logo search
Правовое регулирование и этика массовых коммуни

Структура редакции газеты

Штатная единица

Обязанности

Главный редактор

Разработка концепции издания в целом и концепции отдельных номеров Контроль процесса подготовки материалов и выхода издания Работа с экспертами, подготовка аналитических материалов

Литературный редактор, корректор

Стилистическая обработка материалов Корректура текстов Подготовка текстов к верстке

Арт-директор, дизайнер

Разработка дизайн-макета издания Подбор и обработка иллюстраций Верстка издания

Журналисты

Поиск информации по заданной теме Написание статей, новостей

Структура телестудии:

Обязанности корреспондента.

Корреспондент (от французского correspondant, латинского correspondere отвечать, осведомлять) сотрудник средств массовой информации, присылающий сообщения с мест. Обеспечивает информацией и материалами событийного характера. Подготавливает и ведет телевизионные и радиорепортажи с места событий, готовит материалы нештатных авторов и сообщения участников. Редактирует авторские материалы, контролирует правильность фактических данных, работает с письмами телезрителей и радиослушателей.

Должен знать требования к художественному и информационному уровню телевизионных и радиопередач, важнейшие общественно-политические события, достижения науки, культуры, экономики в стране и в мире, технические средства и технологию создания телевизионных и радиопередач, принципы литературного редактирования, основы авторского права. Должен иметь высшее образование.

Обязанности корректора печатных сми

Корректор осуществляет вычитку отредактированных текстов с целью обеспечения графического и лексического единообразия различных элементов текста, устранения орфографических и пунктуационных ошибок, соблюдения технических правил верстки, а также исправления недостатков смыслового и стилистического характера. При чтении статей проверяет их комплектность (наличие введения, иллюстраций и т. п.), сравнивает их названия с заголовками в тексте, обеспечивает правильность написания и унификацию терминов, символов, единиц измерения, условных сокращений, единообразие обозначений в иллюстрациях и статьях. В случае обнаружения ошибок редактирует.. Устраняет неправильную разбивку статьи на абзацы, согласовывает замеченные стилистические погрешности. Дает указания верстальщику по набору дефисов, тире, многозначных чисел и т. п. При чтении опубликованных в газете статей проверяет соответствие сверстанной статьи оригиналу. Исправляет орфографические, пунктуационные и технические ошибки, допущенные при верстке. Подписывает статьи для публикации в газете.

Профессиональные обязанности коммерческого директора СМИ.

-Ценовая политика издания

-получение прибыли от продаж

-поиск средств на издание(спонсоров)

-реализация изданий

-подбор кадров

-контроль за рейтингом издания

-распределение средств полученных от спонсоров

-контроль за повышением квалификации кадров

-изучение своих конкурентов и конкурентоспособности издания

- поддержание хороших отношений с ключевыми клиентами

- заключение выгодных сделок.

-увеличение прибыли издания

-прогноз продаж издания

-контролировать работу своих сотрудников

Существует классическая структура редакции газеты, которая редко соответствует реальной, включающей, как правило, лишь некоторую ее часть.

Главным в редакции, как нетрудно догадаться, являет­ся главный редактор. Он осуществляет общее руководство процессом создания газеты в соответствии с ее концепцией: одобряет выбор тематики материалов авторами (в слу­чае необходимости дает им задания), редактирует их сти­листически и композиционно (расставляет акценты), дает рекомендации работникам техслужб (отделы дизайна и верстки). Помимо изготовления газеты главный редактор осуществляет важные «политические» контакты на уров­не первых лиц, принимает на себя ответственность за про­махи своих подчиненных... Одним словом, к главному ре­дактору сходятся все нити процесса производства газеты.

В непосредственном подчинении главного редактора находятся ответственный секретарь и редакторы (началь­ники) тематических отделов. Ответственный секретарь (функции которого иногда берет на себя главный редак­тор) занимается макетированием каждого номера — расставлением материалов по полосам, постоянных рубрик — на постоянные места, следит, чтобы были все заголовки, а «хвостов» (остатков текста, которые не помещаются в от­веденное материалу место) не было и чтобы все это соот­ветствовало графической модели издания. Журналисты подчиняются начальникам (редакторам) отделов.

В зависимости от типа издания, в редакции могут суще­ствовать разные тематические отделы (например, потреби­телей, культуры, спорта, экономики, политики и т. п.), но обязательными структурными подразделениями будут та­кие функциональные службы: рекламы, распространения, производственный отдел. На страницах многих газет и журналов, в выходных сведениях (о них шла речь в главе «Творческий конкурс»), можно увидеть структуру редак­ции, названия ее подразделений.

В совместной редакционной деятельности создание конеч­ного продукта — очередного газетного номера, предполагает «ансамбль» творческих усилий журналистов. Так, сотрудники одного отдела, взаимодействуя друг с другом, готовят материал для тематической страницы, работники секретариата занима­ются макетированием, дежурная бригада — вычиткой свежих полос и т. д. Чтобы направить эти разнородные операции в еди­ное русло, необходимо четкое согласование между участника­ми редакционного процесса.

Координирующую роль в редакционном коллективе вы­полняет, как известно, редактор, стоящий во главе журналист­ского коллектива, а также различные коллегиальные органы уп­равления (редакторат, редколлегия, редакционный совет).

В функциональной груп­пе четко проявляются субординационные (должностные) свя­зи, а права и обязанности журналистов регламентируются раз­личными нормами деятельности, принятыми в редакции.

Нормы — это основной механизм координации, упорядо­чения, поддержания, регламентации многообразных редакцион­ных отношений и взаимодействий групп и их представителей. Групповые нормы, считают теоретики, выражают объективные закономерности деятельности: обеспечивают существование, функционирование редакции, включение журналиста в редак­ционный коллектив, наконец, процесс и механизмы группового взаимодействия.

Редакционный коллектив всегда выступает как функцио­нальная группа, в которой четко соотнесены статус, роли и нор­мы.

В функциональной группе действуют следующие нормы:

— профессиональные (регламентируют творческую дея­тельность журналистов по различным показателям)

Профессиональные нормы журналистской деятельности вы­рабатываются и закрепляются в виде различных должностных инструкций и правил. Они охватывают широкий круг вопро­сов, касающихся творческой деятельности сотрудников изда­ния.

— правовые (регулируют правоотношения между участ­никами совместной деятельности)

Принципиальные основы законодательства о СМИ содержатся в Конституции РФ: свобода мысли и слова, запрет на антигу­манную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепят­ственное движение информации, запрет на цензуру (ст.29), иде­ологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст.23 и 24) и др.»[3]. В законе РФ о СМИ можно найти немало правовых норм, которые обеспечивают право работни­ков СМИ на информацию, ее сбор, оглашение и т.д.

— этические (направлены на нравственную регуляцию по­ступков журналиста во взаимоотношениях с коллегами).

Основное содержание этических принципов и норм вклю­чает ряд дополнительных требований, направленных на нрав­ственную регуляцию поступков журналиста в отношениях с коллегами.

Например, в «Декларации принципов поведения журналистов» провозглашаются сле­дующие принципы: «уважение правды и права общества знать правду; отстаивание принципа свободы при честном сборе и пуб­ликации информации и права на честный комментарий и крити­ку и т.д.

В тесном взаимодействии с функциональной группой дей­ствует группа профессиональная. Она в большей мере, чем пер­вая, склонна к изменениям. Это выражается, на наш взгляд, в процессе постоянного обновления (знаний, приемов деятельнос­ти, смене их), а также в появлении у журналистов каких-то новых мировоззренческих, политических и нравственных ориентации.

Профессиональную группу составляют, как правило, жур­налисты-единомышленники, объединенные общими интереса­ми, сходными убеждениями, а также представлениями о про­фессиональном долге.

журналистские цели можно подразделить на общие (групповые) и индивидуальные по следующим признакам:

— по идейно-политической направленности газеты, опре­деляющей ее характер, позицию и лицо;

— по ориентированности издания на читателей, с учетом их возраста, образования, профессий, интересов и т. д.;

— по личным задачам журналистов относительно общей линии редакции.

Общая цель отражает практическую связь людей в кол­лективе. Она может быть сформулирована в различных доку­ментах, манифестах, декларациях, лозунгах и т. д. Как показы­вает практика, сегодня многие издания стремятся придержи­ваться принципа свободы слова и плюрализма мнений, отстаивают собственную точку зрения и т.п.

во многих редакциях ориентируются на общественное мнение коллектива, которое формируется в процессе гласного обсуждения деятельности журналистов за определенный период. В этом смысле глас­ность — это и условия, и форма социального контроля. Основ­ными функциями гласности являются:

— информационная; смысл этой функции очевиден — жур­налисты нуждаются в информации о результатах оценки своей деятельности, о значимых событиях редакционной жизни. Ута­ивание какой-либо информации отрицательно сказывается на морально-психологическом климате редакции;

— воспитательная; обсуждение интересного опыта одного журналиста ориентирует других на повторение;

— стимулирующая; гласность повышает действенность ма­териального и морального стимулирования.

Совместная деятельность журналистов всегда подразу­мевает и наличие творческой состязательности между сотруд­никами одной редакции. При сравнимости результатов труда люди неизменно сопоставляют свои индивидуальные возмож­ности с творческим потенциалом соперников.

К еще одному виду взаимодействия журналистов в про­цессе совместной деятельности можно отнести конкурентные отношения между сотрудниками редакции. Творческие конфликты могут возникнуть между журнали­стами и в процессе выполнения ими срочных редакционных заданий.

В каждой редакции существует своя система методов управления, в которой выделяются три основных направления: организационно-административные методы, психологические методы, экономические методы. К организационно-административным относятся моделирование и планирование.

Модель издания - это выработанное в редакционном коллективе представление о содержании и организации материалов в издании. Речь идет о тематических направлениях и их соотношении в газете, еженедельнике, журнале, распределении публикаций по полосам, сочетании материалов разного типа (по характеру отражения действительности, жанру, авторства и т.д.), использовании различных способов организации текста в газете (отдельные материалы, подборки, тематические полосы и пр.).

Наконец, модель издания предполагает разработку композиции издания: типичных объемов материалов, их взаимодействия на полосе, способов макетирования и оформления издания в целом и его частей.

Основные характеристики модели могут быть зафиксированы в редакционных документах. Модель реализуется в ходе выпуска издания, она может корректироваться в связи с возникновением новых обстоятельств, но основные ее характеристики обычно устойчивы.

Номер издания - это единичное целостное выражение содержания и характера информационной деятельности издания, единство, в котором отражены черты концепции издания. Концепция издания (система основных способов осуществления его целей) находит выражение в номере благодаря двум обстоятельствам: 1) в хорошо организованной редакции существует устойчивая и постоянно работающая система требований к сотрудникам; 2) изначальные принципы организации информации осуществляются через ряд промежуточных этапов: создание взаимосвязанных редакционных планов (от годового до плана номера), разработка сетевого плана-графика, содержащего будущие характеристики номеров (объемы по тематике, тип материалов, рубрики и пр.), разработка системы рубрик и тематических полос, подборок, “газет в газете” и пр. с определенной периодичностью их появления, принятие секретариатом композиционно-графического облика издания.

В результате можно говорить о существовании в редакции издания модели номера, то есть системы представлений о том, как конкретно должен выглядеть любой номер. Модель номера предполагает, прежде всего, обязательное присутствие в номере издания структурно организованного комплекса материалов. Эту структуру характеризуют такие признаки, как: 1) тема материала, 2) знак материала (положительный, критический, проблемный), 3) характер отражения действительности (информационный, аналитический), 4) тип авторства и ряд других.

При этом в модели номера комплекс материалов рассматривается как в целом, так и в рамках каждой полосы издания. Содержательная сторона модели взаимодействует с его композиционно-графической стороной, где важны соотношения объемов материалов и способы их размещения на полосе, устойчивые элементы макета каждой из полос и пр.

В редакции существует обычно несколько моделей номера (обычного выпуска, субботней или воскресной газеты, праздничного номера, номера с расширенным объемом или иного формата). Модель номера призвана закрепить при выпуске издания преемственность и последовательность деятельности редакционных коллективов, устойчивость социально-коммуникативных связей с аудиторией.

Следует помнить цепочку: концепция издания - модель издания - “лицо” издания (особенности его задач, его традиции и место в системе СМИ и в обществе) - модель номера - “лицо” номера.

Разумеется, кроме моделирования номера издания, можно говорить о более масштабном моделировании самого издания, разработки его концепции и “лица”, о моделировании редакции и ее структуры, о модели работы редакции, о модели процесса выпуска номера (графика выпуска, сетевой график - модель работы редакции издания и в то же время модель номеров газеты).

Моделирование номера идет по 3 направлениям: 1) содержательно-тематическая модель, 2) композиционная модель (строится на основе содержательно-тематической, определяет размещение материалов по дням, по номерам, по полосам), 3) графическая модель (особенности дизайна, шрифт и др.). На основе разработанной модели осуществляется планирование.