24. Молодежная редакция и ее роль в развитии телевещания.
ОЧЕНЬ КОРОТКО:
Молодёжная редакция Центрального телевидения была создана на Центральной студии телевидения в феврале 1958 г. Она разрабатывала и производила телепередачи для детей и молодёжи.
В «Молодёжной редакции» разрабатывались новые, экспериментальные программы, такие как «А ну-ка, парни!», «Что? Где? Когда?», «Это вы можете», «Весёлые ребята», во времена Перестройки — «До 16 и старше», «12 этаж», «Взгляд» и многие другие.
Сотрудники
Изначально главным редактором Главной редакции для детей и молодёжи являлась Валентина Ивановна Федотова, заведующим отдела программ для молодёжи — Елена Владимировна Гальперина.
Первым главный был Валерий Александрович Иванов, потом Е. П. Широков, затем Эдуард Сагалаев. В 80-е годы — Александр Пономарёв.
Про редакцию писали:
… они, как скажут позже, «Битлы перестройки» — дух и сердце легендарной программы «Взгляд». Молодёжная редакция образца 1987 года — смелая, острая. Для многих зрителей — просто дерзкая. Взглядовская школа — это школа жизни.
ИСТОРИЯ
Молодежная редакция Создана на Центральной студии телевидения в феврале 1958 г.
Сотрудники:
Арутюнянц Александра Павловна - главный редактор
Борецкий Рудольф Андреевич - ответственный редактор
Гальперина Елена Владимировна – редактор
Земнова Анна Владимировна – редактор
Миронова Ия Александровна – режиссер
Орлов Марк Евсеевич – режиссер
Чевашев Леонид Леонидович – режиссер
Третьякова Валерия Борисовна - асс. режиссера
Маслюк Лариса Григорьевна - асс. режиссера.
В сентябре 1960 г. Центральная студия телевидения становится Государственным комитетом по радиовещанию и телевидению. В составе Комитета образуется Главная редакция для детей и молодежи, одним из отделов которой становится отдел программ для молодежи.
Главным редактором Главной редакции для детей и молодежи назначается Федотова Валентина Ивановна, заведующим отдела программ для молодежи - Гальперина Елена Владимировна.
Творческое телевидение только начиналось и потому все сотрудники молодежного отдела были в новом для них деле абсолютными дилетантами. По образованию и опыту работы среди них были историки, журналисты, актеры. Начали с определения общих принципов.
Первое: Телевидение - не радио, не кино, не газета, не театр. Телевидение - самостоятельный вид творчества и нам предстоит найти его специфику.
Второе: Наш зритель - узкий семейный круг, м.б. даже один человек, и мы общаемся с ним глаза в глаза, соответственно, никакой патетики, разговорный язык. ( что оказалось самым сложным: мы и наши собеседники были зажаты, боялись микрофонов и в публичном общении пользовались языком передовиц)
Третье: Никакой лобовой пропаганды. Любая идея должна преподноситься " через левое ухо ". (Профессиональный неологизм)
В нашем распоряжении прямой эфир, тяжеленные студийные камеры и не менее допотопные кинокамеры, которые ценились на вес золота, так как кинопленка была ощутимой материальной ценностью.
Исходя из поставленных творческих задач и данных технических возможностей пришли к определению главного телевизионного жанра - репортажа. Потом, когда появились авторские силы и новые технические возможности, репортаж, оставаясь королем телевидения, распространил свой стиль на все остальные жанры. В очерках, зарисовках, интервью, викторинах, постановках и т. д. царила репортажность.
Одним из главных открытий в поисках специфики стал крупный план. Лицо человека. Но в кино ему говорили: «Только не смотри в камеру!", а на телевидении наоборот. " Камера - твой собеседник!".
До сих пор редко кому удается по высшему классу реализовать этот исконный телевизионный прием. Все-то нас тянет к замочной скважине, где собеседники показываются в профиль, а зритель не общается с ними , а лишь наблюдает со стороны.
Особенностью молодежного отдела с самых первых дней его существования являлся постоянный поиск телевизионной специфики, ревностное утверждение ее в эфире и неутомимый поиск новых жанров. Считалось недостойным повторить чью-то находку. Молодежники всегда были первопроходцами.
Кроме первой программы - тележурнала " Молодость", вышедшим вслед за выпускавшимися ранее журналами " Юный пионер", "Искусство", " Знание ". Первый номер тележурнала "Молодость" вышел 12 апреля 1958 г. Периодичность его была - один раз в месяц. Хронометраж один час. Состоял, как правило, из семи сюжетов - разных по темам и жанрам. Представим некоторые "страницы", так мы называли сюжеты, одного из журналов.
Первый, как правило, передовица. "Большая весна ". Здесь было все традиционное - кадры льющегося металла, сыплющегося зерна, развевающегося флага, музыка Мурадели и патетические стихи. Постепенно мы и в передовице переходили на человеческое общение.
Второй - очерк или зарисовка о человеке, его доме, о просыпающейся Москве, такой, какой ее мало кто видит в столь раннее утро.
Третий - репортаж о каком-нибудь событии - досрочная сдача первой комсомольской шахты.
Четвертый - "гвоздь" - репортаж из мест, при входе в которые висит табличка - " Посторонним вход воспрещен!"
Пятый - фельетон " К сожалению, не сказка" о добром молодце, попавшем в вытрезвитель.
Шестой - выступление новой эстрадной группы. В этом сюжете впервые выступила Майя Кристаллинская, дебютировал грузинский ансамбль " Орэра" с Нани Брегвадзе.
Седьмой - викторина " 2 х 2=4" Ее автором был студент ВГИКа Элем Климов, в будущем ставший известным кинорежиссером.
Вообще авторами сюжетов были талантливые люди, в последствие прославившиеся каждый в своем деле: Игорь Беляев, Владимир Азарин, Василий Селюнин, Михаил Ливертовский, Арнольд Марголин, Юрий Чулюкин, Евгений Карелов, Алексей Салтыков, Владимир Усков, В. Краснопольский и многие другие.
Режиссер журнала - Ия Миронова. Ассистенты режиссера Валерия Третьякова, Лариса Маслюк, Л. Павхович, Н. Сокол
Операторы - Владимир Киракосов, Олег Гудков, Юрий Игнатов, Аркадий Едидович, Владимир Дубов-Дубовик, Виталий Долина, Дмитрий Федоровский, Олег Насветников и многие другие.
Редакторы: Рудольф Борецкий ,Елена Гальперина, Анна Земнова.
Одновременно с журналом "Молодость" еженедельно, а иногда и чаще в прямой эфир выходили массовые молодежные репортажи в чистом виде, а так же репортажи-обозрения и репортажи кинообозрения.
В 1959 г. в отделе появились новые сотрудники: Редакторы - Гюльбекян Марат Хоренович, Шмелев Александр, режиссер Сергеева Белла Исидоровна, ассистенты режиссера Павхович Лилия Тимофеевна, Сокол Наталья, Довгалюк Наталья.
Наиблее памятными передачами были:
1958 г. " Год рождения 1958-й " Автор И. Беляев. Редактор Е. Гальперина. ( Диплом первой степени Госкомитета)
1959 г. " Дом на Мытной " - кинообозрение. Автор Л. Дмитриев, режиссер- оператор В. Грезин, редактор Е. Гальперина.
1960 г. " Дом на Кутузовском " прямой репортаж- обозрение. Авторы Ю. Проханов,
З. Васильева. Режиссер Б. Сергеева, редактор А. Земнова.
В 1960 году по инициативе А. Аджубея отмечался "День мира второй" по аналогии с "Днем мира", проведенным в 1935 году по идее А.Горького. Мы решили устроить в студии празднование дня рождения тех, кто родился в день мира первый. Нашли человек тридцать двадцатипятилетних, пригласили их и гостей, с именами которых они выросли - И.Папанина, К.Чуковского, Рину Зеленую, Татьяну Самойлову (тогда только что вышел фильм "Летят журавли").
Вела передачу В. Леонтьева, редактор Е. Гальперина, режиссер И. Миронова. Эта передача до сих пор запомнилась тем, кто над ней работал одной фразой, с которой на нервной почве обратился к зрителям И.Папанин: " Здравствуйте, товарищи телевизоры!"
После этой передачи мы решили попробовать себя в камерных жанрах. Решили организовать цикл передач под общим названием " Приятные встречи". Героем первой встречи, которая проходила в Переделкино, был Корней Иванович Чуковский. К нему в гости мы пригласили поэтов Наума Коржавина и Владимира Корнилова, польскую журналистку Урсулу Козировску. Разговор шел о создании "Чуда-дерева" и " Тараканища", о запрете этих стихов, о героях "Чукоккалы"... Когда Корней Иванович упоминал имя Николая Гумилева, он с хитринкой говорил нам - все равно вырежете.... Но мы не вырезали. И как ни странно нам ничего не было... Вдохновленные, мы пошли к С.Я.Маршаку. На удивление он сразу согласился. В ту пору видные деятели не жаловали телевидение. Самуил Яковлевич сразу сказал, кого бы он хотел видеть у себя в гостях : И.Ильинского, Г.Свиридова с певцом...а лирику я почитаю сам... Мы очень осторожно заводим разговор о том, что нам бы хотелось присутствовать при беседе... Самуил Яковлевич задумался... " Вы знаете, это очень сложно. Просто так говорить нельзя. Каждое слово должно быть на своем месте. Вот во времена ,когда слова выбивали на камне, их действительно ценили по-настоящему. Представляете, сколько нужно было затратить усилий, что выбить одно-едтнственное слово? А потом люди научились много говорить и даже писать, и произошла инфляция слова. А потом - нельзя же в присутствии многих людей говорить так же, как в узком кругу. Тут что-то не то....Как-то неестественно получается..." И передача не состоялась, а с нею не состоялся и новый жанр. Мы обратились к тому, что уже освоили, к массовому языку.
Ежемесячно в эфир выходили викторины из телевизионного театра, репортажи с молодежных балов, организованных творческой группой молодежного отдела. Ведущими их были В. Леонтьева, С.Жильцова, В.Винокур, Л.Лещенко. Режиссер и балов и викторин - Б.Сергеева.Операторы В.Киракосов, В. Куликов. Редактор А. Земнова.
В это же время решили сосредоточить внимание на конкретном молодом современнике. Так появились первые лирические документальные киноновеллы о выпускниках московской школы, о строителях города в тайге...
1958 г. "Кратчайшее расстояние". Автор И. Беляев. Оператор В. Гусев. Редактор Е. Гальперина.
1959 г. "Край комсомольской мечты - Кедроград". Автор Е. Гальперина. Оператор О. Насветников. (Диплом третьей степени Госкомитета).
Молодежных программ стало так много, что решено было объединить их одной заставкой, на которой были изображены два профиля юноши и девушки, под ними - лавровая ветвь. Заставку сопровождала музыка В. Мурадели. Название было " В эфире - молодость".
Решено было так же от разрозненных передач перейти к циклам, регулярно ,в одно и то же время выходящих в эфир. Главным образом это касалось кинорепортажей. Так на экране появились циклы:
"Экспедиция Москва - Владивосток" (1959 г.), "Есть такие города на свете, есть такие люди на земле" (1960 – 1962), "Ударные комсомольские стройки" (1963)
В этих циклах прошли такие кинорепортажи как "Город рассказывает о себе" Автор И. Беляев, Оператор Н. Кепко, "Кочканар" Авторы А. Габрилович, Д. Оганян, оператор Н. Кепко. "Сахалинский характер" Автор И. Беляев, оператор А. Едидович, "Путешествие в будни" Автор И. Беляев, оператор О. Насветников, "Новая жизнь старых легенд" Автор Е. Гальперина, оператор О. Насветников. "Мы ищем героя" Автор Е. Гальперина, оператор А. Едидович.
Режиссеров на этих передачах не было. Ими были сами авторы или операторы. На первых порах каждый осваивал все профессии. Это было само собой разумеющимся. Единственное, что нам было запрещено - это появление в кадре. Начальство считало, что это нескромно. Диктор- ведущий в кадре - естественно, а вот журналисту требовалось особое разрешение. Однажды, правда, мне как редактору было в категорической форме вести передачу в кадре, но для этого должно было возникнуть ЧП - журналист-театровед , приглашенная для ведения передачи ,за день до прямого эфира отказалась придти в студию, а передача объявлена и положение было безвыходное. Я провела эту передачу, и после этого мне было разрешено даже вести свой ежемесячный цикл "Наш пресс- центр" (1963 г.) Передача, с которой для меня это началось, называлась "Наш современник" и посвящена была Зоре Дановской, автору пьесы "Вольные мастера", поставленной на сцене Центрального детского театра Анатолием Эфросом. Пьесу обнаружили в почте журнала "Театр", стали искать автора... и узнали, что Зоря Дановская погибла в автокатастрофе.
Передача состояла из фрагментов спектакля, киноочерка о жизни Зори, чтения ее стихов. ( Эфир.1962 г.)
Режиссер И.Миронова. Помощник режиссера Е.Смелая, ставшая в последствие талантливым кинорежиссером-документалистом, награжденная в 2001 году премией "Тэффи".
В 1961 г молодежный отдел предпринял эксперимент в совершенно новом для себя жанре - документального театра. Режиссер Марк Орлов поставил спектакль по газетному очерку А. Аграновского. Спектакль назывался "Наташа". Документальность подчеркивалась демонстративно газетами, которыми был оклеен задник. Актеры впрямую общались со зрителем, глядя в глазок камеры, главным на экране было человеческое лицо и слово. Критики писали, что это был решительный шаг в поиске новых контактов со зрителем. «В этой постановке, столь необычной для телевизионного театра, найден ключ, который поможет отомкнуть тайну телевизионной специфики" (Э. Багиров. И. Кацев. "Телевидение. ХХ век." М.1968.стр.215)
В том же, 1961 году, решено было перейти от разовых викторин к созданию Клуба, в котором молодежь могла бы весело соревноваться друг с другом. Так возник КВН (Клуб веселых и находчивых). Соревновались команды, у каждой из которых были свои болельщики. Для нас это была не просто развлекательная передача, а публицистика, преподнесенная в нетрадиционной форме. Главная цель была показать гражданское лицо нашего молодого современника. Соответственно предлагались и конкурсы - "Город отражается в витринах", "Путешествие в пустыню гипотез", "Как добыть солнечную энергию из огурца?" и т.д.
В поисках телевизионной специфики мы пользовались любой возможностью подчеркивать достоинства прямого эфира и проявлять импровизацию в каждом возможном случае. Однажды нам повезло. Накануне нового года в программу подряд были поставлены три передачи - КВН., "Эстафета новостей " и "Голубой огонек", который транслировался из Ленинграда. Мы решили показать, на что способно телевидение. Так в КВН появился конкурс, который начинался в московской студии, а закончиться должен был в городе на Неве. Договорились с Аэрофлотом, с московской милицией, обеспечившей зеленую улицу по пути команды в Аэропорт, и импровизация началась. Суть конкурса - чей сюрприз лучше? КВН закончился вылетом команды в Ленинград, Юрий Фокин, который вел "Эстафету Новостей " по ходу передачи связывался с самолетом, на котором летела команда. А потом было прямое включение ленинградского аэропорта, где кавээнщиков встречал на коне сам Петр 1. Завершился конкурс на ленинградском "Голубом огоньке", куда москвичи из команды Физтеха умудрились привезти снеговика, слепленного из московского снега.
Первый год своего существования КВН шел только по второй программе. После каждой передачи нас вызывали на ковер к начальству за то или другое, и каждый раз шел разговор о закрытии передачи.
Однажды нам повезло - на первой программе образовалась брешь (сняли какую-то передачу), а по второй в это время должен был идти КВН. Положение было безвыходное и начальство пошло на риск - КВН пустили на первую программу. С этого дня началось триумфальное шествие передачи. В 1963 г. она была награждена Дипломом Госкомитета по радиовещанию и телевидению, Правления Союза журналистов СССР и Президиума ЦК Профсоюза работников культуры.
В одной из дискуссий, посвященных КВНу писатель Л. Лиходеев сказал: "...когда начался КВН, на телевидение прорвался тот самый жанр, для которого телевидение придумано" ("Журналист",1968,№1,стр.14)
КВН выходил в эфир ежемесячно. Хронометраж, как правило, был 1,5-2 часа. Первыми авторами КВН были журналист С. Муратов, Врач А. Аксельрод, инженер М. Яковлев. В работе над КВН принимали участие Г. Горин, А. Инин, Г. Хазанов, А. Арканов, А. Филиппенко, А. Меньшиков и многие другие известные мастера юмора и сатиры. В жюри постоянно работали А. Свободин, Л. Лиходеев, В. Захарченко, Я. Голованов, Ю. Моралевич, Л.Т еплов. На отдельные встречи приглашались М.Таль, Н.Богословский, Ю.Никулин и многие другие.
Первыми ведущими были А. Аксельрод, Н. Защипина, В. Андреев Н. Фатеева, С. Дружинина, С Жильцова, А. Масляков. Однажды, когда в эфире встречались команды Москвы и Киева, передачу вел Олег Борисов, тогда еще актер киевского театра. Режиссер Б. Сергеева. Редакторы Е. Гальперина, М. Гюльбекян, М. Краснянская.
В том же 1961 году начал свое существование "Дискуссионный клуб молодежи". Он просуществовал до 1964 г. Выходили передачи раз в квартал, хронометраж был от полутора до двух часов. Все выпуски шли в прямом эфире. На встречах в Клубе обсуждались актуальные молодежные проблемы, представляющие в данный момент общественный интерес. "Твое свободное время" (17 ноября 1961 г.), "Одержимость, призвание, смысл жизни" (21 марта 1962 г.), "Как живет твоя молодая семья?" (4 октября 1963 г.), "Наш современник" в романе Д. Гранина "Иду на грозу" (15 апреля 1964 г.) и др. Участниками Клуба были студенты, рабочие, инженеры, врачи, молодежь самых разных профессий. Преимущественный возраст участников от 18 до 30 лет. Лишь в качестве ведущих приглашались люди старшего поколения. Ими были философ-искусствовед В.И. Толстых, писатель Ю. Семенов, ректор Ленинградского Университета А. Александров, журналист В. Лешковцев. Режиссер Л. Чевашев. Редактор А. Земнова.
1962 г. На смену телевизионному журналу "Молодость" молодежная редакция подготовила студийное обозрение "Проспект Молодости". В самой большой студии Центрального телевидения была создана постоянная выгородка "Проспекта", состоящая из отдельных площадок, в каждой из которых происходило свое действие. Это были фотовыставки об улицах Москвы, которые комментировал песнями Марк Бернес. Это был фрагмент научной лаборатории, где молодые ученые рассказывали о новом открытии. Здесь был уютный зал для праздничных застолий (комсомольская свадьба, например), и сцена для представления новых талантливых молодежных коллективов, кухня, где готовилась что-нибудь вкусное, и салон красоты, где показывались новые модные прически, "общежитие миллионеров", где знакомили зрителя с коллективами, заработавшими миллион.... В передаче "Проспект молодости" также стремились все сюжеты делать в разных жанрах. Авторами сюжетов были А.Земнова, З.Васильева, В.Азарин, Е.Гальперина, Д.Оганян, М.Гюльбекян. и др. Режиссер Б.Сергеева, редактор А.Шмелев. Хронометраж был около 1,5 час. Передача выходила в эфир ежемесячно.
1962 г. Молодежная редакция создает цикл передач, посвященных Всемирному фестивалю молодежи в Хельсинки. Сначала в эфир выдаются короткие информационные сюжеты, предшествующие фестивалю, потом трансляции с самого фестиваля, и, наконец - итоговый кинофильм. Накануне фестиваля меня послали в Хельсинки для ознакомления с финской программой освещения фестиваля. Первое, на что я обратила внимание, были крыши домов в Хельсинки - сплошная готика. Как же они установят на них передатчики, камеры? Наша техника отказывалась по этой причине транслировать репортажи из Политехнического Музея. Оказалось, что все решается просто - на крышах устанавливаются платформы, на них передатчики и все в порядке. Мы внимательно следили за каждым новым словом в совершенствовании технических средств, использовали их в передачах, внося новое в язык телевизионной специфики. Эти платформы на крутых крышах впоследствии очень нам пригодились.
Трансляция открытия фестиваля запомнилась нам и по сей день одним смешным казусом. Комментировать происходящее на стадионе должны были Н.Озеров, В.Любовцев, Л. Ошанин, Е. Гальперина. Кабина для комментаторов была очень маленькой, и в ней мог находиться только один человек. Поэтому мы распределили между собой прохождение делегаций и все остальное, происходящее на стадионе, и сменяли друг друга. А поскольку каждый входящий не слышал текста предыдущего комментатора, то и получалось, что в эфире с равными интервалами возникал идентичный текст: "Над Хельсинки продолжает идти дождь, но участники фестиваля бодры и веселы. Трибуны ликуют". Спустя полчаса этот текст повторялся: " Над Хельсинки продолжает идти дождь, но и т.д. Когда мы вернулись в Москву, нас встречали ироничной фразой - над Хельсинки все еще идет дождь....
Над фестивальными программами работали: Режиссер М. Маркова, редакторы В.Федотова, Е.Гальперина, А.Шмелев, режиссер киноварианта И. Миронова, оператор Г. Мозер.
В 1962 г. нам повезло - установили прямую техническую связь с Таллинном. Было это накануне 23 февраля. И мы сразу решили этим воспользоваться. Так появилась первая прямая связь в эфире - передача "Москва вызывает крейсер "Киров". На крейсере "Киров", стоящем в Таллиннском порту, установили телекамеры, собрали моряков - москвичей, проходящих там службу, а в Москве - в студии, на квартире одного из моряков установили свои камеры, и началось прямое общение в эфире. Тогда для переключения сигнала нужно было две минуты, и мы каждый раз придумывали "нечто", чтобы заполнить эти технические паузы. Эта передача была первой в возникшей тогда рубрике "Встречи в эфире". Хронометраж - 1,5 часа. Режиссер И. Миронова. Автор Е.Гальперина, редакторы А. Тийсвяле, Э. Хаасма. (Диплом Госкомитета и ЦК профсоюза работников культуры второй степени).
В середине 60-х годов произошло кадровое изменение состава Молодежной редакции. Но тенденции оставались прежними - "молодежники" продолжали поиск новых форм и жанров на телеэкране, они оставались верными специфике телевидения, ее стилю и языку.
КОРОТКО И ЯСНО:
Сначала делали интересные семейные передачи, были очень правильные, жили по своим законам, создавали тв, старались. Во время перестройки начали шалить и задали тон новому телевидению. Всегда были свежей струей и тв-шными экспериментаторами.
- 1. Место телевидения в системе смк
- 2. Функции телевидения. Коротко охарактеризовать каждую из функций
- 3. Периодизация развития тв. Поиски технических средств передачи изображения и звука на расстоянии
- 4. Открытия в. Зворыкина в области телевидения.
- 5. Начало регулярного вещания отечественного телевидения
- 6. Телевизионные жанры
- 7. От монологической структуры телевидения к «диалогу» со зрителем
- 8. Охарактеризовать информационное вещание.
- 9. Программа «Время», ее построение и роль в формировании информационных потоков (общие черты и различия).
- 10. Роль Главного режиссера программы «Время» (на примере к. Кисловой).
- 11. Телетеатр. Жанры телетеатра. Назвать имена режиссеров и телеспектакли, которые повлияли на развитие языка телевидения.
- 12. От телеспектаклей к ситкомам.
- 13. Особенности художественных телефильмов.
- 14. Особенности документальных телефильмов.
- 15. От телефильмов к телесериалам.
- 16. Развлекательное телевидение 60-70 годов.
- 17. Особенности развлекательного телевидения современного периода.
- 18. Музыкальное телевидение советского периода.
- 19. Музыкальное телевидение современного периода.
- 20. Формирование социально-политических взглядов при помощи телеэкрана.
- 21. Почему телевидение назвали «четвертой властью»?
- 22. Телевидение эпохи «перестройки».
- 23. Телевидение начала ххi века – особенности «нулевых годов».
- 24. Молодежная редакция и ее роль в развитии телевещания.
- 25. Программы «Взгляд»
- 26. Программа «До и после полуночи»
- 27. Особенности языка телевидения.
- 28. Можно ли поставить знак равенства между «клипами» и «клиповым мышлением»?
- 29. «Правда» и «ложь» на телевизионном экране. Границы их использования для формирования социально-политических взглядов населения (на отечественном тв и на западном).
- 30. В чем разница между диктором телевидения, ведущим, журналистом и модератором на телеэкране.
- 31. Рождение Российского тв.
- 32. В чем заключается политика каналов и как она связана с общеполитическими задачами страны (у нас, на Западе и в сша) на примере «информационной войны» и санкций?