Радиовещание в системе сми и современных каналов коммуникации
Особенности радио как СМИ и СМК. Природные свойства радио: оперативность, доступность, удобство для восприятия аудиторией. Психологическое воздействие: возможность обратной связи. Функции радиовещания.
Радио всегда играло важнейшую, а подчас и ключевую роль в комплексе средств массовой информации страны. Его технические преимущества по-прежнему позволяют оставаться радио самым массовым СМК. Еженедельно , по данным целого ряда исследовательских компаний, «вольно или невольно, радио слушают 82, 6% населения страны старше 12 лет». Приведенные данные относятся к эфирному радиовещанию (FM – радио). Проводное вещание постепенно становится достоянием истории. Этот вид вещания, при котором сигналы передаются по специальным радиопроводам, появилось в двадцатые годы прошлого века и быстро получило развитие. Со временем проводное вещание физически и морально устарело. Уже к началу 2000 года наблюдалось значительное сокращение числа радиоточек.
Преимущество эфирного вещания заключается, прежде всего, в высоком качестве передачи звука. По сравнению с проводным, эфирное вещание имеет значительно более широкий диапазон воспроизводимых частот. Эфирное радио не подвержено воздействию стихийных явлений, не требует абонентской платы.
Благодаря переходу на эфирное радиовещание, радио может реализовывать свою основную отличительную функцию в отличие от других СМК – оперативность. Это преимущество эфирного радио учитывается и в государственном масштабе. Сообщения МЧС о чрезвычайных ситуациях сегодня распространяются через эфирное радио. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже 21 века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Максимальная оперативность радио создает наилучшие условия для развития интерактивности.
Повсеместность и доступность: благодаря распространенности и доступности радиоприемных устройств есть возможность слушать радио, находясь территориально в разных местах в любое время суток время.
Разнообразие: Любой слушатель в любом месте имеет доступ к большому числу радиопрограмм от 4-5 в маленьких городах до 25 в больших мегаполисах.
Интерактивность: Телефоны и интернет позволяют аудитории в реальном времени, так или иначе, влиять на эфир».
В системе СМИ радио, ориентированное, прежде всего, на аудиальное восприятие, воздействует более других на воображение человека. Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями, его можно слушать фоном.
Многочисленные функции радиовещания правомерно сгруппировать следующим образом.
1 .Информационные: собственно информационная функция, рекламная.
2. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.
3. Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения – рекреативная.
Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач.
Тенденции в развитии современного отечественного радиовещания: широкий выбор каналов, к которым сформировался стабильный интерес аудитории. Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата, своей аудитории. Развивается информационное радиовещание, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий. Продолжают развиваться разговорные программы типа развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением. Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность. Прямой эфир и как его следствие – интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник. Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока. Жесткое форматное программирование заключается в верстке плейлистов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию. Радио сложилось как система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей. Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.
3. Жанры и формы радиожурналистики. Понятия жанра. Целостность системы современных жанров на радио, дифференциация и взаимодействие жанров. Группы жанров: информационные, аналитические, документально-художественные и их особенности.
В радиожурналистике существует три относительно устойчивые группы жанров:
1. Информационные: радиосообщение (заметка), интервью, репортаж, радиоотчет, обзор печати.
2. Аналитические: корреспонденция, комментарий, беседа, обозрение.
3. Документально-художественные: радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, доку-драма и радиокомпозиция.
Развитие журналистики есть двуединый процесс: выделения, вычленения жанров, обретения ими новых признаков – и интеграции жанров, их взаимопроникновения, взаимообогащения. Этот процесс естественно оказывает влияние на подвижность жанровых границ. Сейчас происходит сближение жанров, в условной их классификации отстоящих далеко друг от друга, например: очерка и репортажа, репортажа и радиокомпозиции, репортажа и документальной драмы (в этом случае передачу обычно относят к жанру «драмы с открытым финалом»).
Информационные жанры, делятся по типам информационных программ: информационные; инф-аналитические; инф-музыкальные; инф-развлекательные; инф-рекламные.
Выпуски оперативной информации (например, «Последние известия») представляют собой структурное единство, различные блоки, имеющие монтажное соподчинение. Они определяются значимостью информации и условно делятся на основные части по темам: политика, экономика, культура, спорт, погода, реклама. Информационно-аналитические программы подводят, как правило, итоги вещательного отрезка. Они более объемны по времени и разнообразны по жанрам (в них могут звучать корреспонденции, интервью, обозрения, комментарии). Более активно выступает в них и ведущий. Информационно-музыкальные программы (например, «Маяк») представляют собой небольшие по объему, но часто звучащие информационные выпуски в структуре музыкального потока. Обычно они делятся по темам: экономика, культура, события в Думе, в правительстве, спорт и т.д. Информационно-развлекательные программы, характерные для зарубежного вещания, появились и у нас на коммерческом вещании. Информационно-рекламные передачи используют рекламу в самых актуальных передачах радиоэфира – информационных. Поначалу практики остановились на следующей организации выпусков: реклама шла после окончания собственно информационных текстов, а не в середине самих выпусков. Потом она стала появляться и «внутри» событийной информации.
Информационные программы обладают рядом типологических признаков, которые присущи и другим программам вещания: постоянное место в вещательной сетке, постоянный объем звучания, фирменное оформление (музыкальная обложка, постоянные разбивки, рубрики), присутствие ведущего, анонс выпуска, краткое изложение наиболее важных тем. Но есть и ряд особенностей, характерных только для информационных программ: более частая периодичность выхода в эфир, блочность подачи материала
Современные информационные программы характеризуются следующими чертами: постоянное расширение спектра информации, расширение тематики, большая острота и актуальность тем, большая свобода ведущего, ускорение речевого темпа подачи информации, обогащение лексики. К непременным, постоянно проявляющим себя тенденциям развития информационного вещания нужно отнести: повышение оперативности, снижение объема официальных сообщений, увеличение объема рекламы, удовлетворение широкого круга интересов слушателей, повышение роли местного, регионального вещания.
Радиосообщение. Информационное радиосообщение соответствует заметке в газете.
Интервью. Радио всегда обращено к аудитории, оно диалогично уже по самой своей природе. Поэтому жанр интервью является одним из самых характерных для вещания. К информационным видам интервью относятся протокольное интервью, интервью-анкета, пресс-конференция. Протокольное интервью несет официальную информацию о встрече политического деятеля. Вопросы такого интервью обычно стандартны и известны заранее. Интервью-анкета предполагает оперативный экспресс-опрос на улицах города, в залах заседаний, концертных залах, в фойе театра, на стадионе и т.п. Пресс-конференция проводится с участием представителей различных средств информации.
Репортаж – самый распространенный жанр вещания. В радиорепортаже сочетаются сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста – и элементы публицистики: оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание. Основные жанровые признаки радиорепортажа – документальность, достоверность, оперативность, которые базируются на актуальности информации, а его задача – отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса их свершения. Существует три вида репортажа – событийный, проблемный, познавательный. Классическим видом жанра является репортаж, идущий в эфир прямо с места события. Его образец – радиорепортаж со спортивных соревнований. Проблемный репортаж обычно начинается с места какого-либо действия. Например, репортаж о сложностях автомобильного движения с улицы. Цель такого радиорепортажа – дать слушателям представление о проблеме с помощью документальных записей. Познавательный репортаж может содержать только информацию, но может и затрагивать проблему. Главная его цель – познакомить слушателей с тем новым, интересным, что происходит в науке, медицине, производстве. Репортаж – жанр синтетический: он может включать в себя элементы зарисовки, интервью, комментария.
Аналитические жанры (информационно-публицистическими).
Комментарий – это мнение компетентного человека, журналиста или специалиста, о событии, явлении, факте. В отличие от интервью, журналист или специалист высказывает свое мнение, сообразуясь с тем, что он сам считает важным в событии и о чем, по его мнению, необходимо проинформировать слушателя. По способу включения комментария в программу вещательного дня можно выделить два его вида: комментарий, являющийся самостоятельной передачей (или определенной законченной структурной частью программы), и краткий комментарий, входящий как составной элемент в ту или иную сложную передачу.
Радиообозрение – это жанр, отличающийся свободой в подборе материалов, объединенных одной темой или единством времени или места.
Документально-художественные жанры (художественно-публицистическими, так как в них соединены информативное начало, авторская личностно-чувственная оценка и образное представление о человеке или событии). Это радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, жанр, получивший в мировом вещании распространение под названием документальная драма, и радиокомпозиция.
В самых общих чертах форму радиопередачи можно определить как совокупность разных жанров или жанровых образований, объединенных в определенной последовательности и образующих некую целостность. Формообразующими факторами могут быть: личность журналиста, ее персонажей или героев, тематическое единство, ограниченный по времени и четко фиксированный в сетке вещания программный отрезок, возможность эффективно обращаться к аудитории в определенное время дня и получать отклик, последовательное в течение длительного времени обсуждение проблем.
В информационном вещании основной формой является информационный выпуск, или выпуск новостей. Информационный выпуск – оптимальная новостная передача, существующая во всем мире. Характер построения выпусков новостей и продолжительность их звучания зависят от времени передачи в эфир, экстренности, актуальности сообщений, от профиля радиостанции.
Существует несколько видов информационных выпусков: общего характера, или универсальные, т.е. выпуски, включающие информацию на разные темы: общественно-политические, экономические, социальные, научные, культурные, спортивные, о событиях в стране и за рубежом и др. Тематические – подборки информации на определенные темы: международные новости, спортивные, выпуски, посвященные событиям в области культуры, искусства и т.п. Информационные выпуски можно классифицировать также по периодичности и экстренности выхода в эфир: обзорные, или итоговые. По формам подачи информационных материалов выпуски делятся на текстовые и со звуковыми включениями.
ТЕЛЕВИДЕНЬЕ:
- Пражурналистские явления. Исторические, политические явления и специфики возникновения и формирования русской журналистики.
- Журналистика второй половины 19 века: формирование современной инфраструктуры, основные газеты и журналы.
- 5. Журналистика России в период установления диктатуры пролетариата. Общее и особенное в кризисе печати 20-х и 90-х гг. 20 века.
- 7. Особенности развития отечественных сми в период «оттепели» и «застоя»: общее и особенное.
- 1.История зарубежной журналистики: 4 теории прессы:
- 4. Характерные особенности развития сми Японии и Китая
- Газетный дизайн. Композиционно-графическая модель
- Методы опроса и социологии и журналистика.
- Кризис современной российской журналистики: основные причины, ориентиры и перспективы его преодоления
- Функционально-стилевое расслоение русской речи
- Сми: определение, виды и формы распространения сми. Их специализация и тематика (в контексте фз «о сми»)
- 6. Законодательные вопросы, связанные с получением информации (закон о гостайне, о внутренних войсках в рф и др.). Психологические аспекты работы репортера. Особенности получения информации в судах.
- Особенности современной деловой прессы
- 2.Актуальные проблемы современных печатных сми для детей различного возраста
- 4. Роль юнкоровского движения в развитии ДиМ сми. Специфика преподавания основ журналистики в юнкоровских кружках и объединениях.
- 2.Журналистика как четвертая власть: возможности и ограничения
- 4. Функции журналистики в современном обществе: проблемы определения и классификации
- 5. Принципы журналистики как основа социальной позиции журналиста
- 6. Структура сми как отображение многообразия интересов и потребностей различных социальных групп общества
- 11. Специфика разработки и реализации концепции издания
- 12. Кадровая политика в сми: проблемы и перспективы развития
- 13. Перспективы развития редакционного планирования
- История становления жанровой системы
- Современные тенденции развития аналитической журналистики: синтетичность жанров, использование способов получения информации и методов познания действительности, тематика публикаций.
- Современные тенденции развития журналистских жанров
- 6. Особенности репортерской деятельности. Информационные жанры журналистики.
- 8. Предпосылки возникновения обзора печати и дефицит его в жанровой палитре сми. Современное состояние жанра, тенденции его развития в печатных и электронных сми.
- Радиовещание в системе сми и современных каналов коммуникации
- Подготовительные этапы телевизионного сюжета. Синопсис. Основные требования. Архитектоника сюжета. Требования и обоснованность появления в кадре журналиста.
- 3. Специфика специального репортажа на тв: этапы работы, виды спецрепортажа. Технологические особенности, соотношение изображения и текста.