logo
GOS_otvety_chast_1

13. Перспективы развития редакционного планирования

Хороший редакционный план – необходимый элемент организационной работе редакции. Отсутствие плана приводит к непоследовательности в работе редакции. Часто проблемный материал или новая рубрика не получают продолжения. Такая непоследовательность напрямую сказывается на действенности и эффективности как издания в целом, так и в каждой отдельной публикации. Отсутствие логики и последовательности так же влияют на выполнение газетой своей специфической функции – формирование общественно-политичских взглядов, идей и убеждений и у читателя.

Ритмичность, которую вносит редакционный план, выгодна не только газете, но и читателю, создает для него удобство при общении с каждым номером, так, одному читателю могут быть интересны темы будничных номеров, а другому – темы выходного номера. Таким образом, газета может поддерживать читательский интерес.

Зарекомендовал себя такой вид планирования, как сетевой график. Редакции, работавшие и научившиеся его применять, утверждают, что сетевой график, как минимум, позволяет рационализировать труд журналистов, постоянно поддерживать интерес читателя к газете. Тему такие издания ведут в течение нескольких номеров, освещая различные точки зрения, материалы не срываются, а журналисты более дисциплинированы. Система хорошо подобранных тем позволяет газете выявить и сохранить свою индивидуальность, разнообразную тематику и жанровую палитру.

В газете взаимодействуют три модели – содержательная, композиционная и графическая. Сетевой график является формой композиционной модели и выполняет в газете следующие функции: фиксирует тематические разделы и рубрики издания за определенными страницами номера, определяет время их появления в комплексе газеты. Но между сетевым графиком и композиционной моделью есть отличия. Ведь модель – это образец какого-либо объекта, а сетевой график – форма его материального выражения, редакционный документ.

Но главная функция композиционной модели и ее формы – сетевого графика – это установление в цикличности публикации основных разделов. Одни разделы в силу большой значимости появляются почти в каждом номере, другие публикуются, допустим, в определенный день недели или месяца. Такая стратегия газетной деятельности и обеспечивает постоянство форм общения газеты с читательской аудиторией.

Но не стоит увлекаться редакционным планом, занимая все место в газете. Многие исследователи сходятся во мнении, что сетевой график эффективен, если он охватывает ¾ объема номера, а около ¼ оставляет для тематического маневра. Поэтому композиция издания должна разумно сочетать в себе жесткие элементы с вариативными. Это позволяет перенести тот или иной раздел на видное место в соответствии с планом конкретного номера. Особенно важен такой тематический маневр в еженедельных газетах, где без вариативности исчезает актуальность и значимость информации.

Постоянство композиции, достигается с помощью сетевого графика, нельзя абсолютизировать, превращать в «мертвую» схему. Сетевой график успешно выполняет свои функции, когда сочетает в себе постоянство и изменчивость, стабильность и динамику.

Для этого следует обновлять отдельные элементы композиционной модели, при этом основные ее черты должны оставаться неизменными. Но модернизация должна происходит сообразно с изменениями содержательной модели. Чаще всего, это происходит, когда газета пытается удержать интерес постоянных читателей, отстаивая новые для издания темы. Старые либо уходят на второй план, либо исчезают совсем. Этот процесс должен происходить постоянно, так как отражает динамику развития издания в рамках своего стиля. Разумеется, переход от одних тем к другим должен происходить постепенно и не затрагивать основных тематических направлений газеты. На сетевом графике эти изменения будут отражаться в виде замены одних рубрик другими при сохранении тематических направлений, если такие имеются у отдельных полос. В газете должны присутствовать как краткосрочные рубрики, интригующие читателя, поддерживающие его интерес, так и долгосрочные, формирующие стиль издания, его тематические направления.

Основной этап редакционного планирования – это планерка – оперативное совещание редакции по планированию работы на ближайшее время. Обсуждаются тема, жанр, автор, размер, № полосы, география публикации. Руководителям желательно продумать композиционную модель, сетевой график.

Кроме этого, выделяют долговременное планирование: сетевой график, где фиксируется гл. тематика, направления. И текущее или кратковременное: конкретизация и уточнение сетевого графика.

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА: