4. Функции журналистики в современном обществе: проблемы определения и классификации
Взгляды и убеждения журналистика формирует с помощью функций и принципов. Функция – обязанность, характер деятельности. Знание функций – это представление о назначении, способах и результатах деятельности СМИ. От журналиста требуется владение широким спектром средств доказательного повествования, творческое использование идеологической (пропаганда и агитация) и организаторской функций. С их помощью реализуется воспитательная задача журналистики. Пропаганда – это деятельность по распространению определенных идей, по утверждению в сознании масс той или иной идеологии – системы взглядов, в которой оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Агитация – деятельность журналистики по распространению оперативной информации (агитация фактами), активно формирующей позиции масс в рамках определенной идеологии. Опираясь на сведения о фактах, агитация дает им четкие оценки, формирует определенное к ним отношение. Организаторская направлена на формирование сознания масс, ориентирую их в действительности, журналистика должна стремиться вырабатывать у аудитории активную жизненную позицию, которая побуждала бы к действию.
Прохоров выделяет следующие функции (характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе), которые взаимосвязаны и неразрывны между собой:
1. Коммуникативная - устанавливает контакт между журналистом и аудиторией, после чего возможна реализация любых других функций;
2. Идеологическая – рост и развитие сознательности масс;
3. Культурно-образовательная – направленная на распространение культурных ценностей и пропаганду;
4. Рекламно-справочная – направлена на формирование культуры на бытовом уровне, помогает формировать культуру потребления;
5. Рекреативная, или развлекательная – создание условий для отдыха.
С.Н.Корконосенко функциями журналистики называет совокупность ее социальных ролей. Сущность ролевой характеристики заключается в выявлении ряда социальных обязанностей, которые пресса выполняет в соответствии с общественными запросами и ожиданиями. Эти обязанности она выполняет в различных системах: экономике, политике, социальной жизни и духовной жизни. И в каждой из этих систем журналистика функционирует по законам этой системы. Петербургская школа журналистики выделяет следующие функции: Производственно-экономическую, Регулирующую, Информационно-коммуникативную, духовно-идеологическую. Роли тесно взаимосвязаны и объединены в единый общественный организм.
Текст может быть монофункциональным (представлено одна функция). С доминирующей функцией (превалирует одна, но есть и другие). Полифункциональным (несколько или даже все функции). Чем больше, тем лучше, может быть вся совокупность не в тексте, а в конкретном номере газеты. Чем большее число потребностей затронуто у аудитории, тем более вероятна реализация разнообразных функций журналистики.
- Пражурналистские явления. Исторические, политические явления и специфики возникновения и формирования русской журналистики.
- Журналистика второй половины 19 века: формирование современной инфраструктуры, основные газеты и журналы.
- 5. Журналистика России в период установления диктатуры пролетариата. Общее и особенное в кризисе печати 20-х и 90-х гг. 20 века.
- 7. Особенности развития отечественных сми в период «оттепели» и «застоя»: общее и особенное.
- 1.История зарубежной журналистики: 4 теории прессы:
- 4. Характерные особенности развития сми Японии и Китая
- Газетный дизайн. Композиционно-графическая модель
- Методы опроса и социологии и журналистика.
- Кризис современной российской журналистики: основные причины, ориентиры и перспективы его преодоления
- Функционально-стилевое расслоение русской речи
- Сми: определение, виды и формы распространения сми. Их специализация и тематика (в контексте фз «о сми»)
- 6. Законодательные вопросы, связанные с получением информации (закон о гостайне, о внутренних войсках в рф и др.). Психологические аспекты работы репортера. Особенности получения информации в судах.
- Особенности современной деловой прессы
- 2.Актуальные проблемы современных печатных сми для детей различного возраста
- 4. Роль юнкоровского движения в развитии ДиМ сми. Специфика преподавания основ журналистики в юнкоровских кружках и объединениях.
- 2.Журналистика как четвертая власть: возможности и ограничения
- 4. Функции журналистики в современном обществе: проблемы определения и классификации
- 5. Принципы журналистики как основа социальной позиции журналиста
- 6. Структура сми как отображение многообразия интересов и потребностей различных социальных групп общества
- 11. Специфика разработки и реализации концепции издания
- 12. Кадровая политика в сми: проблемы и перспективы развития
- 13. Перспективы развития редакционного планирования
- История становления жанровой системы
- Современные тенденции развития аналитической журналистики: синтетичность жанров, использование способов получения информации и методов познания действительности, тематика публикаций.
- Современные тенденции развития журналистских жанров
- 6. Особенности репортерской деятельности. Информационные жанры журналистики.
- 8. Предпосылки возникновения обзора печати и дефицит его в жанровой палитре сми. Современное состояние жанра, тенденции его развития в печатных и электронных сми.
- Радиовещание в системе сми и современных каналов коммуникации
- Подготовительные этапы телевизионного сюжета. Синопсис. Основные требования. Архитектоника сюжета. Требования и обоснованность появления в кадре журналиста.
- 3. Специфика специального репортажа на тв: этапы работы, виды спецрепортажа. Технологические особенности, соотношение изображения и текста.