4. Роль юнкоровского движения в развитии ДиМ сми. Специфика преподавания основ журналистики в юнкоровских кружках и объединениях.
После 6 съезда 1917 наметился важный этап в развитии юношеского движения: оформляются революционные единые союзы молодежи. Было поддержано предложение Союза рабочей молодежи о выпуске специального юношеского журнала: 1917 в стране появились первые самостоятельные молодежные издания. 1й номер журнала «Интернациональность молодежи», журнал «Юный пролетарий», орган Петроградского комитета союза рабочей молодежи. Создан Комсомольский Союз молодежи (РКСМ). 1918 выходит печатный орган ЦК и МК РКСМ «Юный коммунист», 1919 «Смена».
С самого начала юношеская печать возникла как пресса революционной молодежи. Основные силы Союза молодежи были брошены на фронты гражданской войны. Многие молодежные газеты и журналы после нескольких выпусков прекращали издаваться. С 1922 и до выхода «КП» вопросы о необходимости издания массовой газеты, адресованной не только комсомольцам, но и всем юношам и девушкам. Первые шаги для реализации этой идеи были сделаны в 1921 - вышла «Красная молодежь». Цель - служить примером издания массовых органов. Центральное место занимает «КП» 1925. Долгое время газета являлась самой массовой и распространенной газетой комсомола.
Особое место в партийной системе занимали «Юный коммунист», «Молодая гвардия», «Вожатый», «Пионер», «Журнал крестьянской молодежи». Эти издания служили орудием политической образования, воспитания и организации массовой молодежи.
Важное место в деле воспитания молодого поколения заняла также пионерская печать. Пионерские газеты и журналы родились вместе с комсомольским движением. С 1925 пионерия имеет свою газету «Пионер правду». Для ребят младшего возраста выходили «Мурзилка», Искорки», «Октябрята». Для руководящих рабочих пионерского движения выходил «Вожатый». 1919 в Петрограде вышел журнал «Северное сияние». Председателем редакционной коллегии журнала стал Горький. Редакция «Сс» предлагала читателю разнообразный материал в отделах беллетристическом, научно-популярном «Клубе любознательных», где помещались очерки и заметки из области естествознания, техники и прикладного искусства, обзоры важнейших открытий. Развлекательный материал в отделе «Загадки и шарады». Четкое членение отличает «Сс» от прежних журналов для детей.
20-е стали периодом зарождения в детской и молодежной журналистике сатиры и юмора как художественных принципов отображения действительности. Лучшие детские писатели, журналисты Маршак, Гайдар принимали участие в создании отдельных «веселых» произведений, «уголков юмора», целых сатирических разделов. Цели, поставленные партией перед молодыми ленинцами -повышение успеваемости пионеров в школе и налаживание общественной работы учащихся путем активного участия в ней пионеров. «Смешное» на газетной полосе начиналось тогда, когда издание сатирой и юмором решало темы, наиболее близкие и доступные пониманию детей: поведение в школе и дома, пионерская работа. Комическое отвергало чуждую советскому обществу мораль, психологию. Газета являлась пропагандистом, агитатором. Выражая общие для всей советской печати партийные принципы, детская и молодежная пресса уже стремилась не копировать «взрослую», а искала доступные для ребенка формы. Журнал «Юные товарищи» увлекался формальной стороной движения и не был свободен от влияния скаутизма. «Барабан» недооценивал воспитательное значение литературы и переоценивал участие детей в издании журнала. «Новый Робинзон» недостаточно уделял внимание вопросам детского коммуникативного движения. Но был и положительный опыт журналов для развития детской журналистики: «Юные товарищи» являлся изданием ЦК Российского Коммунистического Союза Молодежи. В журнале было много постоянных отделов: литературный «По школам и колониям», «Юный пионер», « Переписка читателей», «Почтовый ящик», «День за днем», «Что читать», «Работы и игры». Основное внимание журнал уделял вопросам детского коммунистического движения. Журнал пытался установить постоянную связь с читателем, сделать его своим корреспондентом. «Ют» ведет постоянную переписку с читателями. На страницах издания появляются рассказы и стихи детей.
Во время перестройки юнкоровские движения и кружки были заброшены. Но последние десять лет их активно восстанавливают и открывают. Обучение в школе журналистике имеет профориентационную, образовательную, творческую, развивающую функции. Но журналистику нельзя преподавать как теорию. Юнкоровское движение должно начинаться с подготовки педагогического состава, который должен собрать юнкоров вместе (слеты, конференции). Педагог, особенно маленьким детям, должен преподносить информацию в виде игры, более взрослым – через практику, игровые задания (интервью на уроке).
Цели: профориентация, развитие речи и речевой деятельности, развитие творческих способностей.
В школах журналистику уже преподают на уроках (обязательно или элективно для старших классов), и преподают обычно учителя литературы и русского языка, без специально подготовки.
Детей нужно заинтересовать и приобщить к работе, к самостоятельному поиску информации и творческой работе.
ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ:
- Пражурналистские явления. Исторические, политические явления и специфики возникновения и формирования русской журналистики.
- Журналистика второй половины 19 века: формирование современной инфраструктуры, основные газеты и журналы.
- 5. Журналистика России в период установления диктатуры пролетариата. Общее и особенное в кризисе печати 20-х и 90-х гг. 20 века.
- 7. Особенности развития отечественных сми в период «оттепели» и «застоя»: общее и особенное.
- 1.История зарубежной журналистики: 4 теории прессы:
- 4. Характерные особенности развития сми Японии и Китая
- Газетный дизайн. Композиционно-графическая модель
- Методы опроса и социологии и журналистика.
- Кризис современной российской журналистики: основные причины, ориентиры и перспективы его преодоления
- Функционально-стилевое расслоение русской речи
- Сми: определение, виды и формы распространения сми. Их специализация и тематика (в контексте фз «о сми»)
- 6. Законодательные вопросы, связанные с получением информации (закон о гостайне, о внутренних войсках в рф и др.). Психологические аспекты работы репортера. Особенности получения информации в судах.
- Особенности современной деловой прессы
- 2.Актуальные проблемы современных печатных сми для детей различного возраста
- 4. Роль юнкоровского движения в развитии ДиМ сми. Специфика преподавания основ журналистики в юнкоровских кружках и объединениях.
- 2.Журналистика как четвертая власть: возможности и ограничения
- 4. Функции журналистики в современном обществе: проблемы определения и классификации
- 5. Принципы журналистики как основа социальной позиции журналиста
- 6. Структура сми как отображение многообразия интересов и потребностей различных социальных групп общества
- 11. Специфика разработки и реализации концепции издания
- 12. Кадровая политика в сми: проблемы и перспективы развития
- 13. Перспективы развития редакционного планирования
- История становления жанровой системы
- Современные тенденции развития аналитической журналистики: синтетичность жанров, использование способов получения информации и методов познания действительности, тематика публикаций.
- Современные тенденции развития журналистских жанров
- 6. Особенности репортерской деятельности. Информационные жанры журналистики.
- 8. Предпосылки возникновения обзора печати и дефицит его в жанровой палитре сми. Современное состояние жанра, тенденции его развития в печатных и электронных сми.
- Радиовещание в системе сми и современных каналов коммуникации
- Подготовительные этапы телевизионного сюжета. Синопсис. Основные требования. Архитектоника сюжета. Требования и обоснованность появления в кадре журналиста.
- 3. Специфика специального репортажа на тв: этапы работы, виды спецрепортажа. Технологические особенности, соотношение изображения и текста.