logo search
Правовое регулирование и этика массовых коммуни

14.Выпуск сми как производственный процесс: радио– и тележурналистика

Современная радио– и телестудия. Технические центры электронных СМИ. Современные средства связи. Кабельное и эфирное телевидение. Спутниковое телевидение. На пути к цифровому телевидению. Электронные СМИ в Интернете.

Программная политика электронных СМИ. Зависимость сетки вещания от типологических характеристик радио- и телеканала. Авторские программы на радио и телевидении, их функциональные особенности.

Организационный и творческий процесс: съемка, написание текста, монтаж. «Письменная» и «устная» журналистика. Художественные средства организации текста на радио и телевидении (звук, изображение, «музыкальные обои»). Требования к звучащей речи. Шумы и другие акустические эффекты в эфирных программах. Специфика «прямого эфира».

Радио — область техники, имеющая дело с применением электромагнитных волн (радиоволн), ее теперь называют ра­диоэлектроникой, так как технические ее средства базируются на широком использовании электронных компонентов. радиоспектр чрезвычайно широк — от сверхдаль­них волн, измеряемых тысячами метров до миллиметровых и субмиллиметровых. Для поселковой станции необходимы радиопередатчик, 50 мет­ров многожильного медного провода для антенны, устройство антенной настройки, два микрофона на стойках, два проигры­вателя для пластинок, две пары наушников, две кассетные деки, микшерный пульт на 5 каналов (микшер сводит источники зву­ка во время передачи в прямом эфире и выводит сигнал на пере­датчик), аудио-кабели и электропроводка, а также некоторая ме­лочь типа индикатора включения (выключения) передатчика и т. п. Для станции, вещающей на современный город, список этот существенно расширяется, включая большой ассортимент уст­ройств, связанных с источниками звука (микрофоны, магнитная пленка, кассеты, компакт-диски и т. д.), преобразователями сиг­нала (микшерные пульты, репродукторы, фильтры и т. д.), ли­ниями связи студия-передатчик (коаксиальный кабель, радиоси-стема) и передающей системой (передатчик, фидерная линия для передачи выходного сигнала передатчика к антенне, антенна и мачта для ее установки и т. д.) [13]. Весьма полезно дополнитель­ное студийное оборудование: фильтры низких частот, позволя­ющие уменьшить фоновый шум при записи интервью в аэропор­ту; фильтры высоких частот, улучшающие слышимость интер­вью, передаваемого по телефону; полосовые фильтры, пропус­кающие полосу средних частот, отсекая верхнюю и нижнюю ча­сти спектра; узкополосные режекторные фильтры (фильтры-пробки), способные подавлять часть звукового спектра в очень узком диапазоне, отсекая гудение, свист и т. п.

Студийные магнитофоны подразделяются на три типа в зависимости от подачи пленки: на кассетах, компакт-кассетах или на открытых катушках. Пленка в магнитофонных кассетах может быть покрыта окисью железа или двуокисью хрома. В первом варианте цена ее существенно снижается, во втором — пленка дорогая, но позволяет уловить высокие частоты звуко­вого спектра, что очень важно при записи музыки. В компакт-кассетах, или картриджах (картах) концы короткой, рассчитан­ной на минутную запись, пленки на бобине склеены, и ее не надо ни перематывать, ни прокручивать. Картриджами пользуются для коротких и часто повторяющихся сообщений — таких, как регулярные объявления, позывные станций и передач, рекла­ма, звуковые эффекты и т. д. Магнитофоны третьего типа, ра­ботающие с открытой пленкой, намотанной на большие плос­кие бобины, используются только для производства и монтажа фонограммы (оператор находит нужно место записи, режет и склеивает пленку, переписывает фонограмму на кассету или картридж или сразу же пускает в эфир).

Радиовещание в системе СМИ. Структурные и функциональные характеристики.

Специфику каждого из СМИ целесообразно рассматривать по крайней мере по 4 позициям: по способу осуществления, выразительным средства, качествам канала, характеру потребления информации (аудиторные характеристики). Радиовещание следует прежде всего сравнивать с ТВ: оба этих средства по своей природе ближе друг к другу, чем к газете.

Способ осуществления: в звуке и только в звуке. Специфичность каждого канала СМИ связана с присущими ему возможностями осуществления: печатное слово и изобразительные средства для печати, звук (голос, музыка, рисующие шумы) для радио, звук и изображение для ТВ. Соответственно включаются и органы чувств: зрение, слух, слух и зрение.

Радио по своей природе акустическое средства, рассчитанное на аудирование, т.е. на одновременное слушание и понимание информации. Радиовещание осуществляется в звуке и только в звуке. Последнее ограничение составляет его специфику. Действительно, ведь ТВ в полной мере обладает звуком и плюс - изображением. Однако эта простая арифметика всего не объясняет. Изображение требует особого использования звука, требует порой поступиться некоторыми его возможностями, какие-то его потенциальные силы остаются невостребованными. Звук на ТВ часто играет вспомогательную роль.

Выразительные средства: устная речь, рисующие шуми, музыка, монтаж. Радиоречь должна донести до слушателя самую разнообразную информацию, оказать эмоциональное воздействие, сделать невидимое видимым (в этом смысле говорят о наглядности радиоречи, что, в общем, недопустимо на ТВ, где речь не должна подменять или дублировать изображение). Радиоречь по своей природе диалогична, она всегда предполагает собеседника - радиослушателя.

Шумы - отдельные звуковые снимки, звуковые картины бесконечно разнообразной звуками действительности. Шумы выполняют информационные, эмоциональные функции, выступают в роли исторического документа.

Музыка сочетается с текстом, усиливает те или иные эмоциональные стороны, служит монтажным элементом, создает наиболее благоприятный режим восприятия.

Оперативность радио, необратимость информации (как и на ТВ) - другие свойства.

Специфика потребления: совмещение слушания передач с другими занятиями повышает роль “ритма дня” как фактора обращения к радио, выбора программ - фоновый характер радио.

Радиовещание стало выполнять многие необычные для СМИ функции: оно будильник, который будит в приятной форме, спутник в автомашине, помощник, который в течение всего дня облегчает домашним хозяйкам их работу. Другие, основные функции радио: информирование, развлечение, эстетическая функция, коммуникация (общение), интегрирующая функция, социально-воспитательная (управленческая), образовательная.

Телевидение, как и любое средство массовой информации (как печать — площадью газетного номера), ограничено времен­ными рамками, структурой программ. Предварительный контур общей структуры телевидения называют сеткой вещания. Сетка, с которой соотносятся тематические планы, отражает уровень организационной деятельности телестудии и учитывает жанры, тематику и время выступлений, временную ритмичность, адрес­ность, состав аудитории, координацию с другими телестудиями. Оперируя временем, телестудия верстает отдельные передачи. Программная телевизионная верстка — это важный метод орга­низации вещания с целью воздействия на телезрителя. Планы телестудии реализуются в павильонных или натурных съемках.

Включение камеры происходит в аппаратной. Перед ок­ном, выходящим в павильон — пульт с контрольными монито­рами, каждый из которых соединен проводами с одной из ка­мер. Каждая пара «монитор-камера» пронумерована одинако­вой цифрой. И только у одного монитора вместо цифры стоит буква «К»: изображение сюда поступает не с камеры, а с кино­проектора, т. е. с кинопленки. Есть и не помеченный ни циф­рой, ни буквой «эфирный», или «выходной» монитор (с несколь­ко большим экраном) — на нем можно увидеть именно то изоб­ражение, которое в данный момент «выходит в эфир». Каждая из камер посылает на экран монитора свое изображение.

Важно также различать виды съемки движущейся камерой. Если камера, оставаясь на месте, лишь поворачивается вверх или вниз, вправо или влево, то мы имеет дело с панорамирование (при репортаже с футбольного матча, камера, оставаясь в одной точке, панорамирует в горизонтальной плоскости, следя за мя­чом). Когда угол между оптической осью объектива и плоско­стью снимаемого предмета остается неизменным, то такую съемку называют проездом, или тревеллингом: проезд камеры вдоль ули­цы (горизонтальный тревеллинг), от земли до крыши дома (вер­тикальный тревеллинг). Различные сочетания тревеллинга с панорамированием — это уже траекторная съемка, для осуществления которой при­меняются операторские краны с выносными стрелами, способ­ные одновременно подниматься, поворачиваться и передвигаться в любую сторону.

Сегодня подавляющее большинство телевизионных про­грамм записывается на видеокамеру. Технологию телевизион­ного вещания коренным образом изменило появление видео­магнитофона, позволившего сводить на одну ленту сюжеты с разных источников, повысить качество передач, расширить творческие возможности тележурналиста.

TV в системе СМИ. Основные тенденции развития в условиях рынка.

Специфика ТВ: ТВ способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других СМИ. Эта способность ТВ объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику ТВ как средства создания и передачи сообщения. Первое - способность электромагнитных колебаний, несущих тв-сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Эту способность можно назвать вездесущностью ТВ.

Второе - способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком, - экранность ТВ.

Третье - способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии - в момент совершения его. Одновременность действия, события и отображения его на экране - уникальное качество ТВ. Оно обнаруживается только в процессе прямой передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т.е. в настоящем времени. Способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений называется непосредственностью ТВ. Непосредственность неразрывно связана с симультанностью телепередачи, т.е. одновременностью наблюдения и показа, трансляции.

ТВ вернуло человечеству возможность, которая была утрачена по мере вытеснения ораторского искусства литературным творчеством. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации потребовал восстановить личностные контакты аудитории с коммуникатором, чтобы составить суждение о нем и о ценности его сообщения. Именно этим объясняется значение и привлекательность для аудитории ТВ-информации, персонифицированной, т.е. олицетворенной, ее автором и участниками события. Понятие персонификации связано не только с работой автора-журналиста. Персонифицированный подход можно заметить и в телерекламе, и в детских передачах, и в так называемых “массовых” передачах - особенно в телеиграх.

Непосредственность ТВ, как и радиовещания, определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации.

Симультанность выступает как фактор создания “эффект присутствия”, т.е. придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность.

Функции: информационная (все СМИ направлены на удовлетворение информационных потребностей индивида. ТВ распространяет информацию полнее и быстрее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников).

Культурно-просветительская функция (ТВ приобщает зрителей к ценностям культуры), интегративная (все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое они распространяются, вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем). Социально-педагогическая функция (управленческая, предполагает прямую вовлеченность ТВ в систему административного воздействия на население, посредством этой функции решается задача адаптации населения к меняющимся обстоятельствам жизни), организаторская (ТВ иногда само становится инициатором той или иной общественной акции). Образовательная и рекреативная функции не относятся непосредственно к сфере журналистики..

Тенденции развития: в трудных экономических условиях - экономическая зависимость от правительства и коммерческих структур, в результате - перестройка работы по принципу рыночных отношений.