logo
Правовое регулирование и этика массовых коммуни

15. Классификация информации с правовой точки зрения

Понятие и виды отношений по поводу информации как объекта правового регулирования. Понятие о документированной информации. Информация как объект частного и публичного права.

Информация с точки зрения ее доступности. Информация общедоступная. Социально значимая информация и ответственность за ее незаконное сокрытие. Экономическая информация, не подлежащая сокрытию от общественности.

Информация ограниченного доступа. Виды конфиденциальной информации. Виды информации, являющейся объектом гражданских прав, и ее правое регулирование.

Законодательное регулирование доступа к информации. Ответственность за разглашение информации ограниченного доступа.

Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare — придавать форму) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам.

Для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих её рецепторов.

Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.

Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.

Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

По форме представления

По форме представления информация делится на следующие виды.

Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков.

Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.

Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

Личная — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

промышленности

материальным ресурсам

агропромышленному комплексу

связи

транспорту

капитальному строительству

Общедоступная информация Согласно законодательству РФ:

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Социальная информация - это обозначение содержания сигналов извне, побуждающих субъекта к социальному действию.

Cоциально значимой информации, представляющей собою более широкое понятие (то есть, если какая-то информация является для кого-то социальной, то можно утверждать, что она для этого субъекта социально значима, в то время как обратное верно не всегда). Социально значимая информация служит, в основном, целям ориентации в окружающей действительности, а социальная - целям социального творчества. В определенном смысле социальная информация - альфа и омега истории человеческой цивилизации.

Экономическая информация, информация об экономических отношениях и процессах обществ. воспроизводства. Используется в системе управления народным хозяйством наряду с другими видами информации (например, технической, отражающей взаимосвязи между вещественными элементами производства). Знания, сведения, входящие в Экономическая информация, с точки зрения воспринимающих их субъектов содержат информацию лишь в той мере, в какой они новы и полезны для решения каких-либо задач.

В зависимости от содержания Экономическая информация может классифицироваться: а) по фазам и процессам воспроизводства - информация о производстве, распределении, обмене, потреблении; б) по элементам (факторам) воспроизводства - информация о населении и трудовых ресурсах, природных ресурсах, продукции и услугах, денежных средствах и т.д.; в) по отображаемым структурным единицам - отраслям нар. хозяйства, экономическим районам, предприятиям и организациям и т.п. Важное значение имеет деление Экономическая информация по принадлежности той или иной функции управления: различают плановую Экономическая информация, вырабатываемую в процессе планирования; учётно-статистическую, которая порождается функциями учёта и анализа; нормативную; контрольную, прогнозную и т.п.

Информация ограниченного доступа - информация, доступ r которой ограничен федеральными законами.

Впервые понятие информации находящейся в ограниченном обороте введено в ФЗ о кредитных историях 2005 года. По нему ст. 7 говорит что это совокупность информации находящейся в титульной, основной и дополнительной частях кредитной истории является ограниченного доступа. Признаки позволяющие выделить информацию находящуюся в ограниченном обороте. 1) информация не являющаяся гос. тайной изъятие ее из оборота направленно на защиту безопасности государства и обеспечение и защиту прав и свобод граждан. 2) содержащиеся в информации сведения могут нанести ущерб обладателю этих сведений 3)принимаются меры по охране и защите информации. Коммерческая тайна. Закон о коммерческой тайне принят 29 июня 2004 года. До этого было постановление правительства РСФСР 5 дек. 1991 года называлось о перечни сведений ком. Тайны. ГК давал определение служебной и коммерческой тайны. В закон 2004 года в основу определения понятия ком. Тайны положен принцип действия возможности получения коммерческой прибыли от данной деятельности. В закон о милиции и в ведомственные нормативные акты введено понятие аудиторской деятельности. Постановлением правительства в 2002 году утверждается федеральные правила аудиторской деятельности. ФЗ о банках и банковской деятельности 1990 года. Предоставление сведений относящихся к банковской и аудиторской тайне осуществляется только в определенных законом случаях и на установленном законном основании и только указанному кругу должностных лиц.

Конфиденциальная информация - информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством страны и уровнем доступа к информационному ресурсу. Конфиденциальная информация становится доступной или раскрытой только санкционированным лицам, объектам или процессам.

Российское законодательство выделяет несколько видов конфиденциальной информации – государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, врачебная (медицинская) тайна, нотариальная тайна, аудиторская тайна, адвокатская тайна, банковская тайна, налоговая тайна, личная и семейная тайна, тайна усыновления, тайна совещания судей, тайна следствия и судопроизводства, тайна страхования и т. д. По мнению В. А. Коломийца, в настоящее время в нормативных правовых актах различных уровней упоминается около 50 видов конфиденциальной информации.

Служебная и коммерческая тайны. Тайны, связанные с правом на неприкосновенность личной жизни: персональные данные; личная и семейная тайны; тайна записи актов гражданского состояния; медицинская тайна; тайна вероисповедания. Профессиональные тайны:

Виды информации, являющейся объектом гражданских прав, и ее правое регулирование (авторское право, патентное право).

Законодательное регулирование доступа к информации ограниченного доступа: федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О государственной тайне». «О коммерческой тайне», «О персональных данных».

Ответственность за разглашение информации ограниченного доступа.

Значение информации в жизни и деятельности каждого современного человека общеизвестно. Также известно, насколько велика роль информации для успешного решения конкретной задачи, для достижения поставленных целей. Найти точный ответ на решаемый вопрос, избежать ошибок в принятии решений лучше удается тому, кто четко ориентируется в информационном пространстве, кто при необходимости имеет возможность легко и своевременно получить интересующие его сведения.