6. Особенности репортерской деятельности. Информационные жанры журналистики.
Сегодня на первое место вышли информационные жанры. Так как новость, сенсация стали весьма ходовым товаром. Материалы этой группы имеют небольшой объем. В качестве объекта их отражения выступает событие, ограниченное во времени и пространстве, наличие информационного повода или потребности в обнародовании, достаточно узкий масштаб охвата описываемых событий, слабо выраженная позиция автора, отсутствие серьезного анализа.
Информационное сообщение должно быть: оперативным, релевантным (соотвествие интересам аудитории), фактически точным, декодируемым (понятным), «очищенным» от дополнительных деталей, отвлекающих от смысла основной темы, краткость
Заметка – краткое сообщение в 10-30 строк, отвечающее на вопросы что, где, когда произошло, кто является действующим лицом или виновником события. Поскольку в заметке нет необходимости в анализе, какой-то характеристики действительности, одна из характерных черт этого жанра – сжатость. Требования к заметке: должна содержать новость, отраженную в факте; общественное значение факта; учет регионального характера при выборе факта; продуманный отбор фактов; использование только проверенных фактов; поменьше аббревиатуры; цифры должны быть говорящими. Использование подготовленного наблюдения (зная, что такого-то числа, будут такие-то события). Большое значение в заметке отводиться заголовку. Он говорит о теме и должен привлекать читателя. Все заметки строятся по принципу прямой или перевернутой пирамиды. Прямая – с первых строк даются ответы на главные вопросы, в дальнейшем идет детализация событий. Перевернутая - первоначально приводятся второстепенные факты, детализация, а ответы на главные вопросы читатель получает в конце.
Интервью - беседа журналиста с людьми, обладающими актуальной, общественно-значимой информацией. Во время перестройки этот жанр вышел на лидирующие позиции, т.к. стало возможным высказывать свое мнение. Интервью позволяет охарактеризовать внутренний мир собеседника. И- монолог – отчет о состоявшейся беседе, журналист задает один обобщающий вопрос и записывает ответ на него в виде целостного рассказа. Позиция журналиста в тексте не представлена. И-диалог – полный текст беседы, кроме содержания передается обстановка разговора, его характер. Журналист может комментировать, задавая вопросы, задает направление ходу беседы. И-беседа – журналист задает вопросы собеседнику и излагает свою позицию. Из-за сходства или различия взглядов собеседников читателям предлагается полемика, знающих определенные проблемы людей. Авторское «я» необходимо, но главным лицом остается собеседник. И–мнение – развернутый комментарий к факту, событию. И-форум – публикуя ответы известных лиц на вопросы редакции, газета открывает заочную дискуссию. Пресс-конференция – групповое, массовое интервью. Взаимное интервью – разговор нескольких деятелей культуры, науки и т.д. по важному вопросу. Функция журналиста – поиск темы, организационный момент, информирование читателя (и-монолог, и-диалог).
Репортаж - оперативно сообщается о ярком событии участником или свидетелем, которого является журналист. Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. Второй - изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием. Эффект сопереживания достигается с помощью эмоционального стиля, экспрессии, особой стилистики, использования всех средств и возможностей лексики. В репортаже используются элементы других жанров, поэтому его называют «синтетическим» жанром. Хорошие репортажи активно используют элементы интервью, заметки, элементы включенного наблюдения, что позволяет находиться в гуще событий. Динамизм – любой репортаж должен читаться на одном дыхании. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается событие, а не его итог. В репортаже ключевая роль отводится автору.
Отчет – материал с события, освещается в строгой хронологической последовательности. Оперативность, одномоментность, ограниченность во времени и пространстве, небольшой объем. Информационный жанр с элементами анализа, в котором журналист высказывает свое мнение по обсуждаемому вопросу. Если в репортаже действие описывается, то в отчете событие пересказывается. Отчету присуща строгая хронология событий. Задача–познакомить читателя с тем, что говорилось на мероприятии. Виды: Прямой – хронология события. Внимание уделяется каждому выступающему, освещаются все поднятые вопросы в точной последовательности. Тематический – журналист сосредотачивает внимание на одном вопросе.
Способы получения информации соответствуют источникам: интервью, наблюдение, проработка документов. Методы познания: наблюдение (неподготовленное – характерно для заметки, можно случайно увидеть что-нибудь, что станет основой для написания материала; подготовленное – для репортажа, важно правильно выбрать точку наблюдения; разовое–событие одномоментно, ограничено во времени и пространстве), эксперимент (репортаж), аналогия, сравнение. Нет анализа, синтеза (это обусловлено простотой поставленных перед журналистом). Элементы содержания: факт (основа), аргумент (истинные суждения), идея, оценка (часто – слабо выраженная, авторская позиция, как правило, проявляется лишь в подборе фактов), проблема (может быть даже в интервью–это позволит сделать диалог более динамичным, напряженным, интересным), конфликт.
6. Единство формы и содержания журналистского произведения. Структура и композиция материала в зависимости от типа СМИ, аудитория фактора, жанровых преобладаний.
Правило единства содержания и формы: определенному содержанию – определенная форма. Форма - в художественном произведении и публицистике это совокупность приемов и изобразительных средств, внутренняя организация.
Композиция – построение материала, обусловленное его содержанием. Сюжет – отражение динамики события в форме разворачивающегося в произведении действия. В сюжете несколько элементов – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Виды сюжетов: событийный (информационные жанры, хронология, отражается событие), проблемный (аналитика, хронология может нарушаться, факты соединены причинно-следственными связями), выражающий историю характера (худ.-публицистические, ориентация на развитие человека, а не на проблему, хронология свободная).
В ходе развития журналистики возникли целые группы материалов с аналогичными формами отражения действительности. Признаки, объединяющие все жанры: наличие методов познания действительности (наблюдение, анализ, синтез, обобщение) и элементов содержания (факт, оценка, аргумент, проблема, конфликт, идея), основополагающая роль темы и функции журналистики (агитационная, пропагандистская, организаторская).
Жанры журналистики различаются по некоторым параметрам:
- по характеру предмета отображения. В одних жанрах журналист сталкивается с непосредственными фактами (заметка, корреспонденция). В других – с отраженной действительностью (обзор печати, рецензии): двойная задача - не только рассказать о явлении, но дать ему оценку.
- по конкретному назначению. По задачам, которые предстоит решить журналисту. Форма выбирается в зависимости от содержания: если необходимо оперативно сообщить о ярком событии, используются информационные жанры, если требуется глубокий анализ – статья, корреспонденция, обозрение.
- по масштабу охвата действительности, обобщений и выводов. Репортаж сообщает об одномоментном событии (все стадии – на глазах у журналиста, обобщение не характерно), а у обозрения – самые протяженные временные рамки (обобщение – ведущий признак).
- по способу отражения действительности, характеру литературно-стилистических средств. Максимальный набор в художественно-публицистических жанрах (фельетон: сатира, гротеск, гипербола, очерк – метафоры, сравнения, эпитеты). Минимальный набор – в заметке.
- Пражурналистские явления. Исторические, политические явления и специфики возникновения и формирования русской журналистики.
- Журналистика второй половины 19 века: формирование современной инфраструктуры, основные газеты и журналы.
- 5. Журналистика России в период установления диктатуры пролетариата. Общее и особенное в кризисе печати 20-х и 90-х гг. 20 века.
- 7. Особенности развития отечественных сми в период «оттепели» и «застоя»: общее и особенное.
- 1.История зарубежной журналистики: 4 теории прессы:
- 4. Характерные особенности развития сми Японии и Китая
- Газетный дизайн. Композиционно-графическая модель
- Методы опроса и социологии и журналистика.
- Кризис современной российской журналистики: основные причины, ориентиры и перспективы его преодоления
- Функционально-стилевое расслоение русской речи
- Сми: определение, виды и формы распространения сми. Их специализация и тематика (в контексте фз «о сми»)
- 6. Законодательные вопросы, связанные с получением информации (закон о гостайне, о внутренних войсках в рф и др.). Психологические аспекты работы репортера. Особенности получения информации в судах.
- Особенности современной деловой прессы
- 2.Актуальные проблемы современных печатных сми для детей различного возраста
- 4. Роль юнкоровского движения в развитии ДиМ сми. Специфика преподавания основ журналистики в юнкоровских кружках и объединениях.
- 2.Журналистика как четвертая власть: возможности и ограничения
- 4. Функции журналистики в современном обществе: проблемы определения и классификации
- 5. Принципы журналистики как основа социальной позиции журналиста
- 6. Структура сми как отображение многообразия интересов и потребностей различных социальных групп общества
- 11. Специфика разработки и реализации концепции издания
- 12. Кадровая политика в сми: проблемы и перспективы развития
- 13. Перспективы развития редакционного планирования
- История становления жанровой системы
- Современные тенденции развития аналитической журналистики: синтетичность жанров, использование способов получения информации и методов познания действительности, тематика публикаций.
- Современные тенденции развития журналистских жанров
- 6. Особенности репортерской деятельности. Информационные жанры журналистики.
- 8. Предпосылки возникновения обзора печати и дефицит его в жанровой палитре сми. Современное состояние жанра, тенденции его развития в печатных и электронных сми.
- Радиовещание в системе сми и современных каналов коммуникации
- Подготовительные этапы телевизионного сюжета. Синопсис. Основные требования. Архитектоника сюжета. Требования и обоснованность появления в кадре журналиста.
- 3. Специфика специального репортажа на тв: этапы работы, виды спецрепортажа. Технологические особенности, соотношение изображения и текста.