15. Классификация информации с правовой точки зрения
Понятие и виды отношений по поводу информации как объекта правового регулирования. Понятие о документированной информации. Информация как объект частного и публичного права.
Информация с точки зрения ее доступности. Информация общедоступная. Социально значимая информация и ответственность за ее незаконное сокрытие. Экономическая информация, не подлежащая сокрытию от общественности.
Информация ограниченного доступа. Виды конфиденциальной информации. Виды информации, являющейся объектом гражданских прав, и ее правое регулирование.
Законодательное регулирование доступа к информации. Ответственность за разглашение информации ограниченного доступа.
Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare — придавать форму) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Классификация информации
Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам.
По способу восприятия
Для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих её рецепторов.
Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
По форме представления
По форме представления информация делится на следующие виды.
Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков.
Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.
По предназначению
Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
Личная — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
По принадлежности к отрасли экономики
промышленности
материальным ресурсам
агропромышленному комплексу
связи
транспорту
капитальному строительству
Общедоступная информация Согласно законодательству РФ:
1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
Социальная информация - это обозначение содержания сигналов извне, побуждающих субъекта к социальному действию.
Cоциально значимой информации, представляющей собою более широкое понятие (то есть, если какая-то информация является для кого-то социальной, то можно утверждать, что она для этого субъекта социально значима, в то время как обратное верно не всегда). Социально значимая информация служит, в основном, целям ориентации в окружающей действительности, а социальная - целям социального творчества. В определенном смысле социальная информация - альфа и омега истории человеческой цивилизации.
Экономическая информация, информация об экономических отношениях и процессах обществ. воспроизводства. Используется в системе управления народным хозяйством наряду с другими видами информации (например, технической, отражающей взаимосвязи между вещественными элементами производства). Знания, сведения, входящие в Экономическая информация, с точки зрения воспринимающих их субъектов содержат информацию лишь в той мере, в какой они новы и полезны для решения каких-либо задач.
В зависимости от содержания Экономическая информация может классифицироваться: а) по фазам и процессам воспроизводства - информация о производстве, распределении, обмене, потреблении; б) по элементам (факторам) воспроизводства - информация о населении и трудовых ресурсах, природных ресурсах, продукции и услугах, денежных средствах и т.д.; в) по отображаемым структурным единицам - отраслям нар. хозяйства, экономическим районам, предприятиям и организациям и т.п. Важное значение имеет деление Экономическая информация по принадлежности той или иной функции управления: различают плановую Экономическая информация, вырабатываемую в процессе планирования; учётно-статистическую, которая порождается функциями учёта и анализа; нормативную; контрольную, прогнозную и т.п.
Информация ограниченного доступа - информация, доступ r которой ограничен федеральными законами.
Впервые понятие информации находящейся в ограниченном обороте введено в ФЗ о кредитных историях 2005 года. По нему ст. 7 говорит что это совокупность информации находящейся в титульной, основной и дополнительной частях кредитной истории является ограниченного доступа. Признаки позволяющие выделить информацию находящуюся в ограниченном обороте. 1) информация не являющаяся гос. тайной изъятие ее из оборота направленно на защиту безопасности государства и обеспечение и защиту прав и свобод граждан. 2) содержащиеся в информации сведения могут нанести ущерб обладателю этих сведений 3)принимаются меры по охране и защите информации. Коммерческая тайна. Закон о коммерческой тайне принят 29 июня 2004 года. До этого было постановление правительства РСФСР 5 дек. 1991 года называлось о перечни сведений ком. Тайны. ГК давал определение служебной и коммерческой тайны. В закон 2004 года в основу определения понятия ком. Тайны положен принцип действия возможности получения коммерческой прибыли от данной деятельности. В закон о милиции и в ведомственные нормативные акты введено понятие аудиторской деятельности. Постановлением правительства в 2002 году утверждается федеральные правила аудиторской деятельности. ФЗ о банках и банковской деятельности 1990 года. Предоставление сведений относящихся к банковской и аудиторской тайне осуществляется только в определенных законом случаях и на установленном законном основании и только указанному кругу должностных лиц.
Конфиденциальная информация - информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством страны и уровнем доступа к информационному ресурсу. Конфиденциальная информация становится доступной или раскрытой только санкционированным лицам, объектам или процессам.
Российское законодательство выделяет несколько видов конфиденциальной информации – государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, врачебная (медицинская) тайна, нотариальная тайна, аудиторская тайна, адвокатская тайна, банковская тайна, налоговая тайна, личная и семейная тайна, тайна усыновления, тайна совещания судей, тайна следствия и судопроизводства, тайна страхования и т. д. По мнению В. А. Коломийца, в настоящее время в нормативных правовых актах различных уровней упоминается около 50 видов конфиденциальной информации.
Служебная и коммерческая тайны. Тайны, связанные с правом на неприкосновенность личной жизни: персональные данные; личная и семейная тайны; тайна записи актов гражданского состояния; медицинская тайна; тайна вероисповедания. Профессиональные тайны:
Виды информации, являющейся объектом гражданских прав, и ее правое регулирование (авторское право, патентное право).
Законодательное регулирование доступа к информации ограниченного доступа: федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О государственной тайне». «О коммерческой тайне», «О персональных данных».
Ответственность за разглашение информации ограниченного доступа.
Значение информации в жизни и деятельности каждого современного человека общеизвестно. Также известно, насколько велика роль информации для успешного решения конкретной задачи, для достижения поставленных целей. Найти точный ответ на решаемый вопрос, избежать ошибок в принятии решений лучше удается тому, кто четко ориентируется в информационном пространстве, кто при необходимости имеет возможность легко и своевременно получить интересующие его сведения.
- 1. Ценностные ориентации и профессиональная этика в сфере связей с общественностью
- 2. Правовое обеспечение связей с общественностью
- 3. Выпуск сми как производственный процесс: сетевое сми
- 5. Система средств массовой информации Российской Федерации
- Средства массовой информации Республики Татарстан
- 6. Законодательное поле рекламной деятельности в России
- 8.Типология современных средств массовой информации
- 9.Интервью как метод познания действительности и как жанр
- 10.Полномочия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой коммуникации
- 5. Сми в структуре общества
- Структура редакции газеты
- 11.Понятие массовой информации
- 12.Редакции сми как одна из целевых аудиторий связей с общественностью и рекламного бизнеса
- 13.Аналитические жанры
- 14.Выпуск сми как производственный процесс: радио– и тележурналистика
- 15. Классификация информации с правовой точки зрения
- 16.Выпуск сми как производственный процесс: газеты и журналы
- 17.Современная система жанров журналистики
- 18. Государственная политика в области массовой коммуникации
- Глава 1.Статья 3. Недопустимость цензуры
- 19.Правовое регулирование маркетинга
- 20.Информационные жанры
- 21.Правовое регулирование трудовых правоотношений в сфере массовой коммуникации
- 27.Правовое регурирование Интрнета
- 22.Правовой статус субъектов информационных отношений
- 23.Информационные права личности
- 24.Правовое регулирование работы редакции сми
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- 25.Условия и порядок регистрации сми
- 26.Правовое регулирование Интернета
- 27.Основы современного авторского права
- 29. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- 28.Правовое регулирование доступа к информации
- 29.Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- 30.Правовое регулирование избирательной кампании
- 31.Правовое регулирование аккредитации представителей сми
- 32.Понятие о тексте. Журналистские тексты и pr-документы: общее и различное
- 33.Социальные роли и функции журналистики
- 34.Этические регуляторы в сфере информационных отношений
- 35.Защита чести, достоинства и деловой репутации: этический и правовой аспект
- 36.Экономика массмедиа
- 37.Правовое регулирование информационных отношений
- 38.Правовые нормы, гарантирующие права ребенка в Российской Федерации в информационной сфере