logo
Krivonosov

3.4, Исследовательские жанры

Исследовательские жанры — это жанры, предпола­гающие наличие в тексте элементов логически-рацио­нального анализа представляемых фактов, многоканалъ-носпгь источников информации, особую стилистику (не­смотря на наличие средств выражения личностного начала), тяготеющую к научному стилю.

Предметом РК-текста, относящегося к исследователь­ским текстам, являются событие, процесс, персона и ситуа­ция. Именно в этих текстах, как в никаких других жанровых разновидностях РК-текста, в качестве предмета отражения мы увидим прежде всего ситуацию. К исследовательским жанрам относим заявление для СМИ.

3.4.1. Заявление Заявление для СМИ — это РК~ тексту объявляющий или объясняю­щий позицию базисного субъекта РК по какому-либо во­просу или реакцию на событие. Оно может «носить наступательный, оборонительный характер или служить для предупреждения нежелательных событий»54. Этот жанр на­зывают также сообщением для СМИ, что, на наш взгляд, не совсем отражает сущность данного жанра. В практике аме­риканских РК этот жанр именуется как позишнз пэйпер (розь 1юп рарег): цель такого текста — «кратко и аргументирован-но изложить позицию организации по какому-либо конкретному вопросу (в большинстве случаев — убедитель­но доказать свою правоту в какой-то ситуации)»53.

С. А. Варакута и Ю. Н. Егоров среди прочих задач РК-структуры компании указывают следующие; «подготовка от­ветов на критические замечания со стороны различных кате­горий общественности компании и специальных опровержений на заведомо ложные или неточные публикации; выступление от имени руководства предприятия или организации с согла­сованными оценками и комментариями событий в случае воз­никновения кризисных ситуаций в самой компании или в ре­гионе»56. Именно эти задачи могут решаться с помощью заявления. Рассуждая об отношениях со средствами массо­вой информации, И. Алешина говорит о такой жанровой раз­новидности, как письмо редактора, и выделяет следующие его типы: комментарий к общественно значимой теме и ком­ментарий по поводу ранее опубликованного материала57. Не­сомненно, в данном случае речь идет о заявлении для СМИ.

В отличие от пресс-релиза, где базисный субъект инфор­мирует общественность о новостном событии, предлагает ей оптимизированную информацию, в основе заявления лежит пре­жде всего определенная ситуация (проблема), которую базис­ный субъект РК желает донести до общественности, и это проблема, которая нуждается в незамедлительном разреше­нии. В заявлении высказывается точка зрения базисного субъекта, требующая определенной ответной реакции обще­ственности, и как раз привлечение внимания общественности к проблеме, сообщаемой базисным субъектом РК, и является целью данного жанра.

Жанр заявления предполагает прежде всего опору на оп­ределенные факты, анализ и исследование которых приводит к «публичному вызову адресату» или к апелляции к общест­венному мнению по волнующей базисный субъект проблеме.

В литературе и практике мы встречаем упоминание о та­ком жанре, как опровержение, под которым понимаются «все виды сообщений, переданные через СМИ и ставящие своей целью противодействие ложной или несоответствующей дей­ствительности информации о деятельности организации, фир­мы, конкретного лица и т. д.»58. Опровержение считается край­ней формой взаимодействия со СМИ. Можно рассматривать опровержение как частную разновидность заявления для СМИ, так как цели в опровержении и заявлении идентичны.

Заявление как жанр имеет некоторые общие черты с пуб­лицистическим жанром открытого письма. Однако в откры­том письме мы чаще всего имеем дело с определенным ад­ресатом (например, первыми лицами государства, территории), адресант может быть социально значимым ли­цом (известной персоной), высказывающим свою точку зре­ния по определенной проблеме, имеющей характер общест­венного звучания.

Цель заявления — постановка вопроса от лица базисно­го субъекта (самой организации, ее руководства или проф­союзных органов, политической персоны), объяснение пози­ции по актуальной для базисного субъекта ситуации. Здесь воздействующая функция текста превалирует над собствен­ной информационной, что выражается активным включени­ем в языковую структуру текста средств выражения лично­стного начала.

Обычно данный жанр имеет заголовок «Заявление», «Со­общение для средств массовой информации».

Рассмотрим композицию заявления на примере. Данный текст был напечатан под рубрикой «Объявления» в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (2000. 15 марта),

ЗАЯВЛЕНИЕ

В связи с ненадлежащим исполнением Энергомашбанком как универсальным кредитным учреждением принятых на себя обяза­тельств и ведением руководства банка активных действий, нанося­щих урон предприятиям энергетического машиностроения Петербур­га (АО «ЛМЗ», АО «Электросила», ОАО «Завод турбинных лопаток»), АО «Ленинградский Металлический завод»

сообщает о прекращении партнерских отношений с Энергомашбанком.

По признанной Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Лен-области недействительной сделке Знергомашбанк завладел паке­том акций Завода турбинных лопаток и в настоящее время препят­ствует возврату этого пакета акций законному собственнику — АО «ЛМЗ».

Кроме того, Энергомашбанк незаконно удерживает 1,5 млн дол­ларов на счете АО «ЛМЗ», игнорируя платежные поручения завода, и таким образом препятствует заводу распоряжаться своим иму­ществом,

ОА «ЛМЗ» готовит ряд судебных исков в отношении Энергомаш-банка и намерено в суде доказать незаконность действий руково­дства банка, а также получить с банка компенсацию за урон, нане­сенный им отрасли.

Администрация АО «ЛМЗ» Профсоюзный комитет АО «ЛМЗ»

В композиции заявления мы увидим: мотив (причину, в данном случае невыполнение банком взятых на себя обяза­тельств), собственно заявление (сообщение о прекращении партнерских отношений с банком), второстепенный мотив (или положение дел, расширенную констатацию факта — незакон­ное удержание банком денежных средств предприятия), след­ствие (подготовка судебных исков в отношении банка). В целом заявление служит цели информирования общественности о дальнейших шагах предприятия по восстановлению своих законных прав. Обратим внимание на графическое выделе­ние текстовых частей заявления: жанр текста, собственно заявление, адресант (базисный субъект).

В следующем примере мы обратим внимание на струк­туру текста заявления, который можно охарактеризовать как публичное порицание. Перед нами заявление, разослан­ное в органы СМИ пресс-службой организации (первичный документ):

Газпром строго выполняет свои обязательства

В соответствии с договорами, заблаговременно заключенными с потребителями топлива на осенне-зимний и весенне-летний пе­риоды, ОАО «Газпром» осуществляет поставки по согласованным графикам. При этом, учитывая интересы населения и промышлен­ности, предприятия РАО «ЕЭС России» получали газ выше заяв­ленных объемов всю истекшую зиму.

На фоне этих общеизвестных и неоспоримых фактов вызывает недоумение грубое искажение реальной ситуации отдельными должностными лицами РАО «ЕЭС России», высказывания которых появились в ряде СМИ.

Характерно, что очередная информационная атака предпри­нята накануне расширенного заседания Совета директоров веду­щих знергокомпаний страны с участием руководителей государст­ва; Не является ли это неуклюжей попыткой переложить ответственность с больной головы на здоровую и ввести в заблуж­дение общественное мнение?

Приходится вновь напомнить истинное положение дел. Пред­приятиям РАО ЕЭС в первом квартале с. г. поставлено 4458 млрд куб. метров газа, что составило 99,6% от уровня, предусмотренного договорами с региональными энергосистемами и электростанция­ми федерального уровня.

Во втором квартале теми же договорами предусмотрено сни­жение поставок до уровня 22% млрд куб. метров, что происходит ежегодно в связи с сезонными изменениями и технологией подго­товки к следующей зиме. И об этом прекрасно известно профессио­нальным энергетикам.

Вместе с тем, предприятия РАО ЕЭС в первом квартале теку­щего года оплатили поставки газа лишь на 60%, что в 1,5 раза ниже уровня 1999 года. Не оплачено почти 70% объемов газа, поставленного с начала года электростанциям федерального уроеня. 8 результате задолженность зйергешкой за газ уже в первом квартале увеличилась на 5 млрд рублей и составляет более 45 млрд рублей. Но несмотря на задолженность и предупрежде­ния неплательщикам об ограничении поставок газа, энергетики получали его бесперебойно. Фактические суточные объемы газа на 01.04.2000 г. на 50,9 млн куб. метров превысили договорные.

Своевременная оплата накопленных энергетиками долгов по­зволила бы направить в бюджеты всех уровней около 20 млрд руб­лей дополнительно, которые можно было бы использовать для ре­шения социальных задач: прежде всего для выплат пенсионерам, учителям и военнослужащим.

Для чего же РАО «ЕЭС Россия» в очередной раз прибегает к явному передергиванию фактов? Ответ очевиден. Балансом топли­ва предусмотрено использование энергетиками не только природ­ного газа, но и угля, и мазута. Но поскольку газ значительно дешев­ле других видов топлива, то кое-кому выгодно сжигать именно природный газ. Таким образом, руководство РАО ЕЭС добивается дополнительной прибыли своей компании за счет перекоса топ­ливного баланса страны, который никак не выправят Минтопливо и Минэкономики.

Реализация газа энергетикам в таких условиях приносит Газ­прому колоссальные убытки. Почему в таком случае Федеральная энергетическая комиссия до сих пор не изменила цену на газ? Не уравняла ее с ценами на другие виды топлива? Не потому ли, что руководство ФЭК испытывает давление со стороны энергетиков?

Однобокий подход, когда за счет одних зарабатывают другие, пагубен для экономики России. А в итоге — страдает государство, страдает население. Чрезмерное сжигание газа в топках электро­станций наносит ущерб другим потребителям и увеличивает его дефицит.

В связи с этим по поручению и. о. Президента России В. В. Пути­на Газпром договорился о приобретении в Туркмении специально для энергетиков дополнительных объемов газа. Хотя эту работу следовало бы провести и непосредственно оплатить РАО «ЕЭС Рос­сии» как субъекту рыночной экономики.

Что намерен предпринять Газпром? В качестве первооче­редной меры Газпром должен выставить перед РАО «ЕЭС Рос­сии» необходимые пени и штрафы, положенные по закону. Газ­пром также намерен потребовать от РАО ЕЭС 100% платы денежными средствами текущих поставок газа и возврата долгов в кратчайшие сроки.

Пресс-служба

ООО «Волготрансгаз» тел.-автоотв,«факс 111-111

ОАО «Газпром» 04.04.2000 г.

Данное заявление посвящено постановке и анализу про­блемы задолженности РАО «ЕЭС России» Газпрому. В от­личие от предыдущего текста заявления, тема данного со­общения заключена в заголовке — это собственно заявление. Мотив заявления заключен в первых трех абза­цах. Второстепенный мотив — анализ положения дел — ука­зан 3-6 абзацах. 7-й абзац — следствия из создавшейся си­туации. В 8-10 абзацах раскрываются причины создавшейся ситуации. Заявление заключается определенного рода пред­ложением, отражающим цель данного текста — публичное требование возврата неоплаченного сырья. К явным недос­таткам следует отнести дробное деление текста на абзацы (очевидно, составители помнили основное требование, предъявляемое к пресс-релизу: одна фраза — один абзац), что нарушает логическую структуру именно данного заяв­ления. Следовало бы объединить в один абзац 1-3 («мо­тив»), 4—6 («положение дел»), 8-10 («причины»).

Анализ ситуации опирается на конкретный фактологи­ческий материал, изобилующий цифрами. Для данного текста свойственно обилие вопросительных предложений. Вопросно-ответная структура текста характерна для за­ключения части «мотива», части «следствие» и заключи­тельной части.

Яркие средства выражения личностного начала, о которых мы уже говорили, могут активно участвовать в формировании тек­стовой структуры заявления, как в следующем примере. Посколь­ку данный тип текста должен быть понятным и убедительным, его характеризуют недвусмысленность, аргументированность, наличие красноречивых фактов, апелляция к авторитетам, юри­дическим, этическим, профессиональным и т. п. нормам и ценно­стям, а порой и сильный «эмоциональный заряд»59.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Профсоюзного комитета ОАО «Канканарский ГОК „Ванадий"» для средств массовой информации

В связи с событиями вокруг Качканарского ГОКа и тем, как они освещаются в средствах массовой информации, профсоюз­ный комитет от имени всего трудового коллектива уполномочен заявить следующее:

1. В акциях около управления комбината и на площади города работники ГОКа участия не принимали. Вся «митингующая мас­совка» и весь спектакль с захватами и народным недовольством были организованы экстремистами движения «Май», Причем «май-цы» тоже были не из Качканара, их привезли на автобусах в сопро­вождении «майских» боевиков из соседних городов. Они-то и уст­роили провокацию, которая чуть не привела к столкновениям и беспорядкам.

Мы уже не раз сталкивались с попытками «Мая» втянуть нас в свою скандальную деятельность. На этот раз им это не удалось и впредь не удастся! У рабочих своя совесть и честь. И нас «на мяки­не не проведешь!»

2. Вопреки заявлениям некоторых средств массовой инфор­мации о том, что «народ безмолвствует», говорим со всей ответст­венностью — нам пока митинговать не о чем. Работа идет. Наме- ] чены конкретные исправления ошибок прошлых руководителей, ^ что позволит ГОКу больше зарабатывать в целом, в том числе на зарплату, на другие социальные блага. Так что не «купили» нас, как подается в отдельных изданиях и публикациях, а мы сами по более выгодной для ГОКа схеме сбыта продукции, которую вне­дряет новое руководство, зарабатываем средства на повышение заработной платы на 70 процентов в ближайшее время. Мы сами умеем работать и отстаивать свои интересы без посредников, тем более без подстрекателей. Советуем всем «доброжелателям»: не будите в нас недобрые чувства! Оставьте нас в покое и дайте работать!

3. Что касается собственников, их отношений и конфликтов. Пусть разбираются сами. Мы в эти дела вмешиваться не хотим. Нам главное — работать и зарабатывать. Однако нам ближе свои, уральцы, те, которые живут и работают здесь, а не в <шо~ сквах». Нам по душе более профессиональный и ответственный курс команды А. Козицына. Его мы знаем еще с 1998 года, когда он начинал возрождение ГОКа, И, надо сказать, успешно. За его плечами «подъем с колен» многих уральских заводов и городов. Да и сам он — коренной россиянин, земляк, простой и доступ­ный человек, выходец и рабочих. А самое главное — слов на ве­тер не бросает!

4. Мы — не статисты во все происходящем. Если надо, мы свое рабочее слово скажем. Мы уже сейчас говорим, даже тре­буем и обращаемся к исполняющему обязанности Президента России Владимиру Владимировичу Путину, губернатору Сверд­ловской области Эдуарду Эргаратовичу Росселю, к Законода­тельным органам России и Свердловской области, к тем, кто стоит на страже закона и порядка, ко всем средствам массовой информации:

Избавьте нас от дезинформации в печати и на телевидении! Оградите от провокаторов из движения «Май»! Дайте спокойно, без вовлечения нас в политику, работать и жить!

Профсоюзный комитет

от имени трудового коллектива

ОАО «Качканарский ГОК „Ванадий"»60

Данное заявление посвящено создавшейся вокруг пред­приятия в результате некорректного, по мнению адресанта, освещения в СМИ коммуникационной среды базисного субъ­екта. Основные положения, с которыми выступает адресант, имеют шрифтовое выделение. Публичное требование, сфор­мулированное в конце (возможна и такая композиция), опира­ется на сумму фактов-событий, сгруппированных в тексте в трех частях: во-первых, это тезис о неучастии сотрудников предприятия в «лжемитинге»; во-вторых, отсутствие причин для митингов и публичного выражения недовольства; в-треть­их, отношение к руководству.

Итак, структура данного сообщения такова: мотив (пер­вый абзац, имеющий шрифтовое выделение), «положение дел» (п. 1-3), собственно заявление (выражено в послед­них трех предложениях, содержащих публичное требова­ние) (п. 4). Каждая из пронумерованных частей заверша­ется'-восклицательным предложением. Но обилие таких предложений в тексте заявления нежелательно, поскольку снижает воздействующую функцию текста, превращая его в текст заклинания.

Таким образом, заявление как жанр преполагает строгую логическую структуру аналитического текста, однако воздей­ствующий характер такого текста во многих случаях выра­жается за счет особой стилистики, предполагающей наличие языковых средств экспрессивности.