Артикуляция
Гласные У – Ы – И – О – Э – А
В процессе образования гласных речевой канал открыт: все органы речи находятся в таком положении, при котором на пути выдыхаемого воздуха нет значительных преград, струя выдыхаемого воздуха сравнительно слаба.
При образовании гласных обязательна щель между зубами, губы не напряжены, раскрыты.
У. Губы сложены трубочкой, в виде воронки, язык сильно оттянут назад, воздух выдыхается в узкое кольцо губ.
Ы. Губы раскрыты, нижняя челюсть немного выдвинута вперед (как при неправильном прикусе), воздух выходит в щель между зубами, а не в верхнее нёбо или зубы. Кончик языка оттянут назад.
И. Расстояние между зубами как и при произнесении Ы, но немного выдвинута вперед верхняя челюсть. Кончик языка упирается в нижние резцы. Струя воздуха направлена в щель между зубами, но не на верхние зубы.
О. Губы округлой формы, немного выдвинуты вперед. Воздух идет широкой «теплой» струей (так дыханием обогревают замерзшие руки).
Артикуляция гласных Э и А требует хорошо развитой и подвижной нёбной занавески, широко открывающейся глотки. Почувствовать поднятие нёбной занавески можно, если попытаться зевнуть с закрытым ртом или мычать, сомкнув губы и зажав пальцами нос.
Э. Губы раскрыты, зубы обнажены, расстояние между ними - большой палец, кончик языка располагается у нижних резцов. Нёбная занавеска приподнята, воздух направлен в отверстие между зубами.
А. Рот раскрыт. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами – два пальца, глотка широко раскрыта, нёбная занавеска поднята, язык лежит плоско.
Артикуляционные упражнения с гласными обязательно выполняются на выдохе. Предварительные физические упражнения на расслабление тела перед артикуляционными тренировками не рекомендуются. Просто обратите внимание на осанку: корпус без напряжения подтянут, плечи опущены и слегка отведены назад, спина прямая, низ живота слегка подтянут, руки и шея свободны, голова прямая. Вдох – только носом, выдох – только ртом.
Первый шаг в тренировке дыхания – освобождение легких от содержащегося в них воздуха. Для этого без напряжения выбрасываем воздух из легких, произнося при этом сочетание из двух согласных ПФ. Нижнебрюшные мышцы живота подтягиваются при этом внутрь и вверх, слегка нажимают снизу на органы брюшной полости, те – на диафрагму, которая, расслабляясь и увеличиваясь в размере, «выдавливает» воздух из легких. Сами легкие, в свою очередь, сокращаясь, «подталкивают» воздух, находящийся в бронхах и трахее.
Не следует «выжимать» воздух из легких до конца, это ведет к сдавленному звуку и последующему шумному вдоху. Следующее за выдохом расслабление мышц живота влечет за собой вдох (только носом) – бесшумный, плавный. Для начала тренировок не следует набирать много воздуха. Лучше всего ставить перед собой ассоциативные задачи. Вдох – вы улавливаете аромат цветка; выдох – дышите на руки, пытаясь их согреть, и т.п.
Вдохнув, таким образом, минимальное количество воздуха, выдыхаем его на каждую гласную отдельно. Во время выдоха воздушная струя должна быть направлена перед собой, а не вверх или вниз, под себя. Артикуляция каждого гласного должна быть точной, но не акцентированной, не утрированной, без напряжения. Выдох должен быть беззвучен, без сипения и шепота. Главная рабочая мышца выдоха – брюшной пресс, он является опорой дыхания.
Со временем может появиться ощущение, будто воздух проходит сначала в живот, а затем уже распространяется в грудную клетку, заполняя ее снизу вверх. Это нормально.
При выполнении дыхательных упражнений следует фиксировать расслабление и напряжение только нижнебрюшных мышц, но не напрягать их искусственно. Не следует также увлекаться процессом длительного вдоха и выдоха: важно умение бесшумно и незаметно добирать воздух, а не произносить длинные тирады на одном дыхании, которое, рано или поздно, ослабевая, снизит качественные характеристики голоса и всей речи.
Согласные
Для создания согласных звуков необходима большая, нежели для согласных, сила выдыхаемого воздуха.
Согласные различаются по месту образования (губные, губно-зубные и др.) и по способу образования (взрывные или смычные, продувные или фрикативные, т.е. щелевые).
Смычные согласные образуются путем смыкания языка с зубами, деснами или альвеолами, эту смычку прорывает воздушная волна, в результате чего происходит «взрыв». Если же язык, сближаясь с зубами, деснами, образует узкий канал, щель, через которую прорывается воздух, производя определенный шум, то эти звуки являются щелевыми. Так же, как и гласные, согласные «ставятся» на правильном выдохе.
П и Б
Выдыхаемый при плотно сжатых губах воздух образует «взрыв». Губы размыкаются, нижняя челюсть слегка опускается.
П образуется размыканием сомкнутых губ без участия связок, Б – при сильнее сомкнутых губах, при более активном выдохе и участии голоса, а не только шума.
Т и Д
Кончик языка прижимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под давлением выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов на согласной Т и отрывается вниз на согласной Д. Работа языка при создании согласных Т и Д уничтожает его вялость, развивает силу и упругость.
Х
Нёбная занавеска поднята. Выдох теплый, мягкий, прямо перед собой. Нельзя направлять сильную струю в небо, это будет способствовать образованию резкого, гортанного звука.
К
Происходит быстрое размыкание задней спинки языка и мягкого неба. Выдох короткий, сильный.
Г
Кончик языка упирается в нижние альвеолы, спинка языка сильно выгнута и касается границы твердого и мягкого неба. Смыкание задней спинки языка с мягким небом при образовании согласного Г происходит ниже, чем при создании согласного К.
М
Плотно сомкнутые губы размыкаются. Как бы «мычание» с сомкнутыми губами, которые расходятся при помощи слабой воздушной струи. Необходимо направлять звук не в нос, а в губы, иначе возникнет эффект гнусавости.
Н
Кончик языка прижат к передним верхним зубам. Зубы и губы слегка приоткрыты. Воздух направлен не в нос, а на кончик языка.
Л Кончик языка у шеек верхних резцов. При твердом Л кончик языка не напряжен, корневая часть языка поднята. При мягком ЛЬ кончик языка напряжен, корневая часть опущена. Сильная струя воздуха попадает на верхнюю часть языка и прижимает ее к верхним зубам. Звук образуется сначала без отрыва языка, затем язык отрывается.
В и Ф
Верхняя губа приподнята, нижняя слегка подтянута к верхним резцам, верхние зубы обнажены. При произнесении согласной Ф струя воздуха выталкивается в отверстие между нижней губой верхними зубами, попадая в верхнюю губу и в нос. При звуке В нижняя губа слегка прижимается к верхним зубам. Выдыхаемый воздух как бы просачивается между нижней губой и верхними зубами, образуя звук, напоминающий дребезжание натянутой виолончельной струны. Струя воздуха не очень сильная.
Р
Если согласный твердый – кончик языка поднят и вибрирует у альвеол, если мягкий – вибрация происходит у шеек верхних резцов.
Ч Передняя часть языка прижата к альвеолам, быстрый и сильный выдох «выбрасывает» звук вместе с воздушной струей сквозь мягко раскрытые губы. Звук короткий, без примеси гласного.
Ц
Кончик языка приподнят, сильный и короткий выдох направлен в щель между зубами на нижнюю губу и подбородок.
С
Губы раскрыты, расстояние между зубами примерно 1 мм, кончик языка приподнят, спинка языка слегка выгнута, посередине языка продольный желобок. Выдох очень сильный и протяжный, струя воздуха попадает на подбородок. Если звук С получается шепелявым или сюсюкающим, значит, либо язык появляется между зубами, либо опущен и упирается в нижние зубы, либо язык вялый. Если звук С получается немного свистящим, кончик языка следует немного опустить вниз.
Ш
Губы свободно раскрыты, зубы обнажены, язык свободен, приподнят к альвеолам. Воздух попадает на нижние зубы, которые при этом ощущают холод. Нельзя выдвигать нижнюю челюсть, нельзя опускать язык к нижним зубам (образуется шепелявость), нельзя направлять воздушную струю в верхнюю губу (звук будет приближаться к Ф).
Щ
Передняя часть языка артикулирует ближе к зубной части нёба. Зубы не зажимать. Выдох сильный.
З Положение рта – как при создании С. Выдох не очень активный. Кончик языка мелко вибрирует. Щель между зубами обязательна.
Ж
Небольшое расстояние между обнаженными зубами. Язык приподнят к альвеолам, но не соприкасается с нёбом и зубами. Колебания выдыхаемого воздуха ощущаются на языке.
Отрабатывать чистоту и четкость произношения согласных следует на сочетаниях из нескольких согласных и согласных с гласными (см. упражнения 5.).
ЗВУК
Когда вы достигли легкости и четкости в произношении каждого согласного, наработаны навыки правильного дыхания, необходимо приступать к работе над голосом.
Процесс звукообразования (координированная работа мышц гортани, резонирующей надставной трубы и дыхательной системы) – это автоматизированный процесс, регулируемый отделами центральной нервной системы. Теория голосообразования основывается на учении И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлексах.
Условные рефлексы, как известно, приобретаются в результате опыта. Закрепление определенного комплекса таких рефлексов как единого целого это стереотип. Воспитание навыков правильного голосообразования по своей физиологической сущности представляет собой образование определенного стереотипа, а значит, когда стереотип сформировался, все действия, входящие в него, совершаются легко, без напряжения, как бы «автоматически».
Добиться этого как раз и необходимо, иначе, любая, самая минимальная работа с голосом будет требовать от вас напряжения высшей нервной деятельности.
Приступая к работе над голосом, прежде всего необходимо определить «центр», то есть, естественное звучание вашего голоса. Для этого применяют упражнение на «стон». Стон – самый естественный звук, беспрепятственно выходящий из гортани без усилий и напряжения (см. упражнение 6.).
ДИКЦИЯ
Четкая и ясная дикция – необходимое профессиональное качество диктора, комментатора, корреспондента.
Главная цель занятий дикцией – выработка четкой речи, правильного произношения гласных и согласных, исправление имеющихся недостатков, таких как небрежность в произношении отдельных звуков, вялость или торопливость в речи, склонность к скороговорке, нечеткое произношение начала и конца слов и т.д.
Совершенствование дикции достигается исключительно путем тренинга. (Таблицы дикционного тренинга необходимо найти в специальной литературе).
- Глава 4
- Событийный (новостной) репортаж
- Информационный (проблемный) и аналитический репортажи
- Подводка ведущего
- Основные принципы подготовки текста
- Структура и композиция телерепортажа
- Временные обстоятельства
- В начало указание источников информации и цитирование
- Числительные и имена собственные
- Список наименований
- Аббревиатуры
- Закадровый текст
- Stand-up и синхрон в репортаже
- В начало рэпэраунд, интершум, использование интершума как выразительного средства
- Съемки интервью (синхрона) с помощью переводчика
- Подготовка сюжета. Организация съемок. Аккредитация
- Взаимодействие корреспондента и оператора
- Глава 5 речь. Элементы актерского мастерства типичные речевые ошибки
- Особенности склонения имен числительных
- Элементы актерского мастерства
- Орфоэпия и техника речи
- Орфоэпические нормы современного русского языка: ударение
- 1. Основные правила
- 2. С предлогами и союзами
- 3. Произношение гласных звуков
- 4. Произношение согласных звуков
- Речь и дыхание
- Артикуляция
- Вопросы и задания
- 1. Прочитайте внимательно, произнесите безударные сочетания -оо, -оа, -ао:
- 2. Прочитайте внимательно и правильно произнесите безударные сочетания -еа, -ео, -еи:
- 3. Прочитайте внимательно и правильно произнесите слова и сочетания слов:
- 4. Почитайте вслух скороговорки, пословицы:
- 5. Артикуляционные упражнения.
- 2. Присоединение согласных к гласным а – о – у – э – ы – и – таблица гласных.
- 6. Упражнения для голоса.
- 1). Упражнение на «стон».
- Глава 6 основы работы оператора. Минимум технических знаний корреспондента устройство и управление видеокамеры, приемы работы с видеокамерой
- В начало использование трансфокатора («зума»)
- В начало наведение на фокус
- В начало глубина резкости
- В начало освещение
- В начало построение кадра. Правило «тройного деления»
- В начало уравновешенные планы
- В начало баланс
- В начало ракурс
- В начало принцип оси
- В начало кадр. План. Основные виды съемок
- В начало запись звука
- В начало как снимать нельзя
- В начало видеомонтаж
- 12. Панорама обозрения.
- 13. Действие.
- 14. Выступления, интервью, пресс-конференции.
- 15. Дыры.
- 16. Кассеты.
- В начало основные технические средства видеозаписи и видеомонтажа
- В начало микрофоны
- Глава 8 основы режиссуры репортажных жанров. Основные принципы подготовки выпуска (верстки) информационной (новостной) программы режиссура
- В начало примерная памятка по основным правилам монтажа
- Раздел I. Подготовка
- Раздел II. Общий монтаж
- Раздел III. Панорамы и «наезды-отъезды»
- Раздел IV. Интервью
- Раздел V. Связь монтажных планов
- Раздел VI. Звук
- Раздел VI. Последний
- В начало основные принципы верстки информационной (новостной) программы
- Глава 7 этика и право в работе репортера, оператора и при подготовке материала к эфиру союз журналистов россии. Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- В начало аккредитация
- В начало анонимные источники информации
- В начало личная жизнь и общественный интерес
- В начало конфиденциальные сведения
- В начало съемки «скрытой камерой»
- В начало освещение предвыборных кампаний
- В начало Использование псевдонима
- В начало вопросы и задания
- Словарь терминов