Структура редакции газеты
Штатная единица | Обязанности |
Главный редактор | Разработка концепции издания в целом и концепции отдельных номеров Контроль процесса подготовки материалов и выхода издания Работа с экспертами, подготовка аналитических материалов |
Литературный редактор, корректор | Стилистическая обработка материалов Корректура текстов Подготовка текстов к верстке |
Арт-директор, дизайнер | Разработка дизайн-макета издания Подбор и обработка иллюстраций Верстка издания |
Журналисты | Поиск информации по заданной теме Написание статей, новостей |
Структура телестудии:
заведущий телестудией
видеоинженер
видеоинженер
телеоператор
звукооператор
Обязанности корреспондента.
Корреспондент (от французского correspondant, латинского correspondere отвечать, осведомлять) сотрудник средств массовой информации, присылающий сообщения с мест. Обеспечивает информацией и материалами событийного характера. Подготавливает и ведет телевизионные и радиорепортажи с места событий, готовит материалы нештатных авторов и сообщения участников. Редактирует авторские материалы, контролирует правильность фактических данных, работает с письмами телезрителей и радиослушателей.
Должен знать требования к художественному и информационному уровню телевизионных и радиопередач, важнейшие общественно-политические события, достижения науки, культуры, экономики в стране и в мире, технические средства и технологию создания телевизионных и радиопередач, принципы литературного редактирования, основы авторского права. Должен иметь высшее образование.
Обязанности корректора печатных сми
Корректор осуществляет вычитку отредактированных текстов с целью обеспечения графического и лексического единообразия различных элементов текста, устранения орфографических и пунктуационных ошибок, соблюдения технических правил верстки, а также исправления недостатков смыслового и стилистического характера. При чтении статей проверяет их комплектность (наличие введения, иллюстраций и т. п.), сравнивает их названия с заголовками в тексте, обеспечивает правильность написания и унификацию терминов, символов, единиц измерения, условных сокращений, единообразие обозначений в иллюстрациях и статьях. В случае обнаружения ошибок редактирует.. Устраняет неправильную разбивку статьи на абзацы, согласовывает замеченные стилистические погрешности. Дает указания верстальщику по набору дефисов, тире, многозначных чисел и т. п. При чтении опубликованных в газете статей проверяет соответствие сверстанной статьи оригиналу. Исправляет орфографические, пунктуационные и технические ошибки, допущенные при верстке. Подписывает статьи для публикации в газете.
Профессиональные обязанности коммерческого директора СМИ.
-Ценовая политика издания
-получение прибыли от продаж
-поиск средств на издание(спонсоров)
-реализация изданий
-подбор кадров
-контроль за рейтингом издания
-распределение средств полученных от спонсоров
-контроль за повышением квалификации кадров
-изучение своих конкурентов и конкурентоспособности издания
- поддержание хороших отношений с ключевыми клиентами
- заключение выгодных сделок.
-увеличение прибыли издания
-прогноз продаж издания
-контролировать работу своих сотрудников
Существует классическая структура редакции газеты, которая редко соответствует реальной, включающей, как правило, лишь некоторую ее часть.
Главным в редакции, как нетрудно догадаться, является главный редактор. Он осуществляет общее руководство процессом создания газеты в соответствии с ее концепцией: одобряет выбор тематики материалов авторами (в случае необходимости дает им задания), редактирует их стилистически и композиционно (расставляет акценты), дает рекомендации работникам техслужб (отделы дизайна и верстки). Помимо изготовления газеты главный редактор осуществляет важные «политические» контакты на уровне первых лиц, принимает на себя ответственность за промахи своих подчиненных... Одним словом, к главному редактору сходятся все нити процесса производства газеты.
В непосредственном подчинении главного редактора находятся ответственный секретарь и редакторы (начальники) тематических отделов. Ответственный секретарь (функции которого иногда берет на себя главный редактор) занимается макетированием каждого номера — расставлением материалов по полосам, постоянных рубрик — на постоянные места, следит, чтобы были все заголовки, а «хвостов» (остатков текста, которые не помещаются в отведенное материалу место) не было и чтобы все это соответствовало графической модели издания. Журналисты подчиняются начальникам (редакторам) отделов.
В зависимости от типа издания, в редакции могут существовать разные тематические отделы (например, потребителей, культуры, спорта, экономики, политики и т. п.), но обязательными структурными подразделениями будут такие функциональные службы: рекламы, распространения, производственный отдел. На страницах многих газет и журналов, в выходных сведениях (о них шла речь в главе «Творческий конкурс»), можно увидеть структуру редакции, названия ее подразделений.
В совместной редакционной деятельности создание конечного продукта — очередного газетного номера, предполагает «ансамбль» творческих усилий журналистов. Так, сотрудники одного отдела, взаимодействуя друг с другом, готовят материал для тематической страницы, работники секретариата занимаются макетированием, дежурная бригада — вычиткой свежих полос и т. д. Чтобы направить эти разнородные операции в единое русло, необходимо четкое согласование между участниками редакционного процесса.
Координирующую роль в редакционном коллективе выполняет, как известно, редактор, стоящий во главе журналистского коллектива, а также различные коллегиальные органы управления (редакторат, редколлегия, редакционный совет).
В функциональной группе четко проявляются субординационные (должностные) связи, а права и обязанности журналистов регламентируются различными нормами деятельности, принятыми в редакции.
Нормы — это основной механизм координации, упорядочения, поддержания, регламентации многообразных редакционных отношений и взаимодействий групп и их представителей. Групповые нормы, считают теоретики, выражают объективные закономерности деятельности: обеспечивают существование, функционирование редакции, включение журналиста в редакционный коллектив, наконец, процесс и механизмы группового взаимодействия.
Редакционный коллектив всегда выступает как функциональная группа, в которой четко соотнесены статус, роли и нормы.
В функциональной группе действуют следующие нормы:
— профессиональные (регламентируют творческую деятельность журналистов по различным показателям)
Профессиональные нормы журналистской деятельности вырабатываются и закрепляются в виде различных должностных инструкций и правил. Они охватывают широкий круг вопросов, касающихся творческой деятельности сотрудников издания.
— правовые (регулируют правоотношения между участниками совместной деятельности)
Принципиальные основы законодательства о СМИ содержатся в Конституции РФ: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепятственное движение информации, запрет на цензуру (ст.29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст.23 и 24) и др.»[3]. В законе РФ о СМИ можно найти немало правовых норм, которые обеспечивают право работников СМИ на информацию, ее сбор, оглашение и т.д.
— этические (направлены на нравственную регуляцию поступков журналиста во взаимоотношениях с коллегами).
Основное содержание этических принципов и норм включает ряд дополнительных требований, направленных на нравственную регуляцию поступков журналиста в отношениях с коллегами.
Например, в «Декларации принципов поведения журналистов» провозглашаются следующие принципы: «уважение правды и права общества знать правду; отстаивание принципа свободы при честном сборе и публикации информации и права на честный комментарий и критику и т.д.
В тесном взаимодействии с функциональной группой действует группа профессиональная. Она в большей мере, чем первая, склонна к изменениям. Это выражается, на наш взгляд, в процессе постоянного обновления (знаний, приемов деятельности, смене их), а также в появлении у журналистов каких-то новых мировоззренческих, политических и нравственных ориентации.
Профессиональную группу составляют, как правило, журналисты-единомышленники, объединенные общими интересами, сходными убеждениями, а также представлениями о профессиональном долге.
журналистские цели можно подразделить на общие (групповые) и индивидуальные по следующим признакам:
— по идейно-политической направленности газеты, определяющей ее характер, позицию и лицо;
— по ориентированности издания на читателей, с учетом их возраста, образования, профессий, интересов и т. д.;
— по личным задачам журналистов относительно общей линии редакции.
Общая цель отражает практическую связь людей в коллективе. Она может быть сформулирована в различных документах, манифестах, декларациях, лозунгах и т. д. Как показывает практика, сегодня многие издания стремятся придерживаться принципа свободы слова и плюрализма мнений, отстаивают собственную точку зрения и т.п.
во многих редакциях ориентируются на общественное мнение коллектива, которое формируется в процессе гласного обсуждения деятельности журналистов за определенный период. В этом смысле гласность — это и условия, и форма социального контроля. Основными функциями гласности являются:
— информационная; смысл этой функции очевиден — журналисты нуждаются в информации о результатах оценки своей деятельности, о значимых событиях редакционной жизни. Утаивание какой-либо информации отрицательно сказывается на морально-психологическом климате редакции;
— воспитательная; обсуждение интересного опыта одного журналиста ориентирует других на повторение;
— стимулирующая; гласность повышает действенность материального и морального стимулирования.
Совместная деятельность журналистов всегда подразумевает и наличие творческой состязательности между сотрудниками одной редакции. При сравнимости результатов труда люди неизменно сопоставляют свои индивидуальные возможности с творческим потенциалом соперников.
К еще одному виду взаимодействия журналистов в процессе совместной деятельности можно отнести конкурентные отношения между сотрудниками редакции. Творческие конфликты могут возникнуть между журналистами и в процессе выполнения ими срочных редакционных заданий.
В каждой редакции существует своя система методов управления, в которой выделяются три основных направления: организационно-административные методы, психологические методы, экономические методы. К организационно-административным относятся моделирование и планирование.
Модель издания - это выработанное в редакционном коллективе представление о содержании и организации материалов в издании. Речь идет о тематических направлениях и их соотношении в газете, еженедельнике, журнале, распределении публикаций по полосам, сочетании материалов разного типа (по характеру отражения действительности, жанру, авторства и т.д.), использовании различных способов организации текста в газете (отдельные материалы, подборки, тематические полосы и пр.).
Наконец, модель издания предполагает разработку композиции издания: типичных объемов материалов, их взаимодействия на полосе, способов макетирования и оформления издания в целом и его частей.
Основные характеристики модели могут быть зафиксированы в редакционных документах. Модель реализуется в ходе выпуска издания, она может корректироваться в связи с возникновением новых обстоятельств, но основные ее характеристики обычно устойчивы.
Номер издания - это единичное целостное выражение содержания и характера информационной деятельности издания, единство, в котором отражены черты концепции издания. Концепция издания (система основных способов осуществления его целей) находит выражение в номере благодаря двум обстоятельствам: 1) в хорошо организованной редакции существует устойчивая и постоянно работающая система требований к сотрудникам; 2) изначальные принципы организации информации осуществляются через ряд промежуточных этапов: создание взаимосвязанных редакционных планов (от годового до плана номера), разработка сетевого плана-графика, содержащего будущие характеристики номеров (объемы по тематике, тип материалов, рубрики и пр.), разработка системы рубрик и тематических полос, подборок, “газет в газете” и пр. с определенной периодичностью их появления, принятие секретариатом композиционно-графического облика издания.
В результате можно говорить о существовании в редакции издания модели номера, то есть системы представлений о том, как конкретно должен выглядеть любой номер. Модель номера предполагает, прежде всего, обязательное присутствие в номере издания структурно организованного комплекса материалов. Эту структуру характеризуют такие признаки, как: 1) тема материала, 2) знак материала (положительный, критический, проблемный), 3) характер отражения действительности (информационный, аналитический), 4) тип авторства и ряд других.
При этом в модели номера комплекс материалов рассматривается как в целом, так и в рамках каждой полосы издания. Содержательная сторона модели взаимодействует с его композиционно-графической стороной, где важны соотношения объемов материалов и способы их размещения на полосе, устойчивые элементы макета каждой из полос и пр.
В редакции существует обычно несколько моделей номера (обычного выпуска, субботней или воскресной газеты, праздничного номера, номера с расширенным объемом или иного формата). Модель номера призвана закрепить при выпуске издания преемственность и последовательность деятельности редакционных коллективов, устойчивость социально-коммуникативных связей с аудиторией.
Следует помнить цепочку: концепция издания - модель издания - “лицо” издания (особенности его задач, его традиции и место в системе СМИ и в обществе) - модель номера - “лицо” номера.
Разумеется, кроме моделирования номера издания, можно говорить о более масштабном моделировании самого издания, разработки его концепции и “лица”, о моделировании редакции и ее структуры, о модели работы редакции, о модели процесса выпуска номера (графика выпуска, сетевой график - модель работы редакции издания и в то же время модель номеров газеты).
Моделирование номера идет по 3 направлениям: 1) содержательно-тематическая модель, 2) композиционная модель (строится на основе содержательно-тематической, определяет размещение материалов по дням, по номерам, по полосам), 3) графическая модель (особенности дизайна, шрифт и др.). На основе разработанной модели осуществляется планирование.
- 1. Ценностные ориентации и профессиональная этика в сфере связей с общественностью
- 2. Правовое обеспечение связей с общественностью
- 3. Выпуск сми как производственный процесс: сетевое сми
- 5. Система средств массовой информации Российской Федерации
- Средства массовой информации Республики Татарстан
- 6. Законодательное поле рекламной деятельности в России
- 8.Типология современных средств массовой информации
- 9.Интервью как метод познания действительности и как жанр
- 10.Полномочия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой коммуникации
- 5. Сми в структуре общества
- Структура редакции газеты
- 11.Понятие массовой информации
- 12.Редакции сми как одна из целевых аудиторий связей с общественностью и рекламного бизнеса
- 13.Аналитические жанры
- 14.Выпуск сми как производственный процесс: радио– и тележурналистика
- 15. Классификация информации с правовой точки зрения
- 16.Выпуск сми как производственный процесс: газеты и журналы
- 17.Современная система жанров журналистики
- 18. Государственная политика в области массовой коммуникации
- Глава 1.Статья 3. Недопустимость цензуры
- 19.Правовое регулирование маркетинга
- 20.Информационные жанры
- 21.Правовое регулирование трудовых правоотношений в сфере массовой коммуникации
- 27.Правовое регурирование Интрнета
- 22.Правовой статус субъектов информационных отношений
- 23.Информационные права личности
- 24.Правовое регулирование работы редакции сми
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- 25.Условия и порядок регистрации сми
- 26.Правовое регулирование Интернета
- 27.Основы современного авторского права
- 29. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- 28.Правовое регулирование доступа к информации
- 29.Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- 30.Правовое регулирование избирательной кампании
- 31.Правовое регулирование аккредитации представителей сми
- 32.Понятие о тексте. Журналистские тексты и pr-документы: общее и различное
- 33.Социальные роли и функции журналистики
- 34.Этические регуляторы в сфере информационных отношений
- 35.Защита чести, достоинства и деловой репутации: этический и правовой аспект
- 36.Экономика массмедиа
- 37.Правовое регулирование информационных отношений
- 38.Правовые нормы, гарантирующие права ребенка в Российской Федерации в информационной сфере