4. Характерные особенности развития сми Японии и Китая
Периодические издания появились в Японии еще до 1868 г., когда незавершенная буржуазная революция Мейдзи положила начало капиталистического развития страны. Первоначально это были переводы иностранных газет – “Батавия симбун”, “Сейо дзасси” и другие. Потом работавшие в Иокогаме иностранцы стали выпускать самостоятельные газеты, содержавшие не только зарубежную информацию, но и местные новости – “Кайгай симбун”, “Банкоку симбун”. Поэтому традиции японской журналистики тесно связаны с европейской культурой. Тираж первых газет был невелик, появлялись они нерегулярно. До 1869 г. законодательство страны не регламентировало газетное дело. В 1869 г. указом “Об издании и распространении газет” был установлен государственный контроль за издательским делом. Первой японской ежедневной газетой была “Иокогама симбун”, она стала выходить с 1870 г. и печаталась методом ксилографии. Через два года она была переименована “Иокогама майнити симбун” и стала печататься на европейской бумаге, наборным шрифтом, отливаемым из свинца. В 70-е гг. появился ряд новых ежедневных токийских газет: “Нити-нити” (1872), “Коти” (1873), “Иомиури” (1874).
В 1875 г. после ряда критических выступлений прессы в адрес правительства был ужесточен закон о печати, согласно которому журналисты, опубликовавшие критические статьи о деятельности правительства, могли быть уволены с работы и даже посажены в тюрьму. С 1881 г. газеты начинают использоваться как рупор буржуазных политических партий. В 1887 г. в Японии был принят закон о свободе печати. К началу ХХ в. самой крупной газетой Японии была “Ёродзу тёко”, основанная в 1892 г. Существенное влияние на прессу оказали войны, в том числе японо-китайская (1894-1895 гг.) и русско-японская (1904-1905 гг.).
В стране существовало два типа газет: центральные, называвшие себя независимыми; местные префектурные органы печати. Местные издавались по инициативе административных органов региона при финансовой поддержке торгово-промышленных кругов. Их работа никак не была связана с центральными газетами. Всю информацию они получали от американских агентств ЮПИ и АП (на основе использования информации того или другого агентства газеты делились на два клана). Влияние этих изданий было очень велико, фактически они монополизировали всю информацию, поступавшую в японскую провинцию. Почти 30 процентов газет в 30-е гг. выходили в Токио и Осаке. Вся страна была разделена на сферы влияния. В восточной Японии и на южном Сахалине доминировала токийская группа, в западной части – осакская. Тиражи японских газет в то время колебались от 4 тыс. до 1,5 млн. экз.
В годы Второй мировой войны (1942 г) впервые в Японии был создан орган автономного управления газетами “Нихон симбун” – японское газетное агентство. В его обязанности входили подготовка материалов к печати, снабжение типографий материалами и распределения типографской продукции. В том же году из него выделилось общество распределения японских газет. В 1945 г. они были распущены по приказу информационного отдела правительства, и их функции перешли к вновь созданной компании “Симбун косл”.
Один из первых японских журналов “Мэйроку дзасси” стал выходить в свет в 1873 г. и был рассчитан на ученых. Лишь в 1877 г. появились популярные журналы “Марумару симбун”, “Ходан дзассии”, “Токио синси”. Политические журналы стали популярны перед выборами в японский парламент. В 1886 г. стал выходить один из популярных сегодня журналов “Тюо корон”. Появились в 20-30-е гг. женские и детские издания. Ежемесячно журнальный рынок обогащался 7-8 названиями.
Переломным для японской прессы стал 1945 г., когда после разгрома страны во Второй мировой войне, ее политика, экономика и государственное устройство были изменены на демократических началах стран-победителей. В Японии была провозглашена свобода печати.
Сегодня большая пресса Японии делится на общенациональную и местную, а также на региональную и префектурную. Общенациональных газет в Японии пять: “Осахи”, “Иомиури”, “Майнити”, “Нихон кэйдзай симбун” и “Сонкэй”, их тираж 7,5-10 млн. экз. Это ставит их в один ряд с крупнейшими газетами мира.
Региональные газеты: “Хоккайдо симбун”, “Тюнити симбун” и “Ниси Ниппон симбун”. Их тираж от 7 тыс. до 2 млн. экз. Они появились после Второй мировой войны, когда было преодолено правило: одной префектуре – одна газета. Местные газеты распространили свое влияние на соседние префектуры. Так появились региональные газеты.
Местная пресса издается в префектурах. Редакции имеют сеть собственных корреспондентов в соседних префектурах, некоторые – по всей стране. Эти газеты оперативно и полно публикуют новости (и рекламу), относящиеся к своей префектуре, и поэтому выдерживают конкуренцию с национальными изданиями. Тиражи их невелики. Обычно местные газеты владеют и префектурными радио- и телевизионными станциями – информационный бизнес сосредоточен в одних руках. Кроме того, есть спортивные газеты, а также издания на английском языке. Тиражи этих газет неуклонно растут, они издаются в цветном исполнении; увеличивается их объем, количество рекламы; появляются новые рубрики, посвященные охране окружающей среды; возрастает число полос, отведенных под переписку с читателями. Распространением газет в Японии занимаются специальные конторы (90 % тиражей доставляется на дом), и с ростом тиражей усугубляется проблема распространения периодики. Используются альтернативные способы передачи информации – факсимильная передача газетной информации и передача на дом телерадиогазет.
Информационные агентства появились в Японии в 19 в. Крупное информационное агентство “Кокусай цусиня” появилось в 1914 г., но специализировалось на передаче зарубежной информации. В 1926 г. оно объединилось с “Токио ньюс эйдженси”, специализировавшемся на сборе внутренней информации. Так возникло “Симбун рэнго цусиня” – первое крупное агентство, передающее как внутреннюю, так и зарубежную информацию, а также занимающееся рекламным предпринимательством. Самое крупное информационное агентство Японии – “Киодо Цусин”. Это кооперативное объединение ведущих газет и радиовещательной корпорации Эй-Эйч-Кэй. Главные пайщики – Эн-Эйч-Кей и газета “Санкей симбун”. Три крупнейшие газеты Японии “Асахи”, “Майнити”, “Иомиури” пользуются только международной информацией Киодо. 70 процентов бюджета агентства составляют взносы газет, 12 – частных радио- и телестанций. Агентство находится в Токио, распространяет информацию на японском, английском языках, обслуживает 63 газетных издательства, 72 радиотелевизионные станции в стране и 57 информационных агентств за рубежом; имеет 53 отделения в стране и 31 за рубежом.
Второе по величине и значению информационное агентство в Японии “Дзидзи Цусин”. Распространяет внутреннюю и международную информацию, имеет 80 отделений в стране и 25 за границей, обслуживает 124 японских и 28 международных газетных издательств, радио- и телевизионных станций.
Радиовещание. Главная радиовещательная корпорация Японии “Нихон хоси кёкай” или сокращенно Эн-Эйч-Кей. Первые передачи состоялись 22 марта 1925 г. Их вела корпорация “Токио Бродкастинг Стейшн”, общественная организация, работающая при поддержке правительства и в финансовом отношении зависящая от платы слушателей за пользование радиоприемниками. В 1928 г. вступили в строй радиостанции в Саппоро, Хиросиме, Кумамото, Сэндай. Стали вестись передачи на Канаду, США, Гавайи.
Новый толчок развития получило радиовещание после Второй мировой войны. В 1948 г. был принят план развития радиосети. Число радиослушателей росло. В 1950 г. японский парламент принял “Закон о вещании”, который разрешил вещание коммерческим радиостанциям. Он перестроил и четко определил структуру Эн-Эйч-Кей. Руководит радиостанцией Совет директоров из 12 членов, назначаемых премьер-министром с согласия палат парламента. Президент корпорации назначается Советом директоров на 3 года. Бюджет Эн-Эйч-Кей утверждается советом директоров и отсылается на согласование министру. Так же согласовывается и содержание программ вещания. Три программы вещания специализированы: первая – общая, вторая – образовательная, третья передает стереофоническую музыку. Эта же корпорация ведет телевещание по 2 сетям. В ведении корпорации – 561 радиостанция, не считая вещания на коротких волнах и международного вещания “Радио Япония”. Эн-Эйч-Кей имеет широкую корреспондентскую сеть – 1300 репортеров в 203 корпунктах Японии и загранбюро в 25 городах. Эн-Эйч-Кей обладает монопольным правом вещания “Радио Японии” на зарубежные страны. Основа передач – последние известия, комментарии, а также музыка и спортивная информация. Эн-Эйч-Кей сотрудничает с иностранными радиостанциями, обменивается информацией.
Телевидение Японии начало регулярные передачи Эн-Эйч-Кей в 1953 г. Коммерческие телестудии стали вещать в том же году. С 1960 г. Эн-Эйч-Кей начало цветное телевещание. Главная телесеть Японии – Эн-Эйч-Кей. С финансовой точки зрения она зависит только от платы телезрителей за просмотр программ. Просмотр коммерческих телеканалов бесплатен, так как он покрывает свои расходы за счет рекламы. По “Закону о вещании” Эн-Эйч-Кей запрещена рекламная деятельность.
Общее вещание по Эн-Эйч-Кей составляет 18 часов в день. Это информационные программы, последние известия, культурные новости, развлекательные программы. Образовательное телевидение (18 часов в день) посвящено в основном образованию, но касается вопросов культуры, также передает последние известия. Большой популярностью пользуется информационная программа Эн-Эйч-Кей “Студия 102”, “Репортажи зарубежных корреспондентов”. Эн-Эйч-Кей поддерживает связи с телевизионными компаниями многих стран мира, обменивается радиопрограммами с 110 организациями 70 стран и телевизионными программами с 40 организациями.
В Японии нет столь же развитой сети коммерческого телевидения как в США. Эн-Эйч-Кей располагает сетью телестудий по всей стране, так что коммерческие станции располагают лишь небольшими местными телестудиями с небольшим радиусом действия. В Токио работает 5 коммерческих телестудий, в каждой префектуре – по 1-2 студии. Лицензии на право теле- и радиовещание распределяются правительством по географическому принципу: 1-2 станции на одну или несколько соседних префектур. Система лицензирования информационной деятельности позволяет правительству влиять на содержание передач и ограничивать количество телестанций.
Телевизионные программы коммерческих телестудий Японии состоят в основном из многосерийных фильмов японского производства, многосерийных исторических драм, приключенческих фильмов, квидов (шуточных конкурсов), музыкальных шоу. Два раза в год телепрограмма пересматривается: снимаются с экрана непопулярные и устаревшие программы, оставляются полюбившиеся зрителям. Существенно влияние американского телевидения, популярны у японцев американские фильмы. Кроме того, популярными становятся “семейные драмы”, жизненные шоу. В последних участвуют и телезрители. Различные телекомпании заимствуют друг у друга наиболее удачные формы теле- и радиопередач. В коммерческих телепрограммах около 90 процентов эфирного времени закупается рекламодателями. Появление видеокассет вызвало к жизни кабельное телевидение (CATV), которое в Японии стало весьма популярным.
Япония является активным участником международного консорциума спутниковой связи. Первая передача через американский спутник связи “Intelsat” на Японию была произведена в 1963 г. Это были экспериментальные передачи. С запуском в 1967 г. коммерческого спутника связи к использованию космоса в трансляции телепередач подключились и коммерческие телестанции Японии.
Китай. В этой стране издается 2 тысячи газет общим тиражом 202 млн. экз. Почти 4 млн. экз. — таков тираж органа ЦК КПК «Жэньминь жибао» (Renmin ribao — «Народная газета», 1949) и 1,5 млн. — тираж «Гуанмин жибао» (Guangming ribao — «Свет», 1949). Для не специализированных изданий характерны насыщенность экономическими материалами (половина полос) и материалами идеологической проблематики.
За прошедшие 20 лет в Китае средства массовой информации получили быстрое развитие и превратились в одну из наиболее перспективных сфер народного хозяйства. Статистические данные показали, что в 1998 году СМИ стали четвертой опорной сферой Китая по сумме заплаченного налога на прибыль. В настоящее время в Китае сетью радиовещания и телевидения охвачено соответственно 93 и 94 процента населения всей страны. Насчитывается 100 млн абонентов сети кабельного телевидения. За период девятой пятилетки /1995 - 2000 гг./ в Китае было создано 16 корпораций газет, в том числе "Гуанчжоу жибао", "Наньфан жибао","Янчэн ваньбао", "Цзинцзи жибао" и др. Сумма активов каждой из указанных корпораций составила несколько сотен млн юаней.
После вступления Китая в ВТО национальные СМИ нуждаются в нормализации рынка и упорядочении конкуренции. В связи с этим 6 декабря 2001 года в Китае было создано Объединение радиовещания, кинематографии и телевидения - крупнейшее в стране объединение государственных органов СМИ, деятельность которого охватывает сферы радио- и телевещания, киноискусства, книгоиздательства и рекламного бизнеса. Основные фонды Объединения превысили 20 млрд юаней. В то же время китайские СМИ активно сотрудничают с зарубежными партнерами.
Периодика Китая. В 1919 г. в стране появилась коммунистическая печать, которая оказала большое воздействие на дальнейшее развитие китайской журналистики. Длительное время китайская журналистика развивалась в сложных условиях гражданской войны, японской оккупации. После провозглашения КНР в октябре 1949 г. в стране началось создание системы печати, подконтрольной правящей коммунистической партии. Были закрыты все гоминдановские издания и радиостанции. Частные газеты постепенно переходили в руки государства (нередко выкупались у владельцев). К 1954 г. в многонаселенной стране издавалось 270 газет общим тиражом 8 млн. экз., более половины из них составляли издания правящей компартии. Сохранение формальной многопартийности обеспечило выпуск некоторых изданий – печатных органов партий – политических союзников КПК. В 1956 г. была произведена реформа китайской журналистики, усилившая распространение и влияние центральной прессы во главе с газетой «Жэньминь Жибао».
После начала «культурной революции» в середине 1960-х гг. количество периодических изданий в Китае резко сократилось. В результате крупнейшей политической и идеологической чистки в огромной стране в 1970 г. выходило всего 42 газеты, а общее их количество уменьшилось на 301 (в сравнении с 1965 г.). Однако общий тираж издаваемой газетной прессы при этом сократился незначительно, что свидетельствовало о стремлении обеспечить влияние на массовую аудиторию через небольшое количество унифицированных по содержанию газет. В 40 раз уменьшилось количество издаваемых журналов. В 1970 г. выходил всего 21 журнал, тиражи журнальной периодики также существенно сократились. 84,4% всех уцелевших изданий являлись партийными органами различною уровня.
Предпринятые в 1970-е годы меры по поддержке периодики (в частности, через обязательную подписку) дали ограниченные результаты. Чрезмерная политизация и унификация содержания изданий не способствовали росту читательского интереса к прессе, а низкий уровень жизни, состояние грамотности населения ограничивали возможности подписки на периодику.
Под влиянием политико-экономических реформ, начатых в стране после смерти Мао Дзедуна и отстранения от власти радикальной группировки в руководстве КПК, были созданы предпосылки и условия для быстрого роста периодики. Восьмидесятые годы стали периодом реформирования китайской журналистики и стремительного развития периодической печати – как по количеству изданий, так и по масштабам их распространения. В 1986 г., через десять лет после начала перемен, в Китае издавалось уже 6000 газет и журналов. Вместе с тем многие издания, особенно газеты, выпускались небольшими тиражами. Из 1777 выходивших в тот период газет только 98 имели ежедневную периодичность. Наметилась тенденция к сокращению тиражей партийных изданий.
Пятую часть от общего количества названий газетной периодики составляли общеполитические газеты – органы партийных организаций разного уровня – от ЦК КПК до уездных парткомов.
Однако газетная периодика стала более многообразной по типам изданий. Выходили также газеты – органы общественных организаций (профсоюзов, комсомола и др.), научно-технические, экономические, педагогические, юридические и спортивные.
В журнальной периодике преобладали издания, в основном специализированные по проблемам общественных и естественных наук, а также научно-популярные, общественно-политические и литературно-художественные журналы. Большой интерес аудитории к научной и научно-популярной периодике связан главным образом с тем, что современный Китай проходит этап ускоренной научно-технической модернизации. Некоторые из этих изданий активно поддержали идеи либерализации китайского общества, что также привлекло к ним внимание части интеллигенции и научно-технических работников.
Более многообразным стало содержание изданий, улучшилось их оформление. Активизировалась работа с читателями. Освещение получили многие проблемы, ранее запретные – безработица, инфляция, бедственное положение многих сельских жителей – членов аграрных коммун. Печать стала активно критиковать различные негативные стороны развития китайского общества – коррупцию, злоупотребления партийных и государственных чиновников. Это соответствовало взглядам Ден Сяопина и его сторонников в китайском партийном руководстве на роль прессы как катализатора модернизации страны. Руководство партийной пропагандой провозгласило, что отныне газеты могут сами решать, каких тем им следует избегать в публикациях. Одновременно партийный лидер Ху Яобан заявил, что 80% новостей в прессе должно быть посвящено успехам реформ, а 20% – недостаткам. Но даже в критических выступлениях печати обычно не ставились под сомнение основы существующего в Китае общественно-политического строя.
В среде китайских журналистов оформились три основных направления, отличавшиеся между собой отношением к реформам и их перспективам: маоистские ортодоксы, сторонники ограниченных реформ (полагавшие, что изменения должны охватить главным образом производственно-экономический базис, не затрагивая основ существующего общественно-политического устройства), а также приверженцы либерализации, ориентированные на западные образцы.
После протестов на площади Тяньаньмынь в Пекине в 1989 г. партийно-государственный контроль над прессой ужесточился. Часть либерально настроенных журналистов была уволена, некоторые оказались в тюремном заключении или в эмиграции. На многие руководящие посты в редакциях были назначены «твердокаменные» маоисты.
К середине 1990-х годов положение китайских СМИ несколько изменилось в связи с корректировкой официального внутриполитического курса после выступления в 1992 г. Ден Сяопина, провозгласившего углубление реформ. Многие редакционные коллективы получили возможность самоуправления (это не коснулось редакций партийной и государственной прессы), расширились их полномочия в ведении самостоятельной экономической деятельности. Одним из показателей успешной работы редакций становится объем средств, получаемый благодаря публикации коммерческой рекламы. Например, шанхайские газеты в течение 1995 г. получили 4 млрд. 500 млн. юаней в виде доходов от рекламной деятельности, за пять лет объем поступающей рекламы возрос в шесть раз. Вместе с тем рост рекламных доходов способствовал быстрому развитию средств массовой информации Китая: в середине девяностых годов в стране издавалось более 2000 газет, действовало свыше тысячи радиостанций и около 2000 эфирных, кабельных и спутниковых телецентров.
Под влиянием реформационных процессов меняется содержание китайской прессы. Расширилась тематика выступлений, живее стал стиль материалов, разнообразнее лексика журналистских произведений. Сегодня даже в партийной периодике нередки скандальные публикации, способствующие повышению читательского рейтинга изданий. Главной пропагандируемой в прессе ценностью становится личная инициатива, тогда как ранее восхвалялись коллективные усилия в интересах всеобщего благосостояния. «Героями дня», чей пример пропагандируется прессой, стали удачливые предприниматели, в то время как раньше ими были передовые рабочие, крестьяне, военнослужащие.
В связи с падением влияния партийной прессы редакция «Женьмин Жибао» («Народная газета») объявила в 1998 г. о необходимости «нового лица издания». Во времена «культурной революции» тираж газеты составлял 6 млн. экз. К концу 1990-х годов он сократился вдвое.
Дальнейшее повышение профессионализма прессы в Китае напрямую связано с развитием системы подготовки журналистских кадров. В предыдущие десятилетия главным достоинством журналистов, считавшихся идеологическими работниками, признавалась политическая лояльность. Профессиональные же качества стояли на втором плане. Сеть учебных учреждений, готовящих журналистов, была явно недостаточной для огромной страны. В результате в первой половине девяностых годов только около 6% китайских журналистов имели профессиональную подготовку. Половина работающих журналистов не получила вузовского образования.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ
- Пражурналистские явления. Исторические, политические явления и специфики возникновения и формирования русской журналистики.
- Журналистика второй половины 19 века: формирование современной инфраструктуры, основные газеты и журналы.
- 5. Журналистика России в период установления диктатуры пролетариата. Общее и особенное в кризисе печати 20-х и 90-х гг. 20 века.
- 7. Особенности развития отечественных сми в период «оттепели» и «застоя»: общее и особенное.
- 1.История зарубежной журналистики: 4 теории прессы:
- 4. Характерные особенности развития сми Японии и Китая
- Газетный дизайн. Композиционно-графическая модель
- Методы опроса и социологии и журналистика.
- Кризис современной российской журналистики: основные причины, ориентиры и перспективы его преодоления
- Функционально-стилевое расслоение русской речи
- Сми: определение, виды и формы распространения сми. Их специализация и тематика (в контексте фз «о сми»)
- 6. Законодательные вопросы, связанные с получением информации (закон о гостайне, о внутренних войсках в рф и др.). Психологические аспекты работы репортера. Особенности получения информации в судах.
- Особенности современной деловой прессы
- 2.Актуальные проблемы современных печатных сми для детей различного возраста
- 4. Роль юнкоровского движения в развитии ДиМ сми. Специфика преподавания основ журналистики в юнкоровских кружках и объединениях.
- 2.Журналистика как четвертая власть: возможности и ограничения
- 4. Функции журналистики в современном обществе: проблемы определения и классификации
- 5. Принципы журналистики как основа социальной позиции журналиста
- 6. Структура сми как отображение многообразия интересов и потребностей различных социальных групп общества
- 11. Специфика разработки и реализации концепции издания
- 12. Кадровая политика в сми: проблемы и перспективы развития
- 13. Перспективы развития редакционного планирования
- История становления жанровой системы
- Современные тенденции развития аналитической журналистики: синтетичность жанров, использование способов получения информации и методов познания действительности, тематика публикаций.
- Современные тенденции развития журналистских жанров
- 6. Особенности репортерской деятельности. Информационные жанры журналистики.
- 8. Предпосылки возникновения обзора печати и дефицит его в жанровой палитре сми. Современное состояние жанра, тенденции его развития в печатных и электронных сми.
- Радиовещание в системе сми и современных каналов коммуникации
- Подготовительные этапы телевизионного сюжета. Синопсис. Основные требования. Архитектоника сюжета. Требования и обоснованность появления в кадре журналиста.
- 3. Специфика специального репортажа на тв: этапы работы, виды спецрепортажа. Технологические особенности, соотношение изображения и текста.