18. Музыкальное телевидение советского периода.
Телевидение с первых своих дней не могло обойти стороной музыкальную составляющую медиа. Музыка уже долгое время служила и театру, и кинематографу, не удивительно, что она стала активно использоваться в телевизионных жанрах.
В 1934г. появилась первая регулярная передача малострочного телевидения из Москвы – эстрадный концерт длительностью 25 минут, который включал в себя исполнение рассказа, классического музыкального произведения и балетной постановки.
Основу музыкального эфира послевоенного времени составляли сцены из различных опер. Отечественное телевидение ориентировалось на классические произведения и воспитывало вкус зрителя . Таким образом, советское правительство пропагандировало определенный набор классических произведений и искусственно создавало застой в советской музыкальной культуре, препятствуя проникновению на телевидение авангардных демократических умонастроений послевоенного общества СССР . «Вторая мировая война способствовала постепенному, хотя и болезненному, движению нашей страны от закрытого типа общества к открытому» .
В период «оттепели» (60-е) цензура всё ещё не пускала в эфир уже просочившийся на пространство советского союза джаз и рок-н-ролл, но уже не так сильно контролировало сам формат подачи материала в рамках музыкального телевидения.
К началу 1960-х гг. началось производство публицистических передач и телефильмов на музыкальную тематику. Во второй половине 1960-х гг. выходят документальные фильмы, производство которых осуществляется отделом производства фильмов ЦТ совместно с главной редакцией музыкальных телепрограмм. Вырос объем музыкальных спектаклей, в телеэфире появились разножанровые телециклы, посвященные классической музыке: «По страницам опер», «Великие музыканты прошлого», «Любимые певцы», «Беседы у рояля» .
7 апреля 1962г. впервые была показана художественно-публицистическая телепрограмма «Телевизионное кафе» (режиссер Ю. Богатыренко), впоследствии «Огонек», «Голубой огонек» и другие. «Огонек» шел в прямом эфире, в непринужденной обстановке. Постепенно замысел передачи трансформировался из вечера встречи исполнителей после музыкальных мероприятий в крупномасштабное телешоу, просмотр которого в новогодние праздники стал традицией.
В целом телевизионная эстрада «была представлена в эфире в виде телевизионных эстрадных концертов и заранее записанных на кинопленку выступлений эстрадных коллективов, которые с помощью монтажа адаптировались к специфике телевидения» . Монолог ведущего прерывался концертами, состоящими «из записей эстрадных номеров, выдернутых из контекста тех программ, для которых они создавались» .
В 1970г. появился фестиваль «Песня года», направленный на создание новых ориентиров в музыке, культурной и общественной жизни. Само название передачи автоматически рекомендовало композиции, входящие в ее состав, как лучшие. «Песня года» стала традиционным новогодним шоу-концертом с участием популярных артистов.
В 1970-е гг. содержание и стиль программ «Песня года» и «Огонек» было подчеркнуто официальным, все номера были спланированы заранее, и только лучшее в итоге выходило в эфир. Таким образом, трансляция в прямом эфире исчезла на долгие годы.
С середины 1970-х гг. руководство советского телевидения дало разрешение на использование в передачах в небольшом количестве исполнений иностранных артистов. Так, в 1975-1980-х гг. в выпуски «Голубого огонька» включались фрагменты записей концертов Д. Дассена, Х. Иглесиаса, М. Матье и группы ABBA. Иностранная музыка и культура вызывали большой интерес публики. В связи с данной тенденцией на советском телевидении появился ряд проектов: «Мелодии друзей», «Все звезды в гости к нам», «Концерт после концерта» и др. Записи зарубежных исполнителей постоянно показывали в телепередаче «Утренняя почта». В «Мелодиях и ритмах зарубежной эстрады», выходившей нерегулярно, в разные годы использовались кадры концертов иностранных исполнителей, из Италии транслировались фестивали Сан-Ремо и Сен-Венсан, из ФРГ – «Петерс поп-шоу», из Японии – фестиваль легкой музыки в Токио «Ямаха».
В начале 1890-х гг. на советском музыкальном телевидении стали появляться новые музыкальные программы, основанные на синтезе массовых видов искусств. Например, телепрограмма «Аттракцион», ведущей которой была А. Пугачева, объединяла в себе музыку и цирк. Здесь вместе с профессиональными артистами цирка выступали звезды эстрады, но, в отличие от современных программ с подобной концепцией, участники «Аттракциона» выступали в привычном для себя амплуа.
Идея и форма телепрограммы «Шире круг», по словам главного редактора редакции народного творчества ЦТ К. Анненковой, возникла во время одной из заграничных командировок: «она увидела австрийское шоу, где одновременно присутствовали фольклор, эстрада и цирк». Целью передачи являлся поиск юных талантов, в ней начинали свою карьеру Ф. Киркоров, А. Глызин, О. Зарубина, А. Серов, Ю. Лоза, Л. Агутин, Д. Маликов, Валерия, А. Малинин и многие другие.
Началом перехода музыкального телевидения от государственного к коммерческому типу можно считать появление в эфире радикально новаторской программы «Веселые ребята». Передача выходила на протяжении 10 лет(1890-1990гг.), но состояла всего из 7 выпусков, а ее автором был А. Кнышев.
Телепередача «Веселые ребята» носила скорее общеразвлекательный характер, но все же сыграла очень важную роль в формировании эстетики отечественных музыкальных каналов. Каждый выпуск «Веселых ребят» был событием для советских телезрителей. Только появившись в эфире в 1980г., в начале программы был показан фрагмент концерта американской рок-группы «Iron Maiden». В выпусках «Веселых ребят» советские телезрители впервые увидели многих известных исполнителей, российских и зарубежных (Ж. Агузарова, The Beatles и др.). Здесь был произведен и показан первый советский видеоклип. Впервые на советском телевидении был применен прием «скрытой камеры», использовалась графика, клиповый монтаж, спецэффекты, постановочные номера. Основой стилистики сюжетов «Веселых ребят» было британское «Шоу Монти Пайтона»: использовались логика абсурда, реализованные метафоры, язык условностей. Подобные приемы и методы – основа современного музыкального телевидения .
в 1984г. вышел в эфир ленинградского телевидения, а впоследствии и на РТР «Музыкальный ринг», прообразом которого являлась британское телешоу «Juke Box Jury» (1960-е гг., BBC). На «Музыкальном ринге» соревновались музыкальные коллективы, выступающие без фонограммы. В основном это были рок-музыканты и рок-группы, такие как А. Макаревич, С. Курехин, «Телевизор», «Секрет», «Звуки Му» и другие. Телезрители из зала могли задавать вопросы выступающим (в том числе и провокационные), победитель выпуска также определялся зрителями путем голосования.
В 1985г. в эфире появилась телепрограмма, поддерживающая развитие народной музыки – «Играй, гармонь!», посвященная самобытным исполнителям, народным музыкальным инструментам. По форме программа представляла собой серию репортажей из провинции.
Отечественные рок-музыканты стали выпускать видеоклипы, многие из которых впервые были показаны в «Программе А», которая выходила в эфир с 1987г.
В 1989г. Гостелерадио СССР и руководство американского музыкального канала MTV подписали соглашение о выходе на ЦТ часового блока с программным наполнением MTV.
- 1. Место телевидения в системе смк
- 2. Функции телевидения. Коротко охарактеризовать каждую из функций
- 3. Периодизация развития тв. Поиски технических средств передачи изображения и звука на расстоянии
- 4. Открытия в. Зворыкина в области телевидения.
- 5. Начало регулярного вещания отечественного телевидения
- 6. Телевизионные жанры
- 7. От монологической структуры телевидения к «диалогу» со зрителем
- 8. Охарактеризовать информационное вещание.
- 9. Программа «Время», ее построение и роль в формировании информационных потоков (общие черты и различия).
- 10. Роль Главного режиссера программы «Время» (на примере к. Кисловой).
- 11. Телетеатр. Жанры телетеатра. Назвать имена режиссеров и телеспектакли, которые повлияли на развитие языка телевидения.
- 12. От телеспектаклей к ситкомам.
- 13. Особенности художественных телефильмов.
- 14. Особенности документальных телефильмов.
- 15. От телефильмов к телесериалам.
- 16. Развлекательное телевидение 60-70 годов.
- 17. Особенности развлекательного телевидения современного периода.
- 18. Музыкальное телевидение советского периода.
- 19. Музыкальное телевидение современного периода.
- 20. Формирование социально-политических взглядов при помощи телеэкрана.
- 21. Почему телевидение назвали «четвертой властью»?
- 22. Телевидение эпохи «перестройки».
- 23. Телевидение начала ххi века – особенности «нулевых годов».
- 24. Молодежная редакция и ее роль в развитии телевещания.
- 25. Программы «Взгляд»
- 26. Программа «До и после полуночи»
- 27. Особенности языка телевидения.
- 28. Можно ли поставить знак равенства между «клипами» и «клиповым мышлением»?
- 29. «Правда» и «ложь» на телевизионном экране. Границы их использования для формирования социально-политических взглядов населения (на отечественном тв и на западном).
- 30. В чем разница между диктором телевидения, ведущим, журналистом и модератором на телеэкране.
- 31. Рождение Российского тв.
- 32. В чем заключается политика каналов и как она связана с общеполитическими задачами страны (у нас, на Западе и в сша) на примере «информационной войны» и санкций?