5. Журналистика России в период установления диктатуры пролетариата. Общее и особенное в кризисе печати 20-х и 90-х гг. 20 века.
17 октября 1905 – Манифест Николая II,отмена цензуры в печати. «Медовый месяц печати».
24 ноября 1905 – Временные правила о печати. Чтобы зарегистрировать издание, нужно подать прошение и через 2 недели зарегистрируют. Правительству предоставлялись неограниченные возможности для преследования прессы: Комитет по делам печати, судебные органы получали право налагать арест на вышедшее издание, привлекать к судебной ответственности редакторов и сотрудников газет и журналов.
Декрет о печати 1917 ввел цензуру и отменил многопартийность. Большевики были в законе. Начало создания однопартийности и диктатуры. Дополнительно издавались другие декреты, которые обанкротили буржуазную прессу, уничтожили оппозиционную. Частные газеты прекратили свое существование. С октября по июнь 1917 г. было закрыто 470 оппозиционных, буржуазных газет.
1917 - Всероссийский съезд редакторов ежедневных газет, который утверждает закон о печати и передает его Временному правительству. Принимается Закон о печати, в котором провозглашается свободный выпуск и распространение печати любых партий, цензура отменяется. Этот закон стимулировал бурный рост печати партий. После декрета Ленин начинает создавать свою систему Советских СМИ.
Январь 1918 - Декрет о революционном трибунале печати (просуществовал до мая 1918). Революционному трибуналу печати подлежат преступления и проступки против народа, совершаемые путем использования печати. Любое издание, которое выступило против существующего режима, должно быть закрыто, редактор арестован. Наказания в виде денежного штрафа, общественного порицания с опубликованием в печати. Попытки создания нового типа печати – советской. Новая должность – комиссар печати. Журналистика подошла к Октябрьской революции как многопартийная, многонациональная, рассчитанная на имущие классы, на массового городского читателя, молодёжь, творческую интеллигенцию, солдат, крестьян, женщин. В типологии российской периодики были представлены также профессиональные, литературные и сатирические издания. Задача газет – экономически и политически воспитывать массы. Центральные статьи – статьи Ленина, которые учат, как и что писать. Кроме «Известий» и «Правды» начинают выходить и другие централ газеты «Беднота» - московская массовая ежедневная газета Москва. Аудитория - крестьяне, цель–воспитание политически грамотных масс, чтобы была доступна читателю.
Но гражданская война практически свела на нет прессу оппозиционных социалистических партий. Если в начале года в стране выходило 154 издания меньшевиков, эсеров (левых, правых), анархистов, эсеро-меньшевистских, мелкобуржуазных, то к сентябрь их осталось 50, а в 1919 г. – всего 3. Ведущую роль в системе печати Советской России в условиях войны играла большевистская журналистика.
1918 - «Экономическая жизнь». Публикация сведений по экономике, анализ статистического материала, пропаганда успехов народно-хозяйственной жизни. 1918 - «Жизнь национальностей», орган наркома по делам национальностей. Цель - воспитание трудящихся в духе интернационализма. Декабрь 1917 – первая отраслевая газета «Гудок». Конец 1917- начало 1918 первая советская военная газета Петрограда – «Армия и флот». Появляется периодика для молодёжи: «Смена», «Юный коммунист». Научные и научно-популярные журналы: «Человек и природа»,«Педагогическая мысль». Органы печати появляются в Закавказье, Средней Азии и Казахстане. В 1918 г. в стране насчитывалось до 10 типов изданий, проводивших политику правящей партии. Это партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания. Результатом продолжавшегося в 1918–1920 гг. процесса дифференциации следует считать появившиеся в «Правде» и других газетах странички «Красноармеец», «Женщина-работница», «Юный коммунист». Но самым примечательным стал выход 28 новых центральных изданий.
В годы гражданской войны во многих районах Украины, Белоруссии, Сибири, Дальнего Востока активно действовала подпольная и партизанская печать. Важную роль играла пресса иностранных интернационалистов. На фронтах в рядах Красной Армии сражались представители многих народов Западной Европы. В ноября 1918 г. появилась газета «Коммуна» (центральный орган Федерации иностранных групп РКП(б)), Она выходила в Петрограде на английском, французском, немецком, сербо-хорватском, итальянском, финском, русском языках.
В трудных условиях военного времени советская пресса продолжала развиваться. Если в середине 1918 г. в стране выходило 884 газеты, то в декабре 1920 г. – 1080. Заметен был рост местной и национальной печати. По сравнению с 1918 г. к концу 1920 г. издавалось втрое больше республиканских, губернских, областных, уездных и городских газет.
Утверждение в стране однопартийной журналистики неразрывно связано с процессом формирования системы средств информации Советской России. Так, обогащается структура не только газетной периодики, создаются новые журналы различного типа. В 1919 году возникают журналы «Вестник агитации и пропаганды», «Спутник агитатора», «Коммунист», «Юный Коммунист»; военные журналы «Политработник», «Красноармеец».
Заметное развитие получает и книгоиздательское дело. Активизировалась деятельность издательств «Прибой», «Волна», «Жизнь и знание». Летом 1918 г. было создано единое издательство «Коммунист», а затем 1919 г. учреждено единое центральное советское объединенное Государственное издательство (ГИЗ). Госиздат начал выпускать популярную, научную и научно-популярную литературу, группируя ее в серии «Красная книжка», «Наука для всех».
1918 - образован Союз журналистов Советской Конституции (РСФСР). 1918 - Конституция уничтожила зависимость печати от капитала и дала в руки рабочего класса и крестьянства все необходимые материально-технические средства для выпуска газет, журналов, брошюр и книг.
Функцию централизованной информационной службы стали выполнять Бюро печати и Петроградское телеграфное агентство. Отсюда поступали тексты, которые передавались по радио — декреты постановления, приказы и т. д. Характер взаимоотношений информационных органов с радиостанциями существенно изменился с момента создания (сентябрь 1918 г.) РОСТА (ТАСС 25 г.), по существу, стало радиотелеграфным агентством. «Радиовестник» РОСТА представлял собой сложную радиопередачу, систему оперативных сообщений, в которых находили последовательное отражение все важнейшие события.
В 1921 году - кризис печати (ноябрь 21 – декрет о платности произведений непериодической печати, о введении платных газет). Все СМИ становятся платными, люди не могут покупать их по новой цене, разрушена обратная связь, аудитории надоели лозунги, начинаются проблемы с кадрами. Состояние прессы характеризуют резкое сокращение качества газет и уменьшение тиража вследствие отсутствия денежных средств, недостатка и дороговизны бумаги, чрезмерности типографских расходов, плюс к этому полная разрушенность аппарата распространения. В этих условиях радио было призвано не просто дополнять прессу, но выполнять своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации. При этом ценность оперативной информации умножалась на возможность массового охвата ею широких кругов населения.
Экспериментальное массовое вещание начиналось не только с политических, но и с литературно-художественных программ — радиоконцертов. В художественном вещании формируются два театральных направления - Театр у микрофона и радиотеатр. 4 октября 1924 г. в день похорон М.В. Фрунзе был организован первый радиорепортаж с Красной площади.
По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разделить на: — общественно-политические; — просветительские; — развлекательные. По форме радиосообщения этого исторического периода представляется возможным разделить на: — радиособрания; — радиопереклички; — радиолекции; — радиоконцерты.
1928 год по праву можно считать переломным в истории радио. В июле 1928 года постановление "О реорганизации радиовещания". В структуре Народный комиссариата было образовано специальное радиоуправление, которое в 1931 году стало называться Всесоюзный комитет по радиовещанию. С 1 ноября 1928 года вводится типовая недельная сетка вещания.
Общее и особенное кризиса печати в 20-е и 90-е: Отличия: в 1920 к проблемам печати добавилась проблема устаревшей техники и отсутствия кадров в связи с тем, что журналистов из буржуазных газет не принимали в Советские газеты. Для преодоления кризиса в 20-е гг. уделяли большое внимание местным газетам, к ним отправляли опытных политических работников, дотации государства, возобновление обратной связи, создание ГИЖей и Кижей, обучение новых кадров, рост рабселькоров и государственное распределение. А в 90-е журналисты ушли в смежные области, не было связи между институтами и работодателями. Общее: кадровый кризис, закрытие всех независимых газет – снижение количества изданий и разнообразия; введение платности газет в результате - сокращение числа газет и тиражей. В 90 гг. конфронтация между государственными и оппозиционными СМИ из-за экономической зависимости; недостаточно работают с массами, неполно отражают текущие нужды и запросы трудящихся. В 90 появилась приписка: Газета с письмами не работает, Газета не может писать для читателя; 90г произошла приватизация, газеты столкнулись с разрушением аппарата распространения и вынуждены вводить свои службы распространения. Кризисы пошли на пользу российской печати.
- Пражурналистские явления. Исторические, политические явления и специфики возникновения и формирования русской журналистики.
- Журналистика второй половины 19 века: формирование современной инфраструктуры, основные газеты и журналы.
- 5. Журналистика России в период установления диктатуры пролетариата. Общее и особенное в кризисе печати 20-х и 90-х гг. 20 века.
- 7. Особенности развития отечественных сми в период «оттепели» и «застоя»: общее и особенное.
- 1.История зарубежной журналистики: 4 теории прессы:
- 4. Характерные особенности развития сми Японии и Китая
- Газетный дизайн. Композиционно-графическая модель
- Методы опроса и социологии и журналистика.
- Кризис современной российской журналистики: основные причины, ориентиры и перспективы его преодоления
- Функционально-стилевое расслоение русской речи
- Сми: определение, виды и формы распространения сми. Их специализация и тематика (в контексте фз «о сми»)
- 6. Законодательные вопросы, связанные с получением информации (закон о гостайне, о внутренних войсках в рф и др.). Психологические аспекты работы репортера. Особенности получения информации в судах.
- Особенности современной деловой прессы
- 2.Актуальные проблемы современных печатных сми для детей различного возраста
- 4. Роль юнкоровского движения в развитии ДиМ сми. Специфика преподавания основ журналистики в юнкоровских кружках и объединениях.
- 2.Журналистика как четвертая власть: возможности и ограничения
- 4. Функции журналистики в современном обществе: проблемы определения и классификации
- 5. Принципы журналистики как основа социальной позиции журналиста
- 6. Структура сми как отображение многообразия интересов и потребностей различных социальных групп общества
- 11. Специфика разработки и реализации концепции издания
- 12. Кадровая политика в сми: проблемы и перспективы развития
- 13. Перспективы развития редакционного планирования
- История становления жанровой системы
- Современные тенденции развития аналитической журналистики: синтетичность жанров, использование способов получения информации и методов познания действительности, тематика публикаций.
- Современные тенденции развития журналистских жанров
- 6. Особенности репортерской деятельности. Информационные жанры журналистики.
- 8. Предпосылки возникновения обзора печати и дефицит его в жанровой палитре сми. Современное состояние жанра, тенденции его развития в печатных и электронных сми.
- Радиовещание в системе сми и современных каналов коммуникации
- Подготовительные этапы телевизионного сюжета. Синопсис. Основные требования. Архитектоника сюжета. Требования и обоснованность появления в кадре журналиста.
- 3. Специфика специального репортажа на тв: этапы работы, виды спецрепортажа. Технологические особенности, соотношение изображения и текста.