logo
GOS_otvety_chast_1

Современные тенденции развития журналистских жанров

Жанр – устойчивая форма отражения действительности. Но в последнее время наблюдается переход одних жанров в другие и их синтетичность (аналитический отчет, информационная корреспонденция).

Сегодня исследователи основными тенденциями в жанрообразовании называют:

- Смещение одних жанров другими. На периферию отошли такие крупные жанры, как очерк, а в центр выдвинулись информационные жанры. Срединное положение занимает группа аналитических жанров;

- Освоение журналистами новых методов познания действительности, взятых из других сфер человеческой деятельности, например, социологическое резюме или статья-прогноз;

- К образованию гибридных жанровых форм (например, очерк-расследование) и к постоянному жанровому взаимообогащению приводит процесс размывания жанровых границ;

-Жанры, изменяясь и трансформируясь, сохраняют свою преемственность, основные типологические признаки, обнаруживаемые в многообразии отдельных жанров. [Дускаева]

Жанры журналистики различаются: по характеру предмета или объекта отображения; по конкретному назначению, исходя из цели решаемой журналистом; по масштабу охвата действительности, обобщений и выводов; по способам отражения действительности, характеру литературно-стилистических средств. При этом существуют признаки, присущие всем жанрам. Какую бы форму не выбрал журналист для реализации своего творческого замысла, в ней можно увидеть элементы «формулы мастерства», функции (агитационную, пропагандистскую и организаторскую) и принципы (правдивости, объективности, массовости, демократизма, гуманизма и патриотизма).

Причины изменений: быстрое информирование (гонка за право быть первыми), на поиск информации и ее выпуск меньше времени, популярны легкие для восприятия жанры, мало профессиональных и талантливых журналистов, интерес к простому человеку упал (очерк вымирает), комбинирование (использование в текстах фрагментов различных жанров). В заметке увеличивается авторская позиция, репортаж может быть о проблемной ситуации и с авторской оценкой.

С одной стороны, каждый конкретный случай межжанровой диффузии служит поводом для неоправданной, на наш взгляд, фиксации еще одного вида жанра (Тертычный). С другой стороны, обилие такого рода терминологических нововведений дает основание для нигилистического обобщения о "размывании" жанра (Кройчик, Соков пр., которые описывают устоявшиеся жанровые признаки).