28. Можно ли поставить знак равенства между «клипами» и «клиповым мышлением»?
Слыша слово «клип», люди, чаще всего, соединяют его с музыкой, видео и это не случайно, поскольку в переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка». Слово «клип» отсылает читателя к принципам построения музыкальных видеороликов, точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанные между собой образы. По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий. Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый(бесконечное переключение телеканалов, просмотр новостей, рекламы, трейлера к фильму, чтение блогов…)
В настоящее время СМИ активно муссируют слово «клип» в контексте мышления. Произошло это явление не одномоментно, сам термин «клиповое мышление» в философско-психологической литературе появился еще в конце 90-х г.г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости.
Первоначально именно СМИ, а не Всемирная сеть выработали универсальный формат подачи информации — так называемую последовательность актуальных клипов. Клип, в данном случае — это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность. Таким образом, человек способен свободно воспринимать и интерпретировать клип в силу того, что погружен в эту самую действительность. На самом деле не все так прекрасно, как выглядит на первый взгляд, поскольку, ввиду фрагментарности подачи информации и разнесению связанных событий по времени, мозг просто не может осознавать и постигать связи между событиями. Формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления — считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую. Поэтому не удивительно, что появление клипового мышления — это ответ на возросшее количество информации.
Клип-культура формирует такие уникальные формы восприятия, как «зеппинг» (англ. zapping, channel zapping — практика переключения каналов телевизора), когда путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает.
В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин [5] выделяет пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:
1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
3) увеличение разнообразия поступающей информации;
4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;
5 )рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.
- 1. Место телевидения в системе смк
- 2. Функции телевидения. Коротко охарактеризовать каждую из функций
- 3. Периодизация развития тв. Поиски технических средств передачи изображения и звука на расстоянии
- 4. Открытия в. Зворыкина в области телевидения.
- 5. Начало регулярного вещания отечественного телевидения
- 6. Телевизионные жанры
- 7. От монологической структуры телевидения к «диалогу» со зрителем
- 8. Охарактеризовать информационное вещание.
- 9. Программа «Время», ее построение и роль в формировании информационных потоков (общие черты и различия).
- 10. Роль Главного режиссера программы «Время» (на примере к. Кисловой).
- 11. Телетеатр. Жанры телетеатра. Назвать имена режиссеров и телеспектакли, которые повлияли на развитие языка телевидения.
- 12. От телеспектаклей к ситкомам.
- 13. Особенности художественных телефильмов.
- 14. Особенности документальных телефильмов.
- 15. От телефильмов к телесериалам.
- 16. Развлекательное телевидение 60-70 годов.
- 17. Особенности развлекательного телевидения современного периода.
- 18. Музыкальное телевидение советского периода.
- 19. Музыкальное телевидение современного периода.
- 20. Формирование социально-политических взглядов при помощи телеэкрана.
- 21. Почему телевидение назвали «четвертой властью»?
- 22. Телевидение эпохи «перестройки».
- 23. Телевидение начала ххi века – особенности «нулевых годов».
- 24. Молодежная редакция и ее роль в развитии телевещания.
- 25. Программы «Взгляд»
- 26. Программа «До и после полуночи»
- 27. Особенности языка телевидения.
- 28. Можно ли поставить знак равенства между «клипами» и «клиповым мышлением»?
- 29. «Правда» и «ложь» на телевизионном экране. Границы их использования для формирования социально-политических взглядов населения (на отечественном тв и на западном).
- 30. В чем разница между диктором телевидения, ведущим, журналистом и модератором на телеэкране.
- 31. Рождение Российского тв.
- 32. В чем заключается политика каналов и как она связана с общеполитическими задачами страны (у нас, на Западе и в сша) на примере «информационной войны» и санкций?