logo
Александр Князев

В начало уравновешенные планы

 

 

Чувство равновесия имеет огромное значение в нашей повседневной жизни, и мы инстинктивно применяем его во всем, что делаем, даже в телепроизводстве. Его роль проще показать, чем рассказать, и уже через пару минут работы с камерой вы поймете, как это чувство влияет на композицию ваших кадров. Все, что вам нужно, – это небольшой предмет, например, ваза или стопка книг на пустом столе, вокруг которого больше нет ничего интересного. Снимите план так, чтобы этот объект был приподнят примерно на одну треть высоты экрана и находился точно посередине «картинки». Что вы можете сказать о такой схеме расположения? Вероятно, что данная композиция выглядит весьма ординарно, статично и довольно скучно. Наклоните камеру немного вниз. Теперь ваза окажется в верхней части кадра, и вам бросится в глаза пространство под ней. Верхняя часть «картинки» будет несколько перевешивать. Поднимите камеру вверх – так, чтобы ваза оказалась в самом низу кадра. Теперь бросаться в глаза будет пустое пространство над вазой, а перевешивать будет нижняя часть кадра. Таким образом, вы видите, как влияет на ощущение вертикального баланса «картинки» высота расположения объекта в кадре.

Это обстоятельство приобретает особенное значение при съемке человеческой фигуры. Если вы не оставите достаточно места («воздуха») между головой человека и верхней границей «картинки», возникает впечатление, будто рамка кадра на человека давит. Если же пространство окажется слишком большим, оно будет привлекать к себе чрезмерное внимание, зритель будет пытаться там что-то увидеть. Поэтому при съемке людей всегда следите за свободным пространством над их макушками. При съемке дальним планом оно будет довольно значительным, а по мере приближения камеры к объекту оно будет соответственно уменьшаться.

Можно воспользоваться приблизительным ориентиром – стараться, чтобы глаза снимаемого человека все время находились ниже верхней границы кадра примерно на одну треть высоты экрана.

Однако, как вы увидите, на размер свободного пространства над головой влияет также все, что находится в верхней части кадра.