23. Телевидение начала ххi века – особенности «нулевых годов».
Новые тенденции наметились в телевизионном вещании начиная с 2000 г. Так, в силу усиления государственного влияния на различные сферы жизни, в том числе и на средства массовой коммуникации, на телевидении происходит реорганизация структуры и идеологии ряда каналов (конфликт по поводу смены собственника телеканала НТВ и др.), что, безусловно, отражается на вещании.
В трансляции политических событий преобладает информация о деятельности официальных органов управления: президента, правительства, Госдумы. Причем сокращается количество негативной информации о лицах, облеченных властью (закрывается программа «Куклы», в которой высмеивались депутаты и чиновники), меньше эфирного времени получают оппозиционные партии (например, демократические: «Яблоко», «СПС»), Сведены до минимума сообщения о чеченских событиях.
Поскольку телевидение является основным средством отражения жизни социума, сокращение негативной информации и демонстрация позитивной приводят к формированию в сознании россиян положительного образа страны, ощущения изменений и улучшения качества жизни, что не всегда соответствует реальности.
В сфере развлекательных программ широко распространились реалити-шоу. Эти программы вызывают у зрителей большой интерес, так как создают ощущение реальной жизни. Первым проектом в этой категории стала программа «За стеклом». Затем появились «Последний герой», «Фабрика звезд» и др. Надо отметить, что если в самом первом проекте герои просто находились под постоянным наблюдением видеокамер, то последующие программы приобрели более целенаправленный характер. Перед участниками ставилась определенная задача — стать известной певицей/певцом или, подобно Робинзону Крузо, испытать себя на необитаемом острове. Проекты приобрели гораздо больший смысл, чем просто подглядывание за людьми. Однако, повторим, сама идея вторжения в чужую частную жизнь в корне не этична, т.к. пробуждает в людях низменные инстинкты, а не формирует морально-нравственные качества.
Увеличилось количество юмористических передач. Так, наряду с сохранившим популярность КВН, появились: «Кривое зеркало», «Умора» и другие программы. Стали часто транслироваться концерты. Это объясняется тем, что в наступивший после 1990-х гг. с их политическими конфликтами и резкими экономическими перепадами период стабильности у зрительской аудитории возникла потребность в таких развлекательных программах.
Сохранили и приумножили свою популярность телесериалы. На смену бразильско-аргентинским мелодрамам приходят отечественные фильмы. Если раньше зритель наблюдал сказку, то теперь видит реальность. Ведь действие происходит в обычном многоэтажном доме, герой одет так же, как и большинство россиян, и т.д. Продолжают сниматься детективы. Удивителен многолетний успех телефильма «Улицы разбитых фонарей».
Нельзя не отметить многосерийные исторические фильмы, особенно снятые к 60-летию Победы («Штрафбат», «Диверсант», «На безымянной высоте» и др.), а также экранизации классических литературных произведений («Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита»). Съемки таких фильмов дорогостоящие, что свидетельствует об увеличении бюджетов кино.
Одними из последних новинок на телеэкране стали шоу «Танцы на льду» и «Звезды на льду» (проекты импортированы с западного телевидения). Высокая популярность этих программ может объясняться рядом факторов: зрелищностью, традиционной любовью наших соотечественников к фигурному катанию, участием в проекте известных личностей. Благодаря таким шоу происходит популяризация спорта. Вероятно, после просмотра шоу у многих зрителей возникло желание самим встать на коньки.
Увеличился объем просветительских проектов. Наряду с ранее существовавшими программами о деятелях культуры, ныне живущих и уже ушедших из жизни («Мой серебряный шар», «Кумиры»), появляются документальные фильмы и публицистические программы, посвященные анализу исторических фактов и персоналий (особенный интерес на сегодня вызывают эпоха 1930—1940-х гг. и личность Сталина). Создаются программы, обучающие в игровой форме юридическим навыкам («Федеральный судья», «Суд идет»), предлагающие возможные варианты решений медицинских и психотерапевтических Проблем («Здоровье», «Доктор Курпатов»), защищающие права потребителей («Контрольная закупка»). Однако необходимо отметить, что наряду с передачами, в которых события и явления комментируют профессионалы, выходят программы, в которых ведущие и гости, часто имеющие весьма опосредованное отношение к обсуждаемому предмету, дают дилетантские советы и научно не подтвержденные рекомендации.
Так, в одной из программ «Малахов +» активно пропагандировался метод лечения, который спустя несколько дней в программе «Здоровье» был опровергнут профессиональным врачом Е. Малышевой. Подобные программы не просто дезинформируют массовую аудиторию, но и могут нанести физический ушерб неразборчивому зрителю.
Нельзя не отметить главное достижение телевидения начала XXI в. — появление у него такого качества, как интерактивность, т.е. обратная связь со зрителем. Теперь зритель не просто наблюдатель со стороны, но и — с помощью сотовой связи, телефонных звонков, Интернета — сам становится полноценным участником телевизионного процесса.
В конце 1980-х гг. основную продукцию составляли телевизионные программы отечественного производства, а главными темами являлись взаимодействие личности и общества в форме публицистических, просветительских передач. Годы 1990-е знаменуют переход в политическое информационное пространство и в сферу развлекательных программ. Темы воспитания и образования, свидетельствующие о просветительской формирующей функции телевидения, в его программной политике занимают значительное место.
Начиная с 2000 г. объем просветительских программ увеличивается, реалити-шоу и интерактивность формируют новую отличительную черту телевидения — «эффект присутствия». Исключение из материалов о политической жизни оппозиционных и негативных оценок создает образ благополучного общества.
- 1. Место телевидения в системе смк
- 2. Функции телевидения. Коротко охарактеризовать каждую из функций
- 3. Периодизация развития тв. Поиски технических средств передачи изображения и звука на расстоянии
- 4. Открытия в. Зворыкина в области телевидения.
- 5. Начало регулярного вещания отечественного телевидения
- 6. Телевизионные жанры
- 7. От монологической структуры телевидения к «диалогу» со зрителем
- 8. Охарактеризовать информационное вещание.
- 9. Программа «Время», ее построение и роль в формировании информационных потоков (общие черты и различия).
- 10. Роль Главного режиссера программы «Время» (на примере к. Кисловой).
- 11. Телетеатр. Жанры телетеатра. Назвать имена режиссеров и телеспектакли, которые повлияли на развитие языка телевидения.
- 12. От телеспектаклей к ситкомам.
- 13. Особенности художественных телефильмов.
- 14. Особенности документальных телефильмов.
- 15. От телефильмов к телесериалам.
- 16. Развлекательное телевидение 60-70 годов.
- 17. Особенности развлекательного телевидения современного периода.
- 18. Музыкальное телевидение советского периода.
- 19. Музыкальное телевидение современного периода.
- 20. Формирование социально-политических взглядов при помощи телеэкрана.
- 21. Почему телевидение назвали «четвертой властью»?
- 22. Телевидение эпохи «перестройки».
- 23. Телевидение начала ххi века – особенности «нулевых годов».
- 24. Молодежная редакция и ее роль в развитии телевещания.
- 25. Программы «Взгляд»
- 26. Программа «До и после полуночи»
- 27. Особенности языка телевидения.
- 28. Можно ли поставить знак равенства между «клипами» и «клиповым мышлением»?
- 29. «Правда» и «ложь» на телевизионном экране. Границы их использования для формирования социально-политических взглядов населения (на отечественном тв и на западном).
- 30. В чем разница между диктором телевидения, ведущим, журналистом и модератором на телеэкране.
- 31. Рождение Российского тв.
- 32. В чем заключается политика каналов и как она связана с общеполитическими задачами страны (у нас, на Западе и в сша) на примере «информационной войны» и санкций?