logo
Александр Князев

В начало видеомонтаж

 

 

Видеомонтаж – один из основных этапов производства как отдельного телевизионного произведения, так производства телепрограмм в целом.

Под видеомонтажом понимается как процесс творческий, процесс соединения видеозаписи и аудиозаписи в необходимой последовательности, согласно творческому замыслу автора и сценарию, композиции произведения, так и процесс технического соединения отдельных фрагментов в целое с использованием соответствующих технических средств. Другими словами, видеомонтаж – это единый комплекс творческих и технических приемов создания телевизионного произведения.

В принципе, непосредственная работа с видеотехникой не является профессиональной обязанностью корреспондента. Однако, как и в любой профессии, минимум знаний по смежной профессии (тем более, учитывая необходимость постоянного контакта корреспондента и оператора, режиссера монтажа, комплексный характер их работы) необходим.

Кроме того, корреспондент, как правило, является руководителем съемочного, а иногда и монтажного коллектива и некоторое представление о технике, на которой производится продукт совместного труда, является необходимым и в этом контексте.

Ряд телекомпаний вырабатывает правила, регламентирующие работу операторов, впрочем, подобные правила не могут служить учебным пособием на тему «как снимать», они обычно являются своего рода памяткой, цель которой – напомнить о том, чего нельзя забывать.

 

ПРИМЕР «ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ»

 

1.      Самое первое.

A.       Оператор обязан досконально знать технические возможности и устройство видеокамеры.

B.       В случае отсутствия инженера ТЖК оператор должен уметь определить и самостоятельно устранить мелкие неполадки.

2.      Техническое состояние.

A.       Перед выездом на съемку оператор должен (вместе с инженером ТЖК) проверить все оборудование и убедиться в его исправности и комплектности.

B.       Оператор обязан проверить правильность установок в меню камеры.

C.       оператор обязан произвести запись ГЦП и звукового тона (30 секунд).

3.      Информация.

Перед выездом на съемку оператор должен выяснить у корреспондента предмет предстоящей съемки и иметь максимально полное представление о том, что и как он будет снимать.

4.      Внешний вид.

Внешний вид оператора должен соответствовать обстановке того места, где производится съемка.

5.      Баланс белого.

A.       До начала съемки и при смене места съемки (в случае изменения цветовой температуры) оператор обязан сбалансировать камеру по белому.

B.       Оператор всегда должен иметь тест-объект (лист белой мелованной бумаги).

6.      Звук.

A.       Каждый снятый оператором кадр должен сопровождаться звуковым рядом.

B.       Голос интервьюируемого и корреспондента всегда должен записываться на первый канал.

C.       Интершум всегда должен быть записан на втором канале.

7.      Резкость.

В каждом отснятом оператором кадре сюжетно важная часть кадра должна быть в фокусе.

8.      Штатив.

Используйте штатив всегда, когда это возможно и необходимо.

9.      Работа с плеча (с рук).

Когда вы уж и снимаете с плеча, так сделайте все, чтобы максимально приблизиться к тому же качеству изображения, как и при использовании штатива.

10.  Продолжительность.

Длина любого снятого кадра не может быть менее 6 (шести) секунд.

11.  Трансфокатор.

A.       Используется только в тех случаях, когда «наезд» или «отъезд» дает возможность зрителю получить дополнительную, более детализированную информацию о происходящем.

B.       Необходимо иметь как минимум 6 (шесть) секунд статичной картинки до и после «наезда» или «отъезда».

C.       Если вы делаете «отъезд», обязательно сделайте и «наезд» (для выбора при монтаже).

D.      Скорость «наезда» и «отъезда» должна быть постоянной и, по возможности, минимальной. Быстрый «отъезд» или «наезд», иногда именуемый «репортажным» – брак, не требующий комментариев.