logo
GOS_otvety_chast_1

Сми: определение, виды и формы распространения сми. Их специализация и тематика (в контексте фз «о сми»)

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.

Авторы закона: 1. Федотов Михаил Александрович – доктор юридических наук, профессор, секретарь союза журналистов России; занимал пост министра печати и информации в Правительстве РФ; Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации. 2. Юрий Батурин – доктор юридических наук, космонавт. 3. В.Л.Энтин – кандидат юридических наук.

 Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

Под радио, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы; под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;

Под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

Под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов - не допускается. Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку "Бесплатно" и не может быть предметом коммерческого распространения.

Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции средства массовой информации в смысле настоящего Закона. Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом.

Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными - помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, - допускается не иначе, как с согласия указанных лиц.

В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда. Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).

Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения: название издания; учредитель (соучредители); фамилия, инициалы главного редактора; порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое); индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи; тираж; цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно"; адреса редакции, издателя, типографии.

При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.

Каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения: название программы; дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска; фамилия, инициалы главного редактора; тираж; редакция и ее адрес; цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно".

Если средство массовой информации не освобождено от регистрации, то в выходных данных указывается также зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

Под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей настоящего Закона понимается периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.

Распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией.

Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.

НОВОСТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:

1.Основные понятия новостной журналистики. Многообразие определений понятия «новость». Условия, необходимые для появления новости. Заголовок. Лид. Текст. Язык полостного сообщения. Стандарты написания новостного сообщения. Корпоративные стандарты.

Существует несколько определений понятия «новость». Это сообщение о факте какого-либо изменения, о которых еще неизвестно обществу, но важно для него и может быть использовано людьми в каких-либо целях.

Новость - оперативное информационное сообщение, которое представляет политический, социальный или экономический интерес для аудитории в своей свежести, то есть сообщение о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент.

- Это оперативная информация, которая представляет политический, социальный или экономический интерес у аудитории своей свежестью, то есть сообщения о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент.

- Свежая информация об определенных событиях, которая ранее не была известна и нигде не освещалась.

- Недавно полученное сведение, известие, сообщение.

- Материал, содержащий фактическую информацию о событии.

В основе всякого новостного сообщения лежит событие. При этом надо понимать: само событие – это не рассказ о событии. Новостное сообщение – это интерпретация события. Новость может кардинально отличаться от содержания события.

Для появления новости, в частности, необходим информационный повод (происшествие, какая-либо дата, событие и пр.). Новизна – свойство информации, определяющее относительное количство пригодной для использования не устаревшей информации (свежей). Особенность работы журналиста – никогда не знаешь, где будешь через 10 минут. Самая новостная журналистика – интернет –журналистика.

Откуда берется новость: 1)пресс-релизы; 2)интернет; 3) обзвон ньюсмейкеров; 4)комментарии (читателей, специалистов и т.п.); 5) «под ногами» - мы живем в городе, о котором пишем.

Отличительные особенности новости: краткость, оперативность, грамотный отбор фактов (наиболее важное), понятность аудитории издания; значимость для аудитории. Хорошо, если есть: конфликтность, яркость происшествия; связь с известным именем; человеческий интерес.

Заголовок должен быть динамичным. Один из стандартов – это употребление в заголовке подлежащего и сказуемого. Лид должен отвечать на вопросы: что, где, когда? В лиде должна содержаться основная информация о событии.

Язык и языковые средства новостного сообщения должны быть простыми. Особенно в радио- и тележурналистике.

Существует множество стандартов написания новостных сообщений. В частности, некоторые СМИ выдвигают требования к оформлению информационного сообщения. Например, сначала идет дата, затем место события и т.д. В основном, СМИ поддерживают стандарты перевернутой пирамиды, но, бывает, требования к стандарту изменяются.

При характеристике новостей важно учитывать контекст (обстановка в определенном ареале распространения, связанная с темой и событием и помогающая оценить его необычность).