logo search
Госэкзамен / госы ответы

119. Сми и конвергенция.

Конвергенция

Пришла на смену информационным супермагистралям - information highway. Алберт Гор - глобальная информ-я инфраструктура - national information infrastructure. Необходимость внедрить компьютеры в школы, Вузы, библиотеки, в организации здравоохранения, чтобы максимально использовать доступ к ним. Принцип универсальной услуги - во всех развитых странах с пользователей телефонов и телекоммуникаций собирается плата, на эти деньги частично субсидируют Инет в Вузах, школах, и т.д. Гос-во не делает прямых инвестиций в телеф. телекомм-ции - частный бизнес. Раньше шли деньги на телефонизацию всей страны. Универсальная услуга направлена лишь на развитие Инета: поощрение прокладки оптико-волоконных кабелей.

Информационная супермагистраль: проблема информатизации богатых и бедных стран, доступна только развитым странам.

Конвергенция (слияние термин, употребляемый в политологии - в будущем лучшие черты капитализма и социализма сольются) = инф. техн-и +телеф. комм-ции + компьютеры и софт.

Общество создает множество инф-и, технологий, чтобы зафиксировать, обработать и доставить эту инф-ю, средства получения, а также хранения инф-и. Но конвергенция всех этих сфер еще не состоялась. К конвергенции подталкивают определенные факторы технического развития:

1 ) платформа (способ доставки инф-го сигнала - цифровой, через спутник или кабель, телефонный, телевизионный, эфир, радиоспектр)

2 ) спутник (объемное оборудование после сбивки () сигнала, удаленность).

3 ) кабель (самый надежный - телефонный, но необходимо его круто модерни­зировать, а на это нужны инвестиции)

4 ) эфир (ненадежен из-за атмосферных помех, отражений. Микроволновый способ передачи: на расстоянии прямой видимости расставлены ретрансляторы. А все вокруг - жареные окорочка (шутка))

Инфо к размышлению: Комп более удобен, чем ТВ. Отсюда мысль - ТВ будущего.

Проблема разрыва между информационно богатыми и бедными странами или Какого хрена нам нужны новости Бурунди!

Вариант решения: Инет будет дешеветь и подтянет бедные страны. Обломались. Развитие использования Инета в каждой конкретной стране зависит от среднегодового дохода среднестатистической семьи: более 16 тыс. U$D - всего в 20 странах, где наиболее активно используется сеть (одна из них - Эстония). Не обязательно самые богатые страны. Первый приз у нас получила Финляндия (182 адреса на 1000 чел. - один адрес на две семьи). На втором тусуется Норвегия (123). Третье делят Исландия, Дания, Швеция, Новая Зеландия со своим Анкором, Швейцария (109). Штаты вяло курят на шестом месте хит-парада (80). У ВБР только (44) чела на штуку населения. Эстония утерла нам нос с (24) юзерами. Почетное двадцатое место у Ирландии - (22) чела имеют сайты, потягивая темное пивко. Группы пользователей в основном богатые люди, элита, деловые люди (за исключением студентов, штурмующих интернет-салон на втором этаже). В основном - белые мужчины. Отсюда вывод - нет доступа в Инет - ты в основном черная женщина. Железная логика, правда? Ютись за компом в библиотеке. В информационно бедных странах недостаточно инф. ресурсов для развития Инета. Даже библиотек нет.

Конвергенция (от латинского convergere – приближаться, сходиться) – термин, уже давно принятый в биологии, этнографии, языкознании для обозначения аналогичных процессов схождения, взаимоуподобления. Исходя из этого же значения западные философы и социологи в 1950-х годах начали употреблять понятие конвергенции в общественно-политических науках. Опираясь на достижения научно-технического прогресса, они высказали предположение о постепенном сглаживании различий между капиталистическими и социалистическими обществами. Основной движущей силой, которая, по мнению американца У. Ростоу, голландца Я. Тинбергена, стимулировала конвергенцию идеологически противоположных общественных формаций, стала научно-техническая революция. Подобная позиция, конечно, стала серьезным основанием для упреков сторонников теории конвергенции в технологическим детерминизме. Однако при этом новый взгляд на процесс конвергенции быстро завоевал популярность среди социологов. Вышедшая в 1962 году книга американского исследователя Д. Белла «Конец идеологии» стала одной из кульминационных точек развития теории общественно-политической конвергенции. Д. Белл подкрепил свою концепцию пост-индустриального общества, выдвинутую ранее, выводом о возникновении нового типа общества. По мнению американского социолога, оно будет опираться на технологии знаний и на информационную индустрию – две важнейшие составляющие будущей экономики.

Д. Белл перекинул мостик к последующим концепциям и представлениям об информационном обществе, и вместе со многими его идеями конвергенция была воспринята и переосмыслена в новом контексте. С 1970-х годов это понятие все чаще употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств – компьютеров, телефонов, телевизоров. Дальнейшее развитие термин получил в ходе дискуссий о дерегулировании телекоммуникационного рынка в США и вещательного рынка в Западной Европе в 1980-х годах. Но только в 1990-х годах быстрое внедрение Интернета в повседневную жизнь миллионов людей придало дискуссиям о конвергенции широкий практический смысл.

Конвергенция привела не только к заметным переменам в медиа-технологии, медиа-содержании и на медиа-рынках. Едва ли не самым значительным последствием ее стало изменившееся отношение политиков к происходящим трансформациям. Первой реакцией политиков на процесс конвергенции было появление новых законов, направленных на либерализацию телекоммуникационных рынков и стимулирование конкуренции. Ослабление прежнего монополизма на телекоммуникационных рынках должно было позволить небольшим компаниям вступить на рынок, понизить тарифы, приблизить весь спектр современных информационных и коммуникационных услуг к потребителю.

Конвергенция технологий, приводящая к существенному «перераспределению ролей» в традиционных СМИ, изменяет роль аудитории. Из пассивной и безликой массы, которая терпеливо потребляет предлагаемое ей содержание, она преобразуется в довольно конкретные группы, информационные потребности и коммуникационные привычки которой могут быть определены весьма точно. Но кроме этого аудитория конвергирующихся СМИ приобретает еще одну ключевую особенность. Интерактивность новых медиа предоставляет традиционному потребителю СМИ безграничные возможности выбора содержания. Но одновременно с этим пользователь он-лайновых медиа становится отчасти редактором, отчасти даже создателем новых содержательных продуктов. В его лице объединяются и потребитель и производитель, интегрируются различные роли и функции, прежде разделенные. Конкретный пользователь превращается в один из факторов, на который в действительности и направляется процесс конвергенции.Доступ пользователей к новым медиа превращается в комплексную проблему эпохи конвергенции, и преодолеть ее может только сотрудничество крупнейших «игроков» телекоммуникационного рынка. Государство и частный бизнес при активном и непосредственном участии самих пользователей должны выработать как социально-экономические, так и образовательные гарантии доступа аудитории к новым технологиям, сетям, Интернету. Прогнозы, предрекавшие смерть газете в конкуренции с кино, радио, ТВ, не сбываются и в эпоху Интернета. Сегодняшние причины более сложны, чем раньше. Процесс конвергенции СМИ, открывающий многие новые и действительно неизвестные прежде горизонты, имеет столько же, если не больше негативных последствий. Без политической воли национального государства, без инновационности и энергичности частного бизнеса, без высокого уровня активности аудитории конвергенция может остаться только возможностью, предсказанной футурологами на рубеже столетий.