы установить принципы классификации и типологии РК-текстов. Несомнен­но, четкая экстраполяция рассматриваемых явлений невоз­можна, однако позволит нам, как мы предполагаем, более четко отделить рассматриваемые явления (собственно РК-текст и журналистский текст) друг от друга.

Для СМИ в целом единицей типологической структуры признается средство массовой информации. Для печати ти­пологической единицей будет периодическое издание (газета или журнал), на телевидении — канал, телепрограмма, на ра­дио — радиостанция, радиопрограмма. «Типология журнали­стики используется для сравнительного изучения существен­ных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его пред­метно-тематическая направленность и иные черты; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ноч­ная программа телевидения); периодичность (ежедневная га­зета, еженедельник, месячный журнал) и др.»3.

Очевидно, что типология РК-текстов должна строиться совсем по другим признакам. Типологию РК-текстов пред­ставим как «горизонтальную» совокупность всех текстов, поддающихся дихотомическому членению по каким-либо при­знакам. Под типологией РК-текстов мы будем понимать чле­нение данных текстов по их жанровым группам. Жанровая типология, по нашему представлению, есть «вертикальная» иерархия текстов. Однако прежде рассмотрим имеющиеся в литературе вопроса классификационные схемы текстов, со­держащих РК-информацию.

В современной научной и методической литературе уже сделаны попытки представить как жанры текстов, использу­емых в РК-коммуникациях (определения и подробное описа­ние жанров РК-текста мы дадим во второй части нашего ис­следования), так и некоторые принципы классификации этих текстовых материалов. Теоретики и практики РК предлага­ют определенную классификацию текстовых материалов, , используемых в РК-коммуникациях, основанную на функцио­нальных признаках4. Нужно также подчеркнуть, что ни одно из современных исследований не ставит своей целью пред­ставить полный реестр употребляемых в РК-коммуникациях текстов с подробным описанием их функциональных и типо­логических характеристик, а также и принципы классифика­ции РК-текстов. Исключением, пожалуй, можно назвать вы­шедшую в 2001 г. статью С. Пономарева, где говорится, что

ЛАВА 2. 17РОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ И ЖАНРООБРАЗОВАНИЯ...______73

существующие в сфере паблик рилейшнз текстовые формы /еще не настолько общеприняты, бесспорны и специфичны, чтобы можно было говорить о различных жанрах в риЬНс ге!а1лопз. Очевидно, следует говорить о типах текстов»5.

В одной из первых отечественных работ о паблик ри­лейшнз Г. Л. Тульчинский говорил об «обеспечении непрерыв­ного потока информации, исходящей из фирмы, в виде инфор­мационных писем, релизов, пе\у$ рар1ег& и т. д.»6. Это были задачи, осуществляемые организацией по связям с прессой. «С целью создания и поддержания позитивного обществен­ного мнения о себе, для обеспечения желаемого результата поведения общественности в отношении организации», ука­зывает И. Алешина, работники пресс-службы готовят мате­риалы для прессы; выделяются и «средства внутриорганиза-ционных коммуникаций»7. О материалах для СМИ пишут так­же И. М. Синяева и В. А. Моисеев8.

С. А. Варакута и Ю. Н, Егоров предлагают следующую классификацию информационных материалов для передачи в СМИ: это «материалы о текущих событиях в деятельно­сти компании, тематические обзоры, аналитические статьи, статистические сводки за определенный период времени, опровержения недостоверной или заведомо ложной инфор­мации о компании, опубликованной ранее на страницах газет и журналов, ответы на вопросы читателей, критические за­мечания в адрес компании, запросы средств массовой ин­формации, информационно-рекламные материалы к предсто­ящим крупным событиям в жизни предприятия или органи­зации»9. В учебнике А. Н. Чумикова «Связи с общественностью» тексты в РК-коммуникациях делятся на «материалы для распространения в процессе организации и проведения но-востных событий» и «материалы для непосредственной пуб­ликации в СМИ»10, В упоминавшейся выше статье С. Поно­марева текстовые формы делятся в зависимости от целе-в°й аудитории (материалы для СМИ, тексты для корпоративных коммуникаций, тексты для распространения массовой аудитории)11,

Зарубежные исследователи не дают классифицирующих признаков письменных материалов, используемых в РК-ком-мУникациях (см., например, работы Ф. Бахманыа, О. Баскина и С. Ароноффа, Н. Делькур, М.-Э. Вестфаллен и др.)12- Прав­да, как и во многих российских учебных пособиях, касающих­ся отношений РК-структур с прессой, в исследовании Ф. Мо-реля говорится о письменных средствах (пресс-релиз, пресс-кит, письма, бюллетени) наряду со «встречами» (кон­ференции, обеды, коктейли и др.)» находящимися в арсенале средств пресс-рилейшнз13. С другой стороны, исследования, посвященные внутренним14 или внешним15 коммуникациям организации, отдельно рассматривают «письменные» сред­ства. Р. Хейвуд пишет о четырех «основных категориях пе­чатного материала», являющегося «эффективным средством связи с общественностью»: листовках и брошюрах, локаль­ных изданиях, корпоративных изданиях и спонсируемой лите­ратуре16.

Характерно, что практически все исследователи включа­ют в список текстовых материалов как простые (прежде все­го пресс-релиз), так и комбинированные (состоящие из не­скольких простых текстов, например, пресс-кит); как графические, так и иконические (в основном фотографии).

Теперь посмотрим, какие жанровые разновидности РК-тек-ста выделяются современными исследователями. Понятие жанра мы обсудим позже, сейчас же нас будут интересовать жанровые объединения РК-текста и классифицирующие при­знаки таких объединений,

В. Тулупов пишет вообще о жанрах СО (не РК-текстах), и среди них указывает такие: «пресс-релиз, информационное письмо, доклад, сценарий пресс-конференции, разработка ПР-кампании и др.»17. Вполне очевидно, что набор предлагаемых жанров СО (хотя и это спорная проблема), а не РК-текстов, отличается, во-первых, отсутствием определенных критери­ев выделения, а во-вторых,, явной неполнотой.

И. Алешина перечисляет среди материалов для прессы следующие: бэкграундер, ньюс- или пресс-релиз, медиа-кит (материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий), занимательная статья, кейс-история, именная, или авторская статья, обзорная статья, факт-лист, форма «вопрос-ответ», биография, фотография, за-явление18. Среди «средств внутриорганизационных комму ни -\ каций» указываются листки новостей, управленческие пуб тшкации, ежегодные отчеты для занятых39. И. Синяева прак­тически дословно повторяет «набор» жанров, представлен­ный И. Алешиной, говоря также о материалах для СМИ, со­ставляемых «в форме пресс- или ньюс-релиза, бэкграундера, медиа-кита, кейс-истории, именной или авторской статьи, обзорной статьи, факт-листа и др.»20. А. Н. Чумиков выделяет, с одной стороны, пресс-релиз, бэкграундер, биографию, заявление, медиа-кит и занимательную статью, кейс-историю, именную статью, обзорную статью, интервью (материалы для непос­редственной публикации в СМИ)21,

Зарубежные исследователи традиционно называют и дос­таточно подробно описывают пресс-релиз и пресс-кит, а так­же письма и бюллетени22.

Закончить обзор называемых исследователями и практи­ками жанровых разновидностей РК-текстов мы хотели бы до­кументом — Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 350400 — Связи с общественностью, в котором речь идет во­обще о «СО-доку ментах». Среди этих «СО-документов» (не обсуждаем здесь проблемы номинации объекта нашего иссле­дования, об разграничении понятий «документ» и «РК-текст» мы говорили в 1.2) перечисляются следующие: информацион­ные документы, имиджевые корпоративные документы, рек­лама (?! — А.К), презентационный буклет; годовой отчет, пись­мо акционерам, летопись фирмы, биография руководства. Среди видов коммуникации во взаимоотношениях с персона­лом названы: корпоративная многотиражная газета, информа­ционные бюллетени, другие формы23.

Понятно, что отсутствие комплексного описания и всесто­ронней научной рефлексии письменных форм, функционирую­щих в РЯ-коммуникацилх, порождает многочисленность клас­сификаций и ставит также категорический императив типологического описания всего корпуса РК-текстов. Осно­вываясь на функционально-структурных признаках, предста­ём нашу типологию РК-текстов, а затем их классификацию. Первый классифицирующий признак, по которому можбо Дать жанровую типологию РК-текстов — степень эксплицит-ности дифференциальных признаков рассматриваемого фено-Мена- Основной корпус РК-текстов, имеющий все признаки рассматриваемого феномена, мы назовем базисными текста­ми. Однако в пространстве РК-коммуникаций существует ряд текстов, которые не в полной мере наделены совокупностью дифференциальных признаков РК-текста и отражают их. Та­кие тексты мы назовем смежными.

Базисные тексты расчленяются на две группы по призна­ку первичности в процессе РК-коммуникации: тексты могут участвовать в РК-коммуникациях в своем первичном виде: они являются результатом деятельности базисных или тех­нологических субъектов РК и предоставляются обществен­ности, в том числе и СМИ, в своем, повторим, первичном виде. Такие тексты мы назовем первичными. Однако РК-ин-формация может доставляться общественности и в уже об­работанном виде. Это жанры, которые создаются сотрудни­ками РК-структур или самими журналистами на основе первичных текстов и попадают к целевой аудитории исклю­чительно через средства массовой информации. Такие вто­ричные тексты мы определим как медиатексты.

Базисные первичные тексты могут подразделяться по признаку «сложность текста», и здесь мы выделяем простые и комбинированные тексты.

Представим наше видение типологии РК-текстов: « Базисные Смежные

г

первичные и вторичные

v • ••;.,. -.. .••••• • •,...-, • ••. :

простые и сложные.

Дадим подробное описание и характеристику каждой из выделенных нами типологических групп.

Базисными, или основными, мы признаем основной корпус РК-текстов, в полной мере соответствующих совокупности диффе­ренциальных признаков РК-текста, поименованных в определении. Смежными текстами мы называем тексты, имеющие сла­бо выраженные признаки РК-текста (неполнота функций, непол­нота выраженности признака паблицитности базисного субъек-1 та РК или признака текста вообще). Это разнородные явления: I — слоган — краткое речение (минитекст), отражающий осн новное содержание программы, деятельности базисного субъек-1 та политических коммуникаций; — резюме —- текст биографии персоны, обладающий при­знаком паблицитности, но не служащий цели формирования или приращения паблицитного капитала базисного субъекта (какой-либо организации), поскольку данный индивид не принадлежит ни к какому базисному субъекту РК или таковым не является;

— пресс-ревю — копированные и сброшюрованные (то есть вторичные) материалы печатных СМИ, отражающие деятель­ность базисного субъекта РК.

Первичными мы называем РК-тексты, исходящие от пря­мого предметного базисного или технологического субъекта РК. (Ср.: в теории текста под первичностью обычно понима­ют вид текста по характеру авторства.) Первичные тексты составляют ядро корпуса РК-текстов. К ним мы относим: пресс-релиз, приглашение, бэкграундер, лист вопросов-отве­тов, факт-лист, биографию, байлайнер, письмо, поздравление, заявление для СМИ, пресс-кит, брошюру, проспект, буклет, листовку. Первичные тексты, как мы уже отмечали, могут быть представлены сегментам общественности в исходном или переработанном (через печатные СМИ) виде. В после­днем случае мы имеем дело со вторичными текстами, кото­рые называем медиатекстами.

Медиатексты — это РК-тексты, написанные РК-сотруд-никами и (или) обработанные журналистами и доведенные до определенного сегмента общественности (опосредованные) исключительно через СМИ. Мы рассматриваем следующие три жанровые разновидности медиатекстов: имиджевая ста­тья, имиджевое интервью, кейс-стори.

Членение первичных РК-текстов будет проводиться нами по признаку «сложность текста». Данный признак имеет в науке свое определение. Филологическое понятие сложности текста предполагает наличие следующих аспектов: «1) состав и соот­ношение источников, используемых для создания текста; 2) соб­ственная организация текста, определяемая, с одной стороны, правилами композиции, а с другой — пониманием и оценкой тек­ста его получателем; 3) организация аудитории текстом и его отражение в мышлении, предметной деятельности или других

произведениях слова»24.

В нашем понимании сложность текста есть прежде всего, по °бразному выражению Б. Я. Мисонжникова, «авторский замы сел, концептуальная позиция того, кто5 создавая произведение, осуществляет отбор необходимых для процесса текстопострое-ния материала — соответствующих установленной цели знаков или более крупных знаковых комплексов, то есть, если предста­вить образно, нужных для возведения здания отдельных простей­ших строительных материалов или сложных, уже готовых мо­дульных конструкций»25. Для нас признак сложности текста связывается с функционированием РЯ~текста в публичных ком­муникациях в качестве самостоятельной текстовой данности или в совокупности разножанровых текстов.

По данному признаку РК-тексты можно разделить на про­стые и сложные (комбинированные).

Простой РК-текст — это конкретный текст как опреде­ленная, отграниченная от других текстов данность, существую­щая в пространстве РК-коммуникаций как самостоятельная и

самодостаточная.

Комбинированный РК-текст — макротекст, представляю­щий «набор» первичных простых текстов, объединенных общей тематикой (новостным поводом). В данном случае можно ска­зать, что для комбинированного текста конституирующим при­знаком является признак тематического единства, Комбиниро­ванные тексты могут быть представлены общественности в виде собранных вместе механически (например, пресс-кит), или по­лиграфически группы простых первичных текстов (например, брошюра или буклет), или — зачастую вместе с другими не РК-текстами: журналистскими, рекламными — в корпоративном издании (например, ньюслеттере). В каждой из сфер публичных коммуникаций есть своя специфика в приоритетных формах тек­стовой подачи РК-информации.

Итак, дадим классификацию РИ-текстов по признаку

сложности:

а) простые (здесь значками будут помечены возможные со­ставляющие комбинированных текстов: * — пресс-кита;.**.-— буклета или брошюры; *** —листовки, **** — ньюслеттера):

— пресс-релиз*;

— приглашение****;

— бэкграундер* **; ,.-....

— факт-лист*** *******._ •

— биография* ** *** ****; .*

_ лист вопросов-ответов* *

—~ байлайнер** ****;

— письмо ***;

—-поздравление****; _ заявление для СМИ;

б) комбинированные, представляющие из себя механиче­скую или полиграфическую комбинацию простых РК-текстов:

— пресс-кит;

— проспект, брошюра, буклет;

—- ньюслеттер;

— листовка.

Классификация РК-текстов будет проводиться нами по двум признакам: адресат (группа общественности) и способ до­ставки текста,

1, Признак «группа общественности». Как указывает А. Б. Зверинцев, менеджер РК. должен работать не с массо­вой аудиторией, а со специализированной. Исследователь на­зывает следующие группы реальной аудитории:

1. Реальная аудитория определенного вида массовой ком­муникации;

2. Реальная аудитория средств конкретного канала мас­совой коммуникации;

3. Реальная аудитория средств массовой коммуникации26.

Кстати говоря, одним из классифицирующих признаков СМИ является так называемый аудиторный фактор, и сей­час, по оценкам специалистов, влияние этого фактора «на функ­циональную, типологическую, тематическую структуру СМИ возрастает»27.

Следует сказать, что любой текст вне восприятия его аудиторией, а проще говоря, читателем может рассматри­ваться как ущербный, поскольку конкретный текст реаль­но существует лишь в процессе его восприятия читателем, потребителем содержащейся в тексте информации. Ком­муникативная направленность текста выражается в ориен­тации на определенный тип читателя-адресата. Не случай­но в психологии существует термин «проекция текста», под которым понимается результат восприятия текста его чи­тателем28.