16.Выпуск сми как производственный процесс: газеты и журналы
Современная редакция печатного СМИ. Секретариат – штаб редакции. Планирование номера. Авторская журналистика. Работа с авторами и литературное редактирование. Допечатный процесс: подготовка текста и иллюстративного материала; макет и верстка.
Компьютерная техника в производстве современных печатных СМИ. Дизайн печатных изданий – элемент содержания и оформления.
Деловые партнеры журналистов. Рынок издательских услуг. Полиграфическая техника и полиграфические процессы. Службы распространения печатных СМИ.
Развитие радио и телевидения, компьютерных сетей сократило число потребителей газет, номинал экземпляра которых возрастает и определяется стоимостью доставки. Но электронная пресса рассчитана на массовую аудиторию в целом. А у людей — разные интересы, здесь газета незаменима. Читатель выбирает то, что ему ближе по взглядам, знакомится с материалами в удобное время. В отличие от телевидения и радиовещания газета рассчитана на индивидуального пользователя и в этом ее привлекательность.
В России в последние годы укреплялась демократическая система СМИ, пришедшая на смену прежней, тоталитарной. Но крупные газеты, обретя новых учредителей, оказались без полиграфической базы. Однако внедрение персональных компьютеров открыло возможность издавать на месте самые разнообразные материалы, причем хорошего качества. Не только в редакциях, но и в различных учреждениях и организациях стали активно использоваться редакционно-издательские системы (РИСы) — комплексы программно-технических средств для автоматизации допечатной работы и издательской деятельности. Не имея своих типографий, многие газеты ввели электронный набор и верстку в самой редакции. В компьютерных центрах при редакциях ведется обработка текста, иллюстраций, рекламных материалов. Для настольного издательства требуются мощный компьютер, монитор, сканер и хорошее распечатывающее устройство, лучше всего лазерный принтер. Соответствующий пакет программ позволяет получить высококачественную печатную продукцию, предоставляет возможность макетирования и выбора из множества кеглей и гарнитур шрифтов. В типографию передается уже репродуцированный оригинал-макет или готовые диапозитивы полос с иллюстрациями или без них. Если раньше все эти работы выполнялись в типографии, куда редакция представляла иллюстрации и оригиналы текстовых материалов, а также макеты, по которым верстались полосы, то с внедрением компьютерной технологии и появлением настольных издательских систем редакция сама стремится набрать текст, подготовить иллюстрации и провести верстку, оставив типографии только печать — конечную стадию производства тиража газеты.
Допечатный процесс. Конструирование газеты и предпечатная подготовка к ее тиражированию в типографии призваны создать такой дизайн издания, который предполагает сочетание трех принципов: 1) удобства (чтения —для читателей, создания и оформления — для журналистов, полиграфического исполнения — для полиграфистов); 2) экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов); 3) красоты (сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение). Шрифты, иллюстрации, особенности оформления — все это определяет графику газетного дизайна. Производство газеты проходит через такие технологические стадии, как а) набор текста и подготовка иллюстративного материала; б) верстка — процесс формирования, монтаж газетных полос с использованием текста и иллюстраций; в) печать.
Редакции газет пользуются машинами с процессором «Pentium» или на базе компьютеров «Macintosh». Готовые файлы статей поступают в технический отдел редакции, где каждый сотрудник имеет свою директорию. Компьютер отдельного журналиста подключен к редакционной компьютерной сети, и сданный файл немедленно попадает к макетчикам. Если к материалу прилагается иллюстрация, она тут же обрабатывается на планшетном сканере, проходит обработку в программе Adobe Photoshop 3,0, которая позволяет выполнить коррекцию цвета и отретушировать сканированное изображение.
В допечатном отделении или на предприятии происходит интеграция каналов текстовой, иллюстративной и рекламной информации, а специальное оборудование позволяет полностью автоматизировать верстку целых полос и быстро выводить их на бумагу или на фотоформу.
Подготовка текста. Производство издания начинается с его основы — текста. С компьютерном набором облегчились и авторская вычитка, и корректура— сверка набранного распечатанного текста с оригиналом. А чтобы быть уверенным в грамотности набора, следует включить программу проверки орфографии. Графически текст представлен на полосе с помощью шрифта. Текст в газете распределяется по колонкам, оптимальный формат (ширина) каждой из которых равен двум квадратам 24 пунктам или двум квадратам 36 пунктам (45-50 мм). Чтобы довести строку в колонке до точно заданного формата, приходится равномерно увеличивать или уменьшать пробелы между буквами (апрош), между словами (выключка строки). Эти и другие графические способы (изменение формата набора, увеличение кегля шрифта, выключка строк) применяют при оформлении таких текстовых блоков, как лиды (вводка, врезка), выносы в тексте (основная мысль статьи, литературная цитата, высказывание героя публикации), авторская подпись, подпись к иллюстрациям и т. п.
Знакомство читателя с газетой начинается с заголовка, поэтому он должен быть конкретным по содержанию и привлекательным по форме. В заголовочном комплексе (заголовок, подзаголовок, рубрика или надзаголовок; лид, или врезка, вводка) союзы и предлоги переносятся на нижнюю строку, дефисы и тире — остаются на первой. Заголовок размещают чаще всего над текстом материала; сверху между колонками текста (чтобы избежать слияния с соседними заголовками); в глубине текста (чтобы зрительно разбить большой текстовой блок, не содержащий внутренних подзаголовков); по центральной оси публикации или сдвинув от оси вправо, влево. Сложные заголовочные комплексы оформляются по принципу контраста (разные шрифты и их размеры, начертания заголовка и подзаголовка, надзаголовка или рубрики).
Фотоиллюстрации с их наглядностью, образностью, документальностью могут играть роль зрительного центра полосы, ориентируют читателя в отношении темы публикации, являются средством художественного оформления газеты. То же можно сказать и о рисунках, к которым относятся рисованный персонаж, шарж, карикатура. И об информационной графике (таблицы, схемы, карты, чертежи, диаграммы). Применяются различные варианты компоновки на газетной полосе нескольких фотографий: распределение по всему тексту публикации, под углом, наложение иллюстраций друг на друга, наложение заголовка или текста на фотографию, вмонти-рование снимка непосредственно в текст. При компьютерной технологии фотографии, рисунки вводятся в компьютер: через сканер; с помощью оптического диска, на котором иллюстрированный материал записан в цифровом виде; непосредственно от цифрового фотоаппарата, которому не нужны ни пленка и ее проявка, ни фотобумага и процесс приготовления отпечатков. Заметим, что с перенесения сканирующего устройства и электронной памяти непосредственно в сам съемочный аппарат и началась цифровая фотография. С применением компьютеров расширился диапазон орнаментов и украшений, которые теперь стали называться маркерами. Они используются теперь как ориентиры, указатели — для акцентирования какой-то части текста («галочки» в начале абзацев), взгляд читателя невольно следует маркером — стрелочками, разными значками. С применением компьютеров расширился диапазон орнаментов и украшений, которые теперь стали называться маркерами. Они используются теперь как ориентиры, указатели — для акцентирования какой-то части текста («галочки» в начале абзацев), взгляд читателя невольно следует маркером — стрелочками, разными значками.
Макет и верстка. Чтобы газетная полоса смотрелась как единое целое, необходимо разработать макет — графический план верстки. Этот план наглядно показывает, как распределились на полосах текстовые и иллюстративные материалы, заголовочные комплексы, все детали их оформления. В секретариате редакции готовят общий макет всего номера, который обсуждается на планерке, и макеты отдельных полос, которые к этому обсуждению приходят уже сверстанными.
- 1. Ценностные ориентации и профессиональная этика в сфере связей с общественностью
- 2. Правовое обеспечение связей с общественностью
- 3. Выпуск сми как производственный процесс: сетевое сми
- 5. Система средств массовой информации Российской Федерации
- Средства массовой информации Республики Татарстан
- 6. Законодательное поле рекламной деятельности в России
- 8.Типология современных средств массовой информации
- 9.Интервью как метод познания действительности и как жанр
- 10.Полномочия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой коммуникации
- 5. Сми в структуре общества
- Структура редакции газеты
- 11.Понятие массовой информации
- 12.Редакции сми как одна из целевых аудиторий связей с общественностью и рекламного бизнеса
- 13.Аналитические жанры
- 14.Выпуск сми как производственный процесс: радио– и тележурналистика
- 15. Классификация информации с правовой точки зрения
- 16.Выпуск сми как производственный процесс: газеты и журналы
- 17.Современная система жанров журналистики
- 18. Государственная политика в области массовой коммуникации
- Глава 1.Статья 3. Недопустимость цензуры
- 19.Правовое регулирование маркетинга
- 20.Информационные жанры
- 21.Правовое регулирование трудовых правоотношений в сфере массовой коммуникации
- 27.Правовое регурирование Интрнета
- 22.Правовой статус субъектов информационных отношений
- 23.Информационные права личности
- 24.Правовое регулирование работы редакции сми
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- 25.Условия и порядок регистрации сми
- 26.Правовое регулирование Интернета
- 27.Основы современного авторского права
- 29. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- 28.Правовое регулирование доступа к информации
- 29.Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- 30.Правовое регулирование избирательной кампании
- 31.Правовое регулирование аккредитации представителей сми
- 32.Понятие о тексте. Журналистские тексты и pr-документы: общее и различное
- 33.Социальные роли и функции журналистики
- 34.Этические регуляторы в сфере информационных отношений
- 35.Защита чести, достоинства и деловой репутации: этический и правовой аспект
- 36.Экономика массмедиа
- 37.Правовое регулирование информационных отношений
- 38.Правовые нормы, гарантирующие права ребенка в Российской Федерации в информационной сфере