3.4, Исследовательские жанры
Исследовательские жанры — это жанры, предполагающие наличие в тексте элементов логически-рационального анализа представляемых фактов, многоканалъ-носпгь источников информации, особую стилистику (несмотря на наличие средств выражения личностного начала), тяготеющую к научному стилю.
Предметом РК-текста, относящегося к исследовательским текстам, являются событие, процесс, персона и ситуация. Именно в этих текстах, как в никаких других жанровых разновидностях РК-текста, в качестве предмета отражения мы увидим прежде всего ситуацию. К исследовательским жанрам относим заявление для СМИ.
3.4.1. Заявление Заявление для СМИ — это РК~ тексту объявляющий или объясняющий позицию базисного субъекта РК по какому-либо вопросу или реакцию на событие. Оно может «носить наступательный, оборонительный характер или служить для предупреждения нежелательных событий»54. Этот жанр называют также сообщением для СМИ, что, на наш взгляд, не совсем отражает сущность данного жанра. В практике американских РК этот жанр именуется как позишнз пэйпер (розь 1юп рарег): цель такого текста — «кратко и аргументирован-но изложить позицию организации по какому-либо конкретному вопросу (в большинстве случаев — убедительно доказать свою правоту в какой-то ситуации)»53.
С. А. Варакута и Ю. Н. Егоров среди прочих задач РК-структуры компании указывают следующие; «подготовка ответов на критические замечания со стороны различных категорий общественности компании и специальных опровержений на заведомо ложные или неточные публикации; выступление от имени руководства предприятия или организации с согласованными оценками и комментариями событий в случае возникновения кризисных ситуаций в самой компании или в регионе»56. Именно эти задачи могут решаться с помощью заявления. Рассуждая об отношениях со средствами массовой информации, И. Алешина говорит о такой жанровой разновидности, как письмо редактора, и выделяет следующие его типы: комментарий к общественно значимой теме и комментарий по поводу ранее опубликованного материала57. Несомненно, в данном случае речь идет о заявлении для СМИ.
В отличие от пресс-релиза, где базисный субъект информирует общественность о новостном событии, предлагает ей оптимизированную информацию, в основе заявления лежит прежде всего определенная ситуация (проблема), которую базисный субъект РК желает донести до общественности, и это проблема, которая нуждается в незамедлительном разрешении. В заявлении высказывается точка зрения базисного субъекта, требующая определенной ответной реакции общественности, и как раз привлечение внимания общественности к проблеме, сообщаемой базисным субъектом РК, и является целью данного жанра.
Жанр заявления предполагает прежде всего опору на определенные факты, анализ и исследование которых приводит к «публичному вызову адресату» или к апелляции к общественному мнению по волнующей базисный субъект проблеме.
В литературе и практике мы встречаем упоминание о таком жанре, как опровержение, под которым понимаются «все виды сообщений, переданные через СМИ и ставящие своей целью противодействие ложной или несоответствующей действительности информации о деятельности организации, фирмы, конкретного лица и т. д.»58. Опровержение считается крайней формой взаимодействия со СМИ. Можно рассматривать опровержение как частную разновидность заявления для СМИ, так как цели в опровержении и заявлении идентичны.
Заявление как жанр имеет некоторые общие черты с публицистическим жанром открытого письма. Однако в открытом письме мы чаще всего имеем дело с определенным адресатом (например, первыми лицами государства, территории), адресант может быть социально значимым лицом (известной персоной), высказывающим свою точку зрения по определенной проблеме, имеющей характер общественного звучания.
Цель заявления — постановка вопроса от лица базисного субъекта (самой организации, ее руководства или профсоюзных органов, политической персоны), объяснение позиции по актуальной для базисного субъекта ситуации. Здесь воздействующая функция текста превалирует над собственной информационной, что выражается активным включением в языковую структуру текста средств выражения личностного начала.
Обычно данный жанр имеет заголовок «Заявление», «Сообщение для средств массовой информации».
Рассмотрим композицию заявления на примере. Данный текст был напечатан под рубрикой «Объявления» в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (2000. 15 марта),
ЗАЯВЛЕНИЕ
В связи с ненадлежащим исполнением Энергомашбанком как универсальным кредитным учреждением принятых на себя обязательств и ведением руководства банка активных действий, наносящих урон предприятиям энергетического машиностроения Петербурга (АО «ЛМЗ», АО «Электросила», ОАО «Завод турбинных лопаток»), АО «Ленинградский Металлический завод»
сообщает о прекращении партнерских отношений с Энергомашбанком.
По признанной Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Лен-области недействительной сделке Знергомашбанк завладел пакетом акций Завода турбинных лопаток и в настоящее время препятствует возврату этого пакета акций законному собственнику — АО «ЛМЗ».
Кроме того, Энергомашбанк незаконно удерживает 1,5 млн долларов на счете АО «ЛМЗ», игнорируя платежные поручения завода, и таким образом препятствует заводу распоряжаться своим имуществом,
ОА «ЛМЗ» готовит ряд судебных исков в отношении Энергомаш-банка и намерено в суде доказать незаконность действий руководства банка, а также получить с банка компенсацию за урон, нанесенный им отрасли.
Администрация АО «ЛМЗ» Профсоюзный комитет АО «ЛМЗ»
В композиции заявления мы увидим: мотив (причину, в данном случае невыполнение банком взятых на себя обязательств), собственно заявление (сообщение о прекращении партнерских отношений с банком), второстепенный мотив (или положение дел, расширенную констатацию факта — незаконное удержание банком денежных средств предприятия), следствие (подготовка судебных исков в отношении банка). В целом заявление служит цели информирования общественности о дальнейших шагах предприятия по восстановлению своих законных прав. Обратим внимание на графическое выделение текстовых частей заявления: жанр текста, собственно заявление, адресант (базисный субъект).
В следующем примере мы обратим внимание на структуру текста заявления, который можно охарактеризовать как публичное порицание. Перед нами заявление, разосланное в органы СМИ пресс-службой организации (первичный документ):
Газпром строго выполняет свои обязательства
В соответствии с договорами, заблаговременно заключенными с потребителями топлива на осенне-зимний и весенне-летний периоды, ОАО «Газпром» осуществляет поставки по согласованным графикам. При этом, учитывая интересы населения и промышленности, предприятия РАО «ЕЭС России» получали газ выше заявленных объемов всю истекшую зиму.
На фоне этих общеизвестных и неоспоримых фактов вызывает недоумение грубое искажение реальной ситуации отдельными должностными лицами РАО «ЕЭС России», высказывания которых появились в ряде СМИ.
Характерно, что очередная информационная атака предпринята накануне расширенного заседания Совета директоров ведущих знергокомпаний страны с участием руководителей государства; Не является ли это неуклюжей попыткой переложить ответственность с больной головы на здоровую и ввести в заблуждение общественное мнение?
Приходится вновь напомнить истинное положение дел. Предприятиям РАО ЕЭС в первом квартале с. г. поставлено 4458 млрд куб. метров газа, что составило 99,6% от уровня, предусмотренного договорами с региональными энергосистемами и электростанциями федерального уровня.
Во втором квартале теми же договорами предусмотрено снижение поставок до уровня 22% млрд куб. метров, что происходит ежегодно в связи с сезонными изменениями и технологией подготовки к следующей зиме. И об этом прекрасно известно профессиональным энергетикам.
Вместе с тем, предприятия РАО ЕЭС в первом квартале текущего года оплатили поставки газа лишь на 60%, что в 1,5 раза ниже уровня 1999 года. Не оплачено почти 70% объемов газа, поставленного с начала года электростанциям федерального уроеня. 8 результате задолженность зйергешкой за газ уже в первом квартале увеличилась на 5 млрд рублей и составляет более 45 млрд рублей. Но несмотря на задолженность и предупреждения неплательщикам об ограничении поставок газа, энергетики получали его бесперебойно. Фактические суточные объемы газа на 01.04.2000 г. на 50,9 млн куб. метров превысили договорные.
Своевременная оплата накопленных энергетиками долгов позволила бы направить в бюджеты всех уровней около 20 млрд рублей дополнительно, которые можно было бы использовать для решения социальных задач: прежде всего для выплат пенсионерам, учителям и военнослужащим.
Для чего же РАО «ЕЭС Россия» в очередной раз прибегает к явному передергиванию фактов? Ответ очевиден. Балансом топлива предусмотрено использование энергетиками не только природного газа, но и угля, и мазута. Но поскольку газ значительно дешевле других видов топлива, то кое-кому выгодно сжигать именно природный газ. Таким образом, руководство РАО ЕЭС добивается дополнительной прибыли своей компании за счет перекоса топливного баланса страны, который никак не выправят Минтопливо и Минэкономики.
Реализация газа энергетикам в таких условиях приносит Газпрому колоссальные убытки. Почему в таком случае Федеральная энергетическая комиссия до сих пор не изменила цену на газ? Не уравняла ее с ценами на другие виды топлива? Не потому ли, что руководство ФЭК испытывает давление со стороны энергетиков?
Однобокий подход, когда за счет одних зарабатывают другие, пагубен для экономики России. А в итоге — страдает государство, страдает население. Чрезмерное сжигание газа в топках электростанций наносит ущерб другим потребителям и увеличивает его дефицит.
В связи с этим по поручению и. о. Президента России В. В. Путина Газпром договорился о приобретении в Туркмении специально для энергетиков дополнительных объемов газа. Хотя эту работу следовало бы провести и непосредственно оплатить РАО «ЕЭС России» как субъекту рыночной экономики.
Что намерен предпринять Газпром? В качестве первоочередной меры Газпром должен выставить перед РАО «ЕЭС России» необходимые пени и штрафы, положенные по закону. Газпром также намерен потребовать от РАО ЕЭС 100% платы денежными средствами текущих поставок газа и возврата долгов в кратчайшие сроки.
Пресс-служба
ООО «Волготрансгаз» тел.-автоотв,«факс 111-111
ОАО «Газпром» 04.04.2000 г.
Данное заявление посвящено постановке и анализу проблемы задолженности РАО «ЕЭС России» Газпрому. В отличие от предыдущего текста заявления, тема данного сообщения заключена в заголовке — это собственно заявление. Мотив заявления заключен в первых трех абзацах. Второстепенный мотив — анализ положения дел — указан 3-6 абзацах. 7-й абзац — следствия из создавшейся ситуации. В 8-10 абзацах раскрываются причины создавшейся ситуации. Заявление заключается определенного рода предложением, отражающим цель данного текста — публичное требование возврата неоплаченного сырья. К явным недостаткам следует отнести дробное деление текста на абзацы (очевидно, составители помнили основное требование, предъявляемое к пресс-релизу: одна фраза — один абзац), что нарушает логическую структуру именно данного заявления. Следовало бы объединить в один абзац 1-3 («мотив»), 4—6 («положение дел»), 8-10 («причины»).
Анализ ситуации опирается на конкретный фактологический материал, изобилующий цифрами. Для данного текста свойственно обилие вопросительных предложений. Вопросно-ответная структура текста характерна для заключения части «мотива», части «следствие» и заключительной части.
Яркие средства выражения личностного начала, о которых мы уже говорили, могут активно участвовать в формировании текстовой структуры заявления, как в следующем примере. Поскольку данный тип текста должен быть понятным и убедительным, его характеризуют недвусмысленность, аргументированность, наличие красноречивых фактов, апелляция к авторитетам, юридическим, этическим, профессиональным и т. п. нормам и ценностям, а порой и сильный «эмоциональный заряд»59.
ЗАЯВЛЕНИЕ
Профсоюзного комитета ОАО «Канканарский ГОК „Ванадий"» для средств массовой информации
В связи с событиями вокруг Качканарского ГОКа и тем, как они освещаются в средствах массовой информации, профсоюзный комитет от имени всего трудового коллектива уполномочен заявить следующее:
1. В акциях около управления комбината и на площади города работники ГОКа участия не принимали. Вся «митингующая массовка» и весь спектакль с захватами и народным недовольством были организованы экстремистами движения «Май», Причем «май-цы» тоже были не из Качканара, их привезли на автобусах в сопровождении «майских» боевиков из соседних городов. Они-то и устроили провокацию, которая чуть не привела к столкновениям и беспорядкам.
Мы уже не раз сталкивались с попытками «Мая» втянуть нас в свою скандальную деятельность. На этот раз им это не удалось и впредь не удастся! У рабочих своя совесть и честь. И нас «на мякине не проведешь!»
2. Вопреки заявлениям некоторых средств массовой информации о том, что «народ безмолвствует», говорим со всей ответственностью — нам пока митинговать не о чем. Работа идет. Наме- ] чены конкретные исправления ошибок прошлых руководителей, ^ что позволит ГОКу больше зарабатывать в целом, в том числе на зарплату, на другие социальные блага. Так что не «купили» нас, как подается в отдельных изданиях и публикациях, а мы сами по более выгодной для ГОКа схеме сбыта продукции, которую внедряет новое руководство, зарабатываем средства на повышение заработной платы на 70 процентов в ближайшее время. Мы сами умеем работать и отстаивать свои интересы без посредников, тем более без подстрекателей. Советуем всем «доброжелателям»: не будите в нас недобрые чувства! Оставьте нас в покое и дайте работать!
3. Что касается собственников, их отношений и конфликтов. Пусть разбираются сами. Мы в эти дела вмешиваться не хотим. Нам главное — работать и зарабатывать. Однако нам ближе свои, уральцы, те, которые живут и работают здесь, а не в <шо~ сквах». Нам по душе более профессиональный и ответственный курс команды А. Козицына. Его мы знаем еще с 1998 года, когда он начинал возрождение ГОКа, И, надо сказать, успешно. За его плечами «подъем с колен» многих уральских заводов и городов. Да и сам он — коренной россиянин, земляк, простой и доступный человек, выходец и рабочих. А самое главное — слов на ветер не бросает!
4. Мы — не статисты во все происходящем. Если надо, мы свое рабочее слово скажем. Мы уже сейчас говорим, даже требуем и обращаемся к исполняющему обязанности Президента России Владимиру Владимировичу Путину, губернатору Свердловской области Эдуарду Эргаратовичу Росселю, к Законодательным органам России и Свердловской области, к тем, кто стоит на страже закона и порядка, ко всем средствам массовой информации:
Избавьте нас от дезинформации в печати и на телевидении! Оградите от провокаторов из движения «Май»! Дайте спокойно, без вовлечения нас в политику, работать и жить!
Профсоюзный комитет
от имени трудового коллектива
ОАО «Качканарский ГОК „Ванадий"»60
Данное заявление посвящено создавшейся вокруг предприятия в результате некорректного, по мнению адресанта, освещения в СМИ коммуникационной среды базисного субъекта. Основные положения, с которыми выступает адресант, имеют шрифтовое выделение. Публичное требование, сформулированное в конце (возможна и такая композиция), опирается на сумму фактов-событий, сгруппированных в тексте в трех частях: во-первых, это тезис о неучастии сотрудников предприятия в «лжемитинге»; во-вторых, отсутствие причин для митингов и публичного выражения недовольства; в-третьих, отношение к руководству.
Итак, структура данного сообщения такова: мотив (первый абзац, имеющий шрифтовое выделение), «положение дел» (п. 1-3), собственно заявление (выражено в последних трех предложениях, содержащих публичное требование) (п. 4). Каждая из пронумерованных частей завершается'-восклицательным предложением. Но обилие таких предложений в тексте заявления нежелательно, поскольку снижает воздействующую функцию текста, превращая его в текст заклинания.
Таким образом, заявление как жанр преполагает строгую логическую структуру аналитического текста, однако воздействующий характер такого текста во многих случаях выражается за счет особой стилистики, предполагающей наличие языковых средств экспрессивности.
- Часть 1
- Глава 1. Рк-текст: сущностные характеристики .,,...,.......,.,............... 9
- Глава 2. Проблемы типологии и жанрообрязования
- Часть II
- Часть I
- Глава 1 рк-текст: сущностные характеристики
- Глава 2
- 2.1, Проблемы классификации и принципы типологии ре-текстов
- Глава 2. Проблемы типологии и жанрообразования...
- Часть II
- Глава 3
- 25 Мая в Санкт-Петербурге состоится открытие завода «ЭнСиСи — Перспектива»
- 1 Октября 2000 г,29
- 3.4, Исследовательские жанры
- 3.5. Образно-новостные жанры
- 13 Апреля день рождения у Юлии Видишевой, специалиста отдела маркетинга. Дорогая Юлия!
- 19 Апреля день рождения у Владимира Тихомирова, торгового представителя.
- 23 Апреля день рождения у Татьяны Черниковой, торгового представителя. Милая Татьяна!
- 14 Мая пройдут выборы в законодательное собрание Санкт-Петербурга. Я, Морозов Александр Владимирович, решил бороться за право стать депутатом.
- Глава 4
- 4Л. Комбинированные тексты
- 4.3.2. Резюме
- Глава 4. Жанровое своеобразие комбинированных...
- 8 Лет работы в туризме