logo
тв общий труд

7. От монологической структуры телевидения к «диалогу» со зрителем

Изначально, идея диалога со зрителем пришла на телевидение из радио. Сначала по ТВ транслировались в основном новости, потом к ним присоединились передачи просветительские.

Диалог выражался в письмах на студию (на которые отвечали ведущие), далее звонках, приглашении всех не равнодушных на запись эфира (как гости), и до нынешних – смс голосований за любимого конкурсанта (Голос, Танцы). Яркий пример диалога со зрителем – передача Утренняя почта - Год выхода в эфир 1974. Передача стабильно выходила до середины 90-х. Время выхода было фиксированное, в воскресенье в 11-00. Длительность программы 30 минут. Бессменным ведущим был Юрий Николаев, иногда передачу вели А. Ширвиндт и М. Державин, Е. Шифрин, Т. Веденеева, А. Акопян, С. Шустицкий. Передача пользовалась огромной популярностью у советского зрителя. Даже в Советской Армии в распорядке выходного дня присутствовал пункт: просмотр передач "Служу Советскому Союзу" и "Утренняя почта". Концепция передачи — выполнение заявок зрителей. По сценарию на передачу приходили мешки писем, где зрители просили выполнить музыкальную заявку. Николаев читал интересное письмо и включал музыкальный номер.

Нетрудно заметить схожесть построения этой передачи с радио эфиром.

Пик передач такого формата – 90е, звонки в эфир, письма. «Будка гласности» - передача, которая вышла на другой уровень. Это уже не диалог со зрителем, а монолог зрителя на ТВ.(ставили будку, кто хотел – заходил и минуту говорил что угодно)