logo search
GOS_otvety_chast_1

Особенности современной деловой прессы

Деловая пресса - вид журналистики, объектом и адресатом которой являются бизнес-сообщества.

Этот тип прессы очень разнообразный, делится на 2 группы: собственно деловая пресса, рекламная. Свойства: тематическая направленность; деловая информация для предпринимателей.

Доходы: реклама, спонсоры, учредители.

Распространение: подписка, в розницу, адресная бесплатная доставка.

Аудитория: предприниматели, финансовые служащие, экономисты, биржевые работники.

Учредители: деловые и предпринимательские структуры.

Авторы: журналисты, бизнес-специалисты (менеджеры, бухгалтеры и т.д.), эксперты в области экономики, журналистская элита (супер-профессионалы, т.к. в деловой прессе большой материальный резерв).

Деловую прессу отличает богатый качественный дизайн, хорошая полиграфия, хорошее иллюстрирование.

Первые деловые издания в 18-19 веке появились: «Экономический магазин» и «Трудя вольного экономического общества». Первые шаги становления деловой прессы пришлись на 1990–93 годы. Господствовали огромные, имеющие колоссальные активы, и очень дешевые с точки зрения текущих затрат, старые, советские издания. Например, "Независимая газета" с третьего номера стала приносить прибыль, потому что цены уже определялись рынком, а затратная часть на издание оставалась небольшой. Владельцами СМИ были либо трудовые коллективы, либо советские госорганы. Постепенно начал складываться круг частных изданий. Появились спонсоры.

В 90-е гг. началась актуальная коммерциализация прессы. Разорились многие советские издания, началась скупка известных марок. Интерес к прессе подогревался быстроразвивающимся рынком. Но этот интерес не был интересом медийного бизнеса. Хотя пресса еще не успела прийти в нормальное состояние, но появилась тенденция к превращению ее в нормальный бизнес.

Постепенно в деловой прессе становится актуальным понятие «репутация». Для многих изданий это становится актуальной проблемой.

Для "Financial Times" главное – ее репутация, пусть тираж небольшой 320–350 тысяч экземпляров по всему миру. От публикации в этой газете зависят котировки компаний, курсы акций, судьба стран, политиков и экономистов. На этом построена работа всей деловой прессы. Если деловая репутация издания не является основным капиталообразующим элементом, если доверие к информации не является главным критерием оценки издания, значит, деловое издание еще не сформировалось, значит, это нечто другое. Доверие это реальный капитал.

Сегодня можно среди деловой прессы можно вычленить специализированные издания, публикующие информацию, которую используют деловые люди. Одно из таких изданий – "Экономика и жизнь".

К деловым изданиям можно отнести "Коммерсант" и "Эксперт". И тот, и другой проделали интересную эволюцию. Они стали гораздо менее деловыми, чем были вначале. До последнего времени деловая пресса, если говорить о структуре печатных СМИ, была в привилегированном положении, потому что рынок развивался, еще быстрее развивался рекламный рынок, кроме того, даже потребительский рынок был ориентирован в огромной степени на элитный спрос. Сейчас происходит медленная переориентация в сторону массового спроса. Это означает смену ориентиров в аудитории, а значит, и в газетной политике.

Сегодня не существует жесткого понятия делового издания, не существует жесткой ниши делового издания. Особенностью современной деловой прессы является активная реализация различных PR- акций. Это один из самых живых рынков. Чем крупнее структура, чем агрессивнее ее PR, тем у нее более серьезные противники, имеющие средства и возможности заниматься контрPR. Это создает рынок для деловых изданий.

Наиболее успешным деловым изданием является "Коммерсант". Сейчас это единственная российская качественная деловая газета, которую получает практически вся политическая, интеллектуальная и бизнес–элита.

Самое же страшное для деловой прессы это случайная публикация, затрагивающая интересы конкурентов, потому что конкуренты это воспринимают как «объявление войны».

Главная проблема деловой прессы сегодня – это отсутствие рынка.

Деловая пресса России стремится стать островной (Великобритания), это значит, что факт первостепенен, а комментарий автора второстепенен (другая пресса России стремится к континентальной журналистике).

СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:

3. Особенности освещения социальных проблем российского общества (бездомность, правовая и экономическая незащищенность населения, социализация людей с ограниченными возможностями, соц. сиротство, благотворительность, асоциальное поведение, национализм, нацизм и др.) различными типами СМИ.

Приоритетными темами являются: проблемы незащищенных слоев населения, социально-трудовые отношения и экономическая политика, проблемы молодежи, экологическая и природоохранная деятельности, пропаганда здорового образа жизни, темы нравственного воспитания и экологии личности.

Проблема социализации людей с ограниченными возможностями в современном обществе – сейчас начинают менять отношение людей к инвалидам, пытаются уравнять их в правах с обычными людьми, пытаются избавиться от жалости и других негативных ассоциаций. В России этот процесс только набирает силу: например, еще очень часто в прессе можно встретить слово «калека». В тезаурусе журналистов пока еще не сформировалась политически корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение ко всем людям (вместо больной, калека, неполноценный, дефектный, сумасшедший, псих - инвалид, человек, имеющий инвалидность, человек с ограниченными возможностями, люди с душевным или эмоциональным расстройством).

Бездомность в России: пытаются найти причины бездомности, определить стадии и закономерности, в результате которых появляется отрыв человека от общества, имеющий как объективный (ухудшение возможностей трудоустройства, разрыв социальных связей и т.д.), так и субъективный, ментальный характер.

Новости социальной сферы занимают скромное место. Существует Агентство соц. информации (АСИ), оно реализует проекты в соц. сфере. Это специализированное агентство, отражает интересы третьего сектора. Оно выпускает ежедневные и еженедельные выпуски новостей в электронном формате о деятельности некоммерческих организаций, социальных программах.

Многие газеты не только информируют, но и анализируют социальные события (Известия, АиФ, КП). Для них важно быть универсальным средством коммуникации, собирать и выявлять проблемы общества. Качественные газеты не уделяют достаточно внимания социальным темам. Для них важнее экономика и политика. Социальная тематика может заинтересовать только тогда, когда речь идет о политических решениях или происшествиях. Социальная сфера на страницах таких газет нерентабельна, обременительна. Проблемы общества осознаны и признаны, но, кажется что это признание только на словах. В последнее время эта ситуация начинает меняться. Массовые издания не такие качественные, но в них всегда больше информации на социально значимые темы. Почти все тексты стремятся узнать и показать конкретную проблему конкретных людей. Но бывает, что материалы отличаются субъективизмом, непроверенными фактами, что снижает их эффективность. Ни качественные, ни массовые СМИ не являются эффективными. Журналы – специализированные журналы не уделяют много внимания, профессиональные журналы рассматривают проблемы с внутренних позиций, не совпадающих с общественными. Универсально-тематические журналы социальной направленности превращаются в узкоспециализированные, создается иллюзорность решения проблем. Русский репортер вывел журналы на новый уровень. На ТВ это восстребованно (ТВЦ – день аиста, у вас будет ребенок в «пока все дома»). Но результативности небольшая. Хороших программ с социальной тематикой много, но не они являются отправной точкой в решении социальных проблем. Это различные ток-шоу, которые порождают зависимость человека от сенсаций и уход его от социума (1 канал - участок).

ДиМ СМИ: