12. От телеспектаклей к ситкомам.
Телеспектакль – художественно-игровой телевизионный жанр, впервые появившийся на отечественном телевидении в 1983 году в виде прямой телевизионной трансляции театральной постановки.
От традиционного спектакля телеспектакль отличается расширенным набором выразительных средств и большим уровнем художественной свободы режиссёра. Имеется возможность применить приёмы кинематографа, например менять планы, а значит и детализация отображаемого действия может быть увеличена, так же как и тонкость актёрской игры.
Как правило телевизионные спектакли ставили театральные режиссёры, однако они не были ограничены определенной актерской труппой, а могли выбирать актёров для постановки самостоятельно. Среди наиболее известных режиссёров можно выделить Александра Белинского, Давида Карасика и Александра Цуцульковского.
Телеспектакль, как жанр, свойственен раннему развитию развлекательного телевидения, как продукт заимствования из культуры, существовавшей до возникновения телевидения. В дальнейшем телеспектакль приобретал всё больше своих собственных исключительных черт и становился самостоятельным жанром. В 1990-е годы телеспектакль, как телевизионный жанр, практически прекратил своё существование и уступил место более прогрессивным и аутентичным для телевидения жанрам – телесериалам.
Среди телесериалов наиболее похожим на телеспектакль является ситком. Ситком (ситуационная комедия) - это телевизионный жанр, сериал отличающийся строго лимитированным и постоянным числом мест действия, фиксированным количеством персонажей. Эти особенности будто бы унаследованы от телеспектакля.
Однако ситком выгодно отличается от телеспектакля многосерийностью и потенциальной способностью продолжаться сколь угодно долго. Серии в ситкоме редко связаны друг с другом одной сюжетной линией и по большей части рассказывают о разных отдельно взятых ситуациях, возникающих в жизни персонажей, об их разрешении. При этом между различными персонажами, вынужденными сосуществовать в одном и том же пространстве выстраиваются конфликты, баланс в которых можно смещать в любую сторону в каждой серии, никогда не приводя конфликт к разрешению. Таким образом поддерживается интерес зрителя. К тому же ситкомы крайне легки и дёшевы в производстве.
Впервые в истории отечественного телевидения ситком появился в 1996 году – сериал «Клубничка». Вплоть до 2007-го года все отечественные ситкомы представляли из себя адаптации зарубежных форматов (Моя прекрасная Няня, Не родись красивой и т.п.), в 2007-м году на тв вышел сериал «Папины дочки» - первый отечественный ситком с оригинальной идеей. В наше время пошла волна новых ситкомов, использующих кинематографические приёмы в съёмке и с отсутствием закадрового смеха (Кухня, например).
- 1. Место телевидения в системе смк
- 2. Функции телевидения. Коротко охарактеризовать каждую из функций
- 3. Периодизация развития тв. Поиски технических средств передачи изображения и звука на расстоянии
- 4. Открытия в. Зворыкина в области телевидения.
- 5. Начало регулярного вещания отечественного телевидения
- 6. Телевизионные жанры
- 7. От монологической структуры телевидения к «диалогу» со зрителем
- 8. Охарактеризовать информационное вещание.
- 9. Программа «Время», ее построение и роль в формировании информационных потоков (общие черты и различия).
- 10. Роль Главного режиссера программы «Время» (на примере к. Кисловой).
- 11. Телетеатр. Жанры телетеатра. Назвать имена режиссеров и телеспектакли, которые повлияли на развитие языка телевидения.
- 12. От телеспектаклей к ситкомам.
- 13. Особенности художественных телефильмов.
- 14. Особенности документальных телефильмов.
- 15. От телефильмов к телесериалам.
- 16. Развлекательное телевидение 60-70 годов.
- 17. Особенности развлекательного телевидения современного периода.
- 18. Музыкальное телевидение советского периода.
- 19. Музыкальное телевидение современного периода.
- 20. Формирование социально-политических взглядов при помощи телеэкрана.
- 21. Почему телевидение назвали «четвертой властью»?
- 22. Телевидение эпохи «перестройки».
- 23. Телевидение начала ххi века – особенности «нулевых годов».
- 24. Молодежная редакция и ее роль в развитии телевещания.
- 25. Программы «Взгляд»
- 26. Программа «До и после полуночи»
- 27. Особенности языка телевидения.
- 28. Можно ли поставить знак равенства между «клипами» и «клиповым мышлением»?
- 29. «Правда» и «ложь» на телевизионном экране. Границы их использования для формирования социально-политических взглядов населения (на отечественном тв и на западном).
- 30. В чем разница между диктором телевидения, ведущим, журналистом и модератором на телеэкране.
- 31. Рождение Российского тв.
- 32. В чем заключается политика каналов и как она связана с общеполитическими задачами страны (у нас, на Западе и в сша) на примере «информационной войны» и санкций?