logo
Госэкзамен / госы ответы

7. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и адекватных форм социального поведения

Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения

Информация (массовая) определяет сущность журналистики и как системы профессий, и как совокупности произведений, и пр. Все в журналистике подчинено сбору, обработке, компоновке, распространению информации, ее восприятию в аудитории, притом подчинено до такой степени, что даже, скажем, периферийные черты журналиста, например, манера говорить или одеваться, сказываются на характере его профессиональной деятельности, в которой все так или иначе “завязано” на информации.

К инф-ции добавляется определение массовая. Это определяет сущность ж-ки. В широком смысле: весь поток сведений, содерж. В номере, программе и обращенных к аудитории. Носитель инф-ции - текст - это потенц.и. В кач-ве и.рассм. все, что передается по каналам ж-ки. Но это тольео потену.и., т.к. неясно, дойдет ли она до аудитории и каквово воздейств. Принятой и. Окажется только часть потенц. Реальной и. Окажутся лишь сведения, кот.возникнут в аудитории под возд.принятой и. Значит, в создании и.активно участв.сама аудитория. Рез-ты могут быть самыми разными. Полное или неполное согласие, неприятие, обратное возд-вие.

Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.

На журналистику всегда производил сильнейшее воздействие экономический фактор. Журналистика занимает определенное место в системе экономики. Журналистика представляет собой одну из разновидностей производства. У нее есть осознанная цель, к которой стремится производитель, производитель пользуется своими средствами производства, с помощью которых обрабатывает объект производства. Он дает продукцию, которой пользуется потребитель. Все дело в специфике этого производства. Прежде всего, это разновидность духовного производства. Оно многим отличается от материального. Производитель - журналист - пользуется специфическими средствами производства. Объект воздействия тоже специфичен - социальная информация. Тем более специфична продукция этого производства - журналистская информация. Она представляет собой социальную информацию, особы образом обработанную с целью быстрейшего ее поступления к потребителю, облегчения ее восприятия и сильнейшего воздействия на ее получателя.

Природа журналистской информации двойственна: с одной стороны, это продукт духовного творчества, создаваемый с целью воздействия на сознание человека, побуждения его к определенной деятельности, изменения его представления о мире или просто для лучшей его ориентации в тех практических ситуациях, в которых он находится. Но с другой стороны, эта информация поступает на рынок и становится товаром. Информационные потребности, возникающие у людей, заставляют их искать носителей этой информации и покупать их. Так возникают рыночные отношения между производителями журналистской информации и ее потребителями.

Но журналистика как разновидность духовного производства создает не только предмет потребления, но также и потребителя этой информации - аудиторию. Рост этой аудитории приводит к усилению потребности в социальной информации, потребности, которая становится стимулом развития журналистики. Развитие же журналистики, растущее производство информации, в свою очередь, вызывают усиление потребности в ней, обуславливая рост аудитории. Более того, рост производства журналистской информации определяет и способ ее потребления: сама журналистика воспитывает у аудитории “вкус”, все более тонкие способности использовать ее в самых различных целях, связанных с его жизнью, практической деятельностью, познавательными и эстетическими потребностями.

Так рост потребностей в информации, ее производства и потребления формируют и регулируют информационный рынок, на который выходят печатные периодические издания.

Роль журналистики как элемента системы экономики выявляется и на другом направлении. Это связано с необходимостью производства носителей информации и технических средств, доставляющих ее потребителям: производство бумаги, необходимой для периодических изданий, журналистика стимулирует производство и техники, связанной с электронными СМИ. Но самую мощную отрасль промышленного производства, обслуживающего нашу прессу, представляют более полутора тысяч полиграфических предприятий (1994 год). Огромные комбинаты и маленькие районные типографии составляют техническую базу тысяч газет и журналов. Их обслуживают несколько предприятий полиграфического машиностроения, производящих печатные, фальцевальные и другие машины.

Так сложилась разветвленная система материального производства, связанного с журналистикой. Она развивается и непрерывно совершенствуется, используя последние достижения современной науки и техники.

Журналистика и сама воздействует на экономику. Во-первых, СМИ - канал экономической информации, без которой современная экономика существовать не в состоянии. Во-вторых, в СМИ поднимаются вопросы о проблемах экономики. В-третьих, СМИ воздействует на экономику и посредством рекламы. Реклама теперь - мощный двигатель экономики, а носитель рекламы - СМИ.