logo
Правовое регулирование и этика массовых коммуни

5. Сми в структуре общества

О дной из предшественниц журналистики была риторика (часто это слово употребляется как синоним ораторского искусства). В трудах тех, кто учил риторике, содержались нормативы, отражавшие представления общества о компонентах ораторского мастерства. «Риторическая ветвь» происхождения журналистики имела еще одну характеристику, которая в дальнейшем станет общей и для искусства устного, и для искусства письменного слова: индивидуальность автора. Публично выступавший человек, как правило, был яркой личностью, обладал незаурядным жизненным опытом; ему были присущи слабости, но одновременно он оказывался способным и на гражданский подвиг; он мог претендовать на признание, почет, славу, но вместе с тем был обязан достойно встретить поражение в благородном состязании с сильнейшим. Обусловленный историческим временем, географическими и социокультурными обстоятельствами идеал оратора (ритора), однако, не предполагал жестко одинаковой модели мастера слова, унифицированности творческого почерка. Если риторика обогатила журналистику стремлением автора выразить свое мнение, то историография дала прессе уроки честности в освещении фактов (хотя римляне признавали, что историографу не вредно украшать свой труд цветами красноречия). Кроме того, журналистика вобрала в себя потоки деятельности хотя и далекой от творческих взлетов, но способствующей информационному обмену в обществе. Постепенное расширение информационно-коммуникационной нагрузки письменного слова, увеличение числа людей, посвятивших себя созданию хроникально-документальной литературы, мемуаров, появление тех, кто сделал частную переписку предметом общественного интереса, а также тех, кто стал специализироваться на сборе новостей, – все это готовило возникновение журналистики как определенного социокультурного феномена, как вида общественного служения и особой профессиональной деятельности. Этому же способствовало развитие публицистики, унаследовавшей не только политизированность риторики, но и богатейший арсенал ее выразительных средств.

Профессия – журналист

Журналистика как профессия. Журналистская профессия среди других творческих профессий. Журналистская профессия в обществе.

Особенности и характер профессии. Общественная и личностная доминанта журналиста. Политическая культура журналиста. Социальный и должностной статус журналиста. Документы, определяющие права и обязанности журналиста.

Профессионально-квалификационные требования к журналисту. Социально-демографическая структура. Психологическая структура личности. Особенности умственных процессов. Гражданские и нравственные качества. Профессиональная структура личности. Самоопределение журналиста в редакционном коллективе и журналистская специализация.

На заре журналистики был распро­странен "деятельностный синкретизм", когда журналист совме­щал в себе редактора, издателя, публициста, организатора, сек­ретаря редакции. С раз­витием средств массовой информации, с обогащением их функций, вовлечением в журналистику значительного числа людей разных специальностей, с качественными переменами в производственно-технической сфере, с усложнением соци­альных связей журналистики с обществом такой "деятельност­ный синкретизм" перестал существовать и был заменен разде­лением и кооперацией в рамках единой журналистской дея­тельности».

Редакционная деятельность журналиста обусловлена теми функциональными и профессиональными требованиями, кото­рые ему предъявляются в процессе его работы. С функцио­нальной точки зрения журналист может выполнять различные роли и обязанности: хроникера, репортера, корреспондента, обозревателя и т. д. При этом нормы и правила редакционной деятельности вырабатываются и поддерживаются функциональ­ной группой, которая, выделяя те или иные элементы редакци­онной работы и устанавливая связь между ними, в конечном итоге рождает целостную систему операций по производству журналистской информации. Действия журналиста внутри фор­мальной структуры редакции (имеются в виду отделы и подраз­деления) носят взаимозависимый характер и направлены на выполнение общей функции издания. В функциональной груп­пе четко проявляются субординационные (должностные) свя­зи, а права и обязанности журналистов регламентируются раз­личными нормами деятельности, принятыми в редакции.

Нормы — это основной механизм координации, упорядо­чения, поддержания, регламентации многообразных редакцион­ных отношений и взаимодействий групп и их представителей. Групповые нормы, считают теоретики, выражают объективные закономерности деятельности: обеспечивают существование, функционирование редакции, включение журналиста в редак­ционный коллектив, наконец, процесс и механизмы группового взаимодействия.

Редакционный коллектив всегда выступает как функцио­нальная группа, в которой четко соотнесены статус, роли и нор­мы. Под статусом мы понимаем позицию члена группы в иерар­хии властных отношений, которые регулируются должностны­ми инструкциями, директивными признаками и поручениями.

Сегодня во многих редакционных коллективах професси­ональные взаимоотношения журналистов регулируются на ос­нове законодательства о СМИ различными инструкциями, при­казами, уставами и т. д., которые, как правило, охватывают широкий круг вопросов, касающихся творческой деятельности сотрудников издания.

Профессиональные качества журналиста.

Качества, которые должны быть присущи журналисту, можно условно разделить на четыре группы:

1. Социально-гражданские (социальная ответственность, принципиальность, объективность в оценке, умение отстаивать истину и т. п.).

2. Морально-этические (честность, отзывчивость, чуткость, скромность).

3. Чисто профессиональные (коммуникабельность, литературные способности, компетентность, умение работать при физических и нервных перегрузках и т. п.).

4. Психологические (особенности темперамента, характера, памяти, мышления, воображения и т. п.).

Из личных качеств можно выделить следующие:

1. Любознательность. 2. Инициативность. 3. Организаторские способности. 4. Аналитические способности. 5. Находчивость. 6. Оперативность и быстрота реакции.

7. Сильная воля. 8. Начитанность, эрудиция, широкий кругозор. 9. Хорошо развитый интеллект. 10. Трудолюбие, дисциплинированность, организованность. 11. Обязательность, ответственность, чувство долга. 12. Гражданская, социальная ответственность. 13. Смелость, принципиальность, умение отстаивать СВОИ ВЗГЛЯДЫ. 14. Настойчивость, целеустремленность. 15. Умение общаться с людьми, коммуникабельность. 16. Развитое воображение, способность к образному, ассоциативному мышлению. 17. Наблюдательность, острота восприятия, способность четко ориентироваться в окружающей обстановке. 18. Корректность, выдержка, такт, высокая культура поведения. 19. Психологическая устойчивость. 20. Хорошая память. 21. Неприхотливость, способность работать в любых условиях. 22. Выносливость, крепкое здоровье. 23. Доброта, способность понимать, сопереживать (Многие "исповеди", услышанные журналистами и рассказанные затем читателям, появились только потому, что люди верили журналисту, не сомневались в его порядочности, добрых намерениях.) 24. Искренность и честность. 25. Скромность. 26. Литературные способности, свободное владение языком, речью.

Структура редакции СМИ

Структура телестудии

ТВ структура - комплекс технических средств, обеспечивающих процессы, лежащие в основе передачи и приема информации.

Основные части системы ТВ: телецентр - передающая сеть - приемная сеть. В зависимости от технического выполнения телепередачи выделяют комплексы производственнно-технического обеспечения студийных и внестудийных передач.

Студийные передачи используют в качестве основного места проведения АСБ (аппаратно-студийный блок), основное оборудование: камеры, светотехническое и звукотехническое оборудование. АСБ - аппаратно-студийный блок. В студии - 2-6 камер, свето- и звукотехническое оборудование. Камеры - для преобразования элементарных световых потоков в электрические сигналы.

Пульт видеорежиссера - творческий процесс формирования телепередач. Коммутацию источников изображения осуществляет ассистент с 9 микшерными потенциометрами, за каждым м.п. закреплено по видеоконтрольному устройству. На трех из них - студийные камерные каналы, на остальных - другие источники сигнала: видеомагнитофоны, телекинопроекторы. Здесь же пульт звукорежиссера, магнитофоны, громкоговорители.

Синхрогенератор - чтобы воспроизведение было синхронным и синфазным, синхрогенератор вырабатывает синхронизирующие и гасящие импульсы.

С пульта видеоинженера производится контроль и управление работой датчиков сигнала и их настройки. Переход на резервные комплекты оборудования и координация действия технического персонала в студию Для визуального контроля - видеоконтроль устройства.

В телецентр входит: камера со светотехническим и звукотехническим оборудованием. Предварительно видеосигнал поступает по кабелю в техническую аппаратную и в режиссерскую для контроля и обработки.

Основное оборудование телестудии.

Заглянем в павильон студии телевидения. Три стены па­вильона — глухие, без окон, в четвертой стене, примерно на половине ее высоты, прорезано большое, почти во всю длину стены, окно. Там, за окном — аппаратная. Пол павильона иде­ально гладкий; телевизионная камера катится прямо по полу, у нее особый штатив — на пневматических шинах. От каждой камеры (а их может быть от двух до пяти) тянется по полу тол­стый кабель и уходит куда-то в стену. Непременные принад­лежности павильона — осветительные приборы и маленькая тележка, с установленным на ней «журавлем» — длинным ры­чагом, на конце которого висит микрофон. Телестудия Создана в 1983 году.Структура телестудии: заведущий телестудией видеоинженер видеоинженер телеоператор звукооператор Телестудия решает следующие задачи: 1. Воспитательно-образовательные: съемка учебных материалов показ учебных материалов съемка научно-практических конференций и семинаров съемка и демонстрация видеороликов рофилактического направления ("здоровье", "В XXI век без Спида и наркотиков") съемка и демонстрация видеороликов воспитательного направления ("О культуре речи", "О культуре поведения", "О вреде урения", "Берегите мебель" и т.д.) Информационный канал (объявления, поздравления, информация и т.п.) Создание архива видеозаписей 2. Развлекательные: звуковое оформление мероприятий написание фонограмм съемки мероприятий показ видеороликов музыкальные поздравления к праздникам создание фонотеки видео и аудиозаписей.Ведущий новостей заменил в этой роли диктора вовсе не для того, чтобы изрекать собственное мнение и поучать зрителей. По сути, журналист делает то же, что и диктор: читает строчки, бегущие по телесуфлеру. Но зрителю передает чувство, что этот человек понимает, что читает.Высочайший профессионализм ведущего – это его интеллигентность, телевизионный талант, его эрудиция, умение «сохранить лицо» в любых ситуациях, давать зрителям уверенность в том, что они получают самую достоверную, самую объективную информацию.Таким образом, в общей роли ведущего выпуска можно выделить одно лицо - ведущего и множество «поддерживающих» его в прямом и переносном смысле слова лиц. Это может либо подкреплять атмосферу выпуска, либо плохо согласовываться с заявленным в его начале тоном (наличие общих мест в сообщениях, заурядность репортажей, ошибки, сбивчивость и т.д.). Но во всех случаях качество информационной передачи «на выходе», в первую очередь, зависит от того, насколько умело ведет свою партию телеведущий в условном разыгрывании ролей.

Структура журнальной редакции

1. Структура редакционного коллектива

2. Звено управления :

· главный редактор

· заместитель редактора

· редакционная коллегия

· секретариат редакции

  1. Звено исполнения :

· отдел редакции

· корреспонденты

· обозреватель

· специальный корреспондент

· собственный корреспондент

4. Технические службы редакции

5. Коммерческие службы редакции

6. Выпуск бумажного периодического издания

7. Выпуск электронного периодического издания