37.Правовое регулирование информационных отношений
Понятие о публичном и частном праве. Информационные отношения, подлежащие правовому регулированию: сбор информации, ее обработка, распространение, передача и многие другие виды операций с информацией. Информационное право и право СМИ.
Международные правовые нормы. Структура и состав современного информационного законодательства Российской Федерации. Понятие массово-информационного права. Право СМИ. Возникновение права СМИ, этапы развития информационного законодательства в СССР и Российской Федерации. Конституционное регулирование информационных отношений в Российской Федерации. Структурообразующий характер федеральных законов «О средствах массовой информации» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Соотношение правовых, корпоративных и этических норм.
Во-первых, международные организации создаются для объединения государств на основе принципов и правил, которые они разделяют. Во-вторых, во всех их документах говорится о праве распространять идеи и информацию независимо от государственных границ, т.е. согласно этим соглашениям государства не должны ограничивать поток информации как внутрь страны, так и за её пределы. Именно поэтому подобные вопросы регулируются межгосударственными соглашениями.
Первым по времени принятия и по значению документом является Всеобщая декларация прав человека, провозглашённая Объединенными Нациями в 1948 году. В статье 19 Декларации передаётся суть свободы информации, В ней говорится: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное их выражение; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию любыми средствами, независимо от государственных границ».
Международный пакт о гражданских и политических правах был принят в 1966 году Генеральной Ассамблеей ООН. В нём также есть своя статья 19 о свободе информации, но в ней появляются новые элементы, более подробно, чем во Всеобщей декларации прав человека, объясняющие содержание свободы информации. Появление новых элементов было вызвано тем, что одни государства начали обвинять другие государства в том, что те не позволяют своим гражданам свободно получать и распространять информацию. В ответ последние подняли перед оппонентом вопрос о правомерности защиты своих граждан от пропаганды войны, фашизма, насилия и т.п. Для определения ограничений на свободу информации статья 19 Международного пакта была сформулирована уже более подробно. И хотя в ней тоже сказано, что каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право получать и распространять всякого рода информацию и идеи в любой форме (устно, письменно и т.п.), однако здесь же говорится и о том, что пользование этими правами налагает на человека особые обязанности и особую ответственность. Эта особая ответственность заключается в том, что пользование правом на свободу информации может быть ограничено. Но это ограничение должно быть зафиксировано в национальном законе и быть необходимым:
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Кроме того, статья 20 того же Пакта позволяет государству запретить в своих законах пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию над людьми.
Фактически статьи 19 и 20 не разрешают произвольно ограничивать свободу информации, приняв любой нормативный акт – указ президента, постановление правительства, приказ министра обороны и т.д. Ограничение обязательно должно быть записано в законе, гласно обсуждаемом и демократически принимаемом парламентом.
Статья 19 позволяет ограничивать свободу слова и мнений только в двух случаях. Первый связан с защитой прав и репутации человека, т.е., пользуясь правом на распространение информации, нельзя безнаказанно оскорблять других лиц. Второй случай касается охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Свобода самовыражения не даёт права на публикацию государственных секретов, не боясь обвинений, например, в шпионаже; возможность публиковать, предположим, призывы к гражданам Москвы собраться с целью штурмовать стены Кремля, вероятно, будет ограничена; скорее всего, будет наказана и попытка опубликовать в газете рецепт производства наркотиков в домашних условиях или распространять порнографию среди детей. Государство может ограничить такое право, заботясь о здоровье и нравственности населения.
Граждане (в том числе России) вправе использовать правовую помощь Комитета по правам человека ООН (созданного на основании Факультативного протокола от 16 декабря 1966 года к Международному пакту) для пересмотра решений и приговоров, нарушающих, с их точки зрения, положения этого Пакта. Мнения Комитета хотя и принимаются во внимание, но не являются обязательными для судебных, прокурорских, следственных и других государственных органов РФ.
Третий документ, который нужно знать журналисту, – это Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Этот документ является основным законом для государств – членов Совета Европы. В Совет Европы входят все государства Европы, за исключением Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Югославии и Монако. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод ратифицирована Россией и вступила в силу для нее 5 мая 1998 г. Россия приняла на себя обязательства защищать права, установленные Конвенцией, в том числе право на свободу выражения и информации. Конвенция имеет силу основного закона для судебного органа, который называется Европейский Суд по правам человека (ЕСГТЧ). Российская Федерация признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (который функционирует на основании части 2 Конвенции) обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда такое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации. То есть Россия признала применимость внутри страны прецедентного права ЕСПЧ.
Статья 10 («Свобода выражения мнения») Европейской конвенции гласит:
«1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определёнными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия»
Как видим, свобода информации, идей и мнений может быть ограничена и в соответствии с Европейской конвенцией. Более того, список ограничений в ней даже шире, чем в Международном пакте о гражданских и политических правах. При этом особое внимание необходимо обратить на то, что указанные ограничения свободы, перечисленные в части 2 Конвенции, могут происходить только в случаях, если это:
а) предусмотрено в национальном законе и
б) обосновано необходимостью развития демократии в обществе.
Таким образом, даже если законы государства ограничивают эти свободы, власти должны доказать, что сделано это в интересах демократии.
Нормы Европейской конвенции трактуются решениями Европейского Суда по правам человека, которые создают базу прецедентов для всех государств-участников. Разумеется, решение Суда обязаны выполнять только стороны по спору. Но и для других государств-участников подход в правоприменении и выводы по применению и толкованию норм Конвенции должны служить ориентиром в основных принципах разрешения споров в аналогичных правоотношениях. [ Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики]
Структура и состав современного информационного законодательства Российской Федерации.
Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:
информационно-правовые нормы международных актов;
информационно-правовые нормы Конституции РФ;
нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;
информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.
Структура информационного законодательства отражает как его реальное состояние, так и соображения по развитию этого законодательства в направлении постепенного перехода к кодифицированному акту в информационной сфере — Информационному кодексу РФ.
Эту структуру можно представить следующим образом:
1. Информационно-правовые нормы международных актов.
2. Конституция Российской Федерации (конституционные информационно-правовые нормы).
3. Акты отрасли информационного законодательства:
Общая часть
законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;
законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);
законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);
законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;
законодательство об информационной безопасности;
Особенная часть
законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);
законодательство о средствах массовой информации;
законодательство о библиотечном деле;
законодательство об архивном фонде и архивах;
законодательство о государственной тайне;
законодательство о коммерческой тайне;
законодательство о персональных данных.
Отрасли законодательства РФ, акты которых включают (или должны включать) отдельные информационно-правовые нормы:
конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственных структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации); гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения) (в стадии формирования);
законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей осуществления предпринимательства в сетях) (в стадии формирования);
законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях) (в стадии формирования);
законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность). [ Информационное право. Копылов В.А]
Понятие массово-информационного права
Отрасль массово-информационного права стала возникать с появлением законов и иных нормативных актов, посвященных соответствующим отношениям. Эти акты обладают определённой спецификой, не позволяющей с полной уверенностью включить их в состав уже существующих отраслей права. Иерархически среди них выделяется главный закон, в соответствии с которым должны издаваться остальные акты, регулирующие данную сферу деятельности. Это – Закон РФ «О средствах массовой информации».
Здесь необходимо провести грань между массово-информационным правом и информационным правом. Последнее также оформилось в отрасль права. Однако информационное право регулирует вопросы создания и использования информационных ресурсов и технологий, прав субъектов, вступающих в информационные отношения в самом широком смысле этого слова. Основным в соответствующей здесь системе законодательства является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».
Обособление массовой информации как информации особого рода проводится и в Конституции РФ. В ней говорится как о праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, так и о свободе массовой информации. Таким образом, свобода информации и свобода массовой информации обособлены.
Законодательство о массовой информации и о СМИ насчитывает примерно двадцать федеральных законов, десятки законов субъектов федерации, многочисленные указы Президента РФ, постановления Правительства и других органов государственной власти. Особая роль правонарушений с применением СМИ определяется в Гражданском и других кодексах. В них сформулирован ряд новых для права понятий, таких, как свобода массовой информации, массовая информация, средство массовой информации, редакция средства массовой информации, главный редактор, журналист, издатель, распространитель продукции средства массовой информации, регистрация СМИ и т.д. Здесь определены такие принципы, как недопустимость цензуры, возможность ограничения свободы массовой информации только законодательством о СМИ, недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Происходит дифференциация правового регулирования отношений в зависимости от их специфики и особенностей участвующих в них субъектов права. Особое правовое регулирование получает деятельность печатных СМИ, приближается принятие закона, регулирующего деятельность исключительно аудиовизуальных СМИ. [ Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики]
Право СМИ
В конституционном праве записаны основные права и свободы граждан, в том числе право на получение и распространение информации, что имеет непосредственное отношение к журналистам. В уголовном праве зафиксированы преступления, направленные на воспрепятствование деятельности журналистов, и предусмотрено наказание за них. В гражданском праве говорится о специфике распространения сведений, ущемляющих честь и достоинство. В трудовом праве также существуют нормы, касающиеся журналистов. Избирательное право регламентирует такое направление деятельности СМИ, как участие журналистов в предвыборной кампании и в кампании по проведению референдума. Следовательно, существует возможность объединения всех этих и других норм в особую отрасль права – права средств массовой информации. [ Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики]
Возникновение права СМИ, этапы развития информационного законодательства в СССР и Российской Федерации.
Само законодательство об информации развивалось в нашей правовой системе, прежде всего, как законодательство о средствах массовой информации. Первыми законами, регулирующими отношения в области информации, были: Закон СССР “О печати других средствах массовой информации”, принятый 12 июня 1990 г. Верховным Советом СССР, и Закон РФ “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 г. Федеральный закон РФ “Об информации, информатизации и защите информации”, который в настоящее время является “головным законом” в системе законодательства об информации, информатизации и защите информации, был принят только в 1995 году. [ Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики]
Конституционное регулирование информационных отношений в Российской Федерации. Основной состав информационно-правовых норм Конституции РФ, закрепляющих основные информационные права и свободы, приведен в гл. 3, параграфе 3.2, настоящего учебника (это ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41, 42, 43, 44, ст. 45, ст. 55, ч. 3 ст. 56).
Кроме того, Конституция РФ устанавливает порядок подготовки и принятия федеральных и федеральных конституционных законов, условия их применения и действия, по существу устанавливает регламент «производства и распространения таких актов (ч. 3 ст. 90, ст. 102, 103, 104, 105, 106, ч. 2 ст. 108, ст. 114, 115). [ Информационное право. Копылов В.А]
Структурообразующий характер федеральных законов «О средствах массовой информации» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Закон РФ «О средствах массовой информации»
12 июня 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», а 27 декабря 1991 г. -- Закон РФ «О средствах массовой информации». Закон СССР декларировал свободу печати, российский закон провозглашает свободу СМИ как естественное состояние прессы.
Данный закон закрепляет дефиниции, которые определяют понятийный ряд средств массовой информации России. Настоящий Закон является основополагающим нормативным актом в этой области; все иные законодательные акты должны издаваться в соответствии с ним. В случае возникновения противоречий приоритет должен отдаваться Закону "О средствах массовой информации".
Его положения распространяются, во-первых, на средства массовой информации, учреждаемые в Российской Федерации и распространяемые как на территории РФ, так и за ее пределами; во-вторых, на средства массовой информации, создаваемые за пределами РФ, но распространяемые на территории РФ. При этом, как следует из ст. 54 Закона, гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к зарубежным СМИ.
Закон закрепляет принцип равенства граждан России, с одной стороны, и иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства, с другой, применительно к реализации свободы массовой информации. В то же время в самом законе и ряде других актов для них вводятся определенные изъятия.
Так, ст. 7 Закона устанавливает, что иностранцы и лица без гражданства, не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации, не могут выступать учредителями СМИ В случаях, если учредителем (соучредителем) средства массовой информации является иностранное юридическое лицо либо средство массовой информации создано с участием иностранных инвестиций, регистрационный сбор взимается в повышенном размере.
Закон «О средствах массовой информации» отражает специфику не столько массовости информации, сколько особенности ее производства и распространения, т.е. регулирует, прежде всего, отношении специфических участников, а не устанавливает режим массовой информации.
«Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"»
Номер: 149-ФЗ
Принят: Государственной думой 8 июля 2006
Одобрен: Советом Федерации 14 июля 2006
Подписан: Президентом 27 июля 2006
Вступил в силу: 9 августа 2006
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - базовый нормативный документ, юридически описывающий понятия и определения области информационной технологии и задающий принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, а также регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий.
Разработка законопроекта была направлена на достижение следующих целей:
устранение имеющихся пробелов и противоречий, в частности, приведение понятийного аппарата и механизмов регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, в том числе определение понятий "информационная система", "информационно-телекоммуникационная сеть", "электронное сообщение" и др.;
решение актуальных проблем, которые обозначил опыт существования Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" (например, определение правового статуса различных категорий информации, регулирование создания и эксплуатации информационных систем, установление общих требований к использованию информационно-телекоммуникационных сетей);
создание необходимой правовой основы для реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования современных информационных технологий;
уточнение закрепленных в действующей редакции подходов к регулированию различных категорий информации.
Федеральные законы «О связи», «Об интеллектуальной собственности», «Об авторском праве и смежных правах», «О рекламе», «О государственной тайне», «О коммерческой тайне», «О персональных данных», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
С 1 января 2004 года в России вступил в силу новый Федеральный закон "О связи". Он определяет полномочия органов государственной власти в области связи, права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности, формирует более четкие правила игры для операторов связи и потребителей их услуг.
Право интеллектуальной собственности включает в себя авторское право, патентное право и право на товарный знак. Авторское право – это право, возникающее вследствие создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Для журналистов значение авторского права имеет два аспекта. С одной стороны, журналист постоянно выступает в качестве автора своих произведений и в силу этого получает определённые права. Наряду с ним ряд прав может получить и редакция СМИ, где он работает. С другой – журналист, как правило, не имеет права использовать чужое произведение без разрешения его автора и без выплаты авторского гонорара.
Среди законов, охраняющих интеллектуальную собственность, важное место занимает Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве, ЗоАП), принятый в 1993 году. Тот факт, что он принят относительно недавно, не означает, что ранее в нашей стране не было защиты авторов и системы авторского права. Авторское право всегда являлось частью Гражданского кодекса, ряд статей которого фиксировал основные положения вопросов защиты результатов интеллектуального труда.
Главный принцип закона заключается в том, что если создано новое произведение, то оно должно защищаться авторским правом. Главный признак произведения, которое защищается авторским правом, – это его оригинальность. Авторское право возникает с момента создания произведения, т.е. с момента обретения им материальной формы.
Под смежными правами понимаются права, которые имеют фактически такой же объём, что и авторские, только принадлежат не авторам, а исполнителям авторских произведений (актерам, режиссерам, исполнителям песен и других музыкальных произведений, дирижёрам, артистам цирка и т.п.), вещательным компаниям и компаниям кабельного телевидения и проводного радио в отношении своих передач, производителям фонограмм (звукозаписывающим компаниям) в отношении своих фонограмм.
Федеральный закон «О рекламе» был принят Государственной Думой 14 июня 1995 года и вступил в силу в июле того же года. Закон возложил функции контроля за соблюдением ограничений на рекламу на государство как гарант прав граждан, а именно на «федеральный антимонопольный орган» в составе правительства страны и его территориальные подразделения. В то же время незначительные права по контролю за рекламой были предоставлены органам саморегулирования. Одной из целей данного закона является недопущение недобросовестной конкуренции с использованием рекламных трюков.
Другой целью стала защита потребителей от ненадлежащей рекламы, под которой понимаются четыре её разновидности: недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама, а также иная, в которой допущены нарушения требования законодательства к содержанию, времени, месту и способу распространения. Для определения каждого из этих видов существует отдельная статья в законе. Все перечисленные виды рекламы недопустимы, т.е. незаконны.
Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г.) регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают в пределах своей компетенции развёрнутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Руководствуясь данными перечнями, исполнители определяют степени секретности сведений, устанавливают грифы секретности разрабатываемых ими документов (носителей) и выполняют ограничительные мероприятия.
Законом «О государственной тайне» запрещается относить к государственной тайне и засекречивать сведения:
чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Закон "О коммерческой тайне" принят Государственной Думой 29 июля 2004, он вступил в силу 16 августа 2004 года.
В Законе о коммерческой тайне собраны основные правовые нормы, касающиеся института коммерческой тайны, которые содержатся во многих нормативно-правовых актах: Гражданском кодексе и Трудовом кодексе, Законе о банках и банковской деятельности, Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35. Закон также вводит ряд новых правил и уточняет положения уже существующих норм.
Закон о коммерческой тайне дает определение информации, которая рассматривается в качестве коммерческой тайны. Коммерческая тайна – это конфиденциальная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны (то есть, приняты меры по охране её конфиденциальности).
Федеральный закон «О персональных данных» (ФЗ № 152 «О персональных данных») — нормативный правовой акт, являющийся основой нормативного регулирования обработки (использования) персональных данных. Закон был принят 27 июля 2006 года и вступил в законную силу 26 января 2007 г. Согласно изменениям внесённым ФЗ 363 от 27.12.2009 Операторы персональных данных должны привести свои системы обработки персональных данных запущенные до 1 января 2010 года в соответствие с законом до 1 января 2011 года.
Целью закона является защита прав и свобод человека при обработке его персональных данных.
Принятие данного федерального закона явилось триггером в создании правовых условий для защиты прав субъектов персональных данных в РФ.
В соответствии с законом № 152 «О персональных данных», в России существенно возрастают требования ко всем частным и государственным компаниям и организациям, а также физическим лицам, которые хранят, собирают, передают или обрабатывают персональные данные (в т.ч. фамилия, имя, отчество). Такие компании, организации и физические лица относятся к операторам персональных данных. Согласно закону, а также ряду подзаконных актов и руководящих документов регулирующих органов (ФСТЭК России, ФСБ России, Роскомнадзор), операторы ПДн должны выполнить ряд требований по защите персональных данных физических лиц (своих сотрудников, клиентов, посетителей и т. д.) обрабатываемых в информационных системах Компании, и предпринять ряд бюрократических действий:
Направить уведомление об обработке персональных данных (ФЗ 152 Статья 22 п 3)
Получать письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных (ФЗ 152 Статья 9 п 4)
Федеральный закон«О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (в ред. Федеральных законов от 16.10.2006 № 160-ФЗ,от 12.05.2009 № 95-ФЗ)регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. .[ Информационное право. Копылов В.А]
Акты гражданского, административного, уголовного, трудового, процессуального законодательства, содержащие отдельные нормы массово-информационного права.
Акты отрасли информационного законодательства условно подразделяются на две группы: акты, «образующие» систему информационного законодательства как единый, цельный механизм правового регулирования отношений в информационной сфере (Общая часть), и акты, регулирующие отдельные направления в соответствии с установленными в общей части принципами, нормами и правилами (Особенная часть).
Законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации (о праве на доступ к информации или право знать) только лишь формируется и, к сожалению, специальных федеральных законов в области реализации права на информацию пока нет. В первом чтении в Государственной Думе принят проект федерального закона «О праве на доступ к информации». Тем не менее основу этого законодательства составляют нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Кроме того, правила поиска и получения информации регламентируются отдельными нормами «тематических» федеральных актов в области библиотечного дела, архивного дела и в других областях информационной деятельности.
Законодательство о гражданском обороте информации призвано урегулировать отношения, возникающие при обращении информации в качестве товара. Такого законодательства пока не существует. Есть только теоретические проработки (см. гл. 7), в которых вырабатываются требования к такому законодательству. Хотелось бы надеяться, что в четвертой части ГК РФ такие нормы найдут отражение.
Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг (о документированной информации) представлено блоком нормативных правовых актов (см. приложение № 3).
Основополагающим, базовым актом этого законодательства является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В блок входят также Основы законодательства РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «О культуре», Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене», а также отдельные нормы других федеральных законов.
Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения
представлено блоком федеральных законов информационного законодательства и отдельных норм других актов (см. приложение № 3). Сюда входят нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», нормы из Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи», Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», отдельные нормы других актов.
Законодательство об информационной безопасности включает в свой состав Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации», отдельные нормы других актов (см. приложение № 3).
Законодательство об интеллектуальной собственности образуют акты трех институтов — об авторском праве и смежных правах, патентного и о ноу-хау (см. приложение № 3).
Законодательство об авторском праве и смежных правах представлено Законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», законами РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем» и отдельными нормами других актов. Основные нормы патентного законодательства представлены Патентным законом Российской Федерации. Законодательство о ноу-хау только лишь формируется. В настоящее время разработан проект федерального закона «О коммерческой тайне», обсуждаются вопросы создания проекта федерального закона «О служебной тайне».
Законодательство о средствах массовой информации (см. приложение № 3) включает в свой состав Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», федеральные законы «О рекламе», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Сюда же относятся проекты федеральных законов «О телевидении и радиовещании», «О кабельном телевидении», «Об общественно-правовом вещании», «О спутниковом вещании» и др.
Законодательство о библиотечном деле представлено Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом «О библиотечном деле»; законодательство об архивном фонде и архивах — Основами законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», законодательство о государственной тайне — Законом РФ «О государственной тайне», законодательство о коммерческой тайне только формируется (подготовлен проект федерального закона «О коммерческой тайне»). Законодательство о персональных данных формируется и пока представлено набором норм действующих федеральных законов, прежде всего Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации». Активно готовится проект федерального закона «Об информации персонального характера».
Кроме того, эти отрасли дополняются нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, а также отдельными нормами актов других отраслей законодательства.
В последние годы субъекты Российской Федерации принимают свои законы в области информационного законодательства, многие из которых недостаточно согласованы между собой и с федеральным законодательством в этой сфере. Для того чтобы привести акты информационного законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным и зарубежным законодательством, ликвидировать пробелы и сократить суммарные трудозатраты на подготовку проектов нормативных проектов на эту тему и повысить их качество, необходимо координировать эту работу. [ Информационное право. Копылов В.А]
Соотношение правовых, корпоративных и этических норм. Профессиональная этика журналиста. Ж-тская этика - это не юридически фиксируемые, но принятые в ж-тской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания.
Журналист – аудитория: защищать свободу прессы; уважать право людей знать правду; уважать право людей на собственное мнение; моральные ценности и культурные стандарты аудитории; укреплять доверие людей к СМИ.
Журналист – источник информации использовать достойные и законные действия (методы нелегального получения документов, подслушивания, «скрытой камеры», «скрытой записи» используются в самых исключительных случаях); уважать право лиц на отказ в предоставлении сведений; указывать в материалах источники информации (если нет серьезных оснований, хранить их в тайне); сохранять профессиональную тайну относительно источника информации.
Журналист – герой: заботиться о непредвзятости своих публикаций; уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания; уважать право человека на неприкосновенность частной жизни; не искажать в материале жизнь героя.
Журналист – коллеги: уважать общность интересов и целей журналистского содружества; заботиться о престиже профессии; уважать чужие и отстаивать свои авторские права.
Журналист – власть: проявлять уважение к власти как важному социальному институту; оказывать информационную поддержку властным структурам; отстаивать право журналистики на независимость от власти; опровергать фактами несоответствующее действительности утверждение политиков. Положения проф морали зафиксв ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс проф этики ж-та, но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. Как правило, на первое место ставится требование правдивости. Первые кодексы появились в начале века: в 1900, в Швеции. Более известна “Хартия поведения”, принятая в 1918 во Франции. В 20-е было принято много кодексов, проводились международные встречи ж-тов по профессиональным вопросам. В 1923 были приняты “Каноны журнализма” в США. Они были написаны под явным влиянием концепции свободной, или либертальной, прессы, эта концепция возникла в начале века, и ее истоки восходят к идеям Мильтона, Джефферсона, Дж.-Ст.Милля. 1978 - Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войнам. Кодекс профессиональной этики ж-та был принят в нашей стране 1 съездом Союза ж-тов СССР на конфедеративной основе в 1991. Авторы кодекса: Д.С.Авраамов и М.Федотов. В кодексе три главы: принципы профессиональной этики, нарушение норм профессиональной этики, возложение ответственности. Среди принципов профессиональной этики названы следующие: социальная ответственность ж-та, правдивость и объективность (информация должна быть точной и исчерпывающей), добросовестность (скрупулезная проверка фактов, точное воспроизведение сведений), честность (запрет на использование служебного положения, обязанность хранить в тайне источники доверительной информации), уважение чести и достоинства личности (не распространять непроверенные сведения, не вторгаться в личную жизнь), профессиональная солидарность (забота о престиже профессии, не злоупотреблять доверием коллег). - Всего 7 статей
- 1. Ценностные ориентации и профессиональная этика в сфере связей с общественностью
- 2. Правовое обеспечение связей с общественностью
- 3. Выпуск сми как производственный процесс: сетевое сми
- 5. Система средств массовой информации Российской Федерации
- Средства массовой информации Республики Татарстан
- 6. Законодательное поле рекламной деятельности в России
- 8.Типология современных средств массовой информации
- 9.Интервью как метод познания действительности и как жанр
- 10.Полномочия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой коммуникации
- 5. Сми в структуре общества
- Структура редакции газеты
- 11.Понятие массовой информации
- 12.Редакции сми как одна из целевых аудиторий связей с общественностью и рекламного бизнеса
- 13.Аналитические жанры
- 14.Выпуск сми как производственный процесс: радио– и тележурналистика
- 15. Классификация информации с правовой точки зрения
- 16.Выпуск сми как производственный процесс: газеты и журналы
- 17.Современная система жанров журналистики
- 18. Государственная политика в области массовой коммуникации
- Глава 1.Статья 3. Недопустимость цензуры
- 19.Правовое регулирование маркетинга
- 20.Информационные жанры
- 21.Правовое регулирование трудовых правоотношений в сфере массовой коммуникации
- 27.Правовое регурирование Интрнета
- 22.Правовой статус субъектов информационных отношений
- 23.Информационные права личности
- 24.Правовое регулирование работы редакции сми
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- 25.Условия и порядок регистрации сми
- 26.Правовое регулирование Интернета
- 27.Основы современного авторского права
- 29. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- 28.Правовое регулирование доступа к информации
- 29.Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- 30.Правовое регулирование избирательной кампании
- 31.Правовое регулирование аккредитации представителей сми
- 32.Понятие о тексте. Журналистские тексты и pr-документы: общее и различное
- 33.Социальные роли и функции журналистики
- 34.Этические регуляторы в сфере информационных отношений
- 35.Защита чести, достоинства и деловой репутации: этический и правовой аспект
- 36.Экономика массмедиа
- 37.Правовое регулирование информационных отношений
- 38.Правовые нормы, гарантирующие права ребенка в Российской Федерации в информационной сфере