logo
Правовое регулирование и этика массовых коммуни

16.Выпуск сми как производственный процесс: газеты и журналы

Современная редакция печатного СМИ. Секретариат – штаб редакции. Планирование номера. Авторская журналистика. Работа с авторами и литературное редактирование. Допечатный процесс: подготовка текста и иллюстративного материала; макет и верстка.

Компьютерная техника в производстве современных печатных СМИ. Дизайн печатных изданий – элемент содержания и оформления.

Деловые партнеры журналистов. Рынок издательских услуг. Полиграфическая техника и полиграфические процессы. Службы распространения печатных СМИ.

Развитие радио и телевидения, компьютерных сетей сокра­тило число потребителей газет, номинал экземпляра которых воз­растает и определяется стоимостью доставки. Но электронная пресса рассчитана на массовую аудиторию в целом. А у людей — разные интересы, здесь газета незаменима. Читатель выбирает то, что ему ближе по взглядам, знакомится с материалами в удобное время. В отличие от телевидения и радиовещания газета рассчитана на индивиду­ального пользователя и в этом ее привлекательность.

В России в последние годы укреплялась демократическая си­стема СМИ, пришедшая на смену прежней, тоталитарной. Но крупные газеты, обретя новых учредителей, оказались без поли­графической базы. Однако внедрение персональных компьютеров открыло возможность издавать на месте самые разнообразные материалы, причем хорошего качества. Не только в редакциях, но и в различных учреждениях и организациях стали активно использоваться редакционно-издательские системы (РИСы) — комплексы программно-технических средств для автоматизации допечатной работы и издательской деятельности. Не имея своих типографий, многие газеты ввели электронный набор и верстку в самой редакции. В компьютерных центрах при редакциях ведется обработка текста, иллюстраций, рекламных материалов. Для на­стольного издательства требуются мощный компьютер, монитор, сканер и хорошее распечатывающее устройство, лучше всего ла­зерный принтер. Соответствующий пакет программ позволяет получить высококачественную печатную продукцию, предостав­ляет возможность макетирования и выбора из множества кеглей и гарнитур шрифтов. В типографию передается уже репродуци­рованный оригинал-макет или готовые диапозитивы полос с ил­люстрациями или без них. Если раньше все эти работы выполня­лись в типографии, куда редакция представляла иллюстрации и оригиналы текстовых материалов, а также макеты, по которым верстались полосы, то с внедрением компьютерной технологии и появлением настольных издательских систем редакция сама стре­мится набрать текст, подготовить иллюстрации и провести верст­ку, оставив типографии только печать — конечную стадию про­изводства тиража газеты.

Допечатный процесс. Конструирование газеты и предпечатная подготовка к ее ти­ражированию в типографии призваны создать такой дизайн из­дания, который предполагает сочетание трех принципов: 1) удоб­ства (чтения —для читателей, создания и оформления — для жур­налистов, полиграфического исполнения — для полиграфистов); 2) экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов); 3) красоты (сложившихся пропор­ций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворе­ние, а не раздражение). Шрифты, иллюстрации, особенности офор­мления — все это определяет графику газетного дизайна. Произ­водство газеты проходит через такие технологические стадии, как а) набор текста и подготовка иллюстративного материала; б) верстка — процесс формирования, монтаж газетных полос с исполь­зованием текста и иллюстраций; в) печать.

Редакции газет пользуются маши­нами с процессором «Pentium» или на базе компьютеров «Macintosh». Готовые файлы статей поступают в тех­нический отдел редакции, где каждый сотрудник имеет свою директорию. Компьютер отдельного журналиста подключен к редакционной компьютерной сети, и сданный файл немед­ленно попадает к макетчикам. Если к материалу прилагается иллюстрация, она тут же обрабатывается на планшетном ска­нере, проходит обработку в программе Adobe Photoshop 3,0, которая позволяет выполнить коррекцию цвета и отретуши­ровать сканированное изображение.

В допечатном отделении или на предприятии происходит интеграция каналов текстовой, иллюстративной и рекламной ин­формации, а специальное оборудование позволяет полностью ав­томатизировать верстку целых полос и быстро выводить их на бумагу или на фотоформу.

Подготовка текста. Производство издания начинается с его основы — тек­ста. С компьютерном набором облегчились и авторская вычитка, и корректу­ра— сверка набранного распечатанного текста с оригиналом. А чтобы быть уверенным в грамотности набора, следует вклю­чить программу проверки орфографии. Графически текст представлен на полосе с помощью шриф­та. Текст в га­зете распределяется по колонкам, оптимальный формат (шири­на) каждой из которых равен двум квадратам 24 пунктам или двум квадратам 36 пунктам (45-50 мм). Чтобы довести строку в колон­ке до точно заданного формата, приходится равномерно увели­чивать или уменьшать пробелы между буквами (апрош), между словами (выключка строки). Эти и другие графические спо­собы (изменение формата набора, увеличение кегля шрифта, выключка строк) применяют при оформлении таких текстовых блоков, как лиды (вводка, врезка), выносы в тексте (основная мысль статьи, литературная цитата, высказывание героя публи­кации), авторская подпись, подпись к иллюстрациям и т. п.

Знакомство читателя с газетой начинается с заголовка, по­этому он должен быть конкретным по содержанию и привлека­тельным по форме. В заголовочном комплексе (заголовок, под­заголовок, рубрика или надзаголовок; лид, или врезка, вводка) союзы и предлоги переносятся на нижнюю строку, дефисы и тире — остаются на первой. Заголовок размещают чаще всего над текстом материала; сверху между колонками текста (чтобы избежать слияния с соседними заголовками); в глубине текста (чтобы зрительно разбить большой текстовой блок, не содержа­щий внутренних подзаголовков); по центральной оси публика­ции или сдвинув от оси вправо, влево. Сложные заголовочные комплексы оформляются по принципу контраста (разные шрифты и их размеры, начертания заголовка и подзаго­ловка, надзаголовка или рубрики).

Фотоиллюстрации с их наглядностью, об­разностью, документальностью могут играть роль зрительного центра полосы, ориентируют читателя в отношении темы публикации, являются средством художественного оформления газеты. То же можно сказать и о рисунках, к которым относят­ся рисованный персонаж, шарж, карикатура. И об информаци­онной графике (таблицы, схемы, карты, чертежи, диаграммы). Применяются различные варианты компоновки на газетной полосе нескольких фотографий: распределение по всему тексту публикации, под углом, наложение иллюстраций друг на дру­га, наложение заголовка или текста на фотографию, вмонти-рование снимка непосредственно в текст. При компьютерной технологии фотографии, рисунки вводятся в компьютер: через сканер; с помощью оптичес­кого диска, на котором иллюстрированный материал записан в цифровом виде; непосредственно от цифрового фотоаппарата, которому не нужны ни пленка и ее проявка, ни фотобумага и про­цесс приготовления отпечатков. Заметим, что с перенесения ска­нирующего устройства и электронной памяти непосредственно в сам съемочный аппарат и началась цифровая фотография. С применением компьютеров расширился диапазон орнаментов и украшений, которые теперь стали называться маркерами. Они используются теперь как ориентиры, указатели — для акцентирования какой-то части текста («галочки» в начале абзацев), взгляд читателя невольно следует маркером — стрелочками, разными значками. С применением компьютеров расширился диапазон орнаментов и украшений, которые теперь стали называться маркерами. Они используются теперь как ориентиры, указатели — для акцентирования какой-то части текста («галочки» в начале абзацев), взгляд читателя невольно следует маркером — стрелочками, разными значками.

Макет и верстка. Чтобы газетная полоса смотрелась как единое целое, необ­ходимо разработать макет — графический план верстки. Этот план наглядно показывает, как распределились на полосах тек­стовые и иллюстративные материалы, заголовочные комплексы, все детали их оформления. В секретариате редакции готовят об­щий макет всего номера, который обсуждается на планерке, и ма­кеты отдельных полос, которые к этому обсуждению приходят уже сверстанными.