logo
GOS_otvety_chast_1

Современные тенденции развития аналитической журналистики: синтетичность жанров, использование способов получения информации и методов познания действительности, тематика публикаций.

Когда необходимо за фактом увидеть явление, выйти на обобщение журналист обращается к аналитическим жанрам. При написании текста, журналист располагает более широкими возможностями, используя в материалах элементы интервью, репортажа, зарисовки. Именно в этой группе жанров проявляется авторская позиция журналиста. Во всех аналитических жанрах присутствует конфликт и проблема. Важно не только сообщить о каком-либо событии или явлении, но и вскрыть его причины, исследовать возникшие общественно-значимые проблемы найти их решение.

Аналитические жанры. Корреспонденция–от частного к общему, при анализе конкретной жизненной ситуации, журналист приходит к определенным выводам и обобщениям Основу любой корреспонденции составляют факты, объединенные одной темой. Корреспонденция включает факты за длительный срок, рассматривает с разных сторон. Аналитическая – выяснение причинно-следственных связей между явлениями, аргументированная постановка проблемы и ее всестороннее обоснование. Вскрывает причины описываемого явления. Чаще всего, она критического плана. Информационная – сообщает о новых фактах, привлекает внимание читателя к новым явлениям жизни. Напоминает развернутую заметку, но отличается от нее широтой охвата материала и обстоятельным развитием определенной темы. Назначение – анализировать новые явления обществ жизни, вскрывать имеющиеся недостатки. Основные ее черты – оперативность, актуальность, конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, четкие временные границы происходящего убедительность, аргументированность изложения проблемы, обобщение, конкретные рекомендации для улучшения дела. Главное в этом жанр – разработка темы, постановка вопросов, анализ сложившейся ситуации. Этот жанр синтетический (в нем используется весь арсенал газетных средств: интервью, репортаж, отчет, зарисовка). В конце материала должен быть вывод, но не обязательно напрямую, чтобы читатель его сделал сам. При его создании можно использовать все способы получения информации (работа с документами, интервью).

Статья–жанр, в котором журналист, идя от общего частному, знакомит читателя с итогами исследования, убеждая его в справедливости, ошибочности какой-то идеи. Факт играет второстепенную роль. Обязательное использование анализа, синтеза, наличие фактов, аргументов и оценок. Неограничен временной и пространственный масштаб взятых событий. Обязательное наличие глубоких обобщений. Виды статьи: Передовая. Может быть как авторской, так и редакционной – выражает точку зрения по актуальной проблеме. Теоретическая - анализирует политические, экономические и иные явления, пропагандирует новые идеи и воззрения. Проблемная - анализ каких-либо жизненных явлений, как правило, оперативна. Живой отклик на потребности аудитории. Если репортер для читателя является соучастником событий, то в статье автор–единомышленник. В статье даются лишь итоги исследования, в то время как сам процесс остается в тени. Комментарий, колонка – размышления, рассуждения автора, видение явления, проблемы, его отношение.

Рецензия - жанр, основу которого составляет отзыв. Отличие рецензии от других жанров – это предмет - это информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Но основная задача рецензента – увидеть в произведении то, что незаметно непосвященному. Рецензии могут быть объединены в типологические группы: 1. По объему: большие и маленькие 2. По числу анализируемых произведений: монорецензии (анализируется одно произведение) и полирецензии (много). 3. По теме рецензии делят на литературные, театральные, кинорецензии и т.д.

Обозрение – связное повествование о совокупности значительных социальных фактов, связей и взаимодействий, образующих панораму определенной области действительности. Роль факта главенствующая, обозреватель идет от частного к общему, использует анализ. Обзор печати – анализ, рассмотрение, оценка проблем, поднятых в газете за определенный период времени или деятельности печатного органа в целом. Виды – общий, тематический, информационный. Используют весь спектр методов познания действительности, все элементы содержания. На актуальную тему, в центре внимания актуальный, общественно-значимый вопрос. Оперативность не главный признак. События не ограничены во времени и пространстве. Большой объем. Активная позиция журналиста.

Сейчас происходит диффузия жанров, происходит смешение жанровых признаков. По лаконизму и живости информационная корреспонденция приближается к репортажу, а по относительной простоте текста – к расширенной заметке. Аналитическая корреспонденция сближается с другим жанром – комментарием. Информационная корреспонденция, в отличие от репортажа, сообщает о событии без особо эмоционального и детального описания предмета изображения, больше пересказывая происходившее. При этом личное присутствие журналиста на месте события не всегда обязательно.

В.Г. Костомаров считает, что двусоставность современной аналитической корреспонденции (сообщение о яв­лении плюс его истолкование) сближает ее с другим жанром — комментарием. Различие между ними в том, что автор корреспонденции является первоисточником сообщения. Он «корреспондирует» с места события и интерпретирует происшедшее, непосредственно опираясь при этом на собственные наблюдения и мнения участников и свидетелей события. А комментарий в большей мере основан на известных фактах, общих мнениях и оценках, которые высказывает авторитетное для аудитории лицо, специалист-эксперт, а не на истол­ковании события. Аналитическая корреспонденция отличается также и от статьи. Автор в статье стремиться обосновать суждения по поводу какого-либо общественно-значимого явления, которое имеет последствия для общества или социальных групп. Обычно предметом статьи являются не отдельные факты (события), а те закономерные причины и следствия, которые порождают эти факты и события. А в аналитической кор­респонденции центральное место занимает один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат «вспомогательным» материа­лом для его всестороннего освещения. Присущие аналитической корреспонденции харак­терные признаки отличают ее и от других жанров.

Методы познания действительности: Наблюдение. Чем больше видов наблюдения, тем ярче факты, убедительней оценки, глубже выводы. Виды: Подготовленное – заранее известна точка, место, время, объект и точка наблюдения. Неподготовленное - возможность увидеть окружающую действительность в непосредственных деталях, в движении, конкретный объект наблюдения отсутствует. Разовое - для исследования одномоментного события, ограниченного во времени и пространстве, но оно не дает возможность всесторонне исследовать явление. Длительное наблюдение позволяет всесторонне изучить объект, увидеть явление, протяженное во времени и пространстве, в динамике. Журналист может неоднократно возвращаться к вопросу. Недостаток – автор привыкает к источникам информации и обстоятельствам, утрачивается свежесть. Открытое - когда окружающие знают, что перед ними журналист, это работа по сбору информации. Скрытое наблюдение - факты и события в неискаженном виде. Наблюдение может быть также открытым по форме, но скрытым по содержанию (тема раскрывается, но истинная цель нет). Включенное наблюдение – журналист меняет профессию и испытано на себе. Эксперимент - проверка гипотезы. В качестве объекта изучения выступает определенная социальная группа, на ней и проверяется гипотеза. Автор искусственно обостряет ситуацию, ограничивает ее во времени и пространстве, придавая ей тем самым динамизм. Сам при этом остается в тени, используя метод скрытого наблюдения.

Анализ (исследование) - разложение, расчленение, мысленное или реальное, объекта на элементы (отдельные элементы лучше поддаются изучению). Анализ дает возможность установить причинно-следственные связи между фактами, различными сторонами предмета.

Синтез соединение различных элементов в единое целое, переход от конкретного к абстрактному, от простого к сложному. Через синтез журналист выходит на обобщение. Обобщение – логический переход на более высокую ступень абстракции. Переходя от менее общего к более общему с помощью синтеза, автор устанавливает связи между различными сторонами явления, стремиться обнаружить общее в единичном, проблему в событии

Индукция–умозаключение от частного к общему. Факты, в данном случае, играют в материале главенствующую роль, являясь основой публикации. Дедукция - умозаключение идет от общего к частному. Факт играет в данном случае второстепенную роль, обеспечивая документальное подтверждение аргументам автора. С помощью дедукции автор излагает итоги исследования.

Сравнение - используется для отыскания различий. Создает контрастность изображения, усиливает восприятие путем сопоставления предметов. Акцент делается не на том, что их объединяет, а на отличительных признаках. Аналогия - отыскание общих черт. Анализируемое событие может быть достаточно протяженным во времени и пространстве. При этом журналист выступает как публицист, четко заявляя о своей гражданской позиции Сложность решаемых задач, отражается на размере материала.

Тематика: т. к. жанры рассматривают проблемы общества, то тематика может быть неограниченна (социальные проблемы, международные). В зависимости от темы журналист может выбирать и жанр (межэтнические проблемы – корреспонденция, разные точки зрения на событие–обозрение).