logo
Александр Князев

1). Упражнение на «стон».

Расслабить мускулы лица, шеи, плеч, сомкнуть губы. Тихо издать стон на звук М. Звук должен быть еле слышимым, выходящим из глубины на низкой, но комфортной для вас высоте.

Можно представить, что болит голова или горло. Звук короткий. По мере тренировок, звук удлиняется, но обязательно должен быть чистым и глубоким, как и короткий, без напряжения и хрипа.

Следующий этап этого упражнения – «звуковая волна». Представьте, будто вы укачиваете ребенка. Рот сомкнут, звук не прерывается, а как бы течет волной, приподнимаясь на гребне.

 

2).      Произносим всю таблицу гласных по принципу предыдущего упражнения, на «стоне», изменяя гласные.

Гласные не петь. Язык упирается в верхние зубы. Звук напоминает далекий гул колокола. Рука, лежащая на верхней части груди, ощущает вибрацию, отражение звука в грудном резонаторе.

ДЖУНЬ – ДЗУНЬ, ДЖЫНЬ – ДЗЫНЬ, ДЖОНЬ – ДЗОНЬ, ДЖЭНЬ – ДЗЭНЬ.

 

3).      На «стоне» произносится вся таблица гласных.

Звуки сначала короткие, затем удлиненные, следить, чтобы не было примеси согласного Х.

У – Ы – И – О – Э – А.

 

4).      «Выбрасывание» звука, или «летящий» звук.

Это упражнение вырабатывает так называемую "полетность" голоса.

Во всех упражнениях на «стон» звучание поддерживается диафрагмой и нижнебрюшными мышцами.

«Летящий» звук обеспечивается этими же мышцами.

Гласные произносятся в следующей последовательности:

А – О – У – Э – Ы – И.

 

5).      Соединение удлиненного звучания в грудном резонаторе с «летящим звуком» дает полное грудное звучание.

Обе предыдущие таблицы гласных произносятся с постепенным сближением грудного «стона» и «летящего» звука.