logo
Правовое регулирование и этика массовых коммуни

6. Законодательное поле рекламной деятельности в России

Правовое поле рекламной деятельности в России: Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Европейская Конвенция о трансграничном телевидении. Ответственность за нарушение федерального закона «О рекламе».

Правовая характеристика скрытой рекламы. Особенности регулирования спонсорской рекламы. «Продакт плейсмент»: вопросы регламентации.

С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон №38-ФЗ, ранее действовал Федеральный закон №108-ФЗ.

В законе прослеживается тенденция к постепенному сокращению рекламы.

Документ регламентирует общие требования к рекламе, способы ее распространения, ограничивает рекламу отдельных видов товаров, а также определяет основы саморегулирования и госконтроля в этой сфере, кроме того, уточняет ряд понятий, содержащихся в Федеральном законе №108-ФЗ.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Целями принятия Федерального закона №38-ФЗ являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Действующая с 1993 года Европейская конвенция по трансграничному телевидению содействует трансграничной трансляции телевизионных программ и гарантирует свободу приёма и ретрансляции таких программ на территории государств, ее подписавших. Для достижения этой цели Конвенция обеспечивает соблюдение государствами-участниками минимума основных принципов, касающихся содержания программ и рекламы, также предусматривающих право на трансляцию аналитических материалов и спонсорство. В 1998 г. Комитет Министров принял Дополнительный протокол к конвенции в целях достижения единообразия в подходе к сфере телевидения между данной конвенцией и пересмотренной директивой ЕС под названием «Телевидение без границ».

Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Первая область отношений, регулируемых данным законом в информационной сфере, определена ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, где закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Вторая область отношений, регулируемых данным законом, ограничивается применением информационных технологий. Исходя из ст. 2 данного закона, где под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, и ст. 12 закона, определяющей границы государственного регулирования в сфере применения информационных технологий, указанная область включает следующие отношения:

Третья область отношений, регулируемых данным законом в информационной сфере, связана с обеспечением защиты информации, что согласно ст. 16 этого же закона включает принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

2. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

3. В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

4. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

6. Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, частью 4 статьи 10статьей 12, частями 1 и 3 статьи 21, частями 1 и 3 статьи 22, частями 1 и 3 статьи 23, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.

7. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, частями 9 и 10 статьи 5, статьями 791214 - 18, частями 2 - 6 статьи 20, частями 2 - 4 статьи 21, частями 2 - 4 статьи 22, частями 2 - 4 статьи 23, частями 7, 8 и 11 статьи 24, частями 1 - 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8 и 11 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 18-ФЗ)

8. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

9. Суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет - 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, - 60 процентов.

10. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Скрытая реклама – это уникальная технология управления массовым созна­нием и покупательским поведением. Это технология мгно­венной раскрутки брендов при помощи художественных произведений. 

Статья 10 закона «О рекламе» гласит: «Использование в радио-, теле-, видео-, аудио - и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускается». В результате проекты не реализуются в том виде, в котором они назрели к реализации и в котором могли бы быть реализованы законодательством.

Сегодня практически каждый телепроект имеет спонсоров. Особой популярностью пользуется спонсорство прогнозов погоды, утренних радиошоу, вечерних телепередач развлекательного характера, сериалов, а также трансляций спортивных и культурных мероприятий. Заинтересованность спонсора в создании и производстве контента заключается не только в том, чтобы повысить степень известности своей компании и сформировать благоприятный имидж у телезрителей и радиослушателей, но также и в возможности минимизировать налоги.

Основная проблема правового регулирования института спонсорства на радио и ТВ заключается в отсутствии единого подхода к его квалификации. Например, теоретики рекламы (а вслед за ними и многие практики) часто относят спонсорство к мероприятиям «паблик рилейшенз» (PR), основная задача которых – «создание организации-рекламодателю высокого престижа, благоприятного образа, положительной оценки и доверия общественности к ее продукции». Сегодня многие рекламные агентства предлагают потенциальным покупателям так называемый «спонсорский пакет», включающий в себя целую совокупность мероприятий, многие их которых не имеют никакого отношения к спонсорству. При этом действующий Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 г., № 38-ФЗ однозначно относит институт спонсорства к рекламе, а не к мероприятиям «паблик рилейшенз». Справедливо высказывание: «В российской практике относительно спонсорства нередко бытуют две крайности. Одна крайность – когда начисто упускается из виду необходимость общности интересов и к спонсору идут, фактически как к меценату: просить у него средства на решение некоммерческих или даже собственных проблем. <…> Другая крайность – когда бизнес под видом спонсорства производит примитивную покупку рекламных и других услуг».

Ст. 3 ФЗ «О рекламе» определяет спонсора как лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности, а спонсорскую рекламу как распространяемую на условии обязательного упоминания в ней определенного лица как спонсора.

Product Placement (рас. продакт плэйсмент) — метод полускрытого размещения рекламы в художественных произведениях (книги, кино, спектакли и т. п.). На практике продакт плейсмент в России уже развился в полноценную, самостоятельную индустрию. Однако до сих пор одна из главных проблем применения продакт плейсмент связана с отсутствием четкой регламентации этого явления в законодательстве. Единственная норма, касающаяся регулирования продакт плейсмент, вносит еще большую путаницу в его применение. Согласно п.9 ч.2 ст. 2 ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 февраля 2006 г.), этот закон не распространяется на «упоминание о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера». Данное положение исключает возможность регулирования продакт плейсмент рекламным законодательством. По мнению исследователя П. Киселевой, теоретически «в отсутствие четких указаний в Законе о рекламе проекты с продакт плейсмент могут быть рассмотрены ФАС. Но в административной практике антимонопольной службы пока нет адекватных прецедентов, связанных с продакт плейсментом». Соответственно, вопросы о правовых границах использования продакт плейсмент остаются открытыми.