logo
Правовое регулирование и этика массовых коммуни

23.Информационные права личности

Информационные потребности личности и возможности их реализации в современном мире. Внешняя и внешняя стороны информационной свободы личности.

Основания и механизмы ограничения свободы слова и печати. Гарантии неприкосновенности частной жизни. Персональные данные. Законодательное разрешение противоречия между свободой слова и защитой интересов личности и общества. Защита общественных интересов. Личная жизнь публичных фигур. Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство. Пределы ограничения свободы массовой информации, свободы слова и выражения мнений в правовом государстве.

Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

Информационное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с информацией (вполне классическое нормативистское определение, ничего впрочем не характеризующее кроме позиции, которой придерживается его автор).

У человека есть прав информационной свободы::

1. Право на индивидуализацию;

2. Право на дачу согласия на сбор, хранение и использование материалов о частной жизни;

3. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;

4. Право на защиту чести и достоинства.

Соотношение правовых отраслей

Отрасли права можно разделить на две большие группы - классические или "гомогенные" (это, например, уголовное, гражданское, конституционное право) и комплексные или интегральные. Точнее речь идет о двух, одновременно существующих, способах классификации всего нормативного пласта. Информационное право носит интегральный характер, так как состоит из норм, относящихся к классическим отраслям, объединенных спецификой объекта своего воздействия - информационных отношений.

По всей видимости, мы имеем право говорить и об обратном процессе, когда нормы информационного права используются в других отраслях. Например, положение о свободе мысли и слова, встречающееся в Конституции Российской Федерации, вполне могло изначально появиться в информационном праве и лишь потом быть инкорпорировано в конституционное.

На замечание о том, что информационному праву от силы лет 15-20 можно ответить следующее. Для человека любое явление существует лишь постольку, поскольку оно нашло свое место в иерархии понятий, описывающих окружающую (человека/разум etc.) действительность. Поэтому, если само понятие информационного права появилось относительно недавно, это не является исчерпывающим доказательством того, что обозначаемого им явления не существовало ранее. Впрочем, такой подход вполне справедливый в естественных науках, может оказаться неверен в социальных. Ведь "социальная действительность" часто (а может быть всегда?) существует лишь в сознании людей, а право вообще есть одна большая фикция, состоящая из многих малых.

Источники права

Нормы права содержатся в документах разного происхождения и разной юридической силы. Это международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, законы, подзаконные акты, нормативные акты субъектов федерации и т.д. Кроме того важное значение для понимания смысла правовых норм имеют уже принятые правоприменительные акты, в первую очередь судебные решения. Хотя согласно общепринятой точке зрения они не являются источниками права (кроме решений Конституционного суда), не стоит недооценивать их влияние на правоприменительный процесс.

Изучающим российское информационное право повезло - по ряду причин, степень объективности которых не вполне понятна, мы оказались среди стран-лидеров по объему информационного законодательства. Впрочем скудная правоприменительная практика (попросту говоря - небольшое количество судебных решений - не считая отдельных категорий, вроде дел о клевете, защите чести и достоинства) свидетельствует о том, что информация пока не стала играть в обществе/экономике достаточно значимую роль.

Minimum minimorum, с которым необходимо ознакомиться в процессе изучения информационного права, представлен федеральными нормативными актами - конституцией, законами, указами президента, постановлениями правительства. Небесполезно обратиться и к текстам международных конвенций, несмотря на то что в нашей стране пока не сложилась соответствующая развитая правовая традиция.

Приведенные ниже документы представлены их последними ныне действующими версиями. Составитель предпринимает усилия по внесению необходимых изменений и дополнений, однако необходимо заметить, что абсолютную гарантию полноты и актуальности нормативных документов может обеспечить лишь доступ к "Собранию законодательства Российской Федерации". Курсив, жирный шрифт, цвет в текстах документов - авторские.

Правовая основа

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Последние имеют приоритет перед законами (но не перед Конституцией, вопрос о соотношении юридической силы КРФ и норм международного права остается открытым).

Законы

Российские законы могут называться по-разному. По Конституции Российской Федерации 1993 года они делятся на две категории - "федеральные конституционные законы" и "федеральные законы", хотя это разделение по ее тексту не всегда прослеживается достаточно четко. Различие же между "федеральным (конституционным) законом" и "законом Российской Федерации" заключается в дате принятия - законы, принятые до вступления в силу новой Конституции, продолжают именоваться законами Российской Федерации. К слову сказать, до сих пор действуют некоторые законы РСФСР, например, Гражданский и Уголовный процессуальные кодексы, и даже СССР - так продолжают применяться отдельные нормы Основ гражданского законодательства СССР 1991 года. Некоторые законы традиционно продолжают именоваться кодексами.

Кодексы имеют общеправовое значение. Уголовный кодекс РФ является, строго говоря, единственным уголовным законом. Гражданский Кодекс является основным законом, содержащим нормы гражданского права. Все другие законы, более детально регулирующие отдельные вопросы гражданско-правовых отношений, не должны противоречить ГК РФ, иначе применяются нормы Кодекса.

Уникальной особенностью российской правовой системы является наличие в ней законов, содержащих информационное право в чистом виде. Обусловлено это, скорее всего, теми субъективными причинами, которые влияют на законодательный процесс в нашей стране (кто пишет законы, на чьи деньги и т.д.)

Существует большое количество законов, регулирующих разные стороны (по сути) информационной деятельности применительно к конкретным явлениям.

Информационная потребность - потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.

4 основных вида нарушения права на тайну: