107. Сми фрг.
ФРГ была образована в 1949 г. Полный суверенитет получила в 1955 г. В 1952 г. Министерство внутренних дел предложило федеральный проект закона о СМИ. В ответ в 1956 г. ряд изданий, объединившись, создали немецкий совет прессы, призванный оказывать помощь СМИ в преодолении недостатков, проверять объективность обвинений в адрес тех или иных изданий, исследовать структуру СМИ и предлагать и вносить в правительство проекты реформ СМИ. В 1957 г. в совет вошли объединение журнальных изданий и профсоюз типографской и бумажной промышленности. В 1959 г. был создан Устав совета. В 1973 г. принят Кодекс прессы. В 1981 г. совет на время прекратил свое существование, но был возрожден и реорганизован в 1985 г.
К моменту образования государства выходило 169 газет. Уже в 1950-е годы начался процесс концентрации прессы. Уменьшалось количество издательств (с 624 в 1954 г. до 386 - в 1984 г.). Создавались «редакционные кольца», «редакционные сообщества», совместные корпункты, рекламные кольца, объединение служб сбыта, типографий и т.п. Особенно интенсивно процесс концентрации прессы проходил в 1960-1970-е гг. Самое большое сокращение числа издательств произошло с 1967 по 1976 гг. К 1976 г. газетно-журнальный бизнес приносил миллиардные доходы. Годовой оборот достигал 30,7 млрд. марок.
Период с 1976 до 1985 г. можно назвать «фазой консолидации». Увеличивалось количество изданий, рост тиражей. Тиражи выросли с 19,5 млн. в 1976 г., до 21 млн. экз. в 1983 г. В 1985 г. в ФРГ было 126 ежедневных газет, 1273 локальных изданий. По сравнению с 1976 г. количество их увеличилось на 54 издания. В эти годы появилось частное телевидение. Происходило оснащение редакций электронным оборудованием. На. конец 1989 г. в Германии зарегистрировано 407 ежедневных изданий на 1000 жителей (во Франции 200, в Италии 115, только в Великобритании 480).
В 1980-е гг. типично было создание «редакционных колец», редакционных сообществ, совместных корпунктов, рекламных колец, объединенных служб сбыта, объединенных типографий. К середине 1980 г. газетно-журнальный рынок Западной Германии был поделен между 10 издательскими концернами, занимавшими монопольное положение в области СМИ.
На рынке абонементной ежедневной прессы доля участия крупнейших концернов распределяется следующим образом: акционерное общество А. Шпрингера (28,58 %), группа ВАЦ (5,99 %), группа Зюддойчер Ферлаг / Фридман Эрбен (3,49 %), издательство Ду Монт / Шауберг (3,18 %), группа Шпутгартер Цайтунг / Райнфельц /Зюдвест Прессе (3,08 %).
На рынке бульварной прессы доля участия каждого определяется следующим образом: А. Шпрингер (81,87 %\ Ду Монт / Шауберг (6,03 %), группа Зюддойчер Ферлаг / Фридман Эрбен (4,07 %), Мюнхенер Цайтунгсферлан / Вестфалишер Анцайгер / Дирк Иппен (2, 89 %), группа Гамбургер Моргенпост / Грунер + Яр (2,11 %).
ВАЦ - название образовано от названия одной из крупнейших по тиражу ежедневных газет «Вестдойче альгемайне цайтунг». Концерн имел 47 изданий, общий разовый тираж 660 тыс. экз. Издавал региональные газеты «Вестф&лек пост», «Нойе Рур» «Вестдойче альгемайне», «Вестфэлише рундшау», «Осттюрингер цайтунг» и др. Участвовал в аудиовизуальных СМИ (в частности, «РТП плюс»).
Группа Грунер + Яр выпускала вечернюю газету «А-цет» (Мюнхен и Нюрнберг). Участвовала в телекомпании АПР, имела акции радиокомпаний. Брост-Шуманы и Функе (Петра Гюткамп, Ренате Шубрис, Гизела Хольцхофэр).
Компания Акселя Цезаря Шпрингера с 16 ежедневными газетами общим тиражом 6 млн. экз. владела крупнейшей надрегиональной бульварной «Бильд», надрегиональной «Вельт», а также региональными «Гамбургер абендблатт», «Берлинер моргенпост», «Бэ Цет». Участвовала также в аудиовизуальных СМИ.
Ду Монт/Шауберг владела кельнским и дюссельдорфским «Экспрессом». Общий разовый тираж 658 тыс. экз. Процент участия в газетном бизнесе - 3,1 %. 5 газет: «Миттельдойче цайтунг», «Кельнер Штадт-Анцайгер», «Экспресс».
Газеты. Во второй половине XX в - в Германии доминировала аналитическая журналистика, которая вобрала в себя черты англо-американской и романо-германской традиций. Основными функциями прессы были информативная, развлекательноя и образовательная.
Типологически немецкая пресса делится на надрегиональную и региональную. Региональная пресса доминирует. Имеется 1300 региональных изданий. Тиражи окружных газет увеличиваются. Количество изданий больше всего в Северном Рейне - Вестфалии - 420, затем в Баварии - 267, Вюртемберге -213, Гессене - 122, Нижней Саксонии 121 в 1989 г. 160 районов имеют 1 газету (49 %).
Типичные региональные издания: «Зюдвест Прессе» (Ульм), «Мюнхенер Меркур», «Бадише Цайтунг», «Райнишер пост» (351 тыс.), «Вестдойче альгемайне Цайтунг» (тираж в 1990 г. - 604 тыс. экз.).
36 % населения - читатели локальных газет. Локальная пресса издается, как правило, под общей рубашкой крупных региональных газет, которая предоставляет готовые части номера, включающие федеральные новости, политический, экономический разделы, культуру и спорт. Локальная газета готовит вставки (сменные страницы) с региональными новостями. Например, «Зюдвест прессе» в Ульме имеет 41 локальное издание.
Надрегиональная пресса не получила широкого распространения. Количество изданий не изменилось с 1970 г. К абонементным надрегиональным изданиям относятся: «Франкфуртер альгемайне Цайтунг» (325 тыс. экз.), «Вельт» (205 тыс. экз.), «Тагесцайтунг» (распространяется в районе Берлина и Гамбурга), «Дойче тагеспост», «Унзере Цайтунг». К надрегиональным газетам относятся также «Зюддойче цайтунг» (343 тыс. экз.), «Франкфуртер Рундшау» (189 тыс. экз.), «Хандельсблатт» (86 тыс. экз.).
Особенность немецкой печати - отсутствие столичной прессы. В Бонне выходило лишь 2 газеты регионального значения ("Райнишер меркюр", "Генерал анцайгер")- В Берлине 9 ежедневных газет имеют 28 региональных и локальных изданий. Общий тираж 1,5 млн. 75 % тиража распространяется по подписке. В крупных городах (Дюссельдорфе и Потсдаме по 3 абонентных газеты, в 15 городах - по два, в остальных - по одной). Не развита система партийных изданий.
Ежедневными считаются газеты, которые выходят не только семь или шесть раз в неделю, но и 2-3 раза в неделю. Среди ежедневной прессы выделяется особо абонементная качественная и качественно-массовая пресса.
Ведущие качественные газеты: «Франкфуртер альгемайне цайтунг» (400 тыс. экз.), симпатизирующая ХДС/ХСС, стоящая на консервативных позициях; «Франфуртер рундшау» (189 тыс. экз.), лево-либеральная газета, симпатизирующая социал-демократии, профсоюзам; мюнхенская «Зюддойче цайтунг» (404,5 тыс. экз.); «Ди Вельт» (216,8 тыс. экз.). Это газеты для истеблишмента, отличающиеся строгостью оформление, высоким уровнем аналитических материалов. «Ди Вельт» (Берлин, 216 тыс.), «Тагес цайтунг» (Берлин, 62 тыс. экз.) - смешанные газеты. Существует также массовая, бульварная пресса (продается преимущественно в киосках, только 4 % распространяется по подписке). Она сравнительно немногочисленна. Массовых изданий 10. Шесть бульварных газет имели совокупный разовый тираж 5,6 млн. экз.
К бульварной прессе относятся: «Бильд» (Гамбург, тираж 5 млн. 446 тыс. экз.), «Экспресс» (Кельн, 435 тыс. экз.), «Берлинер Цайтунг» (306 тыс. экз.), «Абендцайтунг» (Мюнхен, 263 тыс. экз.), «Гамбургер Моргенпост» (167 тыс. экз.), «Абендпост» (Франкфурт, 140 тыс.).
«Бильд-цайтунг» (Гамбург) существует с 1952 г., создана по образцу английской «Дейли миррор». Имеет 35 изданий.
Надрегиональных еженедельников - 7: гамбургская «Ди Цайт» (тираж в 1984 г. 414,5 тыс. экз.), политические «Бауерн Курир» (157 тыс.), «Райнишер Меркюр» (127,8 тыс. экз.), «Вохенпост» (103 тыс.), экономические «Хандельсблатт» (133 тыс.), «Ди Вохе» (120 тыс.).
Существуют издания для иностранцев («Ауслендер-Пресс»). В 1970-1980 гг. в Германии жило 4,5 млн. иностранных граждан. Это оригинальные издания или дайджесты крупных отечественных газет.
Тиражи рекламных газет: 1975 г. - 11,5 млн., 1980 - 32,5 млн., 1985 - 49 млн., 1990 - 53,9 млн. В 1989 г. 70 % домашних хозяйств получали рекламные издания.
В 1970-1980 гг. большое значение имела альтернативная пресса, появившаяся в период студенческих волнений 1968 г. В Берлине выходило более 1200 изданий. С 1990 г. преобразовалась в рекламную.
Журналы. В Германии, как и во Франции, наблюдается возрастание роли журнальной периодики. В 1975 г. было 250, в 1980 - 703, в 1985 - 952. Тиражи выросли с 56 млн. в 1968 г. до 94 млн. в 1984 г. Первое место занимают журналы программ. Тиражи их с 1082 по 1986 г. выросли с 2,2 млн. до 16 млн. экз. С 1983 г. появляются дешевые развлекательные журналы групп Бауэра и Шпрингера.Всего выходит 585 журналов (в 1992 г. - 519). Общий тираж в 126,5 млн. экз. Десять лидирующих изданий имеют совокупный разовый тираж 33 млн. экз.
В 1968 г. процент участие в журнальном рынке каждого издателя распределялся следующим образом: Бауэр - 26 %, Бурда - 8,9 %, Шпрингер -13, 3 %э Грунер + Яр - 8,4 %. В 1984 г. ситуация несколько изменилась: Бауэр - 31,8 %, Бурда - 10 %, Шпрингер - 17 %, Грунер + Яр - 5 %.
К 1976 г. журнальный рынок был поделен между четырьмя журнальными концернами: Бертельсман / Грунер + Яр - издатели журналов «Штерн», «Бригитте», «Гео», «Шпортс»); Бауэр - выпускает дешевые массовые издания («Фернзеевохе», «Нойе Ревю», «Пралине» (лидер по тиражам); Бурда - издает журналы «Бунте», «Фройндин», «Бильд + Функ»; Шпрингер - издатель журналов программ («Херцу», «Функ Ур»).
Лидер публичных иллюстрированных политических журналов «Штерн» (тираж 1,5 млн. экз.). Из-за публикации фальшивых дневников Гитлера в 1983 г. уступил первенство информационно-политическому либеральному еженедельнику «Шпигель» (320 тыс. экз.).
Имеются четыре типа изданий: 1. Специализированные, ориентированные на профессионалов (3 тыс. в 1980 г.), 2. Издания союзов и объединений, 3. Сервисные изданий потребителей, бесплатно распространяемые торговыми предприятиями, 4. Публичные журналы (самое большое количество изданий). К 1990 г. их совокупных разовый тираж достигал 106 млн. экз. Совокупный тираж журналов программ с 1982 по 1986 гг. вырос с 2,2 до 16 млн. экз.
Популярны женские журналы. К журналам женской моды относятся: «Бильд дер Фрау» Шпрингера с тиражом 1, 97 млн. экз., «Тина» Бауэра - 1,54 млн. экз., «Бурда моден» - 1,13 млн. экз. 48 % прибыли журналы получают от рекламы, 40 % - от распространения. У молодежи пользуется успехом журнал «Браво» Бауэра тиражом 980 тыс. экз.
Информационные агентства: ДПА - Дойче прессе -Агентур. Существует с 1949 г. Родилась в результате объединения пресс-служб оккупационных властей . С 1950 г. имеет устав, который провозглашает npi непартийности, независимости. Руководит наблюдательный совет, назначающий управляющего и главного редактора. В начале 1970-х годов внедрило первым электронную систему приема и передачи информации (ERNA). В середине 1980-х гг. заключила договор с ЮПИ о создании службы мировых новостей. Информацию внутри страны распространяет ДДП - Дойчер депешен динст, существующая с 1971 г. Имеются специализированные агентства (ФВД специализируется по экономической информации, КНО предоставляет информацию о католической церкви и т.п.)
Радио и телевидение. Для Германии характерна дуальная система аудиовизуальных средств. Коммерческое телевидение, появившееся в 1980-е гг., сосуществует с общественно-правовым. Имеются 4200 частных радиостанций. 82 % населения слушают радио 3,5 часа в сутки.
Первые радиопередачи в Германии были проведены 29 октября 1923 г. в Берлине. Федеральная и независимая система вещания возникла после войны. В 1948 г. в британской зоне «Нордвестдойчер рундфунк» была создана по образцу Би-би-си, имела общественно-правовой статус. Земельные радиокомпании возникли в 1948-1949 гг.: Радио Бремен, Зюддойчер рундфунк, Хоссишер рундфунк и др.
В 1950 г. в ФРГ образовался консорциум АРД (Рабочее содружество общественно-правовых радиокомпаний), который объединял региональные радиостанции. С образованием телевидения в него вошли и телестанции.
В ФРГ была принята модель общественного вещания, приближающаяся к британской, но не централизованная, а местная, в рамках региона. Радиовещание ФРГ получило название «общественно-правового». В ГДР радиовещание носило отпечаток советского образца - централизованное, государственное.
В начале 1980-х гг. были отменены ограничения на коммерческое вещание, и система стала «дуальной», биполярной. Содержательно германские радиостанции копируют вещание других стран и США. Есть информационные станции, станции ток-шоу, музыкальные и др.
Иновещание ФРГ началось в мае 1953 г. Радиостанция «Немецкая волна» стала в 1960 г. самостоятельной структурой, не контролируемой правительственными учреждениями, финансировалась Министерством внутренних дел ФРГ. Штаб-квартира станции находилась в Кельне, ежесуточный объем вещания составлял в 1960-1970 гг. более 100 часов, передачи шли на 30 языках. К середине 1970-х гг. насчитывалось восемь программ станции: на ФРГ и ГДР, Азию, Африку, Латинскую Америку, Северную Америку, Восточную и Юго-Восточную Европу, Ближний и Средний Восток.
Передачи на русском языке составляют 8 час. ежедневно. Сначала использования спутника «Азиасат-2» передачи «Немецкой волны» стало возможно принимать во всех уголках земного шара. Это крупнейший спутниковый телевещатель. Несколько сотен теле- и кабельных станций по всему миру ретранслируют ее телепрограммы. В Интернете «Немецкая волна» представлена передачами на 11 языках и «Немецкой программой».
Телевещание существовало с 1953 г. В 1954 г. образовалось Германское телевидение («Дойчес фернзеен»). В 1957 г. количество телеприемников достигло 1 млн., а в 1959 г. выросло до 3 млн. В 1961 г. образовалось ЦДР (Второе германское телевидение). Бюджет АРД формируется на 2/3 из абонентной платы. ЦДР - на 1/3. На рекламу отводится 20 мин. С 17.30 до 19.30 час. В 1964 г. появилась Третья программа. В 1965 г. - пять региональных программ. К концу 1970-х гг. появилось кабельное и космическое телевидение.
В 1980-1990 гг. телевидение бурно развивалось. В 1982 г. возникла «Организация кабельных коммуникаций» (АКК). Частное телевидение появилось в 1984-1985 гг. (САТ-1 - «Общество программ кабельного и космического телерадиовещания с ограниченной ответственностью», Музик-бокс, РТЛ-плюс). В 1986 г. земли заключили государственный договор о телерадиовещании, который в 1991 г. был переработан в государственный договор о телерадиовещании в объединенной Германии. К концу 1980-х гг. концерны Бертельсмана, Бурды, Хольцбринка, Шпрингера и группы ВАЦ стали мильтимедийными.
108. Проблемы доступа журналиста к информации.
Доступ к информации - это гарантированное законом беспрепятственное предоставление гражданину (и журналисту в частности) необходимой общественно-значимой информации.
В ходе проведенного мною исследования удалось выяснить, что, несмотря на попытки высокопоставленных лиц обеспечить информационную открытость деятельности государственных и негосударственных учреждении, несовершенства отечественного законодательства позволяют владельцам информации манипулировать обществом в целом и журналистами в частности (от непредоставления общественно-значимой информации до явной дезинформации). Но так как права граждан на свободу доступа к информации являются основой реализации других прав и свобод, то эта манипуляция представляет особую опасность для всего общества.
Получать информацию - это право, прежде всего, гражданина, а журналист работает как представитель общественности. Обеспечение доступности к источникам информации для журналиста имеет чрезвычайно значимый социальный смысл - это средство для обеспечения информированности населения. Однако постепенно и неумолимо возможности журналистов на получение информации сужаются. Более того, в основе 75-80% нарушений прав журналистов лежит проблема доступа.
"Чем точнее мы классифицируем конфликты, происходящие в сфере журналистики, тем более ясно становится, что в их основе лежит проблема доступа к информации. Причем это связано и с насилием, и с убийствами, и с закрытием газет, и с контрольно-пропускными пунктами, устанавливаемыми различными ведомствами на пути газеты к получению информации и её распространению" (Свобода доступа к информации в России. С.173).
Поэтому эта проблема является определяющей еще и для журналистского сообщества. Существует данная проблема и среди журналистов Ростовской области. Проведенное исследование показало, что более 80% журналистов Ростова и области так или иначе сталкивались с проблемой доступа к информации. Непредоставление информации зависит как от персональных характеристик работников СМИ (возраста, пола, образования, должности и так далее), так и от субъективных причин владельцев информации.
Данные опроса позволяют утверждать, что женщины чаще, чем их коллеги-мужчины, сталкиваются с отказом в предоставлении информации. Охотнее делятся необходимыми сведениями с журналистами из государственных СМИ, в возрасте от 35 до 44 лет. Прослеживается прямая зависимость между занимаемой должностью, образованием журналиста и предоставлением-непредоставлением информации. Так, руководители среднего звена с высшим журналистским образованием реже других встречаются с отказом информации.
Интересно отметить, что не всю информацию пытаются скрыть ее владельцы. Наибольшей "засекреченностью" отличаются такой ее вид как точная, поддающаяся проверке, информация (факты, документы, статистика), а также финансовые документы и экономическая информация.
Подтвердилась гипотеза о том, что у журналистов существует иерархия предпочитаемых источников информации, и что первое место в ней занимают органы исполнительной власти. Парадокс, но именно эти органы власти занимают первое место в другой иерархии - органов власти, которые чаще всего отказывают журналистам в предоставлении информации. Не менее трудно получить информацию у коммерческих, финансовых структур, а также правоохранительных органов. Среди типичных объяснений, которыми сопровождается отказ в предоставлении информации, наибольшей популярностью, по мнению журналистов, пользуется ссылка на запрет руководства предоставлять информацию, а, по мнению чиновников, - ссылки на засекреченность информации. С целью повлиять на источник информации, журналисты чаще всего используют дополнительные рациональные и эмоциональные аргументы, именно этот способ воздействия чаще всего испытывают на себе чиновники. Интересно отметить, что предпочтение способов воздействия также зависит от персональных характеристик журналиста. Так, мужчины, чаще чем женщины, апеллируют к закону, а журналисты до 25 лет, если не смогут убедить информаторов при помощи дополнительных рациональных и эмоциональных аргументов, то обращаются за помощью к собственному редактору. Тогда как журналисты от 45 лет добывают информацию при помощи неформальных способов влияния.
Опрос также подтвердил гипотезу, что, несмотря на знание законов РФ, регулирующих доступ к информации, в Ростове и области отсутствует традиция правового разрешения конфликта.
Не подтвердилось предположение о том, что, по мнению чиновников, они редко отказывают журналистам в информации. Опрос показал, что большее количество чиновников в ответ на вопрос: "Как часто вы отказываете в предоставлении информации журналисту?" в графе "Часто" поставили "галочку", что свидетельствует о том, что чиновники в открытую заявляют о своем нарушении закона, зная о безнаказанности.
Проведенное исследование еще раз подтвердило актуальность проблемы и предоставило возможность автору дать некоторые советы журналистам и чиновникам.
Советы коллегам-журналистам:
обратите особое внимание на проблему доступа к информации, стремитесь преодолеть свою правовую неосведомленность в сфере доступа к информации;
решайте проблему не собственными силами, а сообща, через суд. Создайте судебные прецеденты дел по факту непредоставления вам информации. Требуйте соблюдения норм российского и международного законодательства;
разработайте "правила игры", которым бы подчинялись владельцы информации из государственных и негосударственных структур;
обратите внимание на то, как данная проблема решается за рубежом.
- 2. Г. В. Плеханов – публицист.
- 3. Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- 4. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в 1905 году.
- 5. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 6. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 7. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и адекватных форм социального поведения
- 8. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
- 9. Информационные потребности, интересы и запросы различных социальных групп и структура мип.
- 10. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 12. В.И. Ленин – публицист.
- 13. Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- 14. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е годы.
- 15. Сми и массовая культура.
- 16. Эгон Эрвин Киш – публицист.
- 17. Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- 18. Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- 19. Маркс и Энгель – журналисты «Новой Рейнской газеты»
- 21. Сми конца 1920-х - 30-х гг.
- 22. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 23. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 24 . Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 25. Сми Франции.
- 26 . Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных в практике редакций. "Общественное мнение".
- 27 .Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 28. Социальная психология и журналистика.
- 4. Откровенная ложь.
- 29. Мильтон и концепция свободы печати.
- 30. Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- 31. Журналистский текст и социальная практика.
- 33. Творческая индивидуальность журналиста.
- 34. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 35. Профессиональная этика журналиста.
- 36. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 37. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 38. Современное законодательство России о сми.
- 39. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 40. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма работника прессы.
- 41. Сми Великобритании.
- 42. Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- 43. Виды и формы рекламы. Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 44. Права и ответственность журналиста.
- 45. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 46. Pr: сущность и функции.
- 47. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 48. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 49. Журналистика первого советского десятилетия.
- 50. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 51. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 53. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 54. Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях реформирования общества.
- 55. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 56. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- 57. Журналистская деятельность а. С. Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- 58. Проблемы журналистской деонтологии.
- 59. В. Г. Короленко против насилия и произвола (“Мултанское жертвоприношение”, “Сорочинская трагедия”, “Бытовое явление” и письма Луначарскому).
- 60. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм.
- 61. “Отечественные записки” под редакцией н. А. Некрасова и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868 - 1884).
- 62. Система методов журналистского творчества.
- 63. Техническая база сми. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронная техника и технология выпуска газет, еженедельников, журналов.
- 64. Информационное пространство в условиях реформирования общества и проблемы его оптимизации.
- 65. Организация работы пресс-службы.
- 66. Экономические основы функционирования сми. Проблемы экономики сми и пути их решения.
- 67. Журнал в структуре сми. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- 68. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 69. Правительственные информационные центры стран Запада.
- 70. Отечественная публицистика на современном этапе.
- 71. Условия и факторы развития современной рекламы.
- 72. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 73. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 74. Сми сша
- 76. Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 77. Авторитарная теория печати.
- 78. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 79. Новые информационные технологии и развитие журналистики.
- 80. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 81. Особенности работы журналиста в электронных сми.
- 82. “Русское слово”. Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 83. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 84. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории журналистики.
- 87. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 88. Информация и дезинформация в журналистике.
- 89. Социалистическая журналистика 1917 г.
- 90. Типология западной журналистики.
- 92. Применение опросных методов в журналистике.
- 93. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 94. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 95. Структура и функционирование редакционного коллектива.
- 96. Основные этапы развития рекламы.
- 97. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 99. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 100. Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др.
- 103. Реклама в системе сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио и тв.
- 104. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 105. Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 гг.)
- 106. Сми и информационное общество.
- 107. Сми фрг.
- 110. Сми и выборы: современные предвыборные технологии.
- 112. Деятельность сми и проблемы информационной безопасности
- 113. Педагогическая пресса России.
- 116. Pr и реклама: черты сходства и различия.
- 117. Проблемно-тематическая структура содержания российской прессы.
- 118. Средства pr: опыт классификации.
- 119. Сми и конвергенция.
- 120. Джон Рид – публицист.