logo search
GOS_otvety_chast_1

4. Функции журналистики в современном обществе: проблемы определения и классификации

Взгляды и убеждения журналистика формирует с помощью функций и принципов. Функция – обязанность, характер деятельности. Знание функций – это представление о назначении, способах и результатах деятельности СМИ. От журналиста требуется владение широким спектром средств доказательного повествования, творческое использование идеологической (пропаганда и агитация) и организаторской функций. С их помощью реализуется воспитательная задача журналистики. Пропаганда – это деятельность по распространению определенных идей, по утверждению в сознании масс той или иной идеологии – системы взглядов, в которой оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Агитация – деятельность журналистики по распространению оперативной информации (агитация фактами), активно формирующей позиции масс в рамках определенной идеологии. Опираясь на сведения о фактах, агитация дает им четкие оценки, формирует определенное к ним отношение. Организаторская направлена на формирование сознания масс, ориентирую их в действительности, журналистика должна стремиться вырабатывать у аудитории активную жизненную позицию, которая побуждала бы к действию.

Прохоров выделяет следующие функции (характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе), которые взаимосвязаны и неразрывны между собой:

1. Коммуникативная - устанавливает контакт между журналистом и аудиторией, после чего возможна реализация любых других функций;

2. Идеологическая – рост и развитие сознательности масс;

3. Культурно-образовательная – направленная на распространение культурных ценностей и пропаганду;

4. Рекламно-справочная – направлена на формирование культуры на бытовом уровне, помогает формировать культуру потребления;

5. Рекреативная, или развлекательная – создание условий для отдыха.

С.Н.Корконосенко функциями журналистики называет совокупность ее социальных ролей. Сущность ролевой характеристики заключается в выявлении ряда социальных обязанностей, которые пресса выполняет в соответствии с общественными запросами и ожиданиями. Эти обязанности она выполняет в различных системах: экономике, политике, социальной жизни и духовной жизни. И в каждой из этих систем журналистика функционирует по законам этой системы. Петербургская школа журналистики выделяет следующие функции: Производственно-экономическую, Регулирующую, Информационно-коммуникативную, духовно-идеологическую. Роли тесно взаимосвязаны и объединены в единый общественный организм.

Текст может быть монофункциональным (представлено одна функция). С доминирующей функцией (превалирует одна, но есть и другие). Полифункциональным (несколько или даже все функции). Чем больше, тем лучше, может быть вся совокупность не в тексте, а в конкретном номере газеты. Чем большее число потребностей затронуто у аудитории, тем более вероятна реализация разнообразных функций журналистики.