logo
тв общий труд

19. Музыкальное телевидение современного периода.

КРАТКО:

Сейчас на музыке делают отличные деньги. Ее подают как шоу – Голос, как док.шоу – Фабрика звезд. Клипы крутят ограниченные каналы и это уже не популярно. Популярно заставить петь людей либо с улицы, либо звезд при этом сталкивая их лбами и заставляя соревноваться. + Огоньки на НГ и новогодние сказки-мюзиклы.

НЕКРАТКО:

Возникновение музыкального телевидения было связано с дифференциацией FM-радиостанций и усилением интерактивного характера масс-медиа, индивидуализацией предоставляемой информации. «Попытки создания независимого эфирного круглосуточного специализированного отечественного музыкального канала предпринимались в середине 1990-х гг. неоднократно». В 1995г. компании «Biz Enterprices», «РАЙС-Лис`С» и телекомпания Космос-10 объявили о начале вещания с 1 сентября 1995г. первого в России музыкального канала К-10, контент которого должен был быть сформирован из ряда выпусков MTV, которые выходили ранее на телеканале ТВ-6 Москва, программ Биз ТВ, а также музыкальных программ, которые производила «РАЙС-Лис`С». Планировалось, что Биз ТВ также продолжит свое вещание в эфире 2х2.

Однако первый музыкальный канал в эфире возник только в 1996г., без участия Биз ТВ. Первый национальный музыкальный канал МУЗ-ТВ был зарегистрирован 4 ноября 1996г., предварительно приступив к массовому вещанию на территории России 1 мая 1996г.

На первых этапах формирования эфира МУЗ-ТВ более 70% контента телеканала было заполнено российской музыкой, в связи с чем канал получил название «национальный». МУЗ-ТВ транслировался по всей территории России, стран СНГ и Балтии. В 2008г. музыка на телеканале представлялась в виде тематических нон-стопов: «МУЗ-ТВ хит» (лучшее из новых видеоклипов), «МУЗ-ТВ Dance» (лучшие танцевальные видеоклипы), «МУЗ-ТВ Classic» (хиты прошлых лет) и музыкального конкурса «Битва за респект».

В 1998г. Биз ТВ подписал соглашение с международной сетью MTV Networks – так появился телеканал MTV Россия. MTV Россия начал свое вещание 25 сентября 1998г. Целевой аудиторией телеканала являлась молодежь 11-34 лет. Доля музыки российских исполнителей составляла 60% эфирного времени. MTV Россия транслировался в 556 городах РФ, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Молдовы. К 2008г. аудитория телеканала составила 89,4 млн. человек (79,8 млн. на территории РФ). Российское руководство канала до 2008г. включительно пыталась соблюдать баланс между программами собственного производства и программами, предоставляемыми американским MTV.

В 2002г. в России практически одновременно произошло переформирование музыкальных телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия. Срок контракта между Биз ТВ и MTV Networks истек и Б. Зосимов вместе со своей рабочей командой покинули российский MTV, а новым президентом канала стала американка Л. Дженсен. Альфа-Банк, который являлся держателем 100% акций МУЗ-ТВ, продал их холдингу АРС, владельцем которого являлся И.Крутой.

В 2007г. активно велось вытеснение иностранного капитала с российского телевизионного рынка, в связи с чем MTV Россия и МУЗ-ТВ сменили владельцев. А.Усманов, глава «Металлоинвеста», приобрел 75% акций МУЗ-ТВ, а оставшиеся поделили между собой прежние акционеры – продюсер И. Крутой, украинский предприниматель Р.Ахметов и руководитель телеканала В. Кормильцев. Компания «Estermina Ltd», действующая в интересах российской компании «Проф-Медиа», приобрела 100% акций «Wayfarer Media Limited», которая являлась холдинговой компанией MTV Россия и VH1 Россия. 53% акций «Wayfarer Media Limited» принадлежало MTV Networks International, 42% акций компании владел фонд «Russia Partners», а 5%принадлежали «Европейскому Банку Реконструкции и Развития». Несмотря на смену владельцев телеканала, MTV Networks International продолжил представление эксклюзивных прав «Wayfarer Media Limited» на трансляцию телепрограмм американских MTV и VH1.

Рейтинги МУЗ-ТВ и MTV Россия за 2008г. колебались в районе 1-2%, периодически опережая друг друга на 0,3-1%.

Следуя американскому MTV, телеканал MTV Россия начал расширять границы форматов своих передач, добавив в эфир новости, спорт, ситкомы, документальные фильмы, мультфильмы, игры, шоу и прочее. В основном программы были так или иначе связаны с миром музыки.

МУЗ-ТВ также постепенно меняли формат, используя западный вариант развлекательного телевидения, адаптированный к условиям российского восприятия. Здесь главную роль в эфире стали занимать программы-обзоры, повествующие о жизни и творчестве артистов, шоуменов («Ближе к звездам», «Звезды зажигают», «Блондинка в шоколаде»).

В июле 2010г. были объединены телевизионные активы «Медиа-1» и «АФ Медиа Холдинг» и образован новый холдинг «ЮТВ», куда вошли каналы МУЗ-ТВ и 7ТВ (в настоящее время «Disney»). Музыкальный контент канала становился все меньше, и в связи с этим 26 июля 2012г. руководство канала объявило о его преобразовании в новый молодежный канал «Ю». В то же время Ю-ТВ не стал отказываться от бренда Муз-ТВ. В начале августа 2012г. на спутнике Экспресс MD1 началось тестовое вещание новой версии «Муз-ТВ», которая содержала только клипы. 16 сентября 2012г. «Муз-ТВ» официально перешло на новую платформу. Появились множество передач и музыкальных блоков, многие из которых переехали из эфирной версии на новую, а некоторые, наоборот, вернулись в эфир.

Летом 2008г. был начат ребрендинг канала MTV, который был направлен на сокращение производства собственных программ и штата сотрудников. Осенью — зимой 2010г. ООО «Энергия ТВ» прекратила распространение телеканала в Казахстане, Молдавии, Киргизии и Белоруссии. В июне 2012г. сменился генеральный директор MTV Россия, и уже в октябре того же года формат телеканала подвергся изменениям. Появились новые передачи с наиболее известными ведущими, уменьшился объём музыкального вещания, в сетку вещания были добавлены фильмы и мультфильмы. В начале декабря 2012г. появилась информация о возможном закрытии MTV Россия, которая впоследствии была подтверждена генеральным директором канала Николаем Картозия, и в ночь с 30 на 31 мая 20013г. MTV Россия прекратил эфирное вещание. На его частоте начал вещание новый развлекательный телеканал «Пятница!». 1 октября 2013г. Компания Viacom International Media Networks (VIMN) - правообладатель бренда MTV - запустила в России спутниковый канал MTV. Несколькими годами ранее телеканал VH1 Россия также завершил своё вещание (1 июня 2010г.).

За период с 1996 по 2008гг. программирование музыкального телевидения на универсальных каналах оформилось в своей ориентации исключительно на рейтинг музыкальной телепрограммы; сформировались и утвердились формы высокорейтинговой музыкальной программы.

С середины 1990-х гг. производство и трансляция на неспециализированных музыкальных каналах телепередач становится инструментом проведения музыкальной политики крупных игроков российского шоу-бизнеса. Рекорд-компании начали производство телевизионного музыкального контента с целью извлечения дополнительной прибыли от деятельности исполнителей, подписавших с ними контракты. «РАЙС-ЛисС» занималось производством музыкального контента для ОРТ («Утренняя почта», «Утро», «Хит-парад Останкино»), компания «АРС» продюсировала «Песню года» и сотрудничала с телеканалом Россия («Горячая десятка», «Доброе утро, страна!», «Звуковая дорожка», фестиваль «Новая волна»). «Первым» каналом были организованы музыкальные рекорд-компании «ОРТ-Рекордс», «Реал Рекордс» («Реальная музыка» на Первом). Музыкальное телевидение на универсальных каналах стало выполнять функции продвижения конкретных исполнителей.

Особым явлением на универсальных каналах стали лицензионные музыкальные реалити-шоу: «Фабрика звезд» («Первый»; российская версия успешного проекта телекомпании «Endemol» «Star Academy») и «Стань звездой» (РТР; российская версия успешного проекта «Popstars»). После выхода в эфир «Фабрики звезд» на «Первом» по причине низких рейтингов закрылся музыкальный телевизионный конкурс «Утренняя звезда» (музыкальный конкурс для детей и юношества), который выходил с 1991г.

Появление музыкальных реалити-шоу кардинально изменило аудиторию музыкальных каналов, разделив ее на передачи для аудитории 14-34 лет, и передачи для аудитории 35+. «Использование данной синкретической формы позволило окончательно оформиться корпоративной структуре музыкального телевидения и еще больше сблизиться с шоу-бизнесом».

С 2003г. продолжилась политика усиления развлекательной направленности российского телевидения, что отразилось на музыкальном контенте универсальных каналов. В результате перепрограммирования музыкальных каналов уменьшилось количество видеоклипов в эфирной сетке. Музыкальные телепередачи трансформировались в общеразвлекательные, становились все масштабнее, их рейтинг возрастал, в них участвовало большое количество исполнителей, что привлекало огромное количество рекламодателей. Основными направлениями музыкального телевидения на универсальных каналах, ориентированного на массовизацию аудитории, стали концерты и телешоу с использованием концертных выступлений («Две звезды», «Голос» - «Первый»; «Субботний вечер – Россия» - «Россия», «Ты супер стар» - «НТВ» и др.).

Появившаяся в начале 90-х годов коммерческая модель музыкального телевидения провозгласила принцип: «Привлечение внимания зрителей, а через него - рекламы любой ценой». Коммерциализация российского музыкального телевидения способствовала тому, что информация развлекательного характера стала активно завоевывать место в телеэфире. Это значительно отразилась на контенте музыкальных телеканалов, а, следовательно, и на их жанровой составляющей.

Содержание программ современного музыкального телевидения тесно связано с феноменом массовой культуры, для которого характерна стереотипизация и культивирование определенных культурных практик, таких как мода, стиль жизни и т.п. К программам подобного рода можно отнести большую часть немузыкальных телепрограмм, выходящих на музыкальных каналах («Икона стиля» на МУЗ-ТВ). Даже характерную для музыкального телевидения форму хит-парада по содержанию можно разделить на музыкальные хит-парады, в которых объединяются популярные видеоклипы («МУЗ-ТВ чарт», «Русский чарт» на МУЗ-ТВ), и хит-парады немузыкальной тематики (самые богатые знаменитости, самые громкие скандалы и пр.). Подобные музыкальные программы используют типичные «социальные маски»(олигархи, звезды и пр.), таким образом культивируя виртуальную реальность, инкорпорированную в реальную жизнь. Если «социальная маска» не вписывается в шаблоны, значит, она неформатна.

Новостные программы, транслирующиеся на музыкальных телеканалах («PRO-Новости», «PRO-Обзор» на МУЗ-ТВ) не обращены на музыкальную информацию, а тяготеют к светской хронике. «Информация повсюду превратилась в инструмент влияния и в товар, ее задача не информировать, а развлекать, главное – не что, а как, не содержание, а форма подачи».

Еще одним популярным направлением телепрограмм, выходящих на музыкальных каналах, является, так называемая, «треш-публицистика». Это программы, описывающие шокирующие подробности и показывающие «правдивые» комментарии участников и ведущих программ («Пик популярности» на RU.TV). Как направление современного искусства треш можно характеризовать низкобюджетностью, вторичностью и вульгарностью.

Также очень часто по отношению к музыкальному телевидению употребляется термин «фоновое восприятие», т.е. передача воспринимается телезрителем как фон, элемент окружающего его мира, лишь частично активизируя сознание воспринимающего. «Фоновые каналы» не претендуют на полное внимание, но благодаря этому являются необходимыми – в одном ряду с утренней чашкой кофе или ежедневной газетой.

Фоновое восприятие музыкальных телепрограмм обусловлено самостоятельностью малых форм, таких как видеоклип, выступления, а также частым отсутствием сюжетных линий между ними и повторяемостью в эфире. Музыкальная составляющая современных телеканалов предполагает отсутствие негативной и побуждения к каким-либо действиям.

В связи с этим особый интерес представляют такие явления, как инфотейнмент (infotainment) и инфомершиалс (infomercials).

Термин «инфотейнмент» является аббревиатурным объединением двух английских слов: информация (information) и развлечение (entertainment). Инфотейнмент – это информационно-развлекательные передачи, в которых телезрителям предлагают сюжеты, информационная ценность которых минимальна. Очень часто для подобных передач используется так называемая «новость», которая на деле является только предлогом для главной цели телепрограммы – создание развлекательного сюжета.

Термин «инфомершиалс» также является аббревиатурным объединением двух английских слов: информация (information) и рекламные объявления (commercials). В случае с инфомершиалс под видом информации, события, истории телезрителю подается реклама.

В целом, инфотейнмент и инфомершиалс можно отнести к методам подачи информации, для которых характерны развлекательность и коммерческая направленность. На современном этапе российское музыкальное телевидение активно использует данные методы подачи информации: стремление обеспечить высокий рейтинг коммерческого вещания заставляет телекомпании отказываться от качественных, но низкорейтинговых передач в пользу программ, гарантированно собирающих у телеэкранов массовую аудиторию – викторин и конкурсов, шоу, «мыльных опер», рассчитанных на зрителя с невзыскательными вкусами. Все это способствует активному синтезу жанров и образованию новых форм.

Жанры современной вещательной индустрии исследователи объединяют в довольно отличающиеся друг от друга системы, т.к. само понятие «жанр» может иметь разные трактовки и подходы к этому явлению. Порой данное понятие выражает общность ведущих художественных средств (например, игровые и документальные жанры) или определяет способы и место существования произведений в эфире (например, трансляция заранее записанного телефильма, с одной стороны, и прямой экстренный выпуск «Новостей» – с другой), которые, в свою очередь, могут быть построены на схожих сюжетах (цикл телепередач или радиосериал) или же иметь аналогичные технические средства их создания (к примеру, радиожанры и тележанры).

Системы жанров эфира объединяют произведения, построенные на основе одинаковых эстетических закономерностей, на основе общих главных средств выразительности и общих норм предназначения, таких как искусство, новостная информация или же реклама (соответственно художественные, информационные и рекламные жанры).

К жанрам музыкального телевидения можно отнести песенный видеоклип, видеосюжет, телешоу, видеофильм. Здесь обособление жанров основано на доминировании (или равноправии) внутрикадровой музыкальной составляющей над журналистской или экранной. Жанры музыкального телевидения по большому счету – это различные варианты трансляций исполнения музыкального произведения, а также фильмы музыкальной тематики.